Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 10 ноября 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 августа 2017 года по делу N А65-9091/2017 (судья Мазитов А.Н.),
по заявлению КФХ Мохтаровой Лейсан Фаридовны, Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
при участии третьих лиц: Исполнительный комитет Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Совет Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Совет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан,
о признании недействительными решений,
установил:
Глава крестьянского фермерского хозяйства Мохтарова Лейсан Фаридовна (далее - заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ (далее - ответчик, Управление Росреестра по РТ) о признании недействительными решений от 03 февраля 2017 года за N 16-0-1-228/3009/2016-2102 по земельному участку с кадастровым N 16:39:102501:154, за N 16-0-1-228/3009/2016-2101 по земельному участку с кадастровым N 16:39:102501:146, за N 16-0-1-228/3009/2016-2100 по земельному участку с кадастровым N 16:39:102501:153, от 06 февраля 2017 года за N 16/17-7076 по земельному участку с кадастровым N 16:39:102501:273, за N 16-0-1-228/3009/2016-2089 по земельному участку с кадастровым N 16:39:102501:159, за N 16-0-1-228/3009/2016-2088 по земельному участку с кадастровым N 16:39:102501:118, за N 16-0-1-228/3009/2017-2092 по земельному участку с кадастровым N 16:39:102501:122, за N 16-0-1-228/3009/2016-2104 по земельному участку с кадастровым N 16:39:102501:164, за N 16/17-7027 по земельному участку с кадастровым N 16:39:102501:165, за N 16-0-1-228/3009/2016-2093 по земельному участку с кадастровым N 16:39:102501:120 об отказе в государственном учете изменений объектов недвижимости в части категории земли с "сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" и разрешенного вида использования: "индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками" "зоны Ж1 - жилая застройка", согласно Генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, об обязании Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан (Управление Росреестра по Республике Татарстан) внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости: в категорию земель земельных участков с кадастровыми номерами 16:39:102501:273, 16:39:102501:122, 16:39:102501:120, 16:39:102501:159, 16:39:102501:164, 16:39:102501:165, 16:39:102501:118, 16:39:102501:154, 16:39:102501:153, 16:39:102501:146, расположенных по адресу: Тукаевский муниципальный район, Малошильнинское сельское поселение, с. Ильбухтино, с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов", в разрешенный вид использования земельных участков: "индивидуальные жилые дома с приусадебными участками" "зоны Ж1 - зона жилой застройки".
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Исполнительный комитет Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Совет Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Совет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 августа 2017 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 августа 2017 года по делу N А65-9091/2017 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В материалы дела поступил отзыв заинтересованного лица на апелляционную жалобу заявителя, в котором Управление Росреестра по РТ просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 августа 2017 года по делу N А65-9091/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения как необоснованную.
Также, в материалы дела поступило ходатайство третьего лица, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (филиал), о рассмотрении апелляционной жалобы заявителя в отсутствие уполномоченных представителей учреждения.
В судебное заседание апелляционного суда лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Глава крестьянского фермерского хозяйства Мохтарова Лейсан Фаридовна на основании договора дарения земельного участка от 29.06.2015 является собственником земельных участков (далее - спорные земельные участки) с кадастровыми номерами:
- - 16:39:102501:273 площадью 280 724 кв. м сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, тер. Малошильнинское сельское поселение, что подтверждается свидетельством от государственной регистрации от 13.07.2015 N 16-16/041-16/088/003/2015-4673/2, от 23.06.2015 N 16-16/041-16/088/003/2015-3177/2 (л.д. 20, 22 том 1);
- - 16:39:102501:122 площадью 76 800 кв. м сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, тер. ПК "Камский", что подтверждается свидетельствами от государственной регистрации от 13.01.2015 Серии 16-АН N 834778, от 15.08.2015 N 16-16/041-16/088/003/2015-4127/2 (л.д. 47, 48 том 1).
