Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: Истец ссылался на ненадлежащее использование участка ответчиком.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июня 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от истца - администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края (ИНН 2608010341, ОГРН 1042600489469) - Коваленко М.А. (доверенность от 22.03.2016), в отсутствие истца - администрации муниципального образования города Ипатово Ставропольского края (ИНН 2608004997, ОГРН 1022602624660), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "СтройСервисКомплект" (ИНН 2614020683, ОГРН 1092646000138) и третьего лица - Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройСервисКомплект" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2016 (судьи Сомов Е.Г., Бейтуганов З.А., Джамбулатов С.И.) по делу N А63-2734/2015, установил следующее.
Администрация Ипатовского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация района) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края к ООО "СтройСервисКомплект" (далее - общество) с иском, в котором просило:
- - расторгнуть договор аренды земельного участка от 21.03.2011 N 8;
- - обязать общество возвратить земельный участок площадью 76 008 кв. м с кадастровым номером 26:02:102202:9 администрации муниципального образования города Ипатово Ставропольского края (далее - администрация города; уточненные требования; т. 3, л.д. 137).
Иск мотивирован существенным нарушением обществом условий договора аренды земельного участка от 21.03.2011 N 8. Ненадлежащее использование земельного участка подтверждено документально, досудебный порядок расторжения договора администрацией района соблюден. Поэтому договор подлежит расторжению в судебном порядке, а участок - освобождению на основании статей 450, 619 и 622 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
Определением от 13.04.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города (т. 1, л.д. 111, 112).
Определением от 29.06.2015 (т. 2, л.д. 161, 162) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - департамент).
Определением от 22.07.2015 администрация города привлечена к участию в деле в качестве соистца (т. 2, л.д. 200, 201).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 13.10.2015 (судья Жирнова С.Л.) в удовлетворении иска отказано.
Суд установил, что администрация района и общество заключили соглашение от 17.01.2011 N 17 о сотрудничестве в области развития отходоперерабатывающего производства. По договору аренды от 21.03.2011 N 8 обществу предоставлен участок площадью 76 008 кв. м с кадастровым номером 26:02:102202:9. Земельный участок предоставлен под полигон твердых бытовых отходов (далее - ТБО) на срок с 21.03.2011 по 20.03.2060. В ходе проведенной проверки (с участием директора филиала общества), зафиксированной актом от 20.06.2013, установлено, что земельный участок используется по целевому назначению. Однако общество не выполняет условия договора аренды в части соблюдения требований градостроительных регламентов, экологических, санитарно-гигиенических, и противопожарных правил (нормативов). Арендатору предложено устранить выявленные нарушения в срок до 01.07.2013. Кроме того, обществом не исполняются обязательства, предусмотренные пунктом 1.2 соглашения о сотрудничестве от 17.01.2011. В связи с неустранением выявленных нарушений рабочей группой (в отсутствие представителя общества) составлен повторный акт осмотра земельного участка от 20.02.2014. В адрес арендатора направлены претензии с предложением привести земельный участок в соответствие с его разрешенным использованием (для размещения полигона ТБО), включающим в себя требования Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-гигиенические правила и нормативы (далее - СанПиН). Актами осмотра земельного участка от 06.02.2015 и от 07.08.2015 также установлены нарушения обществом СанПиН и противопожарных правил. В связи с неустранением арендатором выявленных нарушений администрация района направила в адрес ответчика уведомление о досрочном расторжении договора аренды от 21.03.2011 N 8 и возврате земельного участка, которое не исполнено. Суд при разрешении спора признал, что арендодателем соблюден досудебный порядок, предусмотренный статьями 452 и 619 Гражданского кодекса. Вместе с тем, суд не усмотрел правовых оснований для расторжения договора (пункт 2 статьи 450, пункт 1 статьи 619 Гражданского кодекса). Акты осмотра земельного участка составлены без участия представителя ответчика, при этом в составе рабочих групп, проводивших проверки, отсутствовали специалисты, правомочные выносить заключения о наличии вменяемых обществу нарушениях. Не представлены доказательства выявленных уполномоченными органами нарушений ответчика в сфере