Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.06.2017 N 33А-4599/2017

Требование: О признании незаконными действий по постановке на учет земельного участка как участка сельскохозяйственного назначения, направленных на заключение договора аренды участка, обязании устранить кадастровую ошибку в сведениях ГКН о земельном участке, исключить из площади предоставленного в аренду участка участки земель лесного фонда РФ.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец полагает формирование участка лесного фонда и отнесение его к категории земель сельскохозяйственного назначения незаконными.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 июня 2017 г. N 33а-4599/2017


Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей Кудряшова В.К., Пересыпкиной Т.И.,
с участием прокурора отдела Оренбургской областной прокуратуры Стиплина И.В.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Оренбургского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области о признании незаконными действий по формированию и постановке земельного участка на кадастровый учет, обязании принять меры по устранению кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о земельном участке, признании незаконными действий на заключение договора аренды земельного участка
по апелляционной жалобе Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области и апелляционному представлению Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора на решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 20 марта 2017 года.
Заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф., судебная коллегия
установила:

Оренбургский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, указав, что в собственности Российской Федерации имеются земельные участки из состава земель лесного фонда, расположенные на территории Асекеевского района.
ТУ Росимущества в Оренбургской области из состава вышеуказанных земельных участков был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером N, площадью 37 406 001 кв. м, с присвоением категории "Земли сельскохозяйственного назначения".
16 сентября 2014 года между ТУ Росимущества в Оренбургской области и М.В.И. был заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка.
Административный истец полагает, что формирование земельного участка лесного фонда и отнесение его к категории земель сельскохозяйственного назначения является незаконным.
С учетом уточнения требований, просил суд признать незаконными действия Территориального управления Росимущества в Оренбургской области по формированию и постановке на учет земельного участка с кадастровым номером N как земельного участка сельскохозяйственного назначения; обязать Территориальное управление Росимущества в Оренбургской области принять меры, направленные на устранение кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером N в части включения в его состав земель лесного фонда РФ; признать незаконными действия Территориального управления Росимущества в Оренбургской области, направленные на заключение договора аренды земельного участка от 16 сентября 2014 года, в состав которого включены земли лесного фонда РФ; обязать Территориальное управление Росимущества в Оренбургской области исключить из площади предоставленного в аренду М.В.И. земельного участка с кадастровым номером N участки земель лесного фонда РФ.
Решением Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 20 марта 2017 года в удовлетворении административного искового заявления Оренбургского межрайонного природоохранного прокурора отказано в полном объеме.
С таким решением Оренбургский межрайонный природоохранный прокурор не согласился, в апелляционном представлении просит его отменить. Полагает необоснованным вывод суда о недоказанности факта наложения границ земельного участка с кадастровым номером N с границами лесных участков. При этом суд исходил из того, что такие доказательства как межевой план, решение органа кадастрового учета об отказе в учете изменений объекта недвижимости по причине наложения земельных участков, сведения об описании местоположения границ с категорией "земли лесного фонда" отсутствуют в государственном кадастре недвижимости. Вместе с тем, прокурор полагает, что если спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с указанием иной категории земель, чем земли лесного фонда, то руководствоваться только данными государственного кадастра недвижимости представляется необоснованным.
Также, с данным решением не согласилось заинтересованное лицо Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области. По их мнению судом не учтены документы, подтверждающие, что данные публичной кадастровой карты противоречат данным государственного лесного реестра, соответственно в материалах дела имеется достаточно доказательств для отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда.
В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области И. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Прокурор отдела Оренбургской областной прокуратуры Стиплин И.В. доводы апелляционного представления поддержал.
Представитель административного ответчика ТУ Росимущества в Оренбургской области, заинтересованное лицо М.В.Н., представители заинтересованных лиц ФГБУ "ФКП Росреестра", Управления Росреестра по Оренбургской области в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, пояснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом первой инстанции установлено, что 05 декабря 2005 года Распоряжением Правительства Российской Федерации N 2134-р утвержден Перечень земельных участков, расположенных на территории Оренбургской области в границах муниципального образования Матвеевский район, на которые у Российской Федерации возникает право собственности.
Согласно данному перечню, земельный участок сельскохозяйственного назначения, общей площадью 23933 га, расположенный по адресу: Оренбургская область, Матвеевский район, находившийся в постоянном (бессрочном) пользовании Государственной организации научного обслуживания "Опытно-производственное хозяйство им. 50-летия ВЛКСМ" ГНУ ОНИИСХ РАСХН был отнесен к собственности Российской Федерации.
Административным ответчиком проведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19 ноября 2010 года.
На основании поручения Федерального агентства по управлению имуществом (Росимущество) от 26 июля 2013 года территориальным управлением Росимущества в Оренбургской области проведен раздел земельного участка с кадастровым номером N на 15 земельных участков, в число которых входит и земельный участок с кадастровым номером N.
