Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.08.2016 N 20АП-4202/2016 ПО ДЕЛУ N А09-16048/2015

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2016 г. по делу N А09-16048/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 24.08.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 30.08.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Капустиной Л.А., Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от истца - Макеевой М.Ю. (доверенность от 11.01.2016 N 01-11), от ответчика - Филилеева Ф.В. (доверенность от 11.01.2016 N 1), в отсутствие представителя ГБУК "Центр историко-культурного наследия и туристско-информационной деятельности Брянской области", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления имущественных отношений Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 17.05.2016 по делу N А09-16048/2015 (судья Малюгов И.В), установил следующее.

Управление имущественных отношений Брянской области (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Росреестра по Брянской области (далее - ответчик) о признании незаконным решения от 06.11.2015 N 32/001/059/2015-177 об отказе в государственной регистрации права собственности Брянской области на земельный участок с кадастровым номером 32:28:0020206:83, площадью 24 011 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, г. Брянск, рп. Радица-Крыловка, ул. Некрасова, о/д 53 и понуждении ответчика произвести государственную регистрацию права собственности Брянской области на земельный участок с кадастровым номером 32:28:0020206:83, площадью 24 011 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, г. Брянск, рп. Радица Крыловка, ул. Некрасова, о/д 53.
Решением арбитражного суда заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Управление имущественных отношений Брянской области просит решение суда отменить.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней, отзыва на нее, дополнения к нему, заслушав пояснения представителей сторон, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что 30.09.2015 Управление имущественных отношений Брянской области обратилось в Управление Росреестра по Брянской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Брянской области на земельный участок, расположенный по адресу: Брянская область, г. Брянск, р.п. Радица-Крыловка, ул. Некрасова, о/д. 53, кадастровый номер 32:28:0020206:83.
Сообщением от 06.11.2015 N 32/001/059/2015-177 Управление Росреестра по Брянской области отказало в государственной регистрации права собственности на земельный участок на основании абзаца 4 (документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства), абзаца 10 (не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя) пункта 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ (далее - Закон о регистрации).
Посчитав указанный отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, Управление имущественных отношений Брянской области обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Вынося обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Пунктом 1 статьи 2 Закона о регистрации установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно статье 5 Закона о регистрации участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в частности, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него.
Пунктом 2 статьи 16 Закона о регистрации предусмотрено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В силу пункта 1 статьи 18 Закона о регистрации прав документы, предоставляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав; документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.
В силу части 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30.1 Закона Закон о регистрации).
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 (далее - Перечень N 404).
Согласно пункту 2 указанного Перечня N 404 на государственную регистрацию предоставляются правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками), - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 25.02.2015 N 410 и договора безвозмездного пользования от 26.02.2015 N 1461, Управление имущественных отношений Брянской области предоставило спорный земельный участок в безвозмездное пользование ГАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в г. Брянске".
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика пояснил, что в регистрации права собственности на указанный земельный участка заявителю было отказано, при этом указанный отказ последним не обжаловался.
Данные обстоятельства Управлением имущественных отношений Брянской области не оспариваются.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что право собственности на спорный земельный участок не зарегистрировано заявителем в установленном законом порядке.
Как следует из материалов дела, в качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию был представлен договор безвозмездного пользования находящимся в государственной собственности земельным участком от 31.07.2015 N 72, согласно которому Управление имущественных отношений Брянской области (ссудодатель) передает Государственному бюджетному учреждению культуры "Центр историко-культурного наследия и туристско-информационной деятельности Брянской области" (ссудополучатель) вышеуказанный земельный участок в безвозмездное пользование в целях разработки программы развития туризма в муниципальном образовании город Брянск.
Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 3.3. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) с 01.03.2015 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;
- органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом;
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района;
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;
- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;
- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 данного Федерального закона;
- органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
При этом в силу пункта 17 статьи 34 Закона N 171-ФЗ в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселении, являющемся административным центром (столицей) субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и указанным исполнительным органом государственной власти до дня вступления в силу настоящего Федерального закона принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо размещено или опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка, предоставление такого земельного участка на основании данного решения или по результатам этого аукциона осуществляет указанный исполнительный орган государственной власти.
Из системного толкования изложенных правовых норм следует, что распоряжение Управлением имущественных отношений Брянской области земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, после 01.03.2015 возможно только в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, либо органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут только завершить ими же начатую процедуру предоставления конкретного земельного участка, а не продолжать осуществлять имевшиеся ранее полномочия по распоряжению земельными участками.
Приказом Управления имущественных отношений от 31.07.2015 N 1368 ГБУК "Центру историко-культурного наследия и туристско-информационной деятельности Брянской области" предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок сроком на 11 месяцев, то есть после 01.03.2015.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм права, данный документ не свидетельствует о принадлежности спорного земельного участка субъекту Российской Федерации - Брянская область на праве собственности и не является основанием для разграничения государственной собственности на землю, поскольку договор безвозмездного пользования является обязательным документом, подтверждающим возникновение права безвозмездного пользования земельным участком и не может рассматриваться в качестве правоустанавливающего, поскольку заключен неуполномоченным лицом.
С учетом изложенного апелляционный суд отклоняет как несостоятельный, основанный на неверном толковании норм действующего законодательства довод жалобы о том, что на момент вступления в силу изменений в земельное законодательство, спорный земельный участок был предоставлен государственному учреждению Брянской области в безвозмездное пользование, то есть был разграничен и относился к государственной собственности Брянской области в силу прямого указания федерального закона. В связи с изложенным также отклоняется ссылка заявителя жалобы на то, что Управление имущественных отношений Брянской области, являясь уполномоченным органом государственной власти, было наделено полномочиями по дальнейшему предоставлению земельного участка в пользование иной государственной организации Брянской области.
Поскольку заявителем не представлено в регистрирующий орган доказательств возникновения права собственности на спорный земельный участок, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемый отказ соответствует статье 20 Закона о регистрации.
С учетом изложенного, суд, первой инстанции правомерно не усмотрел правовых оснований для распоряжения Управлением имущественных отношений Брянской области спорным земельным участком, и, как следствие, верно исходил из отсутствия оснований для обращения в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права.
Относительно доводов жалобы о том, что ранее (еще при первичном обращении) представлялись документы, свидетельствующие о фактическом разграничении собственности, суд указывает следующее.
Заявитель ссылается на договор о предоставлении участка в пользование ГАУ МФЦ еще до 01.03.2015, что, как он полагает, свидетельствует о том, что земля уже была разграничена. Указанный земельный участок предоставляется ГАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в г. Брянске" в соответствии с приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 25.02.2015 N 410 сроком на 1 год для подготовки технической документации (определение возможности подключения объекта к инженерным коммуникациям), разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.
Как следует из апелляционной жалобы, если в соответствии со ст. 34 Федерального закона N 171-ФЗ Управлением имущественных отношений была утверждена схема расположения земельного участка, то распоряжение участком произошло.
Однако заявителем не учтено, что в соответствии с вышеназванной статьей значение имеет то, что земельный участок предоставляется для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений.
Вместе с тем разрешенное использование данного участка: для индивидуального жилищного строительства. Таким образом, спорный земельный участок предназначен именно для строительства и эксплуатации зданий, сооружений, следовательно, распоряжение участком имело место вопреки требованиям ст. 34 Федерального закона N 171-ФЗ.
На основании статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: не соответствие закону или иному нормативному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, что заявителем не представлено доказательств с бесспорностью свидетельствующих о нарушении Управлением Росреестра по Брянской области норм действующего законодательства, а также нарушения прав и законных интересов Управления имущественных отношений Брянской области, заявленные требования правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Доводы жалобы не опровергают выводы суда, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 17.05.2016 по делу N А09-16048/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА

Судьи
Л.А.КАПУСТИНА
Н.В.ЗАИКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)