Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.09.2016 N 21АП-936/2016 ПО ДЕЛУ N А83-5121/2015

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2016 г. по делу N А83-5121/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 1 сентября 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Градовой О.Г.,
Горошко Н.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Литвинчук О.Г.,
- при участии: представителя ООО "Яхта" - Пустовитенко Ирины Васильевны, доверенность от 07.07.2016 N б/н; представителя Администрации города Ялты Республики Крым - Низамутдинова Марата Ильдусовича, доверенность от 28.12.2015 N 02.11-07/1271;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым и Администрации города Ялты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 25 апреля 2016 года по делу N А83-5121/2015 (судья Куртлушаев М.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Яхта" (ул. Алупкинское шоссе, д. 4, пгт. Гаспра, г. Ялта, Республика Крым) к Администрации города Ялты Республики Крым (пл. Советская, 1, г. Ялта, Республика Крым), заинтересованное лицо - Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (пл. Советская, д. 1, г. Ялта, Республика Крым) о признании незаконным бездействия и понуждении совершить определенные действия,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Яхта" (далее - ООО "Яхта", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации города Ялты Республики Крым о признании незаконным бездействия и понуждении совершить определенные действия.
В процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции ООО "Яхта" было представлено заявление об изменении предмета заявленных требований. В окончательном варианте Общество просит: 1) признать незаконным бездействие Администрации города Ялты и Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты РК, выразившееся в несоблюдении действий, предусмотренных пунктами 12, 13, 15 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 при рассмотрении заявления ООО "Яхта" от 30 мая 2015 года и дополнения к нему от 08.07.2015 о завершении оформления прав ООО "Яхта" на земельный участок площадью 0,13 га, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, район остановки "Парус"; 2) обязать Администрацию г. Ялты в течение 65 дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление ООО "Яхта" и принять решение о предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью "Яхта" земельного участка площадью 0,13 га, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, район остановки "Парус", кадастровый номер земельного участка 90:25:020101:127; 3) обязать Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты РК, в течение 65 дней с момента вступления решения суда в законную силу, подготовить, подписать со своей стороны и направить в адрес ООО "Яхта" (298662, Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, ул. Алупкинское шоссе, д. 48/6 кв. 32) проект договора аренды земельного участка площадью 0,13 га, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, район остановки "Парус", кадастровый номер земельного участка 90:25:020101:127; 4) взыскать с заинтересованных лиц в пользу ООО "Яхта" расходы на государственную пошлину; 5) в резолютивной части решения суда указать на то, что согласно п. 7 ст. 201 АПК РФ решение подлежит немедленному исполнению, а также возложить на заинтересованных лиц обязанность сообщения суду об исполнении решения суда.
Протокольным определением Арбитражного суда Республики Крым вышеуказанное заявление ООО "Яхта" было принято к производству.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 25.04.2016 требования общества с ограниченной ответственностью "Яхта" были удовлетворены в полном объеме; признано незаконным бездействие Администрации города Ялты Республики Крым и Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты, выразившееся в несоблюдении действий, предусмотренных пунктами 12, 13, 15 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 г. N 313 при рассмотрении заявления ООО "Яхта" от 30 мая 2015 года и дополнения к нему от 08.07.2015 о завершении оформления прав ООО "Яхта" на земельный участок площадью 0,13 га, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, район остановки "Парус"; Администрацию города Ялты Республики Крым было обязано в течение 65 дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление ООО "Яхта" и принять решение о предоставлении в аренду Обществу с ограниченной ответственностью "Яхта" земельного участка площадью 0,13 га, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, район остановки "Парус", кадастровый номер земельного участка 90:25:020101:127; на Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты возложена обязанность в течение 65 дней с момента вступления решения суда в законную силу подготовить, подписать со своей стороны и направить в адрес ООО "Яхта" (298662, Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, ул. Алупкинское шоссе, д. 48/6 кв. 32), проект договора аренды земельного участка площадью 0,13 га, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, район остановки "Парус", кадастровый номер земельного участка 90:25:020101:127, в трех экземплярах. Указанным решением с Администрации города Ялты Республики Крым были взысканы в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Яхта" судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в сумме 3000,00 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.04.2016 и принять по делу новый судебный об отказе в удовлетворении требований ООО "Яхта". В обоснование апелляционной жалобы Департамент указывает на то, что суд первой инстанции при принятии решения пришел к ошибочному выводу относительно того, что Общество имеет действующее решение органа местного самоуправления, а именно: решение Гаспринского поселкового совета N 11 от 09.12.2005 о разрешении на разработку документации по землеустройству по отводу земельного участка для обслуживания кафе "Яхта" по адресу: пгт. Гаспра, район остановки Парус, не приняв во внимание то, что указанное решение Гаспринского поселкового совета является недействительным. Департамент также указывает на то, что Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденный постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313, не подлежит применению при рассмотрении данного спора, поскольку действующее решение органа местного самоуправления, дающее право истцу на дооформления прав или завершения прав, отсутствует.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация города Ялты Республики Крым также обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.04.2016 и принять по делу новый судебный об отказе в удовлетворении требований ООО "Яхта". В обоснование апелляционной жалобы Администрация указывает на то, что не исследование судом первой инстанции всех обстоятельств дела и не применение норм материального права Украины, привело в данном случае к нарушению судом части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", норм процессуального права и как следствие, принятие незаконного решения.
Представитель Администрации города Ялты Республики Крым поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.04.2016 и принять по делу новый судебный об отказе в удовлетворении требований ООО "Яхта".
Представитель ООО "Яхта" возражал относительно удовлетворения апелляционных жалоб, просил оставить решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.04.2016 без изменения, обосновывая свои возражения тем, что Общество еще в 2006 году выполнило решение 37-й сессии 4-го созыва поселкового совета от 09.12.2005 N 11 о разрешении на разработку документации по землеустройству по отводу земельного участка для обслуживания кафе "Яхта" по адресу: п. Гаспра, район остановки "Парус", и получило положительное заключение государственной землеустроительной экспертизы.
Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечил, ранее направил в адрес суда ходатайство, в котором апелляционную жалобу поддерживает в полном объеме и просит суд рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя.
Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, необязательность явки его представителя в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителя указанного лица.
Законность и обоснованность решения от 25 апреля 2016 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что 29.08.2002 ООО "Яхта" обратилось в Гаспринский поселковый совет АР Крым с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для обслуживания кафе "Яхта", по адресу: п. Гаспра, Алупкинское шоссе, 4, район остановки санаторий "Парус".
Решением Гаспринского поселкового совета АР Крым N 21 от 27.09.2002, ООО "Яхта" было предоставлено разрешение на сбор материалов предварительного согласования месторасположения земельного участка для обслуживания кафе "Яхта", по адресу: п. Гаспра, Алупкинское шоссе, 4, район остановки санаторий "Парус".
Решением Гаспринского поселкового совета от 09.12.2005 N 11, были утверждены материалы предварительного согласования месторасположения земельного участка и ООО "Яхта" было предоставлено разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка для обслуживания кафе "Яхта", по адресу: п. Гаспра, Алупкинское шоссе, 4, район остановки санаторий "Парус".
В дальнейшем, во исполнение решения Гаспринского поселкового совета, ООО "Яхта" был разработан проект землеустройства, который был согласован со всеми необходимыми государственными органами, предусмотренными действующим на тот момент законодательством Украины.
Кроме того, указанный проект прошел государственную экспертизу, что подтверждается заключением от 29.05.2006 N 2155-К-25/621.
Далее, в 2006 году проект землеустройства был представлен ООО "Яхта" в Гаспринский поселковый совет для утверждения.
Однако, решением 12-й сессии 5-го созыва Гаспринского поселкового совета от 15.03.2007 N 64 "О рассмотрении проекта землеустройства по отводу земельного участка ООО "Яхта" для обслуживания кафе по адресу: п. Гаспра, район остановки "Парус", ООО "Яхта" было отказано в утверждении проекта землеустройства.
