Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 мая 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.,
в отсутствие участвующих в деле лиц, уведомленных о дате и времени судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Благодать"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2016 по делу N А32-22828/2016, принятое судьей Миргородской О.П.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Благодать"
к заинтересованному лицу Администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799)
о признании незаконным отказа, обязать принять решение,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Благодать" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - администрация) в предоставлении муниципальной услуги - принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, оформленного письмом от 10.02.2016 N 3428.26, незаконным, об обязании принять положительное решение о предоставлении муниципальной услуги.
Заявленные требования мотивированы тем, что общество "Благодать" является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке по адресу: город Краснодар, ул. Щорса, 50 и имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность или аренду. Администрация не обосновала, каким образом внесение в генеральный план города размещение на указанном земельном участке дороги является основанием для отказа в согласовании предоставления земельного участка.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что расположение земельного участка на территории общего пользования препятствует его предоставлению в аренду, поскольку передача такого объекта во временное владение и пользование исключает возможность реализации гражданами права на свободное нахождение на таком участке. В соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 п. 15, земельный участок расположенный по ул. Щорса, 50 в Центральном внутригородском округе города Краснодара входит в границы объекта местного значения (автомобильная дорога).
Общество с ограниченной ответственностью "Благодать" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить, заявленные требования удовлетворить полностью. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на доводы, заявленные ранее суду первой инстанции. Впоследствии общество направило суду также дополнение к апелляционной жалобе, в котором указывает, что в отношении земельного участка красная линия не утверждена, сервитуты и иные обременения не зарегистрированы, доступ к земельному участку осуществляется непосредственно от земель общего пользования.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен. Во исполнение определения суда от 29.03.2017 представлены в материалы дела постановление главы муниципального образования город Краснодар от 22.12.2008 N 4636 "О резервировании земельных участков для муниципальных нужд в целях обеспечения возможности реализации комплексного проекта "Краснодарский транзит" и заключение о предельной площади земельного участка для целей выкупа.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте и времени заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, дополнительно представленные документы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество "Благодать" является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке по адресу: город Краснодар, Центральный внутригородской округ, улица, Щорса, 50.
На праве собственности обществу принадлежат следующие объекты:
1) нежилое помещение N 7 первого этажа здания литер О, площадью 188,1 кв. м;
2) нежилые помещения N, N 8, 8/1, 8/2 первого этажа здания литер О, площадью 147,2 кв. м;
3) нежилое здание - гараж, лит. 3, общая площадь 563,9 кв. м;
4) нежилые помещения 1 - ого этажа N, N 1-6 здания литер О, площадью 676 кв. м;
5) нежилое здание с пристройками - склад, лит. Д, под/Д,д, д1, д2, площадью 563,9 кв. м;
6) нежилое здание с пристройками - склад, лит. М,М1,м, площадью 1 772,7 кв. м;
7) нежилое здание - железнодорожное депо, лит. И, общая площадь 62, 4 кв. м;
8) нежилое здание - административное, лит. К, общая площадь 47,0 кв. м.
ООО "Благодать" обратилось в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка на территории муниципального образования город Краснодар Центральный внутригородской округ, ул. им. Щорса, 50.
Письмом от 10.02.2016 N 3428.26 Администрация МО г. Краснодар отказала ООО "Благодать" в предоставлении муниципальной услуги "Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка". Отказ мотивирован следующим.
В процессе согласования проекта постановления администрации муниципального образования город Краснодар "О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Благодать" предоставления земельного участка в Центральном внутригородском округе города Краснодара", департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар внесено замечание о том, что в соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 п. 15 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар", на рассматриваемом земельном участке планируется размещение объекта местного значения (дорога).
Полагая, что отказ Администрации муниципального образования город нарушает законные права и интересы общества, заявитель обратился в Арбитражный суд Краснодарского края.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Частью 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом (часть 6 статьи 11.10 ЗК РФ).
Статьей 39.15 ЗК РФ предусмотрен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прикладывается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Суд первой инстанции установил, что истребуемый обществом земельный участок предполагается к формированию согласно представленной схеме из земель общего пользования.
Как следует из письма Департамента архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар от 25.11.2016 N 29/13134, в соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 п. 15, земельный участок, расположенный по ул. Щорса, 50 в Центральном внутригородском округе города Краснодара, входит в границы объекта местного значения (автомобильная дорога). В подтверждение указанного департамент представил выкопировку из схемы функционального зонирования генерального плана муниципального образования город Краснодар.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлена аналогичная Земельному кодексу Российской Федерации норма о том, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, парками, лесопарками и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции делает вывод о том, что формирование земельного участка в границах, испрашиваемых заявителем, является невозможным, в связи с чем оспариваемое решение не привело к нарушению прав и законных интересов общества "Благодать".
Коллегия отмечает, что в силу положений статьи 11.10 ЗК РФ на стадии утверждения схемы земельного участка выяснение вопросов о возможности формирования земельного участка в испрашиваемых границах, о существующих ограничениях и наложениях на испрашиваемом земельном участке является обязательным, поскольку при установлении законных ограничений по использованию земельного участка проведение последующих процедур по оформлению земельного участка не приведет к достижению цели, для которой испрашивается земельный участок, и повлечет необоснованные расходы заявителя.
