Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.10.2017 N 04АП-5033/2017 ПО ДЕЛУ N А19-4602/2017

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2017 г. по делу N А19-4602/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Каминского В.Л.,
судей Басаева Д.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятии и Забайкальском крае на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 июля 2017 года по делу N А19-4602/2017 по исковому заявлению Администрации Шелеховского городского поселения (ОГРН 1053848032347, ИНН 3821013291, 666034, Иркутская область, г. Шелехов, ул. Ленина, д. 15) к Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятии и Забайкальском крае (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087, 664025, г. Иркутск, ул. Российская д. 17), Министерству лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859, 664003, г. Иркутск, ул. Горького, д. 31) о признании права собственности,
(суд первой инстанции - Антонова С.Н.),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:

- Администрация Шелеховского городского поселения (далее - Истец, Администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятии и Забайкальском крае (далее - Ответчик, Территориальное управление), Министерству лесного комплекса Иркутской области (далее - Ответчик, Министерство) о признании права собственности - на земельный участок с кадастровым номером 38:27:000401:61, площадью 322 402 +/- 710 квадратных метров, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - городские леса, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, территория квартала N 2 городского леса, с южной стороны автодороги Култукский тракт, от границы застройки, расположенной с восточной стороны ул. Известковая до левого берега р. Олха по границе г. Шелехова;
- - на земельный участок с кадастровым номером 38:27:000000:1011, площадью 765 257 +/- 306 квадратных метров, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - городские леса, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, территория квартала N 1 городского леса, с северной стороны автодороги Култукский тракт до СНТ "Восточный Сибиряк";
- - на земельный участок с кадастровым номером 38:27:000000:3281, площадью 158 006 +/- 139 квадратных метров, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - городские леса, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, территория квартала N 3 городского леса, в районе больничного городка, улицы Вокзальная, микрорайона Привокзальный.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 июля 2017 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке, поставив вопрос о его отмене и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований. Полагает, что судом неверно сделан вывод о расположении спорных земельных участков в границах муниципального образования. Судом дана ненадлежащая оценка имеющимся в деле доказательствам. В качестве третьего лица в дело не был привлечен уполномоченный орган исполнительной власти - Федеральное агентство лесного хозяйства.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет".
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы, приведенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, вступившим 19.03.2015 в законную силу решением Шелеховского городского суда от 18.02.2015 по гражданскому делу N 2-329/15 по заявлению Прокурора города Шелехов, на Администрацию Шелеховского городского поселения возложены обязанности по постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на земельные участки занятые городскими лесами в границах кварталов 1-6, обозначенных на плате - планшете Шелеховского городского лесничества материалов.
Во исполнение названного решения истец обратился в регистрирующий орган с заявлениями о государственной регистрации права собственности на сформированные и поставленные на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами 38:27:000401:61 и 38:27:000000:1011. Регистрирующий орган по итогам рассмотрения заявлений в государственной регистрации отказал в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельные участки. При этом, в сообщениях от 24.07.2015 исх. N 38/016/006/2015-8522 и N 38/016/006/2015-8523 об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним указал, что решение Шелеховского городского суда от 18.02.2015 по гражданскому делу N 2-329/15 не может рассматриваться как правоустанавливающий документ.
Впоследствии, истцом на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 38:27:000000:3281, однако с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок истец в регистрирующий орган не обращался в связи с отсутствием у него, как указал ранее регистрирующий орган, правоустанавливающего документа на земельный участок.
Полагая, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 38:27:000401:61; 38:27:000000:1011 и 38:27:000000:3281 являются землями населенных пунктов с разрешенным использованием - городские леса, и находятся в границах городской черты города Шелехов, в целях исполнения решения Шелеховского городского суда от 18.02.2015, истец обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 7, 9, 10, 11, 19, 25, 59, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 6, 7, 8, 67 Лесного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об удовлетворении иска, поскольку спорные земельные участки с кадастровыми номерами 38:27:000401:61; 38:27:000000:1011 и 38:27:000000:3281 являются землями населенных пунктов и факт их расположения в границах муниципального образования "город Шелехов" подтвержден материалами дела.
Суд апелляционной инстанции признает правильными и обоснованными выводы суда первой инстанции, а принятое им решение - подлежащим оставлению без изменения.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, признание права является одним из способов защиты гражданских прав.
В соответствии со статьей 59 Земельного кодекса Российской Федерации признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 38:27:000401:61; 38:27:000000:1011 и 38:27:000000:3281 являются землями населенных пунктов с разрешенным использованием - городские леса, и находятся в границах городской черты города Шелехов, что подтверждается, по мнению истца, проектом городской черты города Шелехов и планом земельно-хозяйственного устройства города Шелехов, утвержденными Решением Исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов от 04.04.1978 г. N 200, а также кадастровыми паспортами земельных участков.