В дальнейшем, решением Хозяйственного суда АР Крым от 27.02.2008 по делу N 2-6/17382-2007, решение 12-й сессии 5-го созыва Гаспринского поселкового совета N 64 от 15.03.2007 "О рассмотрении проекта землеустройства по отводу земельного участка ООО "Яхта" для обслуживания кафе по адресу: п. Гаспра, район остановки "Парус" было признано незаконным и отменено.
В свою очередь, решением Хозяйственного суда АР Крым от 30.03.2010 по делу N 2-22/1380-2010 решение тридцать девятой сессии 5-го созыва Гаспринского поселкового совета N 65 от 30.10.2009 об отказе в утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка ООО "Яхта", для обслуживания кафе по адресу: п. Гаспра, район остановки "Парус" было признано недействительным. Между тем, решением суда было установлено, что Гаспринский поселковый совет уклоняется от утверждения проекта землеустройства по отводу земельного участка для обслуживания кафе "Яхта" путем принятия решений, которые противоречат требованиям действующего законодательства, чем грубо нарушает законные права и интересы ООО "Яхта" на получение в установленном законом порядке земельного участка. Решение суда вступило в законную силу.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 27.05.2014 по делу N 2-1009/2014, бездеятельность Гаспринского поселкового совета по не рассмотрению в период с 26.06.2012 по 30.09.2013 проекта землеустройства ООО "Яхта" была признана противоправной. Решение суда также вступило в законную силу.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 02.09.2014 по делу N 2-573/14 было отменено решение Гаспринского поселкового совета от 30.09.2013, которым вновь незаконно, было отказано ООО "Яхта" в утверждении проекта землеустройства. Судом установлено, что Гаспринский поселковый совет вынес свое решение противоправно с несоблюдением требований закона. Решение суда вступило в законную силу. На Гаспринский поселковый совет была возложена обязанность рассмотреть проект землеустройства ООО "Яхта". Кроме того, указанным решением было установлено, что Гаспринский поселковый совет отказал в утверждении проекта землеустройства по тем же причинам, по которым уже выносил аналогичное решение, и по которым уже принималось судебное решение о незаконности такой мотивировки решения со стороны Гаспринского поселкового совета об отказе в утверждении проекта землеустройства.
30.05.2015 ООО "Яхта" направило ценным письмом в адрес главы Администрации г. Ялты Республики Крым, Ростенко А.О., заявление о завершении оформления прав на земельный участок площадью 0,13 га, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, район остановки "Парус", с просьбой предоставить данный земельный участок в аренду.
Между тем, 18.06.2015 Администрация города Ялты Республики Крым направила в адрес ООО "Яхта" письмо (исх. N 02.1-25/2982) с разъяснением статей 39.6 и ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации. Также, Администрация в своем письме сообщила Обществу о необходимости предоставления им дополнительных документов (том 1 л.д. 54).
В свою очередь, ООО "Яхта" в письме от 08.07.2015 сообщило Администрации города Ялты Республики Крым, что к заявлению от 30.05.2015 о завершении оформления права на земельный участок площадью 0,13 га, расположенный по адресу: г. Ялта, пгт. Гаспра, район остановки "Парус", приложены все необходимые документы, предусмотренные Порядком, что подтверждается описью вложения, заверенной печатью почтового отделения России, о направлении ООО "Яхта" заявления от 30.05.2015 заказным ценным письмом с описью вложения (том 1 л.д. 55-57). При этом ООО "Яхта" повторно направило в адрес Администрации копии правоустанавливающих документов юридического лица, заверенные печатью предприятия.
В связи с не рассмотрением заявления ООО "Яхта" от 30.05.2015 и не принятием решения об утверждении проекта землеустройства, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации и понуждении к совершению определенных действий.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что своим бездействием Администрация г. Ялты нарушила права и законные интересы Общества, поскольку создала препятствия в реализации права на получение земельного участка на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд.
