Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2016 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: Поташовой Ж.В., Марковой Т.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анафиевой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ДГИ г. Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2015 по делу N А40-173686/15 принятое судьей Нариманидзе Н.А. (шифр судьи: 148-1017)
по заявлению ООО "АРТ СОЛЮШНС" (127299, Москва, ул. Комсомольская Волкова, д. 12)
к ДГИ г. Москвы (115024, Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
о признании незаконным отказа от 06.08.2015,
при участии:
- от заявителя: Шилина Н.Л. по доверенности от 01.09.2015;
- от ответчика: Осипова А.И. по доверенности от 24.12.2015 N 33-Д-796/15;
- установил:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ООО "АРТ СОЛЮШНС" с заявлением о признании незаконным отказа Департамента городского имущества города Москвы, выраженного в письме N 33-5-29945/15-(0)-1 от 06.08.2015 года; обязании Департамента городского имущества города Москвы предоставить государственную услугу "предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках", а именно: заключить договор аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:09:0004023:66 по адресу: г. Москва, ул. Космонавта Волкова, вл. 12 с обществом с ограниченной ответственностью "АРТ СОЛЮШНС".
Решением суда от 30.11.2015 признан незаконным отказ Департамента городского имущества города Москвы N 33-5-29945/15-(0)-1 от 06.08.2015 года. Суд обязал Департамент городского имущества города Москвы в течение десяти дней с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "АРТ СОЛЮШНС", предоставив государственную услугу "предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках", а именно: заключить договор аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:09:0004023:66 по адресу: г. Москва, ул. Космонавта Волкова, вл. 12 с ООО "АРТ СОЛЮШНС". При этом суд исходил из того, что оспариваемый заявителем отказ Департамента городского имущества города Москвы, оформленный письмом 33-5-29945/15-(0)-1 от 06.08.2015 года не соответствует положениям Земельного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С решением суда не согласился ответчик - Департамент городского имущества города Москвы и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих требований ответчик ссылается на то, что решение Департамента об отказе в оказании государственной услуги является законным и основанным на нормах действующего законодательства.
В судебном заседании ответчик поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения N 763/ГЗН от 03.10.2014 года и.о. заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель была проведена проверка в отношении открытого акционерного общества "Мосэлектронпроект" (ОАО "МОСЭП") на земельном участке по адресу: г. Москва, ул. Космонавта Волкова, вл. 12.
В результате проведенной проверки 01.12.2014 года Госинспекцией по недвижимости было выявлено нарушение заявителем статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), выразившееся в использовании обществом земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Космонавта Волкова д. 12 без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю для эксплуатации части помещений по вышеуказанному адресу, что является правонарушением и влечет административную ответственность на основании ст. 7.1 КоАП РФ.
По данному факту в отношении заявителя был составлен протокол об административном правонарушении от 15 декабря 2014 года (л.д. 19-20) и вынесено постановление о назначении административного наказания от 29 января 2015 года по делу N 707-3/09/2014, в соответствии с которым заявитель был привлечен к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб. (л.д. 21-26).
Госинспекцией по недвижимости заявителю было выдано предписание N 145 от 29 января 2015 года по делу 707-3/09/2014, которым на общество была возложена обязанность устранить допущенное нарушение земельного законодательства, а именно, освободить или оформить в установленном законом порядке правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 77:09:0004023:66, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Космонавта Волкова, вл. 12, используемый под размещение помещений находящихся в собственности общества в указанном здании в срок до 28 июля 2015 года (л.д. 26-27).
Для исполнения вышеуказанного предписания заявитель обратился в службу "одного окна" Департамента городского имущества города Москвы с заявлением от 25.12.2014 года о предоставлении земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке 77:09:0004023:66, г. Москва, ул. Космонавта Волкова, вл. 12 (регистрационный номер: 33-5-37174/14-(0)-0).
По результатам рассмотрения данного заявления ответчиком в адрес заявителя направлено письмо от 21.01.2015 года N 33-5-37174/14-(1)-0 в котором Департамент городского имущества сообщает заявителю, что на основании пункта 2.9.1.5 Административного регламента предоставление государственной услуги приостановлено сроком на 61 рабочий день. После внесения изменений в сведения Государственного кадастра недвижимости и получения Департаментом кадастрового паспорта земельного участка, содержащего актуализированные сведения, необходимые для оказания государственной услуги, Департамент вернется к рассмотрению запроса от 25.12.2014 N 33-5-37174/14-(0)-0. О результатах рассмотрения запроса обществу будет сообщено дополнительно (л.д. 31-33).
