Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Пивоваровой Л.В., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Микушиной А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТопЛайнКарт на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.08.2016 по делу N А47-4398/2016 (судья Третьяков Н.А.).
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "ТопЛайнКарт" - Галлеев Амир Раильевич (доверенность от 07.07.2016).
Общество с ограниченной ответственностью "ТопЛайнКарт" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "ТопЛайнКарт") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Департаменту градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга (далее по тексту - заинтересованное лицо, Департамент) с заявлением о признании незаконным отказа N 15750/15 от 28.01.2016 в предоставлении земельного участка в собственность и обязании заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 56:44:0106001:5, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Терешковой, с расположенной на земельном участке автомобильной газозаправочной станции с кадастровым номером 56:44:0106001:170 N 154/3, определив его выкупную стоимость в размере 709405,43 руб. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 08.08.2016 (резолютивная часть оглашена 02.08.2016) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО "ТопЛайнКарт" (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции об обращении общества с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства. Полагает, что судом не приняты во внимание обстоятельства выдачи Департаментом 22.12.2015 разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в порядке статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Указанный документ подтверждает выполнение строительства объекта в полном объеме, что исключает его отнесение к незавершенным строительством. Кроме того, с момента получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию возникает право использовать объект недвижимости по назначению, а земельный участок должен быть предоставлен для эксплуатации уже существующих зданий и сооружений.
Департаментом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено несогласие с ее доводами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившегося лица.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 13.11.2013 общество с ограниченной ответственностью "ТопЛайнКарт" является собственником объекта незавершенного строительства, назначение нежилое, общей площадью 13,7 кв. м, степень готовности 38%, почтовый адрес объекта: г. Оренбург, ул. Терешковой, д. 154/2. Государственная регистрация права собственности произведена 14.11.2013 (свидетельство о государственной регистрации на л.д. 61).
Данный объект незавершенного строительства расположен на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0106001:5, который предоставлен в пользование ООО "ТопЛайнКарт" на срок до 13.02.2020 по договору аренды N 4/д-65 юр от 20.05.2004, с учетом дополнительных соглашений от 28.11.2013 и от 12.08.2014 к договору аренды N 4/д-65 юр от 20.05.2004 (л.д. 22-31).
Договор аренды N 4/д-65 юр от 20.05.2004 и дополнительные соглашения к договору аренды зарегистрированы в установленном порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесены соответствующие записи (л.д. 67).
22.12.2015 Департаментом градостроительства и земельных отношений Администрации г. Оренбурга обществу с ограниченной ответственностью "ТопЛайнКарт" выдано разрешение на ввод объекта (автомобильная газозаправочная станция) в эксплуатацию N 56-301000-573-2013 (л.д. 34).
28.12.2015 распоряжением Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации г. Оренбурга N 7189-р объекту недвижимости (автомобильная газозаправочная станция) присвоен адрес: г. Оренбург, ул. Терешковой, д. 154/3 (л.д. 37).
31.12.2015 заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 56:44:0106001:5, на котором расположен завершенный строительством объект недвижимости автомобильная газозаправочная станция, для целей его эксплуатации (л.д. 59).
К заявлению приложены следующие документы: документ, удостоверяющий личность, доверенность, свидетельство о праве собственности на объект незавершенного строительства, договор аренды земельного участка, кадастровый паспорт, разрешение на ввод в эксплуатацию, распоряжение о присвоении адреса (л.д. 21). Иные документы заинтересованному лицу заявителем не предоставлялись.
В результате межведомственного взаимодействия 25.01.2016 заинтересованным лицом самостоятельно от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области получена выписка из ЕГРП на объект недвижимости, согласно которой в ЕГРП зарегистрировано право заявителя на объект незавершенного строительства назначение нежилое, общей площадью 13,7 кв. м, степень готовности 38%, почтовый адрес объекта: г. Оренбург, ул. Терешковой, д. 154/2, обремененного ипотекой; а также получена выписка из ЕГРП на земельный участок, согласно которой земельный участок обременен правом аренды с ипотекой (л.д. 62-63).
Заинтересованным лицом также в порядке межведомственного взаимодействия получен кадастровый паспорт на земельный участок (л.д. 65-66).