Таким образом, в данной ситуации для признания судом оспариваемого постановления незаконным, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ (в редакции, действовавшей на момент обращения Общества в суд), до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В части 3 статьи 7 Закона N 6-ФКЗ закреплено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В развитие вышеуказанных норм был принят Закон Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 13 Закона N 38-3PK, завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату. Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: 1) бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона; 2) за плату - в собственность юридическим лицам, иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам; 3) в аренду - лицам, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, если данные лица отказались от покупки земельного участка.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьей 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", статьями 3 и 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 был утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым (далее - Порядок).
Пунктом 1 Порядка установлено, что настоящий Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон).
В соответствии с пунктом 4 Порядка, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (далее - разрешение на разработку документации).
Из материалов дела следует, что ООО "Яхта" имеет действующее решение органа местного самоуправления, а именно: решение Гаспринского поселкового совета N 11 от 09.12.2005 о разрешении на разработку документации по землеустройству по отводу земельного участка для обслуживания кафе "Яхта" по адресу: п. Гаспра, район остановки "Парус".
Согласно пункту 5 Порядка, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Так, 30.05.2015 ООО "Яхта" направило ценным письмом в адрес главы Администрации г. Ялты Республики Крым Ростенко А.О. заявление о завершении оформления прав на земельный участок площадью 0,13 га, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, район остановки "Парус", с просьбой предоставить данный земельный участок в аренду (том 1 л.д. 34-36).
Пунктом 6 Порядка установлено, что заявление о предоставлении земельного участка должно содержать: 1) имя (наименование) заявителя; 2) просьбу о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона. При этом должен быть указан желаемый вид права на земельный участок (при условии, что допускается предоставление земельного участка на различных видах прав); 3) адрес, телефон или иной способ связи с заявителем; 4) ссылка на правовое основание льготного (бесплатного) предоставления земельного участка.
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются: 1) для физических лиц: копия документа, подтверждающего личность гражданина; 2) для юридических лиц: копия устава, заверенная данным юридическим лицом; копия документа, подтверждающего соответствующие полномочия представителя юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, заверенная данным юридическим лицом; копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе Российской Федерации; 3) подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа либо копия судебного решения, заверенная судом, свидетельствующие о наличии у заявителя подлежащего переоформлению права; 4) копия решения органа местного самоуправления или органа исполнительной власти, дающего право на завершение оформления прав на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона; 5) кадастровый паспорт земельного участка без отметки о необходимости уточнения границ земельного участка и с указанием сведений об объектах местности, упрощающих понимание места расположения земельного участка, имеющихся в Государственном кадастре недвижимости; 6) документ, подтверждающий право на приобретение земельного участка в соответствии с требованиями статей 3 и 13 Закона, если такое право не вытекает из документов, перечисленных в подпунктах 1 - 4 настоящего пункта; 7) документ, подтверждающий соответствующие полномочия заявителя (при подаче заявления представителем заявителя) (пункт 7 Порядка (в редакции, действовавший на момент обращения Общества в Администрацию города Ялты).
Между тем, из материалов дела следует, что документы, указанные в пункте 7 Порядка, были предоставлены ООО "Яхта" в Администрацию г. Ялты, что подтверждается описью вложения заказного ценного письма (том 1 л.д. 50).
В соответствии с пунктом 8 Порядка, подача заявления с нарушением требований пунктов 6, 7 настоящего Порядка является основанием для возврата заявления о предоставлении земельного участка без рассмотрения в течение трех рабочих дней со дня его поступления.
Заявление ООО "Яхта" Администрацией г. Ялты без рассмотрения по вышеуказанным основаниям не оставлялось.
Между тем, 18.06.2015 Администрация города Ялты Республики Крым направила в адрес ООО "Яхта" письмо (исх. N 02.1-25/2982) с разъяснением статей 39.6 и ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации. Также, Администрация в своем письме сообщила Обществу о необходимости предоставления им дополнительных документов (том 1 л.д. 54).
В свою очередь, ООО "Яхта" в письме от 08.07.2015 сообщило, что к заявлению от 30.05.2015 о завершении оформления права на земельный участок площадью 0,13 га, расположенного по адресу: г. Ялта, пгт. Гаспра, район остановки "Парус", приложены все необходимые документы, предусмотренные Порядком, что подтверждается описью вложения, заверенной печатью почтового отделения России, о направлении ООО "Яхта" заявления от 30.05.2015 заказным ценным письмом с описью вложения (л.д. 55-57). Кроме того, ООО "Яхта" повторно направило в адрес Администрации копии правоустанавливающих документов юридического лица, заверенные печатью предприятия (том 1 л.д. 58).