природопользования и охраны окружающей среды, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических норм. Имеющееся в деле представление прокуратуры Ипатовского района "Об устранении нарушений природоохранного законодательства" от 26.02.2015, выданное директору общества, доказательством нарушений ответчиком в сфере природопользования и охраны окружающей среды не является. Доказательства привлечения общества за неисполнение указанного представления к административной ответственности отсутствуют. Вместе с тем, в материалах имеется акт плановой проверки департамента от 18.06.2015, составленный в присутствии представителя общества, согласно которому нарушений лицензионных требований при осуществлении деятельности не выявлено. Кроме того, согласно пояснениям главного специалиста-эксперта Ставропольского территориального отдела департамента Ефименко Н.С., в ходе проверки общества, результаты которой отражены в акте от 18.06.2015, проверялось только соблюдение лицензионных требований. Отбор проб был необходим для установления класса опасности отходов и соответствие его лицензии. Проверка по факту причинения вреда жизни и здоровью людей не проводилась, так как это не входит в полномочия департамента. При этом согласно ответу начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в Ипатовском районе от 21.05.2015 N 478 в 2014 и 2015 годах проверки в отношении общества не проводились. Довод администрации района о том, что ответчиком не соблюдаются условия пунктов 2.1.2, 2.2.1 соглашения о сотрудничестве от 17.01.2011 N 17 отклонен судом, поскольку из содержания договора аренды не следует, что у общества имеются обязательства по строительству на предоставленном земельном участке комплекса по переработке отходов.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2016 решение от 13.10.2015 отменено, исковые требования удовлетворены. Договор аренды земельного участка от 21.03.2011 N 8 расторгнут. Суд обязал общество возвратить администрации города земельный участок площадью 76 008 кв. м с кадастровым номером 26:02:102202:9. С общества в доход федерального бюджета взыскано 6 тыс. рублей государственной пошлины.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 02.06.2016 N Ф08-3254/2016 ПО ДЕЛУ N А63-2734/2015
Требование: О расторжении договора аренды участка, обязании возвратить участок.Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: Истец ссылался на ненадлежащее использование участка ответчиком.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2016 г. по делу N А63-2734/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июня 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от истца - администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края (ИНН 2608010341, ОГРН 1042600489469) - Коваленко М.А. (доверенность от 22.03.2016), в отсутствие истца - администрации муниципального образования города Ипатово Ставропольского края (ИНН 2608004997, ОГРН 1022602624660), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "СтройСервисКомплект" (ИНН 2614020683, ОГРН 1092646000138) и третьего лица - Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройСервисКомплект" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2016 (судьи Сомов Е.Г., Бейтуганов З.А., Джамбулатов С.И.) по делу N А63-2734/2015, установил следующее.
Администрация Ипатовского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация района) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края к ООО "СтройСервисКомплект" (далее - общество) с иском, в котором просило:
- - расторгнуть договор аренды земельного участка от 21.03.2011 N 8;
- - обязать общество возвратить земельный участок площадью 76 008 кв. м с кадастровым номером 26:02:102202:9 администрации муниципального образования города Ипатово Ставропольского края (далее - администрация города; уточненные требования; т. 3, л.д. 137).
Иск мотивирован существенным нарушением обществом условий договора аренды земельного участка от 21.03.2011 N 8. Ненадлежащее использование земельного участка подтверждено документально, досудебный порядок расторжения договора администрацией района соблюден. Поэтому договор подлежит расторжению в судебном порядке, а участок - освобождению на основании статей 450, 619 и 622 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
Определением от 13.04.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города (т. 1, л.д. 111, 112).
Определением от 29.06.2015 (т. 2, л.д. 161, 162) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - департамент).
Определением от 22.07.2015 администрация города привлечена к участию в деле в качестве соистца (т. 2, л.д. 200, 201).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 13.10.2015 (судья Жирнова С.Л.) в удовлетворении иска отказано.
