Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.11.2017 N 06АП-6300/2017 ПО ДЕЛУ N А80-275/2017

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2017 г. N 06АП-6300/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
- от ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в лице Филиала "Аэронавигация Северо-Востока" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД": представителей Тарасова А.А., Бобрышева А.А.;
- от Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район Чукотского автономного округа: не явились;
- от Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа: не явились;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район
на решение от 18.08.2017 по делу N А80-275/2017
Арбитражного суда Чукотского автономного округа,
принятое судьей Шепуленко М.Ю.
по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Госкорпорация по ОрВД" в лице Филиала "Аэронавигация Северо-Востока" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД"
к Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район Чукотского автономного округа
о признании незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство
третье лицо Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа,

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в лице филиала "Аэронавигация Северо-Востока" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" (ОГРН 1027739057500, ИНН 7734135124; далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о признании незаконным решения Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район Чукотского автономного округа (далее - администрация) об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта: "Строительство линии электроснабжения объекта ОРЛ-Т в п. Кепервеем от РУ-6кВ ПС 35/6 кВ "Кепервеем" протяженностью 1100 метров", отраженном в письме от 12.05.2017 N 01-02-05/1151.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа (далее - департамент).
Решением суда от 18.08.2017 оспариваемое решение администрации признано незаконным, как противоречащее требованиям статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Не согласившись с данным судебным актом, администрация подала в суд апелляционной инстанции жалобу, в которой просила его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных предприятием требований.
В обоснование своих доводов заявитель указывает на то, что земельный участок, на котором планируется строительство спорного объекта, ошибочно внесен в Единый в государственный реестр недвижимости как земли лесного фонда. Кроме того полагает, что из-за отсутствия реквизитов проекта планировки территории у проекта межевания территории в приложенных документах, Администрация Билибинского района фактически была лишена возможности сделать соответствующий межведомственный запрос, а значит проверить соответствие документов требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, что уже является самостоятельным основанием для отказа в выдачи разрешения на строительство.
В ходе судебного заседания, проведенного в режиме видеоконференц-связи, представители предприятия доводы администрации отклонили по основаниям, изложенным в представленном возражении на жалобу.
Администрация и департамент, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили.
Повторно исследовав материалы дела, обсудив обоснованность доводов жалобы с учетом возражения предприятия, выслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, в целях строительства линии электроснабжения объекта ОРЛ-Т в п. Кепервеем от РУ-6кВ ПС 35/6 кВ "Кепервеем" протяженностью 1100 метров предприятие направило в адрес Департамента заявление от 17.11.2015 о предоставлении выписки из Государственного лесного реестра в отношении лесного участка: Чукотское лесничество, Билибинское участковое лесничество, бывшие совхозные земли совхоза "Вперед", участок 201/1, N квартала 1, N выдела 67, 68.
Письмом от 27.11.2015 департамент направил в адрес заявителя испрашиваемую выписку, из которой следует, что поименованный участок относится к землям лесного фонда с разрешенным видом использования, в том числе строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
По заказу ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" МУП "Градпроект" разработана рабочая документация "Строительство линии электроснабжения объекта ОРЛ-Т в п. Кепервеем от РУ-6кВ ПС 35/6 кВ "Кепервеем" протяженностью 1100 метров".
Далее, предприятие запросило у департамента акт выбора лесного участка и акт натурального технического обследования участка лесного фонда Чукотское лесничество, Билибинское участковое лесничество, бывшие совхозные земли совхоза "Вперед", участок 201/1, N квартала 1, N выдела 67, 68 в целях строительства и эксплуатации указанного выше объекта, которые утверждены уполномоченным органом приказами от 02.03.2016 N 60-од и от 11.03.2016.
Кроме того, заявителем осуществлены мероприятия по кадастровому учету и регистрации права Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером 87:01:050001:900, площадью 19 760 кв. м +/- 3 975 кв. м из земель лесного фонда, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости и зарегистрированных правах (ЕГРН) на объект недвижимости.
13.10.2016 предприятие обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду указанного лесного участка.
19.10.2016 заключен договор аренды лесных участков от 19.10.2016 N 22-ЛФ, во исполнение подпункта "г" пункта 11 которого предприятием разработан и утвержден проект освоения лесов.
Заключением экспертной комиссии государственной экспертизы, утвержденным приказом департамента от 16.01.2017 N 5-од, проект освоения лесов, признан соответствующим требованиям законодательства.
02.05.2017 предприятие обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта "Строительство линии электроснабжения объекта ОРЛ-Т в п. Кепервеем от РУ-6кВ ПС 35/6 кВ "Кепервеем" протяженностью 1100 метров" по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, Чукотское лесничество, Билибинского участкового лесничества (бывшее землепользование совхоза "Вперед"), участок 201/1, квартал N 1 (выделы 67, 68) площадью 19 760 кв. м, кадастровый номер 87:01:050001:900, но письмом от 12.05.2017 N 01-02-05/1151 получен отказ.