28.05.2015 года общество получило уведомление ответчика N 33-5-37174/14-(2)-1, в котором Департамент отказал в предоставлении услуги в соответствии с пунктом 2.10.1.1 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является истечение сроков приостановления государственной услуги, если в течение данного срока не были устранены причины, ставшие основанием приостановления предоставления государственной услуги. В соответствии с пунктом 2.9.1.2 Административного регламента предоставление государственной услуги было приостановлено сроком на 23 рабочих дня ввиду необходимости подписания обществом проекта договора аренды (л.д. 36-37).
В связи с тем, что уведомление о приостановке оказания государственной услуги на 23 рабочих дня, и проект договора аренды земельного участка заявитель не получил, заявитель обратился к ответчику с повторным заявлением о предоставлении земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке 77:09:0004023:66, г. Москва, ул. Космонавта Волкова, вл. 12 от 17.07.2015 года (регистрационный номер: 33-5-29945/15-(0)-0).
В ответ на повторное заявление общество получило уведомление ответчика от 06.08.2015 года, в котором заявителю было отказано в предоставлении государственной услуги на основании пункта 2.10.1.3 Административного регламента. Объект по адресу: г. Москва, ул. Космонавта Волкова, д. 12 включено в "Перечень земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, на которых размещено имущество не представленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство для проведения работ по строительству (реконструкции) на указанных земельных участках") (л.д. 40-41).
В соответствии со ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
На основании п. 2 ст. 39.20 ЗК РФ в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам, или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
В соответствии с п. 6 ст. 39.20 ЗК РФ любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.
В течение тридцати дней со дня направления проекта договора аренды земельного участка правообладатели здания, сооружения или помещений в них обязаны подписать этот договор аренды и представить его в уполномоченный орган. Договор аренды земельного участка заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок.
Согласно п. 7 ст. 39.20 ЗК РФ в течение трех месяцев со дня представления в уполномоченный орган договора аренды земельного участка, подписанного в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи арендаторами земельного участка, уполномоченный орган обязан обратиться в суд с требованием о понуждении правообладателей здания, сооружения или помещений в них, не представивших в уполномоченный орган подписанного договора аренды земельного участка, заключить этот договор аренды.
В ходе проведения проверки соблюдения земельного законодательства Российской Федерации Управлением Россреестра по г. Москве установлено, что земельный участок, с кадастровым N 77:09:0004023:66, площадью 8 047 кв. м, предоставлен в соответствии с распоряжением ДЗР г. Москвы от 23.01.2013 N 300-09 ДЗР, оформлен "Центральный научно-исследовательский институт экономики, систем управления и информации "Электроника" договором аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 30.11.2012 N М-09-039026 (запись о государственной регистрации от 21.12.2012 N 77-77-14/045/2012-980) и ОАО "Мосэлектронпроект" соглашением о вступлении в данный договор от 13.02.2013 (запись о государственной регистрации от 09.08.2013 N 77-77-14/065/2013-331), сроком до 17.10.2061 (постановление Управления Росреестра по Москве от 29.01.2015 по делу N 707-3/09/2014 - л.д. 21-25).
В связи с этим, ответчиком неправомерно отказано заявителю в предоставлении земельного участка в аренду.
Довод ответчика о том, что здание по адресу: г. Москва, ул. Космонавта Волкова, д. 12 является самовольной постройкой и указано в Постановлении Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП в качестве самовольной постройки, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку доказательств, что именно спорное здание является самовольной постройкой в материалы дела не представлено.