- 16:39:102501:120 площадью 76 800 кв. м сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, тер. ПК "Камский", что подтверждается свидетельством от государственной регистрации от 05.11.2015 N 16-16/020-16/088/004/2015-3423/2 (л.д. 66, том 1).
- 16:39:102501:159 площадью 422 400 кв. м сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, тер. ПК "Камский", что подтверждается свидетельством от государственной регистрации 09.10.2014 N 16-16-90/026/2014-284 (л.д. 31, том 1).
- 16:39:102501:164 площадью 445 622 кв. м сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для введения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, тер. тер. ПК "Камский", что подтверждается свидетельством от государственной регистрации от 06.07.2015 N 16-16/041-16/088/003/2015-4136/2 (л.д. 83, том 1).
- 16:39:102501:165 площадью 1 145,6 кв. м сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, х-во ПК "Камский", что подтверждается свидетельством от государственной регистрации от 06.07.2015 N 16-16/041-16/008/003/2015-4187/2 (л.д. 76, том 1).
- 16:39:102501:118 площадью 76 800 кв. м сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, тер. ПК "Камский", что подтверждается свидетельством от государственной регистрации от 24.10.2014 Серии 16-АН N 645170 (л.д. 39, том 1).
- 16:39:102501:154 площадью 38 400 кв. м сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для введения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, х-во ПК Камский, что подтверждается свидетельством от государственной регистрации от 05.11.2015 Серии 16-16/020-16/088/004/2015-3433/2 (л.д. 57, том 1).
- 16:39:102501:153 площадью 76 800 кв. м сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, тер. тер. ПК "Камский", что подтверждается свидетельством от государственной регистрации от 09.10.2014 Серии 16-АН N 632674 (л.д. 90, том 1).
- 16:39:102501:146 площадью 76 800 кв. м сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, тер. тер. ПК "Камский", что подтверждается свидетельством от государственной регистрации от 09.10.2014 Серии 16-АН N 632692 (л.д. 98, том 1).
Судом установлено, что Решением Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района РТ от 16.12.2014 N 12/7 утвержден генеральный план муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района РТ, предусматривающий расширение границ Малошильнинского сельского поселения путем включения в границы поселения земельные участки сельскохозяйственного назначения, в том числе спорных земельных участков сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства (далее - Генеральный план).
Согласно выпискам из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения, решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" от 16.12.2014 N 12/7, выданной главным архитектором Тукаевского муниципального района Писаревым В.Д., земельные участки с кадастровыми номерами 16:39:102501:273, 16:39:102501:122, 16:39:102501:120, 16:39:102501:159, 16:39:102501:164, 16:39:102501:165, 16:39:102501:118, 16:39:102501:154, 16:39:102501:153, 16:39:102501:146 согласно Генеральному плану Малошильнинского сельского поселения и решению Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселения" РТ от 16.12.2014 N 12/7 являются территорией усадебной жилой застройки, имеют вид разрешенного использования земельного участка: зона Ж1 - зона жилой застройки. Запрашиваемое использование земельных участков относится к основному виду разрешенного использования.
С целью внесения произведенных Генеральным планом изменений в сведения объектов недвижимости - принадлежащих заявителю земельных участков сельскохозяйственного назначения, а именно изменение категории земли и разрешенного вида использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, Глава КФХ Мохтарова Л.Ф. обратилась в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РТ с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, приложив к заявлениям выписку из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения N 12/7 от 16.12.2014.
В связи с непредставлением необходимых документов для государственного кадастрового учета изменений, а именно отсутствием документов для изменений сведений о разрешенном использовании и категории земельных участков третье лицо Решениями N 1600/501/16-123517 от 03.11.2016, N 1600/501/16-123447 от 03.11.2016, N 1600/501/16-123154 от 02.11.2016, N 1600/501/16-123134 от 02.11.2016, от 02.11.2016 N 1600/501/16-123177, от 03.11.2016 N 1600/501/16-123446, N 1600/501/16-123144 от 02.11.2016, N 1600/501/16-123126 от 02.11.2016, N 1600/501/16-123165 от 02.11.2016, от 02.11.2016 N 1600/501/16-123185, от 02.11.2016 N 1600/501/16-123144. от 02.11.2016 N 1600/501/16-123134, от 02.11.2016 N 1600/501/16-123165 приостановило осуществление кадастрового учета, пояснив, что в представленной выписке из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения от 16.12.2014 N 12/7 не указаны сведения об основных и вспомогательных видах разрешенного использования, утвержденных для данной территориальной зоны и отсутствует информация о том, что земельные участки не относятся к сельскохозяйственным угодьям.
