Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 21.07.2016 N 81-АПГ16-3

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 июля 2016 г. N 81-АПГ16-3


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "БОР" о признании недействующим постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 26 ноября 2015 г. N 378 "Об отмене распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.12.2009 N 1129-р "О включении земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенного пункта деревни Журавлево Елыкаевской сельской территории Кемеровского муниципального района Кемеровской области" со дня его принятия
по апелляционной жалобе Коллегии Администрации Кемеровской области на решение Кемеровского областного суда от 1 марта 2016 г., которым удовлетворено административное исковое заявление.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "БОР" Черевец Е.И., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 11 декабря 2009 г. N 1129-р "О включении земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенного пункта деревни Журавлево Елыкаевской сельской территории Кемеровского муниципального района Кемеровской области" (далее - распоряжение N 1129-р) земельные участки с кадастровыми номерами 42:04:0211003:7-42:04:0211003:8 и 42:04:0211003:153-42:04:0211003:156 из состава земель лесного фонда включены в границы указанного населенного пункта.
Согласно пункту 2 названного нормативного правового акта данные земельные участки переводятся из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов с видом их разрешенного использования "жилищное строительство".
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26 ноября 2015 г. N 378 (далее - постановление N 378), официально опубликованным в тот же день в электронном бюллетене Коллегии Администрации Кемеровской области (http://www.zakon.kemobl.ru) и 30 ноября 2015 г. на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru), распоряжение N 1129-р отменено.
Общество с ограниченной ответственностью "БОР" (далее - ООО "БОР", Общество) обратилось в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления N 378 полностью с момента его принятия. В обоснование заявленных требований ООО "БОР" указало, что постановление N 378 создает препятствия Обществу в использовании данных земельных участков в соответствии с их правовым режимом, установленным распоряжением N 1129-р.
ООО "БОР" указывает, что отмена оспариваемым нормативным правовым актом распоряжения N 1129-р осуществлена без принятия решения относительно включения, либо исключения названных земельных участков в границы населенного пункта, а также без изменения категории земель и вида их разрешенного использования. Таким образом, по мнению административного истца, постановление N 378 противоречит требованиям пунктов 1 и 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункта 5 пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Решением Кемеровского областного суда от 1 марта 2016 г. административное исковое заявление ООО "БОР" удовлетворено. Постановление N 378 признано недействующим полностью со дня его принятия.
В апелляционной жалобе Коллегия Администрации Кемеровской области указывает, что решение суда первой инстанции принято с существенными нарушениями норм процессуального права и норм материального права и имеются основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, в связи с чем просит отменить указанный судебный акт и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Кемеровской области и ООО "БОР" представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится земельное законодательство. В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй указанной статьи Конституции Российской Федерации.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 1 Закона N 172-ФЗ).
Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, Правительством Российской Федерации, а в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункты 1 и 2 части 1 статьи 8 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Как следует из части 1 статьи 8 ЗК РФ и части 1 статьи 8 Закона N 172-ФЗ, перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона N 172-ФЗ перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
При этом, как следует из положений статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в редакции от 25 ноября 2009 г. (далее - Закон N 191-ФЗ), действующей на дату принятия распоряжения N 1129-р, до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2010 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном данной статьей.
Согласно указанному порядку лицо, заинтересованное во включении земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, мотивированное заявление, которое также может содержать просьбу об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта (о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка).
В соответствии с пунктом 2 части 14 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ заявление заинтересованного лица и заключение органа местного самоуправления направляются исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации для согласования в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение лесными участками, в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда в земли других категорий и на распоряжение лесными участками, является Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), действовавшее на момент подготовки распоряжения N 1129-р в соответствии с пунктами 5.2.7 и 5.13.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 283.
После истечения месячного срока на получение указанного согласования исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает решение о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии такого решения.
Одним из оснований для отказа в принятии соответствующего решения исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации является поступление в письменной форме мотивированного отказа Рослесхоза в согласовании заявления о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Как усматривается из материалов дела, по договору аренды лесного участка от 15 мая 2009 г. N <...>, заключенному между ООО "БОР" и Департаментом лесного комплекса Кемеровской области, Обществу для использования в целях осуществления рекреационной деятельности передан во временное пользование лесной участок из состава земель лесного фонда, находящийся в собственности Российской Федерации, состоящий из земельных участков с кадастровыми номерами 42:04:0211003:7-42:04:0211003:8 и 42:04:0211003:153-42:04:0211003:156.