По результатам рассмотрения заявления, уведомлением N 15750/15 от 28.01.2016 Департамент отказал обществу в предоставлении в собственность земельного участка, поскольку заявителем не представлены документы, подтверждающие право собственности на завершенный строительством объект недвижимости (автомобильная газозаправочная станция), расположенный на испрашиваемом земельном участке.
В уведомлении об отказе также разъяснено, что заявителю следует обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области для регистрации права собственности на завершенный строительством объект недвижимости, после чего он имеет право повторно обратиться в Департамент градостроительства и земельных отношений Администрации г. Оренбурга с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка.
Из представленного в материалы дела свидетельства о праве собственности на объект недвижимости (автомобильную газозаправочную станцию), усматривается, что государственная регистрация права собственности ООО "ТопЛайнКарт" на автомобильную газозаправочную станцию площадью 170,9 кв. м по адресу: г. Оренбург, ул. Терешковой, д. 154/3, была произведена 25.01.2016 (свидетельство о государственной регистрации права на л.д. 36).
Полагая, что при наличии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию у заинтересованного лица отсутствовали основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, общество "ТопЛайнКарт" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции установил, что на момент обращения заявителя к Департаменту с заявлением о предоставлении земельного участка, право собственности на завершенный строительством объект недвижимости зарегистрировано не было. Сделав вывод о возникновении права собственности на вновь возведенный объект в силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации с момента осуществления государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и установив отсутствие таких сведений у Департамента в момент рассмотрения заявления, суд отказал в удовлетворении требований заявителя. Отметив, при этом наличие у ООО "ТопЛайнКарт" возможности повторного обращения за выкупом земельного участка.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Пунктом 5 названной выше статьи предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направить принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Пунктом 19 статьи 39.16 названной нормы предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка является невозможность предоставления земельного участка на заявленном виде прав.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2008 N 8985/08, правовой режим земель занятых объектами незавершенного строительства имеет особенности, поскольку такие объекты не могут быть использованы в соответствии с назначением до завершения строительства, ввода объекта в эксплуатацию.
Применение порядка выкупа земельных участков под названными объектами возможно в случаях, прямо указанных в законе. К таким случаям, в частности, относится приватизация объектов незавершенного строительства в силу положений пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в силу положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", отсутствующие в анализируемой ситуации.
Особенностью рассматриваемой ситуации является юридическое существование расположенного на испрашиваемом обществом "ТопЛайнКарт" земельном участке объекта недвижимого имущества в качестве объекта незавершенного строительства готовностью 38%, государственная регистрация права на который произведена 14.11.2013. При том, что к моменту подачи заявления о выкупе земельного участка указанный объект фактически завершен строительством и на ввод его в эксплуатацию 22.12.2015 выдано разрешение.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, а также проектной документации.
Однако, как правильно установлено судом первой инстанции, само по себе оформление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, не означает возникновения права собственности ООО "ТопЛайнКарт" на объект недвижимости автомобильная газозаправочная станция.
Статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены основания возникновения права собственности.
В силу пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на вновь созданное недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Поскольку на момент обращения 31.12.2015 общества с заявлением о выкупе земельного участка государственная регистрация права собственности на вновь возведенный объекта не была произведена, а после ее осуществления 25.01.2016 заявитель не предоставил Департаменту соответствующих документов (не имелось возможности их получения и в порядке межведомственного взаимодействия), вынесенный 28.01.2016 отказ в предоставлении земельного участка в собственность соответствует закону.
Названный вывод соответствует буквальному толкованию положений пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой предоставление земельного участка в собственность возможно только гражданам, юридическим лицам, являющимся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, к которым не отнесены объекты незавершенного строительства.
При этом, судом первой инстанции верно отмечено, что оспариваемый заявителем отказ в предоставлении земельного участка не лишает заявителя права вновь обратиться к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении земельного участка с приложением необходимых документов.
Доводы подателя апелляционной жалобы по существу являются повторением изложенных в заявлении мотивов несогласия с решением Департамента. Анализ указанных мотивов приведен в настоящем постановлении выше, в силу чего не требует дополнительной аргументации.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.08.2016 по делу N А47-4398/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТопЛайнКарт - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.10.2016 N 18АП-11945/2016 ПО ДЕЛУ N А47-4398/2016
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2016 г. N 18АП-11945/2016
Дело N А47-4398/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Пивоваровой Л.В., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Микушиной А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТопЛайнКарт на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.08.2016 по делу N А47-4398/2016 (судья Третьяков Н.А.).
