Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Предприятие обратилось в орган исполнительной власти субъекта РФ с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельных участков под строительство сетей газораспределения с целью дальнейшего заключения договоров аренды земельных участков на период строительства газопроводов, однако ему было отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И.Ю.,
судей Латыповой Р.Р., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - Астафьев В.Б. по доверен. от 20.12.2016,
от заинтересованного лица - Кулешов В.Ю. по доверен. от 21.12.2016,
рассмотрев 25 мая 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 28 ноября 2016 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Девицкой Н.Е.,
на постановление от 14 марта 2017 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Румянцевым П.В., Лепихиным Д.Е., Марковой Т.Т.,
по заявлению ГУП МО "Мособлгаз"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельных участков
установил:
Государственное унитарное предприятие газового хозяйства Московской области (далее ГУП МО "Мособлгаз", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Департамента городского имущества города Москвы (далее Департамент, заинтересованное лицо) от 22.06.2016 N ДГИ-1-43122/16-1 о предварительном согласовании предоставления трех земельных участков.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.11.2016, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2017, заявленные требования удовлетворены; суд признал незаконным отказ Департамента, оформленный письмом от 22.06.2016 N ДГИ-1-43122/16-1 в предварительном согласовании предоставления 3 земельных участков на территории новой Москвы для строительства объектов газового хозяйства по заявлению ГУП МО "Мособлгаз" от 22.04.2016 N б/н25.3-12 и представленным к нему документам; обязал Департамент в течение месяца с даты вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных и интересов ГУП МО "Мособлгаз", осуществив предварительное согласование предоставления 3 земельных участков на территории новой Москвы для строительства объектов газового хозяйства по заявлению ГУП МО "Мособлгаз" от 22.04.2016 N б/н25.3-12 и представленным к нему документам.
Полагая заявление подлежащим удовлетворению, суд исходил из того, что оспариваемый заявителем отказ Департамента в предварительном согласовании предоставления земельного участка не соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации (статьи 39.14, 39.15) и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Департаментом подана кассационная жалоба, согласно которой заинтересованное лицо просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает, что судом не применены, подлежащие применению статьи 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указывает, что во исполнение пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации издано постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов". Газопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, включены в пункт 6 данного перечня.
Департамент в обоснование доводов жалобы ссылается на пункт 31 Порядка размещения и установления на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 13.11.2012 N 636-ПП, согласно которому размещение объектов, указанных в пункте 5 (1) настоящего порядка, осуществляется без оформления договора на размещение, разрешения (разрешения на использование земель или земельного участка). Пунктом 5 (1) Порядка установлено, что наряду с объектами благоустройства (элементами благоустройства территории), указанными в пункте 5 настоящего порядка, на территории города Москвы за счет внебюджетных источников могут размещаться, в том числе газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Заявитель жалобы указывает, что пунктом 1.4 постановления Правительства Москвы от 22.03.2016 N 108-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" установлено, что получение разрешения на строительство не требуется, в том числе, в случае: строительства и реконструкция сетей газопотребления, газораспределения в случаях, когда каждая из этих сетей предназначена для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 Мпа включительно.
Представитель Департамента в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы жалобы.
Представитель ГУП МО "Мособлгаз" возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда законными и обоснованными. Представлен письменный отзыв на жалобу.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судами установлено, что на основании Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314, ГУП МО "Мособлгаз" заключены публичные договоры о подключении со следующими заявителями: Федотовой Н.Л. - договор о подключении от 08.02.2016 N 19/100/2-15 (договор 1); Мининой Е.В. - договор о подключении от 14.03.2016 N 19/46-82-16 (договор 2); Дукановым О.М. - договор о подключении от 22.03.2016 N 16/152-221-16 (договор 3).
Общество обязалось подключить к сети газораспределения:
- по договору 1 жилое строение, расположенное по адресу: г. Москва, п. Первомайское, д. Поповка, ж.д. N 35;
- по договору 2 жилое строение, расположенное по адресу: г. Москва, п. Марушкинское, д. Власово, ул. Тополиная, уч. 50;
- по договору 3 жилое строение, расположенное по адресу: г. Москва, д. Пучково, ПТ д. Пучково, ул. Верхняя, жилой дом на уч. 105.
Для осуществления подключений жилых строений к сети газораспределения в рамках вышеуказанных договоров ГУП МО "Мособлгаз" обязалось построить газопроводы от сети газораспределения ГУП МО "Мособлгаз" до точек подключения (технологического присоединения) на границах земельных участков заявителей.
ГУП МО "Мособлгаз" 22.04.2016 обратилось в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления трех земельных участков под строительство сетей газораспределения с целью дальнейшего заключения договоров аренды земельных участков на период строительства газопроводов.