В такой ситуации суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для утверждения схемы расположения испрашиваемого участка, и, следовательно, не усматривает предусмотренной нормами главы 24 АПК РФ возможности удовлетворения заявленных требований, поскольку принятое администрацией решение в целом не привело к нарушению прав и законных интересов общества.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2016 по делу N А32-22828/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.05.2017 N 15АП-1412/2017 ПО ДЕЛУ N А32-22828/2016
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 мая 2017 г. N 15АП-1412/2017
Дело N А32-22828/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 мая 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.,
в отсутствие участвующих в деле лиц, уведомленных о дате и времени судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Благодать"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2016 по делу N А32-22828/2016, принятое судьей Миргородской О.П.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Благодать"
к заинтересованному лицу Администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799)
о признании незаконным отказа, обязать принять решение,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Благодать" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - администрация) в предоставлении муниципальной услуги - принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, оформленного письмом от 10.02.2016 N 3428.26, незаконным, об обязании принять положительное решение о предоставлении муниципальной услуги.
Заявленные требования мотивированы тем, что общество "Благодать" является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке по адресу: город Краснодар, ул. Щорса, 50 и имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность или аренду. Администрация не обосновала, каким образом внесение в генеральный план города размещение на указанном земельном участке дороги является основанием для отказа в согласовании предоставления земельного участка.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что расположение земельного участка на территории общего пользования препятствует его предоставлению в аренду, поскольку передача такого объекта во временное владение и пользование исключает возможность реализации гражданами права на свободное нахождение на таком участке. В соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 п. 15, земельный участок расположенный по ул. Щорса, 50 в Центральном внутригородском округе города Краснодара входит в границы объекта местного значения (автомобильная дорога).
Общество с ограниченной ответственностью "Благодать" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить, заявленные требования удовлетворить полностью. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на доводы, заявленные ранее суду первой инстанции. Впоследствии общество направило суду также дополнение к апелляционной жалобе, в котором указывает, что в отношении земельного участка красная линия не утверждена, сервитуты и иные обременения не зарегистрированы, доступ к земельному участку осуществляется непосредственно от земель общего пользования.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен. Во исполнение определения суда от 29.03.2017 представлены в материалы дела постановление главы муниципального образования город Краснодар от 22.12.2008 N 4636 "О резервировании земельных участков для муниципальных нужд в целях обеспечения возможности реализации комплексного проекта "Краснодарский транзит" и заключение о предельной площади земельного участка для целей выкупа.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте и времени заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, дополнительно представленные документы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество "Благодать" является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке по адресу: город Краснодар, Центральный внутригородской округ, улица, Щорса, 50.
На праве собственности обществу принадлежат следующие объекты:
1) нежилое помещение N 7 первого этажа здания литер О, площадью 188,1 кв. м;
2) нежилые помещения N, N 8, 8/1, 8/2 первого этажа здания литер О, площадью 147,2 кв. м;
3) нежилое здание - гараж, лит. 3, общая площадь 563,9 кв. м;
4) нежилые помещения 1 - ого этажа N, N 1-6 здания литер О, площадью 676 кв. м;
5) нежилое здание с пристройками - склад, лит. Д, под/Д,д, д1, д2, площадью 563,9 кв. м;
6) нежилое здание с пристройками - склад, лит. М,М1,м, площадью 1 772,7 кв. м;
7) нежилое здание - железнодорожное депо, лит. И, общая площадь 62, 4 кв. м;
8) нежилое здание - административное, лит. К, общая площадь 47,0 кв. м.
ООО "Благодать" обратилось в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка на территории муниципального образования город Краснодар Центральный внутригородской округ, ул. им. Щорса, 50.
Письмом от 10.02.2016 N 3428.26 Администрация МО г. Краснодар отказала ООО "Благодать" в предоставлении муниципальной услуги "Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка". Отказ мотивирован следующим.
В процессе согласования проекта постановления администрации муниципального образования город Краснодар "О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Благодать" предоставления земельного участка в Центральном внутригородском округе города Краснодара", департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар внесено замечание о том, что в соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 п. 15 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар", на рассматриваемом земельном участке планируется размещение объекта местного значения (дорога).
Полагая, что отказ Администрации муниципального образования город нарушает законные права и интересы общества, заявитель обратился в Арбитражный суд Краснодарского края.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Частью 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом (часть 6 статьи 11.10 ЗК РФ).
Статьей 39.15 ЗК РФ предусмотрен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прикладывается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Суд первой инстанции установил, что истребуемый обществом земельный участок предполагается к формированию согласно представленной схеме из земель общего пользования.
Как следует из письма Департамента архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар от 25.11.2016 N 29/13134, в соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 п. 15, земельный участок, расположенный по ул. Щорса, 50 в Центральном внутригородском округе города Краснодара, входит в границы объекта местного значения (автомобильная дорога). В подтверждение указанного департамент представил выкопировку из схемы функционального зонирования генерального плана муниципального образования город Краснодар.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлена аналогичная Земельному кодексу Российской Федерации норма о том, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, парками, лесопарками и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции делает вывод о том, что формирование земельного участка в границах, испрашиваемых заявителем, является невозможным, в связи с чем оспариваемое решение не привело к нарушению прав и законных интересов общества "Благодать".
Коллегия отмечает, что в силу положений статьи 11.10 ЗК РФ на стадии утверждения схемы земельного участка выяснение вопросов о возможности формирования земельного участка в испрашиваемых границах, о существующих ограничениях и наложениях на испрашиваемом земельном участке является обязательным, поскольку при установлении законных ограничений по использованию земельного участка проведение последующих процедур по оформлению земельного участка не приведет к достижению цели, для которой испрашивается земельный участок, и повлечет необоснованные расходы заявителя.
В такой ситуации суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для утверждения схемы расположения испрашиваемого участка, и, следовательно, не усматривает предусмотренной нормами главы 24 АПК РФ возможности удовлетворения заявленных требований, поскольку принятое администрацией решение в целом не привело к нарушению прав и законных интересов общества.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2016 по делу N А32-22828/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.Ю.ЕФИМОВА
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.Ю.ЕФИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)