Таким образом, удовлетворяя требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемый заявителем отказ Департамента городского имущества города Москвы, оформленный письмом 33-5-29945/15-(0)-1 от 06.08.2015 года не соответствует требованиям положениям ЗК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом положения п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно в целях устранения допущенных ответчиком нарушений прав и законных интересов заявителя, обязал Департамент городского имущества города Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем присвоения новых адресов земельным участкам N 77:04:0003004:1801 и N 77:04:0003004:1802 в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2015 по делу N А40-173686/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Н.Н.КОЛЬЦОВА
Судьи
Ж.В.ПОТАШОВА
Т.Т.МАРКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.02.2016 N 09АП-1095/2016 ПО ДЕЛУ N А40-173686/15
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2016 г. N 09АП-1095/2016
Дело N А40-173686/15
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2016 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: Поташовой Ж.В., Марковой Т.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анафиевой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ДГИ г. Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2015 по делу N А40-173686/15 принятое судьей Нариманидзе Н.А. (шифр судьи: 148-1017)
по заявлению ООО "АРТ СОЛЮШНС" (127299, Москва, ул. Комсомольская Волкова, д. 12)
к ДГИ г. Москвы (115024, Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
о признании незаконным отказа от 06.08.2015,
при участии:
- от заявителя: Шилина Н.Л. по доверенности от 01.09.2015;
- от ответчика: Осипова А.И. по доверенности от 24.12.2015 N 33-Д-796/15;
- установил:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ООО "АРТ СОЛЮШНС" с заявлением о признании незаконным отказа Департамента городского имущества города Москвы, выраженного в письме N 33-5-29945/15-(0)-1 от 06.08.2015 года; обязании Департамента городского имущества города Москвы предоставить государственную услугу "предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках", а именно: заключить договор аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:09:0004023:66 по адресу: г. Москва, ул. Космонавта Волкова, вл. 12 с обществом с ограниченной ответственностью "АРТ СОЛЮШНС".
Решением суда от 30.11.2015 признан незаконным отказ Департамента городского имущества города Москвы N 33-5-29945/15-(0)-1 от 06.08.2015 года. Суд обязал Департамент городского имущества города Москвы в течение десяти дней с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "АРТ СОЛЮШНС", предоставив государственную услугу "предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках", а именно: заключить договор аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:09:0004023:66 по адресу: г. Москва, ул. Космонавта Волкова, вл. 12 с ООО "АРТ СОЛЮШНС". При этом суд исходил из того, что оспариваемый заявителем отказ Департамента городского имущества города Москвы, оформленный письмом 33-5-29945/15-(0)-1 от 06.08.2015 года не соответствует положениям Земельного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С решением суда не согласился ответчик - Департамент городского имущества города Москвы и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих требований ответчик ссылается на то, что решение Департамента об отказе в оказании государственной услуги является законным и основанным на нормах действующего законодательства.
В судебном заседании ответчик поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения N 763/ГЗН от 03.10.2014 года и.о. заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель была проведена проверка в отношении открытого акционерного общества "Мосэлектронпроект" (ОАО "МОСЭП") на земельном участке по адресу: г. Москва, ул. Космонавта Волкова, вл. 12.
В результате проведенной проверки 01.12.2014 года Госинспекцией по недвижимости было выявлено нарушение заявителем статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), выразившееся в использовании обществом земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Космонавта Волкова д. 12 без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю для эксплуатации части помещений по вышеуказанному адресу, что является правонарушением и влечет административную ответственность на основании ст. 7.1 КоАП РФ.
По данному факту в отношении заявителя был составлен протокол об административном правонарушении от 15 декабря 2014 года (л.д. 19-20) и вынесено постановление о назначении административного наказания от 29 января 2015 года по делу N 707-3/09/2014, в соответствии с которым заявитель был привлечен к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб. (л.д. 21-26).
Госинспекцией по недвижимости заявителю было выдано предписание N 145 от 29 января 2015 года по делу 707-3/09/2014, которым на общество была возложена обязанность устранить допущенное нарушение земельного законодательства, а именно, освободить или оформить в установленном законом порядке правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 77:09:0004023:66, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Космонавта Волкова, вл. 12, используемый под размещение помещений находящихся в собственности общества в указанном здании в срок до 28 июля 2015 года (л.д. 26-27).
Для исполнения вышеуказанного предписания заявитель обратился в службу "одного окна" Департамента городского имущества города Москвы с заявлением от 25.12.2014 года о предоставлении земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке 77:09:0004023:66, г. Москва, ул. Космонавта Волкова, вл. 12 (регистрационный номер: 33-5-37174/14-(0)-0).
По результатам рассмотрения данного заявления ответчиком в адрес заявителя направлено письмо от 21.01.2015 года N 33-5-37174/14-(1)-0 в котором Департамент городского имущества сообщает заявителю, что на основании пункта 2.9.1.5 Административного регламента предоставление государственной услуги приостановлено сроком на 61 рабочий день. После внесения изменений в сведения Государственного кадастра недвижимости и получения Департаментом кадастрового паспорта земельного участка, содержащего актуализированные сведения, необходимые для оказания государственной услуги, Департамент вернется к рассмотрению запроса от 25.12.2014 N 33-5-37174/14-(0)-0. О результатах рассмотрения запроса обществу будет сообщено дополнительно (л.д. 31-33).