Департамент письмом от 22.06.2016 N ДГИ-1-43122/16-1 отказал ГУП МО "Мособлгаз" в предварительном согласовании предоставления земельных участков для строительства сетей газораспределения, указав на то, что в соответствии с п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, Перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, постановлением Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется", Порядком размещения объектов, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 N 299-ПП, устройство данных объектов производится на основании разрешения, выданного уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Оформление ордеров (разрешений) осуществляется Объединением административно-технических инспекций города Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 N 284-ПП "Об утверждении порядка оформления ордеров (разрешений) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве".
Полагая, что отказ Департамента является незаконным и нарушает его права, ГУП МО "Мособлгаз" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 указанного Кодекса предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4.2.9 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, к полномочиям Департамента городского имущества города Москвы относится предварительное согласование предоставления земельного участка, а в пункте 4.2.2 Положения закреплено полномочие по заключению договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земельных участков, расположенных в границах особо охраняемой природной территории, территорий общего пользования), для проектирования и строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.
Статьей 90 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельных участков для строительства объектов трубопроводного транспорта.
Согласно пункту 8 статьи 90 указанного Кодекса земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов, предназначенных для обеспечения газоснабжения, предусмотрен статьями 39.6, 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.
Согласно пункту 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Пунктом 3 статьи 39.36 указанного Кодекса предусмотрено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Суды, принимая обжалуемые судебные акты, исходили из того, что правовым основанием оформления земельных участков на период строительства сетей газораспределения являлись нормы Земельного кодекса Российской Федерации о предварительном согласовании предоставления земельных участков (статьи 39.14, 39.15). Поскольку нормативных правовых актов, предусмотренных в пункте 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации и регулирующих данные отношения принято не было, суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Ссылка заявителя жалобы на пункт 31 Порядка размещения и установления на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 13.11.2012 N 636-ПП, в обоснование довода о том, что земельно-правовые отношения не подлежат оформлению для размещения газопроводов является несостоятельной, поскольку указанное постановление Правительства Москвы распространяется на объекты не капитального строительства, тогда как газопроводы, газораспределительные сети являются линейными объектами капитального строительства.
Суд, установив незаконность отказа Департамента в предварительном согласовании предоставления земельных участков, обоснованно и правомерно обязал Департамент устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ГУП МО "Мособлгаз", осуществив предварительное согласование предоставления трех земельных участков на территории новой Москвы для строительства объектов газового хозяйства по заявлению ГУП МО "Мособлгаз" от 22.04.2016 N б/н25.3-12, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающим, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28 ноября 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2017 года по делу N А40-201641/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 01.06.2017 N Ф05-6608/2017 ПО ДЕЛУ N А40-201641/2016
Требование: О признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельных участков.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Предприятие обратилось в орган исполнительной власти субъекта РФ с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельных участков под строительство сетей газораспределения с целью дальнейшего заключения договоров аренды земельных участков на период строительства газопроводов, однако ему было отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2017 г. по делу N А40-201641/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И.Ю.,
судей Латыповой Р.Р., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - Астафьев В.Б. по доверен. от 20.12.2016,
от заинтересованного лица - Кулешов В.Ю. по доверен. от 21.12.2016,
рассмотрев 25 мая 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 28 ноября 2016 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Девицкой Н.Е.,
на постановление от 14 марта 2017 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Румянцевым П.В., Лепихиным Д.Е., Марковой Т.Т.,
по заявлению ГУП МО "Мособлгаз"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельных участков
установил:
Государственное унитарное предприятие газового хозяйства Московской области (далее ГУП МО "Мособлгаз", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Департамента городского имущества города Москвы (далее Департамент, заинтересованное лицо) от 22.06.2016 N ДГИ-1-43122/16-1 о предварительном согласовании предоставления трех земельных участков.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.11.2016, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2017, заявленные требования удовлетворены; суд признал незаконным отказ Департамента, оформленный письмом от 22.06.2016 N ДГИ-1-43122/16-1 в предварительном согласовании предоставления 3 земельных участков на территории новой Москвы для строительства объектов газового хозяйства по заявлению ГУП МО "Мособлгаз" от 22.04.2016 N б/н25.3-12 и представленным к нему документам; обязал Департамент в течение месяца с даты вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных и интересов ГУП МО "Мособлгаз", осуществив предварительное согласование предоставления 3 земельных участков на территории новой Москвы для строительства объектов газового хозяйства по заявлению ГУП МО "Мособлгаз" от 22.04.2016 N б/н25.3-12 и представленным к нему документам.
Полагая заявление подлежащим удовлетворению, суд исходил из того, что оспариваемый заявителем отказ Департамента в предварительном согласовании предоставления земельного участка не соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации (статьи 39.14, 39.15) и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Департаментом подана кассационная жалоба, согласно которой заинтересованное лицо просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает, что судом не применены, подлежащие применению статьи 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указывает, что во исполнение пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации издано постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов". Газопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, включены в пункт 6 данного перечня.