Схема расположения земельного участка, которая была согласованна с архитектором Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Ялты Приступа В.И. в двух экземплярах, также была предоставлена ООО "Яхта" в Администрацию г. Ялты согласно письма от 30.05.2015.
В соответствии с пунктом 9 Порядка, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, направляет копию поступившего заявления о предоставлении земельного участка и копию приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка на рассмотрение: 1) в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере градостроительства и архитектуры (в случае предоставления земельного участка для строительства), который осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта объединенной укрупненной схеме размещения объектов федерального и регионального значения на территории Республики Крым, документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона; 2) в исполнительные органы государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования, лесных и охотничьих отношений, охраны культурного наследия (в случае если существует вероятность нахождения испрашиваемого земельного участка в границах лесного фонда и особо охраняемых территорий), которые осуществляют проверку на предмет нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов.
Из проектной документации ООО "Яхта" следует, что земельный участок предоставляется Обществу для обслуживания кафе. При этом, согласно условий отвода земельного участка и заключения по проекту землеустройства, земельный участок отнесен к категории "Земли общего пользования".
Пунктом 10 Порядка установлено, что органы, указанные в пункте 9 настоящего Порядка, предоставляют в уполномоченный орган в течение двадцати дней со дня направления запроса имеющиеся в их распоряжении сведения относительно нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов или соответствия места расположения объекта объединенной укрупненной схеме размещения объектов федерального и регионального значения на территории Республики Крым, документации по планировке территории, градостроительной документации.
В соответствии с пунктом 11 Порядка, отсутствие сообщения со сведениями, указанными в пункте 10 настоящего Порядка, на тридцатый день со дня направления запроса, указанного в пункте 9 настоящего Порядка, свидетельствует об отсутствии обстоятельств, указанных в пункте 10 настоящего Порядка.
При отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган не позднее 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка обеспечивает: 1) принятие решения о предоставлении земельного участка (в случае если допустимо бесплатное предоставление земельного участка, а также в случае предоставления земельного участка в постоянное бессрочное пользование); 2) подготовку и подписание со своей стороны договора купли-продажи земельного участка (в случае если осуществляется продажа земельного участка), договора аренды земельного участка, договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, соглашения об установлении сервитута (при приобретении соответствующего права); 3) изготовление копии представленного подлинника правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, проставление печати о погашении данного документа и возвращение его заявителю (пункт 13 Порядка).
Пунктом 15 Порядка установлено, что решение о предоставлении земельного участка, решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка либо проект соответствующего договора (соглашения), а также подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, отмеченного печатью о погашении (при наличии), направляется заявителю не позднее 65 дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении земельного участка. Проект соответствующего договора (соглашения) направляется подписанным уполномоченным органом в трех экземплярах.
Кроме того, решением от 30.03.2015 N 37 Ялтинского городского совета были утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципальных образований городского округа Ялта Республики Крым (далее - Правила).
Правила разработаны в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Законом Республики Крым от 31 июля 2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 N 313 "Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым" и устанавливают процедуру предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта (пункт 1 Правил).
В соответствии с пунктом 2 Правил, переоформление прав на земельный участок осуществляется в отношении прав на земельные участки, которые возникли до вступления в силу (21 марта 2014 года) Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон). Виды подлежащих переоформлению прав, а также соответствующие им права, на которые допускается переоформление, определены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон).
Пунктом 3 Правил установлено, что завершение оформления прав на земельные участки, начатое до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих и принятых в соответствии с законодательством до 21 марта 2014 органами местного самоуправления - Ялтинским, Алупкинским городскими советами, Гаспринским, Гурзуфским, Кореизским, Ливадийским, Массандровским, Симеизским, Форосским поселковыми советами - решений о разрешении на разработку документации по землеустройству.