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "ТопЛайнКарт" - Галлеев Амир Раильевич (доверенность от 07.07.2016).
Общество с ограниченной ответственностью "ТопЛайнКарт" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "ТопЛайнКарт") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Департаменту градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга (далее по тексту - заинтересованное лицо, Департамент) с заявлением о признании незаконным отказа N 15750/15 от 28.01.2016 в предоставлении земельного участка в собственность и обязании заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 56:44:0106001:5, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Терешковой, с расположенной на земельном участке автомобильной газозаправочной станции с кадастровым номером 56:44:0106001:170 N 154/3, определив его выкупную стоимость в размере 709405,43 руб. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 08.08.2016 (резолютивная часть оглашена 02.08.2016) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО "ТопЛайнКарт" (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции об обращении общества с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства. Полагает, что судом не приняты во внимание обстоятельства выдачи Департаментом 22.12.2015 разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в порядке статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Указанный документ подтверждает выполнение строительства объекта в полном объеме, что исключает его отнесение к незавершенным строительством. Кроме того, с момента получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию возникает право использовать объект недвижимости по назначению, а земельный участок должен быть предоставлен для эксплуатации уже существующих зданий и сооружений.
Департаментом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено несогласие с ее доводами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившегося лица.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 13.11.2013 общество с ограниченной ответственностью "ТопЛайнКарт" является собственником объекта незавершенного строительства, назначение нежилое, общей площадью 13,7 кв. м, степень готовности 38%, почтовый адрес объекта: г. Оренбург, ул. Терешковой, д. 154/2. Государственная регистрация права собственности произведена 14.11.2013 (свидетельство о государственной регистрации на л.д. 61).
Данный объект незавершенного строительства расположен на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0106001:5, который предоставлен в пользование ООО "ТопЛайнКарт" на срок до 13.02.2020 по договору аренды N 4/д-65 юр от 20.05.2004, с учетом дополнительных соглашений от 28.11.2013 и от 12.08.2014 к договору аренды N 4/д-65 юр от 20.05.2004 (л.д. 22-31).
Договор аренды N 4/д-65 юр от 20.05.2004 и дополнительные соглашения к договору аренды зарегистрированы в установленном порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесены соответствующие записи (л.д. 67).
22.12.2015 Департаментом градостроительства и земельных отношений Администрации г. Оренбурга обществу с ограниченной ответственностью "ТопЛайнКарт" выдано разрешение на ввод объекта (автомобильная газозаправочная станция) в эксплуатацию N 56-301000-573-2013 (л.д. 34).
28.12.2015 распоряжением Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации г. Оренбурга N 7189-р объекту недвижимости (автомобильная газозаправочная станция) присвоен адрес: г. Оренбург, ул. Терешковой, д. 154/3 (л.д. 37).
31.12.2015 заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 56:44:0106001:5, на котором расположен завершенный строительством объект недвижимости автомобильная газозаправочная станция, для целей его эксплуатации (л.д. 59).
К заявлению приложены следующие документы: документ, удостоверяющий личность, доверенность, свидетельство о праве собственности на объект незавершенного строительства, договор аренды земельного участка, кадастровый паспорт, разрешение на ввод в эксплуатацию, распоряжение о присвоении адреса (л.д. 21). Иные документы заинтересованному лицу заявителем не предоставлялись.
В результате межведомственного взаимодействия 25.01.2016 заинтересованным лицом самостоятельно от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области получена выписка из ЕГРП на объект недвижимости, согласно которой в ЕГРП зарегистрировано право заявителя на объект незавершенного строительства назначение нежилое, общей площадью 13,7 кв. м, степень готовности 38%, почтовый адрес объекта: г. Оренбург, ул. Терешковой, д. 154/2, обремененного ипотекой; а также получена выписка из ЕГРП на земельный участок, согласно которой земельный участок обременен правом аренды с ипотекой (л.д. 62-63).
Заинтересованным лицом также в порядке межведомственного взаимодействия получен кадастровый паспорт на земельный участок (л.д. 65-66).
