Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июня 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны Республики Татарстан" - не явился, извещен,
от общества с ограниченной ответственностью "ОРТ" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны Республики Татарстан" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 апреля 2017 года по делу N А65-24395/2016 (судья Мазитов А.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОРТ"
к муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны Республики Татарстан",
о признании недействительным постановления 13 июля 2016 года N 3556 в части,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ОРТ" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к МКУ "Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны РТ" о признании недействительным Постановление N 3556 от 13 июля 2016 г.: "Об утверждении проекта планировки 63 микрорайона муниципального образования город Набережные Челны", утвержденного Руководителем исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны РТ, в части - размещения на земельных участках с кадастровыми номерами 16:52:070307:175; 16:52:070307:176; 16:52:070307:177 - детского сада-яслей N 330 (63/46) на 320 мест, об обязании Муниципальное казенное учреждение "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" внести изменения в Проект планировки 63 микрорайона муниципального образования город Набережные Челны: исключив из него размещение на земельных участках Заявителя с кадастровыми номерами: 16:52:070307:175; 16:52:070307:176; 16:52:070307:177 - детского сада-яслей N 330 (63/46) на 320 мест.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 апреля 2017 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе муниципальное казенное учреждение "Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны Республики Татарстан" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 апреля 2017 года отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв общества с ограниченной ответственностью "ОРТ" на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 апреля 2017 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат земельные участки, кадастровый номер 16:52:070307:177, общей площадью 16 723 кв. м, кадастровый номер 16:52:070307:176, общей площадью 10000 кв. м, кадастровый номер 16:52:070307:175, общей площадью 24999,22 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: автостоянка, расположенные по адресу: РТ, г. Набережные Челны, за проспектом Яшьлек, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 25.05.2015 г.
Право собственности на вышеуказанные земельные участки зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем сделаны записи регистрации N 16-16-30/005/2003-554, N 16-16-30/028/2001-075, N 16-16-30/005/2003-552.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны N 3556 от 13.07.2016 г. "Об утверждении проекта планировки 63 микрорайона муниципального образования г. Набережные Челны" утвержден проект планировки 63 микрорайона муниципального образования г. Набережные Челны, расположенного в северо-восточной части в границах проспекта Яшьлек, улицы Виктора Полякова (с северо-запада), проспекта Абдурахмана Абсалямова (с северо-востока) и улицы Машиностроителей (с юго-востока) общей площадью 73,6 га.
В проекте планировки 63 микрорайона муниципального образования г. Набережные Челны на земельных участках, принадлежащих заявителю, размещен детский сад-ясли N 330 (63/46) на 320 мест.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всякого нарушения его права, в том числе не соединенных с лишением владения.
Проектом планировки территории 63 микрорайона г. Набережные Челны, утвержденного постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны N 3556 от 13.07.2016 г., размещение детского сада N 330 (63/46) на 320 мест ответчиком запланировано на земельных участках заявителя.
Часть 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение трех лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Указание в градостроительной документации по планировке территории планируемого размещения объекта местного значения непосредственно связано с необходимостью резервирования земель для муниципальных нужд (пункт 2 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно пункту 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса.
Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года.
Согласно пункту 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:
- - объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
- - объекты использования атомной энергии;
- - объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;
- - объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
- - объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
- - линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
- - объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
- - автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Однако, детский сад-ясли не относится к объектам перечисленным в приведенной выше норме.
Поскольку предусмотренных законом оснований для резервирования и изъятия земельных участков заявителя для муниципальных нужд (под размещение детского сада-яслей) не имеется, то в силу части 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации у ответчика не было оснований для размещения этого объекта в проекте планировки территории на земельных участках заявителя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что постановление органа местного самоуправления в оспариваемой части не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя.