Суд установил, что администрация района и общество заключили соглашение от 17.01.2011 N 17 о сотрудничестве в области развития отходоперерабатывающего производства. По договору аренды от 21.03.2011 N 8 обществу предоставлен участок площадью 76 008 кв. м с кадастровым номером 26:02:102202:9. Земельный участок предоставлен под полигон твердых бытовых отходов (далее - ТБО) на срок с 21.03.2011 по 20.03.2060. В ходе проведенной проверки (с участием директора филиала общества), зафиксированной актом от 20.06.2013, установлено, что земельный участок используется по целевому назначению. Однако общество не выполняет условия договора аренды в части соблюдения требований градостроительных регламентов, экологических, санитарно-гигиенических, и противопожарных правил (нормативов). Арендатору предложено устранить выявленные нарушения в срок до 01.07.2013. Кроме того, обществом не исполняются обязательства, предусмотренные пунктом 1.2 соглашения о сотрудничестве от 17.01.2011. В связи с неустранением выявленных нарушений рабочей группой (в отсутствие представителя общества) составлен повторный акт осмотра земельного участка от 20.02.2014. В адрес арендатора направлены претензии с предложением привести земельный участок в соответствие с его разрешенным использованием (для размещения полигона ТБО), включающим в себя требования Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-гигиенические правила и нормативы (далее - СанПиН). Актами осмотра земельного участка от 06.02.2015 и от 07.08.2015 также установлены нарушения обществом СанПиН и противопожарных правил. В связи с неустранением арендатором выявленных нарушений администрация района направила в адрес ответчика уведомление о досрочном расторжении договора аренды от 21.03.2011 N 8 и возврате земельного участка, которое не исполнено. Суд при разрешении спора признал, что арендодателем соблюден досудебный порядок, предусмотренный статьями 452 и 619 Гражданского кодекса. Вместе с тем, суд не усмотрел правовых оснований для расторжения договора (пункт 2 статьи 450, пункт 1 статьи 619 Гражданского кодекса). Акты осмотра земельного участка составлены без участия представителя ответчика, при этом в составе рабочих групп, проводивших проверки, отсутствовали специалисты, правомочные выносить заключения о наличии вменяемых обществу нарушениях. Не представлены доказательства выявленных уполномоченными органами нарушений ответчика в сфере природопользования и охраны окружающей среды, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических норм. Имеющееся в деле представление прокуратуры Ипатовского района "Об устранении нарушений природоохранного законодательства" от 26.02.2015, выданное директору общества, доказательством нарушений ответчиком в сфере природопользования и охраны окружающей среды не является. Доказательства привлечения общества за неисполнение указанного представления к административной ответственности отсутствуют. Вместе с тем, в материалах имеется акт плановой проверки департамента от 18.06.2015, составленный в присутствии представителя общества, согласно которому нарушений лицензионных требований при осуществлении деятельности не выявлено. Кроме того, согласно пояснениям главного специалиста-эксперта Ставропольского территориального отдела департамента Ефименко Н.С., в ходе проверки общества, результаты которой отражены в акте от 18.06.2015, проверялось только соблюдение лицензионных требований. Отбор проб был необходим для установления класса опасности отходов и соответствие его лицензии. Проверка по факту причинения вреда жизни и здоровью людей не проводилась, так как это не входит в полномочия департамента. При этом согласно ответу начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в Ипатовском районе от 21.05.2015 N 478 в 2014 и 2015 годах проверки в отношении общества не проводились. Довод администрации района о том, что ответчиком не соблюдаются условия пунктов 2.1.2, 2.2.1 соглашения о сотрудничестве от 17.01.2011 N 17 отклонен судом, поскольку из содержания договора аренды не следует, что у общества имеются обязательства по строительству на предоставленном земельном участке комплекса по переработке отходов.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2016 решение от 13.10.2015 отменено, исковые требования удовлетворены. Договор аренды земельного участка от 21.03.2011 N 8 расторгнут. Суд обязал общество возвратить администрации города земельный участок площадью 76 008 кв. м с кадастровым номером 26:02:102202:9. С общества в доход федерального бюджета взыскано 6 тыс. рублей государственной пошлины.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)