Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ОТ 04.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-5412/2017

Требование: О признании незаконным бездействия.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Административному истцу было сообщено, что постановлением администрации города ему было отказано в предоставлении земельного участка; административный истец считает, что бездействие органа местного самоуправления является незаконным, нарушает его права и интересы, а также создает препятствие в оформлении прав на земельный участок.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июля 2017 г. по делу N 33а-5412/2017


Председательствующий: Корпачева Л.В.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Воробьевой С.А.,
судей Мостовенко Н.Р., Павловского Е.Г.,
при секретаре М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению А. к администрации города Ялты Республики Крым, заинтересованное лицо: Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым о признании незаконным бездействия, по апелляционной жалобе представителя А. - С. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 06 марта 2017 года, которым в удовлетворении требований, заявленных А. отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:

А. обратилась в суд с административным иском к администрации города Ялты Республики Крым. В обоснование заявленных требований ссылается на то, постановлением администрации г. Ялты Республики Крым от 28 апреля 2016 года N 1210-п заявителю было отказано в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 600 кв. м в порядке завершения оформления прав в связи с несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта. В устном порядке ей было предложено подождать утверждения генерального плана "Большой Ялты" с целью определения категории земель испрашиваемого земельного участка, в связи с чем А. повторно обратилась в администрацию г. Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в порядке завершения оформления прав. Письмом Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым от 10 января 2017 года ей сообщено, что постановлением администрации г. Ялты от 28 апреля 2016 года N 1210-п ей отказано в предоставлении земельного участка, и поэтому заявление от 23 декабря 2016 года оставлено без рассмотрения. Считает, что бездействие администрации г. Ялты Республики Крым является незаконным, нарушает ее права и интересы, а также создает препятствие в оформлении прав на земельный участок.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 06 марта 2017 года в удовлетворении требований, заявленных А., отказано.
Представитель А. - С., не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 06 марта 2017 года и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает на то, что решение суда вынесено с нарушением норм процессуального и материального права. Считает, что оставление без рассмотрения заявлений в порядке завершения оформления прав на земельный участок возможно только при условии неполноты предоставления документов приложенных к такому заявлению.
Участники по делу в судебном заседании не присутствовали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что решением 39 сессии 5 созыва Алупкинского городского совета от 30 декабря 2009 года N А. разрешена разработка проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек, ориентировочной площадью 0,06 га, расположенного по адресу: <адрес>.
Решением Алупкинского городского совета от 30 июля 2010 года N 35/67 46 сессии 5 созыва, внесены изменения в редакцию решения N 26 от 30.12.2009 39 сессии Алупкинского городского совета 5 созыва. Решение изложено в следующей редакции: "Разрешить гражданке А. выполнить проект землеустройства по отводу земельного участка в собственность ориентировочной площадью 0,06 га, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений. Утвердить генеральный план застройки земельного участка предполагаемого к отводу гр. А., <адрес> для строительства жилого дома, хозяйственных построек и сооружений. Отнести данный земельный участок, в соответствии со ст. 19 Земельного кодекса Украины, к категории земель: - "земли жилой и общественной застройке".
Во исполнение решения от 30 декабря 2009 года N 26, А. был разработан и согласован со всеми контролирующими службами проект землеустройства по отводу земельного участка в собственность расположенного в <адрес>, площадью 0,06 га.
Постановлением Администрации города Ялта от 28 апреля 2016 года N 1210-п, было отказано А. в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, в связи с несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта.
23 декабря 2016 года, А. повторно обратилась в адрес Администрации г. Ялта с заявлением о предоставлении ей земельного участка в порядке завершения оформления прав.
Письмом от 10 января 2017 года N 01-15/141 А. было сообщено об оставлении без рассмотрения ее повторного заявления в связи с тем, что в отношении испрашиваемого ею земельного участка администрацией г. Ялты Республик Крым принято постановление от 28 апреля 2016 года N 1210-п.
Отказывая в удовлетворении административного иска А., суд первой инстанции указал на то, что заявление А. о предоставлении земельного участка в собственность было рассмотрено ответчиком предусмотренным законодательством способом, по результатам рассмотрения вынесено постановление, которое не было обжаловано истцом, и является действующим. В связи с тем, что при подаче аналогичного заявления А. не были приведены новые обстоятельства для повторного рассмотрения заявления, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для принятия уполномоченным органом данного заявления и его повторного рассмотрения по существу и признания незаконной бездеятельности администрации г. Ялта Республики Крым.
