Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.12.2017 N 15АП-17951/2017 ПО ДЕЛУ N А32-9609/2017

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2017 г. N 15АП-17951/2017

Дело N А32-9609/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель Долгов А.А. по доверенности от 01.03.2017,
от заинтересованного лица: представитель Исаев М.Р. по доверенности от 17.08.2017, по удостоверению N 530,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 09.08.2017 по делу N А32-9609/2017,
принятое судьей Боровиком А.М.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Виктория"
к заинтересованному лицу - Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Виктория" (далее - общество, заявитель, арендатор) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), выраженного в письме от 08.12.2016 года N 52-36164/16-32-20, в предоставлении в аренду на срок 10 лет земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:22:0701004:21, площадью 152527 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новопокровский район, в границах СПК "Покровский", участок 843, об обязании департамента устранить допущенные нарушения, направив обществу в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда проект подписанного договора аренды спорного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.08.2017 заявленные обществом требования удовлетворены.
Решение мотивировано наличием обстоятельств, предусмотренных Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в силу которых общество вправе претендовать на аренду спорного земельного участка без проведения торгов.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.08.2017 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована недействительностью договора аренды и дополнительных соглашений к нему, поскольку таковые были заключены без проведения торгов, что свидетельствует об отсутствии прав общества на предоставление ему в аренду испрашиваемого земельного участка на новый срок без проведения торгов.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель ООО "Виктория" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании договора аренды N 8822000234 от 01.01.2003 (далее - договор аренды) арендатору - сельскохозяйственному производственному кооперативу "Виктория" (далее - СПК "Покровский") был предоставлен в аренду земельный участок сельскохозяйственного назначения, из земель фонда перераспределения, площадью 150002 кв. м, имеющего адресные ориентиры: Покровское сельское поселение, в границах СПК "Покровский" с кадастровым номером 23:22:0701004:0049.
В соответствии с п. 6.2 договора аренды таковой действует в течение 5 лет до 05.02.2007.
До окончания срока действия договора аренды председателем СПК "Виктория" было подано заявление о продлении срока действия договора аренды. Постановлением Главы муниципального образования Новопокровский район Краснодарского края от 17.04.2007 года N 389 срок действия договора аренды был продлен на 10 лет, до 01.11.2016.
Постановлениями Главы муниципального образования Новопокровский район Краснодарского края от 23.05.2007 года N 524 и от 24.03.2008 года N 331 п. 1 Постановления Главы муниципального образования Новопокровский район Краснодарского края от 17.04.2007 года N 389 был изложен в новой редакции, согласно которой был уточнен кадастровый номер и площадь земельного участка.
Поскольку фактически в одних и тех же границах был произведен кадастровый учет двух земельных участков (с кадастровыми номерами 23:22:0701004:0049 и 23:22:0701004:0021), а право собственности Краснодарского края было зарегистрировано на земельный участок с кадастровым номером 23:22:0701004:21 (номер записи в ЕГРПН 23-23/29-05/2005-082 от 08.04.2005), сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:22:0701004:0049 были аннулированы.
24.03.2008 между Департаментом имущественных отношений Краснодарского края, в лице Главы муниципального образования Новопокровский район (арендодателем) и СПК "Виктория" (арендатором) было заключено дополнительное соглашением к договору аренды земельного участка с кадастровым номером 23:22:0701004:0021 с переуступкой прав и обязанностей арендодателя (номер записи в ЕРПН N 23-23-29/011/2008-233 от 04.05.2008).
В соответствии с п. 7.2 соглашения срок действия договора определен до 01.11.2016.
В связи с реорганизацией СПК "Виктория" в ООО "Виктория" и внесением соответствующих изменений в ЕГРЮЛ, между Главой муниципального образования Новопокровский район и ООО "Виктория" 07.10.2013 заключено дополнительное соглашение о внесении изменений в преамбулу договора аренды и дополнительного соглашения от 24.03.2008 (номер записи в ЕГРПН 23-23-29/027/2013-403 от 30.10.2013).
17.10.2016 ООО "Виктория" обратилось в департамент с заявлением о заключении без проведения торгов нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:22:0701004:21 на срок 10 лет на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ.
Письмом от 08.12.2016 N 52-36164/16-32-20 департамент отказал в предоставлении спорного земельного участка в аренду без проведения торгов на основании п. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ. Указанное решение департамент обосновывает тем, что договор аренды и дополнительное соглашение к нему от 24.03.2008 ничтожны, поскольку таковые были заключены без проведения торгов.
Не согласившись с отказом в предоставлении государственной услуги, ООО "Виктория" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-Ф "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пп. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
По смыслу приведенных норм арендатор имеет право на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без торгов при наличии следующих условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет; участок используется в соответствии с его целевым назначением; заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока договора аренды.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен ст. 39.17 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации и по результатам указанного рассмотрения и проверки принимает соответствующее решение.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ООО "Виктория" владеет земельным участком с кадастровым номером 23:22:0701004:0021 по праву аренды на основании не прекращенного договора N 8822000234 от 01.01.2003; земельный участок из его владения не выбывал; использовался в соответствии с целевым назначением; сформированный земельный участок с кадастровым номером 23:22:0701004:0021 площадью 152527 кв. м совпадает с координатами исходного земельного участка с кадастровым номером 23:22:0701004:0049 площадью 150002 кв. м с учетом аннулирования сведений о последнем и уточнения границ сформированного посредством вынесения Постановлений Главы муниципального образования Новопокровский район Краснодарского края от 23.05.2007 года N 524 и от 24.03.2008 года N 331, а также заключения дополнительного соглашения от 24.03.2008.