Решениями ответчика от 06.02.2017 N 16/17-7026, N 16/17-7110, N 16/17-7076, N 16/17-7027, от 03.02.2017 N 16/17-6639, N 16/17-6640, N 16/17-6637, N 16/17-6638, N 16/17-6635, N 16/17-6796 заявителю отказано в учете изменений объекта недвижимости.
Основанием для отказа послужило отсутствие необходимых документов, подтверждающих изменение разрешенного использования и категории земельных участков, а также ответ на межведомственный запрос органа местного самоуправления об отсутствии документа об изменении категории земель и информации, необходимых для кадастрового учета.
Не согласившись с отказами в учете изменений объекта недвижимости и считая, что выписка из Генерального плана является достаточным основанием для внесения изменений в сведения в части категории земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов, заявитель, обратился в суд с настоящим заявлением. В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на статью 84 Земельного кодекса РФ, согласно которому установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Закона о кадастре недвижимости).
Пунктом 5 статьи 4 Закона о кадастре недвижимости установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Согласно статье 16 Закона о кадастре недвижимости основанием для осуществления кадастрового учета является изменение уникальных характеристик объекта недвижимости, в том числе вида разрешенного использования земельного участка.
Министерством экономического развития Российской Федерации в письме от 12.04.2010 N Д23-546 даны разъяснения по вопросу об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением категории земельного участка, включенного в установленные границы населенного пункта. В частности, в письме поясняется: "В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственный кадастровый учет изменений земельного участка в связи с изменением категории земель может быть осуществлен на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и документов, предусмотренных статьей 22 Закона о кадастре, либо на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Между тем, Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Согласно части 2 статьи 18 ГрК РФ состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения изменений в такие документы устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен порядок подготовки генерального плана, его утверждения, определены органы, осуществляющие подготовку и утверждение генеральных планов.
Согласно частям 8 и 11 статьи 24 ГрК РФ проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 ГрК РФ обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса.
Частью 7 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением или городским округом, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), в трехмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В силу пункта 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в частности: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.
Таким образом, из совокупности приведенных норм следует, что порядок перевода земель из одной категории в другую, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", применим в том случае, когда установление или изменение границ населенных пунктов осуществляется теми органами местного самоуправления, которые наделены такими полномочиями.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, в редакции Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами) (пункт 20 части 1).
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
Таким образом, Федеральным законом N 131-ФЗ Совет муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" не наделен полномочиями по утверждению генерального плана сельского поселения.
Между тем, частью 3 статьи 14 Закона N 131-ФЗ установлено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 этой статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 этой статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ).
Таким образом, из положений пункта 20 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ следует, что утверждение генерального плана сельского поселения является вопросом местного значения соответствующего муниципального района, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставом сельского поселения решение этого вопроса не закреплено за сельским поселением.
То есть, нормами Закона N 131-ФЗ утверждение генерального плана отнесено к вопросам местного значения сельского поселения только в случае наличия соответствующего закона субъекта Российской Федерации и принятых в соответствии с ним уставов сельских поселений. При отсутствии такого закона эти вопросы подлежат разрешению органами местного самоуправления муниципальных районов, как относящиеся к вопросам местного значения муниципальных районов.
Доказательств наличия Закона Республики Татарстан, наделяющего Совет муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" полномочиями по утверждению генеральных планов сельских поселений, заявитель не представил.