Свое решение администрация мотивировала несоответствием категории земель участка, планируемого под строительство объекта, разрешенному использованию земель (согласно документам территориального планирования сельского населенного пункта Кепервеем спорный участок относится к категории земель "земли населенных пунктов"). Кроме того, указала на необходимость предоставления пояснительной записки к проектной документации и реквизитов проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Несогласие с данным решением послужило основанием для обращения предприятия в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, рассмотрев спор, удовлетворил заявленное требование ввиду наличия совокупности таких условий.
Возражения Администрации Билибинского района сводятся к несогласию с данным выводом суда.
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
По общему правилу, предусмотренному частью 2 статьи 51 ГрК РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
Полномочиями по выдаче разрешения на строительство в соответствии с частью 4 статьи 51 ГрК РФ наделены органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Согласно пункту 7 этой статьи в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный орган местного самоуправления, с приложением, в том числе: градостроительного плана земельного участка (п. 2); материалов проектной документации, в том числе схемы планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; сведения об инженерном оборудовании, сводного план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (п. 3); разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (п. 5).
По правилам части 11 статьи 51 Кодекса уполномоченный орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, проводит проверку наличия и соответствия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство. При этом в случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Согласно подпункту 3 пункта 11 этой нормы по результатам проверки документов уполномоченный орган выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В силу пункта 13 статьи 51 ГрК РФ, уполномоченный орган, отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Основанием для оспариваемого решения послужил вывод администрации, что спорный участок относится к категории "земли поселений", и, соответственно, все правоустанавливающие документы на этот участок должны исходить (оформляться) не от департамента, а от администрации поселения (сельского населенного пункта Кепервеем).
Признавая ошибочным данный вывод, арбитражный суд верно указал на следующее.
Согласно пунктам 7, 8 части 1 статьи 32 Закона о регистрации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования; об установлении или изменении границ населенного пункта.
Между тем, указывая на нахождении лесного участка, арендованного предприятием по договору от 19.10.2016 N 22-ЛФ, в границах населенного пункта, администрация не представила доказательств того, что при установлении границ этого населенного пункта соответствующие сведения были направлены в регистрирующий орган и были зарегистрированы надлежащим образом.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, представленной в материалы дела, спорный участок, расположенный по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, Чукотское лесничество, Билибинского участкового лесничества (бывшее землепользование совхоза "Вперед"), участок 201/1, квартал N 1 (выделы 67, 68) площадью 19 760 кв. м, с кадастровым номером 87:01:050001:900, относится к землям лесного фонда и находится в собственности Российской Федерации.
Право на указанный участок никем не оспорено в установленном законом порядке.
Следовательно, довод заявителя жалобы об ошибочности нахождения земельного участка, на котором планируется строительство спорного объекта, в Единый в государственный реестр недвижимости как земли лесного фонда, признается несостоятельным.
Дополнительным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство послужил вывод администрации, что необходимо предоставить пояснительную записку к проектной документации и реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Апелляционная инстанция также соглашается с арбитражным судом, который признал это незаконным.
Частью 10 статьи 51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением документов, указанных в частях 7 и 9 названной статьи.
Согласно части 7 этой статьи кодекса в целях строительства объекта строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный орган. К заявлению прилагаются документы, в том числе, правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; проектная документация, имеющая положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства и другие документы, перечень которых исчерпывающе перечислен в названной статье закона.
При этом, в силу части 7.1 статьи 51 Кодекса документы, указанные в п. 1, 2 и 5 ч. 7 ст. 51 Кодекса, запрашиваются органами, указанными в абзаце первой части 7 этой статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
Указанные положения также содержат пункты 2.6.1 и 2.6.2 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство", утвержденного постановлением Администрации от 29.12.2010 N 235.
Таким образом, не предоставление проекта планировки территории и проекта межевания территории осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия по межведомственному запросу уполномоченного органа, в том числе в электронной форме при наличии технической возможности, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно.
Более того, предприятие при обращении за выдачей разрешения представило документацию "Строительство линии электроснабжения объекта ОРЛ-Т в п. Кепервеем от РУ-6кВ ПС 35/6 кВ "Кепервеем" протяженностью 1100 метров, пояснительная записка к которой содержится в данном составе рабочей документации.
Поскольку предприятием фактически были представлены в администрацию все необходимые документы, предусмотренные действующим законодательством, у последней не имелось оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство рассматриваемого объекта.
С учетом изложенных обстоятельств, апелляционный суд приходит к тому, что оспариваемое решение администрации не соответствует закону и нарушает права предприятия по делу, в связи с чем правомерно удовлетворено заявленное требование.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 18.08.2017 по делу N А80-275/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.И.САПРЫКИНА

Судьи
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Е.А.ШВЕЦ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)