По результатам рассмотрения заявления, уведомлением N 15750/15 от 28.01.2016 Департамент отказал обществу в предоставлении в собственность земельного участка, поскольку заявителем не представлены документы, подтверждающие право собственности на завершенный строительством объект недвижимости (автомобильная газозаправочная станция), расположенный на испрашиваемом земельном участке.
В уведомлении об отказе также разъяснено, что заявителю следует обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области для регистрации права собственности на завершенный строительством объект недвижимости, после чего он имеет право повторно обратиться в Департамент градостроительства и земельных отношений Администрации г. Оренбурга с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка.
Из представленного в материалы дела свидетельства о праве собственности на объект недвижимости (автомобильную газозаправочную станцию), усматривается, что государственная регистрация права собственности ООО "ТопЛайнКарт" на автомобильную газозаправочную станцию площадью 170,9 кв. м по адресу: г. Оренбург, ул. Терешковой, д. 154/3, была произведена 25.01.2016 (свидетельство о государственной регистрации права на л.д. 36).
Полагая, что при наличии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию у заинтересованного лица отсутствовали основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, общество "ТопЛайнКарт" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции установил, что на момент обращения заявителя к Департаменту с заявлением о предоставлении земельного участка, право собственности на завершенный строительством объект недвижимости зарегистрировано не было. Сделав вывод о возникновении права собственности на вновь возведенный объект в силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации с момента осуществления государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и установив отсутствие таких сведений у Департамента в момент рассмотрения заявления, суд отказал в удовлетворении требований заявителя. Отметив, при этом наличие у ООО "ТопЛайнКарт" возможности повторного обращения за выкупом земельного участка.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Пунктом 5 названной выше статьи предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направить принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Пунктом 19 статьи 39.16 названной нормы предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка является невозможность предоставления земельного участка на заявленном виде прав.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2008 N 8985/08, правовой режим земель занятых объектами незавершенного строительства имеет особенности, поскольку такие объекты не могут быть использованы в соответствии с назначением до завершения строительства, ввода объекта в эксплуатацию.
Применение порядка выкупа земельных участков под названными объектами возможно в случаях, прямо указанных в законе. К таким случаям, в частности, относится приватизация объектов незавершенного строительства в силу положений пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в силу положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", отсутствующие в анализируемой ситуации.
Особенностью рассматриваемой ситуации является юридическое существование расположенного на испрашиваемом обществом "ТопЛайнКарт" земельном участке объекта недвижимого имущества в качестве объекта незавершенного строительства готовностью 38%, государственная регистрация права на который произведена 14.11.2013. При том, что к моменту подачи заявления о выкупе земельного участка указанный объект фактически завершен строительством и на ввод его в эксплуатацию 22.12.2015 выдано разрешение.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, а также проектной документации.
Однако, как правильно установлено судом первой инстанции, само по себе оформление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, не означает возникновения права собственности ООО "ТопЛайнКарт" на объект недвижимости автомобильная газозаправочная станция.
Статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены основания возникновения права собственности.
В силу пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на вновь созданное недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Поскольку на момент обращения 31.12.2015 общества с заявлением о выкупе земельного участка государственная регистрация права собственности на вновь возведенный объекта не была произведена, а после ее осуществления 25.01.2016 заявитель не предоставил Департаменту соответствующих документов (не имелось возможности их получения и в порядке межведомственного взаимодействия), вынесенный 28.01.2016 отказ в предоставлении земельного участка в собственность соответствует закону.
Названный вывод соответствует буквальному толкованию положений пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой предоставление земельного участка в собственность возможно только гражданам, юридическим лицам, являющимся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, к которым не отнесены объекты незавершенного строительства.
При этом, судом первой инстанции верно отмечено, что оспариваемый заявителем отказ в предоставлении земельного участка не лишает заявителя права вновь обратиться к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении земельного участка с приложением необходимых документов.
Доводы подателя апелляционной жалобы по существу являются повторением изложенных в заявлении мотивов несогласия с решением Департамента. Анализ указанных мотивов приведен в настоящем постановлении выше, в силу чего не требует дополнительной аргументации.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.08.2016 по делу N А47-4398/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТопЛайнКарт - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.Ю.СОКОЛОВА
И.Ю.СОКОЛОВА
Судьи
Л.В.ПИВОВАРОВА
Л.А.СУСПИЦИНА
Л.В.ПИВОВАРОВА
Л.А.СУСПИЦИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)