Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.05.2017 N 10АП-3663/2017 ПО ДЕЛУ N А41-74064/16

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2017 г. по делу N А41-74064/16


Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Старчиковым А.В.
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Ритекс" - Ганьшиной И.П. (представителя по доверенности от 20.10.2016),
от заинтересованного лица по делу - Администрации Истринского муниципального района Московской области - Пруцева В.Ю. (представителя по доверенности от 05.04.2017),
от третьего лица по делу - Управления Росреестра по Московской области - извещено, представитель не явился,
от третьего лица по делу - Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился,
рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Истринского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 09.02.2017 по делу N А41-74064/16, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ритекс" к Администрации Истринского муниципального района Московской области об оспаривании отказа, третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Ритекс" (далее - заявитель, ООО "Ритекс", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Истринского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) со следующими требованиями:
- признать незаконным, выраженный в письме от 26.09.2016 г. N М502-0151133474-3176649, отказ Администрации Истринского муниципального района Московской области в предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью "Ритекс" в аренду земельного участка с кадастровый номер 50:08:0010303:267, площадью 5000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, городское поселение Истра, город Истра, вблизи ул. Юбилейная.
- обязать Администрацию Истринского муниципального района Московской области в течение 10 дней со дня вступления судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении ООО "Ритекс" в аренду сроком на 5 лет земельного участка с кадастровым номером 50:08:0010303:267, площадью 5000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, городское поселение Истра, город Истра, вблизи ул. Юбилейная.
- обязать Администрацию Истринского муниципального района Московской области в течение 15 дней со дня вступления судебного акта в законную силу заключить с ООО "Ритекс" договор аренды сроком на 5 лет земельного участка с кадастровым номером 50:08:0010303:267, площадью 5000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, городское поселение Истра, город Истра, вблизи ул. Юбилейная.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09.02.2017 заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ N М502-051133474-3176649 от 26.09.2016 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:08:0010303:267. Суд обязал Администрацию Истринского муниципального района Московской области в течение 15 дней с момента вступления в силу судебного акта заключить с ООО "Ритекс" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:08:0010303:267 сроком на 5 лет.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В судебное заседание не явились представители Управления Росреестра по Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, в материалах дела имеются сведения об их надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания. Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании апелляционного суда представитель Администрации Истринского муниципального района Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Ритекс" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены судом апелляционной инстанции согласно статьям 266 - 268 АПК РФ.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 10 октября 2014 г. ООО "Ритекс" обратилось в Администрацию Истринского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в аренду на 5 лет земельного участка площадью 5000 кв. м, под рекреационные цели (отдых граждан и туризм), из земель населенных пунктов по адресу: Московская область г. Истра.
Постановлением Администрации Истринского муниципального района Московской области от 26.02.2015 г. N 727/2 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 5000 кв. м, местоположением: Московская область, Истринский район, городское поселение Истра, город Истра, вблизи ул. Юбилейная" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 5000 кв. м, местоположением: Московская область, Истринский район, городское поселение Истра, город Истра, вблизи ул. Юбилейная, с видом разрешенного использования - "под рекреационные цели" в категории земель - "Земли населенных пунктов".
23 марта 2015 г. сведения о земельном участке площадью 5000 +/- 25 кв. м внесены в государственный кадастра недвижимости, земельному участку присвоен кадастровый номер 50:08:0010303:267, категория земель: "земли населенных пунктов". Вид разрешенного использования: "под рекреационные цели".
27 февраля 2015 г. в газете "Истринские вести" N 13 (12.272.) опубликовано сообщение об информировании населения о предоставлении в аренду сроком на 49 лет ООО "Ритекс" земельного участка площадью 5000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, городское поселение Истра, ул. Юбилейная, под рекреационные цели.
04 августа 2016 г. ООО "Ритекс" обратилось в Администрацию Истринского муниципального района Московской области с заявлением вх. N М502-0151133474-3176649 о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 50:08:0010303:267, площадью 5000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, городское поселение Истра, ул. Юбилейная, под рекреационные цели (отдых граждан и туризм).
В дальнейшем в целях согласования вопроса о предоставлении земельного участка в аренду Администрация Истринского муниципального района Московской области направила проект договора аренды в Межведомственную комиссию по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области.
Протоколом Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 15 сентября 2016 г. N 36 было отказано в согласовании проекта договора аренды, в связи с расположением земельного участка в зоне формирования земельного участка для размещения объекта регионального значения "Амбулаторно-поликлинический комплекс", а также расположение во втором поясе зоны санитарной охраны источника водоснабжения г. Москвы.
26 сентября 2016 года Администрация Истринского муниципального района Московской области письмом N М502-0151133474-3176649, сообщила заявителю об отказе в согласовании заключения договора аренды земельного участка.
Посчитав, что отказ Администрации Истринского муниципального района Московской области незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории утверждена администрацией 26.02.2015, то есть до 01.03.2015.
Из содержания пункта 1 статьи 28 ЗК РФ (действующего в редакции до 01.03.2015) следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01.01.2018.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно указал, что при разрешении вопросов о законности оспариваемого отказа Администрации в предоставлении земельного участка в аренду и о возможности предоставления заявителю такого участка без проведения торгов подлежат применению положения статьи 34 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается лишь при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка (подпункт 3 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ).
На основании пункта 2 статьи 34 ЗК РФ в той же редакции граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Пунктом 3 этой же статьи Земельного кодекса предусмотрено, что в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно введенному в действие с 01.03.2015 пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Установив, что публикация информации о предстоящем предоставлении спорного земельного участка администрацией произведена, нарушений положений статьи 34 ЗК РФ не допущено, а также, что процедура предоставления земельного участка в аренду на момент обращения была соблюдена, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявление ООО "Ритекс" является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку решения, принимаемые на заседаниях Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области отражают только позицию органов исполнительной власти Московской области по тому или иному вопросу и носят рекомендательный характер для органа государственной власти или органа местного самоуправления к полномочиям которого относится принятие того или иного решения по тем вопросам, которые обсуждались на заседании комиссии.
Решение Межведомственной комиссии носит только рекомендательный характер для Администрации Истринского муниципального района.
В отказе от 26.09.2016 г. N М502-051133474-3176649 Администрация указала следующее: "В соответствие с решением Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 15.09.2016 г. (Протокол N 36): Учитывая информацию Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области о расположении земельного участка в зоне формирования земельного участка для размещения объекта регионального значения "Амбулаторно-поликлинический комплекс", а также расположение во втором поясе зоны санитарной охраны источника водоснабжения г. Москвы, отказать в согласовании проекта".
Данное основание опровергается доказательствами, представленными в материалы дела, а именно данными публичной кадастровой карты, из которых следует, что испрашиваемый земельный участок и участок, предназначенный для размещения объектов здравоохранения, не пересекаются.
В материалах дела не представлены доказательства, что спорный участок расположен в зоне планируемой застройки или в санитарной зоне источника водоснабжения.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 09.02.2017 по делу N А41-74064/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
П.А.ИЕВЛЕВ

Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)