28.05.2015 года общество получило уведомление ответчика N 33-5-37174/14-(2)-1, в котором Департамент отказал в предоставлении услуги в соответствии с пунктом 2.10.1.1 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является истечение сроков приостановления государственной услуги, если в течение данного срока не были устранены причины, ставшие основанием приостановления предоставления государственной услуги. В соответствии с пунктом 2.9.1.2 Административного регламента предоставление государственной услуги было приостановлено сроком на 23 рабочих дня ввиду необходимости подписания обществом проекта договора аренды (л.д. 36-37).
В связи с тем, что уведомление о приостановке оказания государственной услуги на 23 рабочих дня, и проект договора аренды земельного участка заявитель не получил, заявитель обратился к ответчику с повторным заявлением о предоставлении земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке 77:09:0004023:66, г. Москва, ул. Космонавта Волкова, вл. 12 от 17.07.2015 года (регистрационный номер: 33-5-29945/15-(0)-0).
В ответ на повторное заявление общество получило уведомление ответчика от 06.08.2015 года, в котором заявителю было отказано в предоставлении государственной услуги на основании пункта 2.10.1.3 Административного регламента. Объект по адресу: г. Москва, ул. Космонавта Волкова, д. 12 включено в "Перечень земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, на которых размещено имущество не представленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство для проведения работ по строительству (реконструкции) на указанных земельных участках") (л.д. 40-41).
В соответствии со ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
На основании п. 2 ст. 39.20 ЗК РФ в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам, или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
В соответствии с п. 6 ст. 39.20 ЗК РФ любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.
В течение тридцати дней со дня направления проекта договора аренды земельного участка правообладатели здания, сооружения или помещений в них обязаны подписать этот договор аренды и представить его в уполномоченный орган. Договор аренды земельного участка заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок.
Согласно п. 7 ст. 39.20 ЗК РФ в течение трех месяцев со дня представления в уполномоченный орган договора аренды земельного участка, подписанного в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи арендаторами земельного участка, уполномоченный орган обязан обратиться в суд с требованием о понуждении правообладателей здания, сооружения или помещений в них, не представивших в уполномоченный орган подписанного договора аренды земельного участка, заключить этот договор аренды.
В ходе проведения проверки соблюдения земельного законодательства Российской Федерации Управлением Россреестра по г. Москве установлено, что земельный участок, с кадастровым N 77:09:0004023:66, площадью 8 047 кв. м, предоставлен в соответствии с распоряжением ДЗР г. Москвы от 23.01.2013 N 300-09 ДЗР, оформлен "Центральный научно-исследовательский институт экономики, систем управления и информации "Электроника" договором аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 30.11.2012 N М-09-039026 (запись о государственной регистрации от 21.12.2012 N 77-77-14/045/2012-980) и ОАО "Мосэлектронпроект" соглашением о вступлении в данный договор от 13.02.2013 (запись о государственной регистрации от 09.08.2013 N 77-77-14/065/2013-331), сроком до 17.10.2061 (постановление Управления Росреестра по Москве от 29.01.2015 по делу N 707-3/09/2014 - л.д. 21-25).
В связи с этим, ответчиком неправомерно отказано заявителю в предоставлении земельного участка в аренду.
Довод ответчика о том, что здание по адресу: г. Москва, ул. Космонавта Волкова, д. 12 является самовольной постройкой и указано в Постановлении Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП в качестве самовольной постройки, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку доказательств, что именно спорное здание является самовольной постройкой в материалы дела не представлено.
Таким образом, удовлетворяя требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемый заявителем отказ Департамента городского имущества города Москвы, оформленный письмом 33-5-29945/15-(0)-1 от 06.08.2015 года не соответствует требованиям положениям ЗК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом положения п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно в целях устранения допущенных ответчиком нарушений прав и законных интересов заявителя, обязал Департамент городского имущества города Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем присвоения новых адресов земельным участкам N 77:04:0003004:1801 и N 77:04:0003004:1802 в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2015 по делу N А40-173686/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Н.Н.КОЛЬЦОВА
Судьи
Ж.В.ПОТАШОВА
Т.Т.МАРКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)