Судом установлено, что решением Совета муниципального образования "Тукаевский муниципальный район" Республики Татарстан от 20.06.2012 N 13/1 принят Устав муниципального образования "Тукаевский муниципальный район" Республики Татарстан (далее - Устав).
Согласно пункту 1 статьи 2 Устава Малошильнинское сельское поселение входит в состав территории муниципального образования "Тукаевский муниципальный район Республики Татарстан".
Подпунктом 48 пункта 1 статьи 6 Устава установлено, что утверждение генеральных планов поселения отнесено к вопросам местного значения муниципального образования "Тукаевский муниципальный район Республики Татарстан".
Статьей 6.1. Устава предусмотрено, что утверждение генеральных планов сельских поселений отнесено к иным вопросам местного значения района, решаемые органами местного самоуправления района на территории сельских поселений района.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" соответствующих полномочий по утверждению генерального плана сельского поселения, что свидетельствует о ничтожности решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" N 12/7 от 16.12.2014.
При таких обстоятельствах, отказ в кадастровом учете изменений категории земель с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" и разрешенного вида использования: "основной вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство" "зоны Ж1 - зона жилой застройки" в отсутствие необходимых документов, является обоснованным, в связи с чем требования заявителя правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Ссылки подателя жалобы на постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 06.03.2017 года по делу N А65-30645/2015 отклоняются, поскольку судебные акты принимаются с учетом конкретных фактических обстоятельств, доводов и доказательств, представленных сторонами, тогда как в рамках дела N А65-30645/2015 довод об отсутствии у Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан полномочий по утверждению генеральных планов сторонами по делу не заявлялся и судом не исследовался.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм права и согласуются с позицией, изложенной в постановлениях Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2017 по делу N А65-8412/2017, от 31.08.2017 по делу А65-449/2017.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 августа 2017 года по делу N А65-9091/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.11.2017 N 11АП-14686/2017 ПО ДЕЛУ N А65-9091/2017
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2017 г. по делу N А65-9091/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 10 ноября 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 августа 2017 года по делу N А65-9091/2017 (судья Мазитов А.Н.),
по заявлению КФХ Мохтаровой Лейсан Фаридовны, Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
при участии третьих лиц: Исполнительный комитет Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Совет Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Совет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан,
о признании недействительными решений,
установил:
Глава крестьянского фермерского хозяйства Мохтарова Лейсан Фаридовна (далее - заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ (далее - ответчик, Управление Росреестра по РТ) о признании недействительными решений от 03 февраля 2017 года за N 16-0-1-228/3009/2016-2102 по земельному участку с кадастровым N 16:39:102501:154, за N 16-0-1-228/3009/2016-2101 по земельному участку с кадастровым N 16:39:102501:146, за N 16-0-1-228/3009/2016-2100 по земельному участку с кадастровым N 16:39:102501:153, от 06 февраля 2017 года за N 16/17-7076 по земельному участку с кадастровым N 16:39:102501:273, за N 16-0-1-228/3009/2016-2089 по земельному участку с кадастровым N 16:39:102501:159, за N 16-0-1-228/3009/2016-2088 по земельному участку с кадастровым N 16:39:102501:118, за N 16-0-1-228/3009/2017-2092 по земельному участку с кадастровым N 16:39:102501:122, за N 16-0-1-228/3009/2016-2104 по земельному участку с кадастровым N 16:39:102501:164, за N 16/17-7027 по земельному участку с кадастровым N 16:39:102501:165, за N 16-0-1-228/3009/2016-2093 по земельному участку с кадастровым N 16:39:102501:120 об отказе в государственном учете изменений объектов недвижимости в части категории земли с "сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" и разрешенного вида использования: "индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками" "зоны Ж1 - жилая застройка", согласно Генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, об обязании Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан (Управление Росреестра по Республике Татарстан) внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости: в категорию земель земельных участков с кадастровыми номерами 16:39:102501:273, 16:39:102501:122, 16:39:102501:120, 16:39:102501:159, 16:39:102501:164, 16:39:102501:165, 16:39:102501:118, 16:39:102501:154, 16:39:102501:153, 16:39:102501:146, расположенных по адресу: Тукаевский муниципальный район, Малошильнинское сельское поселение, с. Ильбухтино, с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов", в разрешенный вид использования земельных участков: "индивидуальные жилые дома с приусадебными участками" "зоны Ж1 - зона жилой застройки".
