Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 30.08.2017 ПО ДЕЛУ N 33-33736/2017

Требование: О признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка многодетной семье.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истица указала на то, что она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ее многодетной семье земельного участка. Решением истице отказано в постановке на учет для предоставления земельного участка ввиду отсутствия земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в собственность для ведения садоводства и строительства частных домов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 августа 2017 г. по делу N 33-33736


Судья: Лебедев Ю.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Грибовой Е.Н.,
судей Дементьевой Е.И., Аванесовой Г.А.,
при секретаре Б.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дементьевой Е.И.,
гражданское дело по апелляционной жалобе истца М. на решение Пресненского районного г. Москвы от 14 декабря 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к Департаменту городского имущества города Москвы, о признании незаконным решения ДГИ г. Москвы об отказе в предоставлении земельного участка многодетной семье - отказать,
установила:

М. обратилась в суд с иском к ДГИ г. Москвы о признании незаконным решения ДГИ г. Москвы об отказе в предоставлении земельного участка многодетной семье, обязании поставить семью на учет нуждающихся в земельном участке под индивидуальное строительство, как многодетную семью.
Исковые требования мотивированы тем, что 11.06.2015 года истец обратилась в ДГИ г. Москвы с заявлением о предоставлении ее многодетной семье земельного участка. Решением ДГИ г. Москвы от 26.06.2015 года заявителю отказано в постановке на учет предоставления земельного участка, ввиду отсутствия на территории г. Москвы земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в собственность для ведения садоводства и строительства частных домов.
Данный отказ истец считает незаконным, поскольку граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести в собственность земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещался.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика не явился, о дате рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил, в связи с чем коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав истца и ее представителя, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии п. 2 ст. 28 Земельного Кодекса РФ (в действующей редакции), граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на - основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пп. 6 ст. 39.5 Земельного Кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что М. 11.06.2015 года обратилась в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением по вопросу предоставления земельного участка многодетным семьям.
Письмом Департамента городского имущества города Москвы от 26.06.2015 года М. сообщено, что любое обязательство государства по бесплатному предоставлению земельных участков должно быть обеспечено необходимыми земельными ресурсами в соответствующем объеме и реализуемо на практике. В городе Москве в соответствии со ст. 83 Земельного кодекса РФ, ст. 1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве", все земли относятся к категории земель населенных пунктов, которые используются и предназначены для застройки и развития населенных пунктов. При этом земель, относящихся к категории сельскохозяйственного назначения, в городе Москве не имеется. Вместе с тем, к настоящему моменту в качестве нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков в городе Москве зарегистрировано значительное число граждан. По принятым заявлениям земельные участки по мере возможности выделялись исходя из наличия земельного фонда на адрес и сопредельных с ней областей, приобретенного за счет бюджетных средств города Москвы, с учетом постановки граждан на учет и имеющихся у них льгот. Принимая во внимание ограничения, по имеющемуся земельному фонду на адрес и сопредельных с ней областей, предоставление садовых, огородных или дачных земельных участков, а также прием новых заявлений на предоставление таких земельных участков в настоящее время не осуществляется в целях предотвращения формирования необеспеченных обязательств перед гражданами. Вместе с тем, федеральным законодательством предоставление компенсации при отсутствии возможности предоставить земельный участок многодетным семья не предусмотрено.
Также Департаментом разъяснено, что городом Москва, как субъектом Российской Федерации, определены порядок и условия предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы, а также постановки граждан на жилищный учет в городе Москве, которые утверждены Законом города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
В рамках государственных программ адрес поддержка жителей города Москвы на 2010 - 2018 годы", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 06.09.2011 г. N 420-ПП "Об утверждении Государственной программы адрес поддержка жителей города Москвы на 2012 - 2018 годы", а также "Жилище" на 2012 - 2018 годы", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 г. N 454-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Жилище" на 2012 - 2018 годы", предусмотрено финансирование в целях социальной поддержки семей с детьми, в том числе в части повышения уровня жизни многодетных семей.