Однако с выводами суда первой инстанции нельзя согласиться.
Частью 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Полномочия органа государственной, власти Республики Крым в сфере земельных отношений определены в том числе ч. 1 ст. 12.1 N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, которой установлено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования в том числе земельных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым были законодательно закреплены в Законе Республики Крым N 38 - ЗРК от 31 июля 2014 года "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38 - ЗРК), статьей 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Согласно статье 13 Закона N 38 - ЗРК, завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату (часть 1).
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5).
Постановлением Совета Министров Республики Крым N 313 от 02.09.2014 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок N 313).
В соответствии с пунктом 4 Порядка N 313, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (далее - разрешение на разработку документации).
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 313, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган.
В соответствии со ст. 52 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 ноября 2014 г. N 78 к полномочиям Администрации муниципального образования городской округ Ялта в области использований земли и охраны природы отнесено обеспечение выбора и формирования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом; осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом.?
Во исполнение Постановления Совета Министров Республики Крым решением Ялтинского городского Совета N 37 от 30 марта 2015 года были утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образование городской округ Ялта Республики Крым (далее - Правила N 37).
Пунктом 4 решения Ялтинского городского Совета определено, что уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является администрация города Ялты Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент).
В соответствии с пунктом 8 Правил, в случае соответствия заявления и прилагаемых к нему документов пунктам 5, 6 Правил, Департамент в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления направляет копию поступившего заявления и копию приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка на рассмотрение:
1) В Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент архитектуры) (в случае предоставления земельного участка для строительства), который осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона, с указанием вида разрешенного использования.
Сроки предоставления результатов проверки Департамента архитектуры, с момента получения межведомственного запроса от Департамента - десять дней.
2) В исполнительные органы государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования, лесных и охотничьих отношений, охраны культурного наследия (в случае если существует вероятность нахождения испрашиваемого земельного участка в границах лесного фонда и особо охраняемых территорий), которые осуществляют проверку на предмет нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов.
Согласно п. 11 вышеуказанных Правил, основанием отказа в удовлетворении заявления может быть нахождение испрашиваемого участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов; несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Вместе с тем, нормы закона, регулирующие порядок завершения прав на оформление земельного участка не содержат оснований, по которым нельзя обращаться повторно с аналогичным заявлением, связанными с завершением прав на оформление земельных участков.
Кроме того, оставление без рассмотрения заявлений в порядке завершения оформления прав на земельный участок возможно только при условии неполноты предоставления документов приложенных к такому заявлению, иные основания предусмотренные Правилами о предоставлении земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции, отказывая А. в удовлетворении заявленных требований, не правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, в связи с чем пришел к ошибочному выводу о рассмотрении ответчиком заявления А. о предоставлении земельного участка в собственность предусмотренным законодательством способом, в связи с чем решение суда нельзя считать законным и обоснованным.
Учитывая изложенное выше решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 06 марта 2017 года подлежит отмене, с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Ввиду изложенного судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:

апелляционную жалобу представителя А. - С. удовлетворить.
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 06 марта 2017 года отменить и принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление А. к администрации города Ялты Республики Крым, заинтересованное лицо: Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым о признании незаконным бездействия, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации г. Ялты, выразившееся в оставлении без рассмотрения заявления А. от 23 декабря 2016 года N 01-ф/2771 о предоставлении в собственность земельного участка площадью 600 кв. м в порядке завершения оформления прав, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений.
Возложить на Администрацию г. Ялты Республики Крым обязаность в установленные законом сроки рассмотреть заявление А. от 23 декабря 2016 года N 01-ф/2771 о предоставлении в собственность земельного участка площадью 600 кв. м в порядке завершения оформления прав, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений.
Председательствующий
С.А.ВОРОБЬЕВА
Судьи
Н.Р.МОСТОВЕНКО
Е.Г.ПАВЛОВСКИЙ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)