Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 27.10.2017 N Ф06-25588/2017 ПО ДЕЛУ N А55-28835/2016

Требование: О признании незаконным приказа органа исполнительной власти субъекта РФ в части включения земельного участка в состав земель, зарезервированных для нужд субъекта РФ, обязании устранить нарушения.

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявитель ссылался на то, что изъятие спорного земельного участка из государственной собственности в собственность субъекта РФ действующим законодательством не предусмотрено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2017 г. N Ф06-25588/2017

Дело N А55-28835/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя:
заявителя - Вдовиной С.Н. (доверенность от 27.10.2015 N 1/2-3453),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.04.2017 (судья Лихачев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2017 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Кувшинов В.Е., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-28835/2016
по заявлению Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области, г. Самара, к Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара, о признании недействительным приказа от 15.06.2016 N 178, при участии Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, Правительства Самарской области, г. Самара,

установил:

Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области (далее - ГУ МВД РФ по Самарской области) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным приказа Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее - Минтранс Самарской области) от 15.06.2016 N 178 в части включения земельного участка с кадастровым номером 63:01:0902002:873 в состав земель, зарезервированных для нужд Самарской области; понуждении внести изменения в проект строительства автомагистрали "Центральная" в части исключения из пятна застройки земельного участка с кадастровым номером 63:01:0902002:873.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.04.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2017, в удовлетворении заявления отказано.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области), не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представитель ГУ МВД РФ по Самарской области, явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой согласен.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, распоряжением ТУ Росимущества в Самарской области от 26.11.2015 N 718-р за ГУ МВД РФ по Самарской области закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 5963 кв. м с кадастровым номером 63:01:0902002:873, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Советской Армии, 166а, фактически занимаемый производственным зданием по сервисному обслуживанию и ремонту легковых автомобилей с прилегающей территорией, о чем 07.12.2015 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
На указанном земельном участке находится здание общей площадью 1821 кв. м, состоящее из 2-х этажей, приобретенное ГУ МВД РФ по Самарской области для нужд Российской Федерации по государственному контракту 12.12.2012 N 1005.
Приказом Минтранса Самарской области от 15.06.2016 N 178 для государственных нужд Самарской области в целях строительства проспекта Карла Маркса на участке от улицы набережная реки Самары до проспекта Кирова в городском округе Самара зарезервированы сроком на 7 лет земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером 63:01:0902002:873.
ГУ МВД РФ по Самарской области, полагая, что указанный приказ в части включения земельного участка с кадастровым номером 63:01:0902002:873 в состав земель, зарезервированных для нужд Самарской области, является незаконным, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что спорный земельный участок зарезервирован для нужд Самарской области в соответствии с положениями статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд", Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", распоряжения Правительства Самарской области от 25.11.2015 N 958-р "Об утверждении основной части проекта планировки территории в целях строительства проспекта Карла Маркса на участке от улицы Набережная реки Самары до проспекта Кирова в городском округе Самара", отказали в удовлетворении заявленных требований.
Довод кассационной жалобы о том, что указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поскольку изъятие спорного земельного участка из государственной собственности в собственность субъекта Российской Федерации действующим законодательством не предусмотрено, судебной коллегией отклоняется.
Согласно пункту 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
В соответствии со статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Пунктом 2 статье 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 утверждены Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (далее - Положения о резервировании), согласно которому решение о резервировании земель для муниципальных нужд принимается уполномоченным исполнительным органом местного самоуправления (пункт 2).
Согласно пункту 3 Положения о резервировании решение о резервировании земель принимается на основании следующих документов: а) документация по планировке территории; б) документы территориального планирования в случаях создания особо охраняемых природных территорий, размещения объектов обороны и безопасности; в) государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке.
Пунктом 5 Положения о резервировании предусмотрено, что решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Решение о резервировании земель для государственных нужд Самарской области принято Минтрансом Самарской области в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной распоряжением Правительства Самарской области от 25.11.2015 N 958-р и распоряжением Правительства Самарской области от 10.12.2015 N 1008-р в целях строительства проспекта Карла Маркса на участке от улицы Набережная реки Самары до проспекта Кирова в городском округе Самара, являющейся автомобильной дорогой общего пользования в Самарской области.
Права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд (часть 1 статьи 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, оспариваемый приказ, которым были зарезервированы земельные участки для нужд регионального значения, принят уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством.
Резервирование земельных участков, по сути, представляет собой ограничения, предусмотренные действующим законодательством, в части использования такого земельного участка их собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами в пределах срока резервирования.
Как правильно отмечено судами, в данном случае, решения об изъятии спорного земельного участка уполномоченным органом принято не было, спорный земельный участок находится в собственности Российской Федерации и закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за ГУ МВД РФ по Самарской области.
При этом распоряжения Правительства Самарской области от 25.11.2015 N 958-р и от 10.12.2015 N 1008-р оспорены в установленном законом порядке не были, недействительными не признаны.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суды пришли к правильному выводу о том, что требования ГУ МВД РФ по Самарской области необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 17.04.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 17.04.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2017 по делу N А55-28835/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья
Р.В.АНАНЬЕВ

Судьи
В.А.КАРПОВА
С.Ю.МУРАВЬЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)