При этом сохраняют свое действие и ранее установленные льготы. Так, за счет средств бюджета города Москвы многодетным семьям, имеющим место жительства в городе Москве, установлены различные меры социальной поддержки: денежные выплаты (ежемесячные, ежегодные), льготы, материальная помощь, которые закреплены Законами города Москвы от 23.11.2005 N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" и от 09.07.2008 N 34 "О социальном обслуживании населения города Москвы", а также другими нормативно-правовыми актами города Москвы.
В соответствии с п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался вышеуказанной нормой права, проверил доводы сторон, дал представленным доказательствам правовую оценку, и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку в настоящее время законодательством г. Москвы не установлены случаи и порядок предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, порядок постановки их на очередь на получение земельных участков в г. Москве для индивидуального жилищного строительства, суд признал, что отказ истцу в постановке на учет нуждающихся в предоставлении земельного участка не является нарушением прав ее прав.
Суд пришел к выводу о том, что ДГИ г. Москвы не допустил нарушение прав истца, указав на отсутствие в городе Москве очереди на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства по причине отсутствия таковых участков.
С выводом суда первой инстанции соглашается судебная коллегия.
Департамент городского имущества г. Москвы, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 г. N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", осуществляет функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности г. Москвы и земельными участками, находящимися на территории г. Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, предоставление земельных участков для ведения огородничества, садоводства и дачного хозяйства и постановка на учет с целью предоставления таких участков не входит в компетенцию Департамента городского имущества г. Москвы, поскольку на территории города Москвы такие земельные участки отсутствуют, а Департамент городского имущества города Москвы не вправе распоряжаться земельными участками, находящимися на территории других субъектов Российской Федерации, предназначенных для ведения огородничества, садоводства и дачного хозяйства.
При этом ранее регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, осуществлялись органами местного самоуправления отдельно в целях формирования персонального состава членов садоводческих и дачных некоммерческих объединений. Полномочия по формированию персональных составов членов садоводческих некоммерческих объединений на основании списков граждан, подавших в установленном порядке соответствующие заявления, были возложены на префектуры административных округов города Москвы.
В то же время постановлением Правительства Москвы от 15.02.2013 г. N 76-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 157-ПП" внесены изменения в указанное постановление, согласно которым префектуры административных округов города Москвы прекратили осуществление полномочий по формированию персональных составов членов садоводческих некоммерческих объединений на согласованных земельных участках. В настоящее время такие полномочия никакому другому органу власти города Москвы не переданы и прием новых заявлений на предоставление садовых, огородных или дачных земельных участков в настоящее время не осуществляется.
Указав в мотивировочной части решения на отсутствие в г. Москве очереди на предоставление земельных участков, суд в резолютивной части не указал на отказ в удовлетворении исковых требований М. об обязании поставить ее семью на учет в качестве нуждающихся в земельном участке под индивидуальное жилищное строительство, как многодетную семью.
Данное требование истца является фактически производным от первоначального искового требования, в удовлетворении которого отказано.
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает возможным изменить решение суда, указав в резолютивной части на отказ в удовлетворении исковых требований об обязании поставить семью истца на учет в качестве нуждающихся в земельном участке под индивидуальное жилищное строительство, как многодетную семью.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют обстоятельства по делу, установленные судом первой инстанции, не могут служить основаниями для отмены решения суда, поскольку были предметом подробного изучения суда первой инстанции, направлены на оспаривание выводов суда, и фактически сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и иному толкованию правовых норм.
Несогласие с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о неправильности решения суда первой инстанции. Оснований к переоценке исследованных судом доказательств у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 14 декабря 2016 года изменить, изложив резолютивную часть решения суда в следующей редакции:
В удовлетворении исковых требований фио к Департаменту городского имущества города Москвы, о признании незаконным решения ДГИ г. Москвы об отказе в предоставлении земельного участка многодетной семье, обязании поставить на учет в качестве нуждающихся в земельном участке под индивидуальное жилищное строительство, как многодетную семью - отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)