Департамент в обоснование доводов жалобы ссылается на пункт 31 Порядка размещения и установления на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 13.11.2012 N 636-ПП, согласно которому размещение объектов, указанных в пункте 5 (1) настоящего порядка, осуществляется без оформления договора на размещение, разрешения (разрешения на использование земель или земельного участка). Пунктом 5 (1) Порядка установлено, что наряду с объектами благоустройства (элементами благоустройства территории), указанными в пункте 5 настоящего порядка, на территории города Москвы за счет внебюджетных источников могут размещаться, в том числе газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Заявитель жалобы указывает, что пунктом 1.4 постановления Правительства Москвы от 22.03.2016 N 108-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" установлено, что получение разрешения на строительство не требуется, в том числе, в случае: строительства и реконструкция сетей газопотребления, газораспределения в случаях, когда каждая из этих сетей предназначена для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 Мпа включительно.
Представитель Департамента в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы жалобы.
Представитель ГУП МО "Мособлгаз" возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда законными и обоснованными. Представлен письменный отзыв на жалобу.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судами установлено, что на основании Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314, ГУП МО "Мособлгаз" заключены публичные договоры о подключении со следующими заявителями: Федотовой Н.Л. - договор о подключении от 08.02.2016 N 19/100/2-15 (договор 1); Мининой Е.В. - договор о подключении от 14.03.2016 N 19/46-82-16 (договор 2); Дукановым О.М. - договор о подключении от 22.03.2016 N 16/152-221-16 (договор 3).
Общество обязалось подключить к сети газораспределения:
- по договору 1 жилое строение, расположенное по адресу: г. Москва, п. Первомайское, д. Поповка, ж.д. N 35;
- по договору 2 жилое строение, расположенное по адресу: г. Москва, п. Марушкинское, д. Власово, ул. Тополиная, уч. 50;
- по договору 3 жилое строение, расположенное по адресу: г. Москва, д. Пучково, ПТ д. Пучково, ул. Верхняя, жилой дом на уч. 105.
Для осуществления подключений жилых строений к сети газораспределения в рамках вышеуказанных договоров ГУП МО "Мособлгаз" обязалось построить газопроводы от сети газораспределения ГУП МО "Мособлгаз" до точек подключения (технологического присоединения) на границах земельных участков заявителей.
ГУП МО "Мособлгаз" 22.04.2016 обратилось в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления трех земельных участков под строительство сетей газораспределения с целью дальнейшего заключения договоров аренды земельных участков на период строительства газопроводов.
Департамент письмом от 22.06.2016 N ДГИ-1-43122/16-1 отказал ГУП МО "Мособлгаз" в предварительном согласовании предоставления земельных участков для строительства сетей газораспределения, указав на то, что в соответствии с п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, Перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, постановлением Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется", Порядком размещения объектов, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 N 299-ПП, устройство данных объектов производится на основании разрешения, выданного уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Оформление ордеров (разрешений) осуществляется Объединением административно-технических инспекций города Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 N 284-ПП "Об утверждении порядка оформления ордеров (разрешений) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве".
Полагая, что отказ Департамента является незаконным и нарушает его права, ГУП МО "Мособлгаз" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 указанного Кодекса предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4.2.9 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, к полномочиям Департамента городского имущества города Москвы относится предварительное согласование предоставления земельного участка, а в пункте 4.2.2 Положения закреплено полномочие по заключению договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земельных участков, расположенных в границах особо охраняемой природной территории, территорий общего пользования), для проектирования и строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.
Статьей 90 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельных участков для строительства объектов трубопроводного транспорта.
Согласно пункту 8 статьи 90 указанного Кодекса земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов, предназначенных для обеспечения газоснабжения, предусмотрен статьями 39.6, 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.
Согласно пункту 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Пунктом 3 статьи 39.36 указанного Кодекса предусмотрено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Суды, принимая обжалуемые судебные акты, исходили из того, что правовым основанием оформления земельных участков на период строительства сетей газораспределения являлись нормы Земельного кодекса Российской Федерации о предварительном согласовании предоставления земельных участков (статьи 39.14, 39.15). Поскольку нормативных правовых актов, предусмотренных в пункте 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации и регулирующих данные отношения принято не было, суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Ссылка заявителя жалобы на пункт 31 Порядка размещения и установления на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 13.11.2012 N 636-ПП, в обоснование довода о том, что земельно-правовые отношения не подлежат оформлению для размещения газопроводов является несостоятельной, поскольку указанное постановление Правительства Москвы распространяется на объекты не капитального строительства, тогда как газопроводы, газораспределительные сети являются линейными объектами капитального строительства.
Суд, установив незаконность отказа Департамента в предварительном согласовании предоставления земельных участков, обоснованно и правомерно обязал Департамент устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ГУП МО "Мособлгаз", осуществив предварительное согласование предоставления трех земельных участков на территории новой Москвы для строительства объектов газового хозяйства по заявлению ГУП МО "Мособлгаз" от 22.04.2016 N б/н25.3-12, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающим, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28 ноября 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2017 года по делу N А40-201641/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
Судьи
Р.Р.ЛАТЫПОВА
В.В.КУЗНЕЦОВ
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
Судьи
Р.Р.ЛАТЫПОВА
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)