Согласно пункту 16 Правил, решение о предоставлении земельного участка, решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка либо проект соответствующего договора (соглашения), а также подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, отмеченного печатью о погашении (при наличии), направляется заявителю не позднее 65 дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении земельного участка.
Уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является администрация города Ялты Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент) (пункт 4 Правил).
Как следует из п. 1.1, п. 1.2. Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты РК в новой редакции N 11 от 17.09.2015, Департамент входит в структуру администрации г. Ялты и является уполномоченным (функциональным) органом администрации г. Ялты.
Довод апелляционной жалобы Администрации города Ялты Республики Крым относительно того, что решение 37-й сессии 4-го созыва поселкового совета от 09.12.2005 N 11 о разрешении на разработку документации по землеустройству по отводу земельного участка для обслуживания кафе "Яхта" по адресу: п. Гаспра, район остановки "Парус" является недействительным, признается судом безосновательным исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
В соответствии с разъяснениями Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 26.01.2015 N 01/2233 к Порядку переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313, основанием для завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым являются решения соответствующих органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, принятые в период с 14.10.2008 по 21.03.2014 (за исключением решений, в которых указан срок их действия, истекший до 21.03.2014). Не исполненные решения, принятые до 14.10.2008 утратили действие 14.10.2010, в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу Федерального конституционного закона.
Соответственно, следует признать факт того, что в разъяснении период с 14.10.2008 по 21.03.2014 обусловлен требованиями законодательства, действовавшего на территории Республики Крым в указанное время (законодательство Украины).
Согласно пункту 3 раздела 2 "Заключительные положения" Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно содействия строительству" от 16.09.2008 N 509-VI, вступившего в законную силу 14.10.2008, в редакции Закона Украины от 29.06.2010 N 2367-VI, принятые и неисполненные до вступления в силу настоящего Закона решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о предоставлении разрешения на разработку проекта отвода земельного участка, сохраняли силу в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Закона.
Однако, судебными решения, вступившими в законную силу (решение Хозяйственного суда АР Крым от 27.02.2008 по делу N 2-6/17382-2007, решение Хозяйственного суда АР Крым от 30.03.2010 по делу N 2-22/1380-2010, решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 27.05.2014 по делу N 2-1009/2014, решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 02.09.2014 по делу N 2-573/14), установлено, что лицо, которому было дано соответствующее решение уполномоченного органа такое разрешение или согласование выполнило в полном объеме, и в сроки, установленные Законом N 59, обратилось к уполномоченному органу с заявлением об утверждении проекта отвода, в в связи с чем это решение является действующим. Кроме того, указанными судебными актами неоднократно устанавливались факты незаконного бездействия, а фактически уклонение органа местного самоуправления в правомерном предоставлении заявителю право аренды на земельный участок согласно разработанной и согласованной землеустроительной документации.
Согласно ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Между тем, из материалов дела следует, что решение о составлении проекта землеустройства было исполнено ООО "Яхта" еще в 2006 году.
С учетом изложенного коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что решение 37-й сессии 4-го созыва поселкового совета от 09.12.2005 N 11 о разрешении на разработку документации по землеустройству по отводу земельного участка для обслуживания кафе "Яхта" по адресу: п. Гаспра, район остановки "Парус" является действующим и было выполнено Обществом еще в 2006 году, и, соответственно, не утратило свою силу.
Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции относительно того, что Администрация г. Ялты своим бездействием создала препятствия в реализации Обществом права на получение земельного участка на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур, и соответственно нарушила права и законные интересы Общества.
Между тем, судом не установлено каких-либо правовых оснований для отказа в предоставлении земельного участка исходя также из положений утвержденного Порядка.
Исходя из установленных фактических обстоятельств настоящего спора, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требования ООО "Яхта" законно обоснованно были удовлетворены в полном объеме судом первой инстанции.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 2 ст. 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 25 апреля 2016 года по делу N А83-5121/2015 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым и Администрации города Ялты Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Ю.КАРЕВ

Судьи
О.Г.ГРАДОВА
Н.П.ГОРОШКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)