Обращаясь с апелляционной жалобой, департамент ссылается на отсутствие у ООО "Виктория" права на аренду земельного участка с кадастровым номером 23:22:0701004:0021, так как нормами действующего законодательства, в том числе ст. 34 Земельного кодекса РФ, ст. 10 Закона N 101-ФЗ, ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года "О защите конкуренции", пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", договор аренды в отношении государственного и муниципального имущества, а также дополнительные соглашения к нему, могут быть заключены только по результатам проведения торгов. В нарушение указанных норм договор аренды N 8822000234 от 01.01.2003 не был заключен по итогам проведения публичных торгов, срок, предусмотренный его условиями, истек, а дополнительные соглашения к нему, заключенные в обход публичной процедуры и продлевающие срок аренды до 01.11.2016, являются ничтожными.
С данными доводами судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ, действующей в период заключения договора аренды N 8822000234 от 01.01.2003, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, в том числе и на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Ссылаясь на данную статью, департамент не принял во внимание, что ст. 34 Земельного кодекса РФ, вступившая в силу в 2001 году, закрепляла лишь принцип публичности процедур предоставления земельных участков, тогда как сама процедура предоставления земельных участков на торгах законодательно регламентирована в статье 10 Закона N 101-ФЗ, вступившего в законную силу 28.01.2003, т.е. после заключения договора аренды от 01.01.2003.
Согласно ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года "О защите конкуренции" в редакции Федерального закона от 30 июня 2008 года N 108-ФЗ, вступившего в силу с 02.07.2008, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса РФ, статьей 74 Лесного кодекса РФ), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.
В связи с этим, договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора.
При этом судебная коллегия обращает внимание на то, что в абзаце 3 пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" указано, что договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 ГК РФ).
Таким образом, при применении положений статьи 17.1 Закона о защите конкуренции правовое значение для правильного разрешения спора имеет установление даты заключения договора в отношении государственного или муниципального имущества, равно как и даты заключения соглашения о продлении такого договора.
Договор аренды N 8822000234 от 01.01.2003 был заключен до вступления в законную силу Закона N 101-ФЗ и ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года "О защите конкуренции", закрепляющих обязательную процедуру предоставления земельных участков на торгах. Следовательно, учитывая принцип действия законодательства во времени, незаключение договора аренды на торгах соответствует положениям закона, действующего в период его заключения, что указывает на его законность.
Из материалов дела видно, что договор аренды N 8822000234 от 01.01.2003 до истечения установленного его условиями срока действия неоднократно продлевался.
Согласно части 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 422 Гражданского кодекса РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Поскольку до 05.02.2007 (до истечения срока действия договора) обществом было подано заявление о продлении срока действия договора аренды и последующие дополнительные соглашения к нему были заключены до пресекательного срока его действия, постольку требования действующего законодательства о предоставлении земельного участка на торгах не распространяются на спорные правоотношения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что заявитель добросовестно и открыто использует земельный участок с 2003 года на основании не прекращенного договора аренды, а значит имеет право на его приобретение без торгов.
Поскольку арендатор до настоящего времени пользуется спорным земельным участком в соответствии с целевым назначением при отсутствии возражений со стороны арендодателя, постольку обязательства сторон по договору аренды N 8822000234 от 01.01.2003 не прекращены.
Судебная коллегия принимает во внимание, что Постановление Главы муниципального образования Новопокровский район Краснодарского края от 17.04.2007 года N 389 и дополнительные соглашения к договору аренды свидетельствуют о наличии волеизъявления арендодателя на продолжение арендных отношений с заявителем.
Обществом в материалы дела представлены доказательства тождества земельного участка, предоставленного в аренду по договору N 8822000234 от 01.01.2003, и сформированного земельного участка с кадастровым номером 23:22:0701004:0021 площадью 152527 кв. м.
Доводы департамента о несоответствии площади не могут быть приняты во внимание, поскольку Постановлениями Главы муниципального образования Новопокровский район Краснодарского края от 23.05.2007 года N 524 и от 24.03.2008 года N 331 п. 1 Постановления Главы муниципального образования Новопокровский район Краснодарского края от 17.04.2007 года N 389 был изложен в новой редакции, согласно которой был уточнен кадастровый номер и площадь земельного участка, а соответствующие изменения были внесены в ЕГРПН и кадастровый паспорт.
Таким образом, отказ департамента, выраженный в письме от 08.12.2016 года N 52-36164/16-32-20, не соответствует положениям действующего земельного законодательства, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные ООО "Виктория" требования о признании его незаконным.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.08.2017 по делу N А32-9609/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Р.Р.ИЛЮШИН
Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
О.А.СУЛИМЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)