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Исполнительный комитет Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Совет Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Совет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 августа 2017 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 августа 2017 года по делу N А65-9091/2017 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В материалы дела поступил отзыв заинтересованного лица на апелляционную жалобу заявителя, в котором Управление Росреестра по РТ просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 августа 2017 года по делу N А65-9091/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения как необоснованную.
Также, в материалы дела поступило ходатайство третьего лица, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (филиал), о рассмотрении апелляционной жалобы заявителя в отсутствие уполномоченных представителей учреждения.
В судебное заседание апелляционного суда лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Глава крестьянского фермерского хозяйства Мохтарова Лейсан Фаридовна на основании договора дарения земельного участка от 29.06.2015 является собственником земельных участков (далее - спорные земельные участки) с кадастровыми номерами:
- - 16:39:102501:273 площадью 280 724 кв. м сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, тер. Малошильнинское сельское поселение, что подтверждается свидетельством от государственной регистрации от 13.07.2015 N 16-16/041-16/088/003/2015-4673/2, от 23.06.2015 N 16-16/041-16/088/003/2015-3177/2 (л.д. 20, 22 том 1);
- - 16:39:102501:122 площадью 76 800 кв. м сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, тер. ПК "Камский", что подтверждается свидетельствами от государственной регистрации от 13.01.2015 Серии 16-АН N 834778, от 15.08.2015 N 16-16/041-16/088/003/2015-4127/2 (л.д. 47, 48 том 1).
- 16:39:102501:120 площадью 76 800 кв. м сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, тер. ПК "Камский", что подтверждается свидетельством от государственной регистрации от 05.11.2015 N 16-16/020-16/088/004/2015-3423/2 (л.д. 66, том 1).
- 16:39:102501:159 площадью 422 400 кв. м сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, тер. ПК "Камский", что подтверждается свидетельством от государственной регистрации 09.10.2014 N 16-16-90/026/2014-284 (л.д. 31, том 1).
- 16:39:102501:164 площадью 445 622 кв. м сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для введения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, тер. тер. ПК "Камский", что подтверждается свидетельством от государственной регистрации от 06.07.2015 N 16-16/041-16/088/003/2015-4136/2 (л.д. 83, том 1).
- 16:39:102501:165 площадью 1 145,6 кв. м сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, х-во ПК "Камский", что подтверждается свидетельством от государственной регистрации от 06.07.2015 N 16-16/041-16/008/003/2015-4187/2 (л.д. 76, том 1).
- 16:39:102501:118 площадью 76 800 кв. м сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, тер. ПК "Камский", что подтверждается свидетельством от государственной регистрации от 24.10.2014 Серии 16-АН N 645170 (л.д. 39, том 1).
- 16:39:102501:154 площадью 38 400 кв. м сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для введения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, х-во ПК Камский, что подтверждается свидетельством от государственной регистрации от 05.11.2015 Серии 16-16/020-16/088/004/2015-3433/2 (л.д. 57, том 1).
- 16:39:102501:153 площадью 76 800 кв. м сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, тер. тер. ПК "Камский", что подтверждается свидетельством от государственной регистрации от 09.10.2014 Серии 16-АН N 632674 (л.д. 90, том 1).
- 16:39:102501:146 площадью 76 800 кв. м сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, тер. тер. ПК "Камский", что подтверждается свидетельством от государственной регистрации от 09.10.2014 Серии 16-АН N 632692 (л.д. 98, том 1).