На основании заявления Общества от 21 октября 2009 г. о включении названных земельных участков в границы населенного пункта - деревни Журавлево - и об установлении их вида разрешенного использования "жилищное строительство" главой Елыкаевской сельской администрации в этот же день направлен Губернатору Кемеровской области комплект документов для принятия решения о включении земельных участков в границы населенного пункта и об изменении их вида разрешенного использования.
Согласование указанного комплекта документов с Рослесхозом, предусмотренное пунктом 2 части 14 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ, осуществлялось Департаментом лесного комплекса Кемеровской области. Из материалов административного дела усматривается, что письмом территориального органа Рослесхоза от 18 декабря 2009 г. сообщено Департаменту лесного комплекса Кемеровской области о невозможности согласования заявления Общества ввиду отсутствия мотивированного обоснования застройки земельных участков, предлагаемых для включения в границы населенного пункта. Однако, как установлено судом первой инстанции, до истечения срока рассмотрения документов и до получения указанного ответа Департаментом лесного комплекса Кемеровской области было подготовлено заключение от 1 декабря 2009 г. о возможном включении названных земельных участков в границы населенного пункта и изменении их вида разрешенного использования.
Следовательно, в нарушение требований пункта 2 части 14 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ принятое на основе данного заключения решение, оформленное распоряжением N 1129-р, не было согласовано с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение лесными участками, находящимися в федеральной собственности.
Согласно части 3 статьи 8 ЗК РФ нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта.
В данном случае орган исполнительной власти Кемеровской области, рассмотрев в порядке статьи 12 регламента Администрации Кемеровской области, утвержденного распоряжением Администрации Кемеровской области от 3 августа 2000 г. N 761-р, представление прокуратуры Кемеровской области об устранении нарушения земельного законодательства, постановлением N 378 отменил собственный акт, принятый с нарушением указанных требований нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Кроме того, по состоянию на дату рассмотрения административного дела в суде апелляционной инстанции распоряжение N 1129-р, содержащее правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение, в нарушение требований пункта 3 статьи 28 Устава Кемеровской области, пунктов 1 - 2 постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10 июня 2008 г. N 218 не было официально опубликовано и согласно положениям пунктов 8 и 9 статьи 9 Закона Кемеровской области от 9 марта 2005 г. N 43-ОЗ "О Коллегии Администрации Кемеровской области" не вступило в законную силу.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о нарушении оспариваемым нормативным правовым актом прав и законных интересов административного истца, а также неопределенного круга лиц, проживающих на территории населенного пункта, в границы которого включены указанные выше земельные участки, основан на неправильном истолковании закона, поскольку распоряжение N 1129-р, введенное в действие с нарушением порядка его принятия и официального опубликования, не образует соответствующего правового основания для возникновения названных прав и интересов.
Судебная коллегия также учитывает, что распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 1 марта 2016 г. N 69-р (далее - распоряжение N 69-р) администрации Елыкаевской сельской территории Кемеровского муниципального района Кемеровской области отказано в принятии решения о включении в границы населенного пункта деревни Журавлево Елыкаевской сельской территории Кемеровского муниципального района Кемеровской области названных выше земельных участков.
Вопреки доводам административного истца постановление N 378 не направлено на преодоление решения Кемеровского областного суда от 12 февраля 2015 г., которым признано недействующим распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 18 февраля 2014 г. N 136-р "Об отмене распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 11 декабря 2009 г. N 1129-р "О включении земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенного пункта деревни Журавлево Елыкаевской сельской территории Кемеровского муниципального района Кемеровской области" (далее - распоряжение N 136-р). Оспариваемый по настоящему делу нормативный правовой акт принят не в порядке самоконтроля, а по результатам рассмотрения представления прокуратуры Кемеровской области о необходимости устранения нарушения земельного законодательства, допущенного при принятии распоряжения N 1129-р. При рассмотрении дела о признании недействующим распоряжения N 136-р судом первой инстанции были установлены нарушения порядка его опубликования и принятия, что согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", само по себе является основанием для признания нормативного правового акта недействующим без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта. Между тем постановление N 378 принято уполномоченным органом в установленной форме и официально опубликовано. Таким образом, несмотря на схожий предмет регулирования, основания и обстоятельства принятия и введения в действие распоряжения N 136-р и постановления N 378 отличны.
Таким образом, решение суда первой инстанции основано на неправильном применении норм материального права, что в силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для его отмены.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Кемеровского областного суда от 1 марта 2016 г. отменить. Обществу с ограниченной ответственностью "БОР" отказать в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 26 ноября 2015 г. N 378 "Об отмене распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.12.2009 N 1129-р "О включении земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенного пункта деревни Журавлево Елыкаевской сельской территории Кемеровского муниципального района Кемеровской области".





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)