С учетом изложенного, требования заявителя были обоснованно судом первой инстанции удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 апреля 2017 года по делу N А65-24395/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.06.2017 N 11АП-7506/2017 ПО ДЕЛУ N А65-24395/2016
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2017 г. по делу N А65-24395/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июня 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны Республики Татарстан" - не явился, извещен,
от общества с ограниченной ответственностью "ОРТ" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны Республики Татарстан" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 апреля 2017 года по делу N А65-24395/2016 (судья Мазитов А.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОРТ"
к муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны Республики Татарстан",
о признании недействительным постановления 13 июля 2016 года N 3556 в части,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ОРТ" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к МКУ "Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны РТ" о признании недействительным Постановление N 3556 от 13 июля 2016 г.: "Об утверждении проекта планировки 63 микрорайона муниципального образования город Набережные Челны", утвержденного Руководителем исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны РТ, в части - размещения на земельных участках с кадастровыми номерами 16:52:070307:175; 16:52:070307:176; 16:52:070307:177 - детского сада-яслей N 330 (63/46) на 320 мест, об обязании Муниципальное казенное учреждение "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" внести изменения в Проект планировки 63 микрорайона муниципального образования город Набережные Челны: исключив из него размещение на земельных участках Заявителя с кадастровыми номерами: 16:52:070307:175; 16:52:070307:176; 16:52:070307:177 - детского сада-яслей N 330 (63/46) на 320 мест.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 апреля 2017 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе муниципальное казенное учреждение "Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны Республики Татарстан" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 апреля 2017 года отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв общества с ограниченной ответственностью "ОРТ" на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 апреля 2017 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат земельные участки, кадастровый номер 16:52:070307:177, общей площадью 16 723 кв. м, кадастровый номер 16:52:070307:176, общей площадью 10000 кв. м, кадастровый номер 16:52:070307:175, общей площадью 24999,22 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: автостоянка, расположенные по адресу: РТ, г. Набережные Челны, за проспектом Яшьлек, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 25.05.2015 г.
Право собственности на вышеуказанные земельные участки зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем сделаны записи регистрации N 16-16-30/005/2003-554, N 16-16-30/028/2001-075, N 16-16-30/005/2003-552.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны N 3556 от 13.07.2016 г. "Об утверждении проекта планировки 63 микрорайона муниципального образования г. Набережные Челны" утвержден проект планировки 63 микрорайона муниципального образования г. Набережные Челны, расположенного в северо-восточной части в границах проспекта Яшьлек, улицы Виктора Полякова (с северо-запада), проспекта Абдурахмана Абсалямова (с северо-востока) и улицы Машиностроителей (с юго-востока) общей площадью 73,6 га.
В проекте планировки 63 микрорайона муниципального образования г. Набережные Челны на земельных участках, принадлежащих заявителю, размещен детский сад-ясли N 330 (63/46) на 320 мест.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всякого нарушения его права, в том числе не соединенных с лишением владения.
Проектом планировки территории 63 микрорайона г. Набережные Челны, утвержденного постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны N 3556 от 13.07.2016 г., размещение детского сада N 330 (63/46) на 320 мест ответчиком запланировано на земельных участках заявителя.
Часть 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение трех лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Указание в градостроительной документации по планировке территории планируемого размещения объекта местного значения непосредственно связано с необходимостью резервирования земель для муниципальных нужд (пункт 2 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно пункту 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса.
Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года.
Согласно пункту 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:
- - объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
- - объекты использования атомной энергии;
- - объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;
- - объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
- - объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
- - линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
- - объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
- - автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Однако, детский сад-ясли не относится к объектам перечисленным в приведенной выше норме.
Поскольку предусмотренных законом оснований для резервирования и изъятия земельных участков заявителя для муниципальных нужд (под размещение детского сада-яслей) не имеется, то в силу части 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации у ответчика не было оснований для размещения этого объекта в проекте планировки территории на земельных участках заявителя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что постановление органа местного самоуправления в оспариваемой части не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя.
С учетом изложенного, требования заявителя были обоснованно судом первой инстанции удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 апреля 2017 года по делу N А65-24395/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Б.КОРНИЛОВ
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
Е.Г.ФИЛИППОВА
А.Б.КОРНИЛОВ
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)