Судом установлено, что Решением Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района РТ от 16.12.2014 N 12/7 утвержден генеральный план муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района РТ, предусматривающий расширение границ Малошильнинского сельского поселения путем включения в границы поселения земельные участки сельскохозяйственного назначения, в том числе спорных земельных участков сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства (далее - Генеральный план).
Согласно выпискам из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения, решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" от 16.12.2014 N 12/7, выданной главным архитектором Тукаевского муниципального района Писаревым В.Д., земельные участки с кадастровыми номерами 16:39:102501:273, 16:39:102501:122, 16:39:102501:120, 16:39:102501:159, 16:39:102501:164, 16:39:102501:165, 16:39:102501:118, 16:39:102501:154, 16:39:102501:153, 16:39:102501:146 согласно Генеральному плану Малошильнинского сельского поселения и решению Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселения" РТ от 16.12.2014 N 12/7 являются территорией усадебной жилой застройки, имеют вид разрешенного использования земельного участка: зона Ж1 - зона жилой застройки. Запрашиваемое использование земельных участков относится к основному виду разрешенного использования.
С целью внесения произведенных Генеральным планом изменений в сведения объектов недвижимости - принадлежащих заявителю земельных участков сельскохозяйственного назначения, а именно изменение категории земли и разрешенного вида использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, Глава КФХ Мохтарова Л.Ф. обратилась в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РТ с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, приложив к заявлениям выписку из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения N 12/7 от 16.12.2014.
В связи с непредставлением необходимых документов для государственного кадастрового учета изменений, а именно отсутствием документов для изменений сведений о разрешенном использовании и категории земельных участков третье лицо Решениями N 1600/501/16-123517 от 03.11.2016, N 1600/501/16-123447 от 03.11.2016, N 1600/501/16-123154 от 02.11.2016, N 1600/501/16-123134 от 02.11.2016, от 02.11.2016 N 1600/501/16-123177, от 03.11.2016 N 1600/501/16-123446, N 1600/501/16-123144 от 02.11.2016, N 1600/501/16-123126 от 02.11.2016, N 1600/501/16-123165 от 02.11.2016, от 02.11.2016 N 1600/501/16-123185, от 02.11.2016 N 1600/501/16-123144. от 02.11.2016 N 1600/501/16-123134, от 02.11.2016 N 1600/501/16-123165 приостановило осуществление кадастрового учета, пояснив, что в представленной выписке из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения от 16.12.2014 N 12/7 не указаны сведения об основных и вспомогательных видах разрешенного использования, утвержденных для данной территориальной зоны и отсутствует информация о том, что земельные участки не относятся к сельскохозяйственным угодьям.
Решениями ответчика от 06.02.2017 N 16/17-7026, N 16/17-7110, N 16/17-7076, N 16/17-7027, от 03.02.2017 N 16/17-6639, N 16/17-6640, N 16/17-6637, N 16/17-6638, N 16/17-6635, N 16/17-6796 заявителю отказано в учете изменений объекта недвижимости.
Основанием для отказа послужило отсутствие необходимых документов, подтверждающих изменение разрешенного использования и категории земельных участков, а также ответ на межведомственный запрос органа местного самоуправления об отсутствии документа об изменении категории земель и информации, необходимых для кадастрового учета.
Не согласившись с отказами в учете изменений объекта недвижимости и считая, что выписка из Генерального плана является достаточным основанием для внесения изменений в сведения в части категории земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов, заявитель, обратился в суд с настоящим заявлением. В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на статью 84 Земельного кодекса РФ, согласно которому установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Закона о кадастре недвижимости).
Пунктом 5 статьи 4 Закона о кадастре недвижимости установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Согласно статье 16 Закона о кадастре недвижимости основанием для осуществления кадастрового учета является изменение уникальных характеристик объекта недвижимости, в том числе вида разрешенного использования земельного участка.