Поскольку, категория изначального земельного участка с кадастровым номером N указана как "земли сельскохозяйственного назначения", образованным из него земельным участкам также была присвоена категория "земли сельскохозяйственного назначения".
На основании поручения от (дата) ТУ Росимущества в Оренбургской области осуществило вовлечение данных земельных участков в гражданский оборот и 16 сентября 2014 года с М.В.И. был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером N.
Административный истец полагал, что в состав спорного земельного участка входят также земельные участки лесного фонда, следовательно, отнесение его к категории земель сельскохозяйственного назначения незаконно.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из недоказанности факта наложения границ лесных участков на границы земельного участка с кадастровым номером N. При этом суд указал, что лесные участки, право собственности на которые зарегистрировано за Российской Федерацией, поставлены на кадастровый учет декларативно, как ранее учтенные без проведения землеустроительных работ и определения границ. Сведения о границах лесных участков отсутствуют. В свою очередь спорный земельный участок образован из земельного участка с категорией "земли сельскохозяйственного назначения", что в силу пункта 69 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, действовавшего на момент образования спорного земельного участка, является основанием для установления в отношении данного земельного участка той же категории земель. Кроме того, суд указал на отсутствие доказательств, подтверждающих, что представленные ТУ Росимущества в Оренбургской области для постановки на кадастровый учет документы в отношении спорного земельного участка не соответствовали требованиям законодательства.
Также, отказывая в удовлетворении требований о признании незаконными действий, направленных на заключение договора аренды, суд исходил из того, что данные требования по сути являются требованиями о прекращении прав третьего лица на земельный участок, однако, в рамках административного судопроизводства не может быть решен спор о праве.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции и полагает решение суда подлежащим отмене в части, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование.
На основании части 4 статьи 41 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет измененных земельных участков в результате выдела доли в натуре в счет доли в праве общей собственности или раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, в результате которых такие земельные участки сохраняются в измененных границах, осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на земельные участки, образованные из указанных земельных участков.
В соответствии с частью 10 статьи 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Сведения о категории земель образуемого земельного участка должны соответствовать сведениям о категории земель исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных федеральным земельным законодательством (пункт 69 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04 февраля 2010 N 42, и действовавшего на момент формирования спорного земельного участка).
Из представленных в материалы дела свидетельств о государственной регистрации права на лесные участки и данных публичной кадастровой карты следует, что фактически границы земельного участка с кадастровым номером N пересекают границы лесных участков, относящихся к категории земель лесного фонда, либо данные лесные участки полностью находятся в границах земельного участка с кадастровым номером N.
Судебная коллегия соглашается с доводами административного истца о том, что земельный участок с кадастровым номером N также включает в себя участки, относящиеся к категории земель лесного фонда.
В соответствии с пунктом 1.1 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 08 апреля 1996 года, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.
Таким образом, располагая информацией о нахождении в границах земельного участка с кадастровым номером N участков земель лесного фонда, административный ответчик ТУ Росимущества в Оренбургской области не было лишено права на обращение к кадастровому инженеру для определения местоположения границ вновь образуемых земельных участков и подготовки межевого плана непосредственно перед их формированием и постановкой на государственный кадастровый учет.
Следовательно, присвоение вновь образованному земельному участку с кадастровым номером N категории земель сельскохозяйственного назначения не является законным, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении требований о признании незаконными действий ТУ Росимущества в Оренбургской области по постановке на учет спорного земельного участка и присвоении ему данной категории земель.
Поскольку участки земель лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации, включены в границы земельного участка с кадастровым номером N, то требование об исключении их площади из договора аренды также подлежит удовлетворению.
Таким образом, решение суда первой инстанции в указанной части подлежит изменению и принятию нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 20 марта 2017 года в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными действий Территориального управления Росимущества в Оренбургской области по формированию и постановке на учет земельного участка с кадастровым номером N как земельного участка сельскохозяйственного назначения и обязания Территориального управления Росимущества в Оренбургской области исключить из площади предоставленного в аренду М.В.И. земельного участка с кадастровым номером N участки земель лесного фонда РФ - отменить, вынести новое решение которым требования в указанной части удовлетворить, признать незаконными действия Территориального управления Росимущества в Оренбургской области по формированию и постановке на учет земельного участка с кадастровым номером N как земельного участка сельскохозяйственного назначения; обязать Территориальное управление Росимущества в Оренбургской области исключить из площади предоставленного в аренду М.В.И. земельного участка с кадастровым номером N участки земель лесного фонда Российской Федерации.
В остальной части решение оставить без изменения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)