Согласно пункту 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие 7 категорий: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Исследуя вопрос о принадлежности спорных земельных участков к землям населенных пунктов, и (или) землям лесного фонда, суд первой инстанции обоснованно указал следующее.
Из положений статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что лесное законодательство и иные нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, основываются в том числе на принципах использования лесов с учетом их глобального экологического значения, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, а также использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (статья 5 названного кодекса).
Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.
Следовательно, обоснован вывод суда о том, что Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает возможность расположения лесных участков на землях иных категорий, кроме земель лесного фонда.
Статьей 67 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12.12.2011 года N 516, к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов. Леса, расположенные на землях лесного фонда, городскими лесами не являются.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и не опровергнуто ответчиками, спорные земельные участки с кадастровыми номерами 38:27:000401:61; 38:27:000000:1011 и 38:27:000000:3281 являются землями населенных пунктов.
Из кадастровых паспортов земельных участков N 3800/601/13-81867 от 01.04.2013, N 3800/601/13-370862 от 22.10.2013, N 3800/601/16-660283 от 06.12.2016, имеющихся в материалах настоящего дела, также следует, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 38:27:000401:61; 38:27:000000:1011 и 38:27:000000:3281 сформированы и поставлены на кадастровый учет с разрешенным использованием - городские леса, категорией земель - земли населенных пунктов.
Нахождение спорных земельных участков в границах городской черты города Шелехов подтверждается также Решением Исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов от 04.04.1978 N 200, которым утверждены проекты городской черты и план земельно-хозяйственного устройства города Шелехов. Спорные земельные участки по данному решению находились в границах городской черты города Шелехов. В настоящее время границы Шелеховского муниципального образования (городского поселения) установлены Законом Иркутской области от 16.12.2004 N 89-оз "О статусе и границах муниципальных образований Шелеховского района Иркутской области". Описание границ, приведенное в приложение N 6 к данному Закону, в целом совпадает с утвержденным в 1978 году проектом городской черты города Шелехов.
Следовательно, обоснован вывод суда первой инстанции о том, что спорные земельные участки до настоящего времени также расположены в границах муниципального образования "город Шелехов".
Кроме того, согласно сведениям государственного лесного реестра, спорные земельные участки с кадастровыми номерами 38:27:000401:61; 38:27:000000:1011 и 38:27:000000:3281 находятся вне границ лесного фонда. Аналогичная информация содержится в письме заместителя министра Лесного комплекса Иркутской области от 25.01.2017 исх. N 176/17.
С учетом изложенного и отсутствием доказательств обратного, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что спорные земельные участки расположены вне границ земель лесного фонда, к землям лесного фонда не относятся, следовательно, не являются собственностью Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
В пункте 2 статьи 9, пункте 2 статьи 10 и пункте 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.
В пункте 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено положение о том, что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, согласно указанной выше норме Гражданского кодекса РФ, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.
Поскольку спорные земельные участки являются землями населенных пунктов и факт их расположения в границах муниципального образования "город Шелехов" подтвержден материалами дела, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
Относительно доводов апелляционной жалобы о не привлечении к участию в дело в качестве третьего лица Федеральное агентство лесного хозяйства, апелляционный суд отмечает следующе.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Привлечение или непривлечение к участию в деле третьего лица является правом суда, при этом суд при рассмотрении данного вопроса исходит из конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с Приказом Рослесхоза от 15.08.2007 N 370 "Об утверждении Регламента Федерального агентства лесного хозяйства" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.09.2007 N 10153), к функциям Федерального агентства лесного хозяйства относится функции по реализации государственной политики в области лесных отношений.
Полномочия в области земельных отношений к функциям названного органа исполнительной власти не отнесены.
Судом рассмотрен спор о признании права собственности на земельные участки. Судебный акт в данном случае не содержит выводов о правах и обязанностях Федеральное агентство лесного хозяйства, в связи с чем доводы относительно необходимости привлечения указанного лица к участию в деле не имеют правового значения для решения вопроса об отмене судебных актов по безусловным основаниям.
Приведенные ответчиком в апелляционной жалобе другие доводы тождественны доводам, заявленным в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка, при установленных фактических обстоятельствах не опровергают правильные выводы суда первой инстанции и не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, отсутствуют.
Распределение судом первой инстанции расходов по уплате государственной пошлины произведено в соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 июля 2017 года по делу N А19-4602/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
В.Л.КАМИНСКИЙ
Судьи
Д.В.БАСАЕВ
Е.О.НИКИФОРЮК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)