Министерством экономического развития Российской Федерации в письме от 12.04.2010 N Д23-546 даны разъяснения по вопросу об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением категории земельного участка, включенного в установленные границы населенного пункта. В частности, в письме поясняется: "В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственный кадастровый учет изменений земельного участка в связи с изменением категории земель может быть осуществлен на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и документов, предусмотренных статьей 22 Закона о кадастре, либо на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Между тем, Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Согласно части 2 статьи 18 ГрК РФ состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения изменений в такие документы устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен порядок подготовки генерального плана, его утверждения, определены органы, осуществляющие подготовку и утверждение генеральных планов.
Согласно частям 8 и 11 статьи 24 ГрК РФ проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 ГрК РФ обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса.
Частью 7 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением или городским округом, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), в трехмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В силу пункта 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в частности: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.
Таким образом, из совокупности приведенных норм следует, что порядок перевода земель из одной категории в другую, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", применим в том случае, когда установление или изменение границ населенных пунктов осуществляется теми органами местного самоуправления, которые наделены такими полномочиями.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, в редакции Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами) (пункт 20 части 1).
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
Таким образом, Федеральным законом N 131-ФЗ Совет муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" не наделен полномочиями по утверждению генерального плана сельского поселения.
Между тем, частью 3 статьи 14 Закона N 131-ФЗ установлено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 этой статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 этой статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ).
Таким образом, из положений пункта 20 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ следует, что утверждение генерального плана сельского поселения является вопросом местного значения соответствующего муниципального района, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставом сельского поселения решение этого вопроса не закреплено за сельским поселением.
То есть, нормами Закона N 131-ФЗ утверждение генерального плана отнесено к вопросам местного значения сельского поселения только в случае наличия соответствующего закона субъекта Российской Федерации и принятых в соответствии с ним уставов сельских поселений. При отсутствии такого закона эти вопросы подлежат разрешению органами местного самоуправления муниципальных районов, как относящиеся к вопросам местного значения муниципальных районов.
Доказательств наличия Закона Республики Татарстан, наделяющего Совет муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" полномочиями по утверждению генеральных планов сельских поселений, заявитель не представил.
Судом установлено, что решением Совета муниципального образования "Тукаевский муниципальный район" Республики Татарстан от 20.06.2012 N 13/1 принят Устав муниципального образования "Тукаевский муниципальный район" Республики Татарстан (далее - Устав).
Согласно пункту 1 статьи 2 Устава Малошильнинское сельское поселение входит в состав территории муниципального образования "Тукаевский муниципальный район Республики Татарстан".
Подпунктом 48 пункта 1 статьи 6 Устава установлено, что утверждение генеральных планов поселения отнесено к вопросам местного значения муниципального образования "Тукаевский муниципальный район Республики Татарстан".
Статьей 6.1. Устава предусмотрено, что утверждение генеральных планов сельских поселений отнесено к иным вопросам местного значения района, решаемые органами местного самоуправления района на территории сельских поселений района.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" соответствующих полномочий по утверждению генерального плана сельского поселения, что свидетельствует о ничтожности решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" N 12/7 от 16.12.2014.
При таких обстоятельствах, отказ в кадастровом учете изменений категории земель с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" и разрешенного вида использования: "основной вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство" "зоны Ж1 - зона жилой застройки" в отсутствие необходимых документов, является обоснованным, в связи с чем требования заявителя правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Ссылки подателя жалобы на постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 06.03.2017 года по делу N А65-30645/2015 отклоняются, поскольку судебные акты принимаются с учетом конкретных фактических обстоятельств, доводов и доказательств, представленных сторонами, тогда как в рамках дела N А65-30645/2015 довод об отсутствии у Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан полномочий по утверждению генеральных планов сторонами по делу не заявлялся и судом не исследовался.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм права и согласуются с позицией, изложенной в постановлениях Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2017 по делу N А65-8412/2017, от 31.08.2017 по делу А65-449/2017.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 августа 2017 года по делу N А65-9091/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
А.А.ЮДКИН
В.С.СЕМУШКИН
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
А.А.ЮДКИН
В.С.СЕМУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)