Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от Муниципального казенного учреждения "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета города Казани" - не явился, извещен,
от Исполнительного комитета города Казани - не явился, извещен,
от ИП Мамула И.Н. - не явился, извещен,
от Комитета земельных и имущественных отношений г. Казани - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МКУ "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета города Казани" и Исполнительного комитета города Казани на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 августа 2017 года по делу N А65-3806/2017 (судья Шайдуллин Ф.С.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Мамула Ирины Николаевны
к МКУ "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета города Казани"
к Исполнительному комитету города Казани
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Комитета земельных и имущественных отношений города Казани,
- о признании незаконным отказа и обязании устранить допущенные нарушения,
Индивидуальный предприниматель Мамула Ирина Николаевна обратилась в арбитражный суд с заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета города Казани", к Исполнительному комитету города Казани о признании недействительным отказа в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке площадью 10 кв. м по ул. Закиева (ост. Кабельное телевидение) для целей не связанных со строительством, а именно для размещения объекта мелкорозничной сети по продаже цветов, сроком на 5 лет, об обязании принять решения о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке площадью 10 кв. м по ул. Закиева (ост. Кабельное телевидение) для целей не связанных со строительством, а именно для размещения объекта мелкорозничной сети по продаже цветов, сроком на 5 лет.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 августа 2017 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе МКУ "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета города Казани" и Исполнительного комитета города Казани просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 августа 2017 года отменить и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 8642 от 24 сентября 2010 года и договора аренды земельного участка N 15720 от 14 июля 2011 года Комитетом земельных и имущественных отношений индивидуальному предпринимателю Мамуле И.Н. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:50:150309:44 площадью 10,0 кв. м по адресу: г. Казань, Советский район, ул. Закиева, (ост. Кабельное телевидение) (далее - земельный участок), для целей не связанных со строительством, а именно для размещения объектов мелкорозничной сети по продаже цветов, без права возведения капитальных сооружений (объектов недвижимости) сроком на пять лет до 23 сентября 2015 года.
По истечении договора аренды заявитель 15 ноября 2016 года обратился с заявлением в Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета г. Казани с просьбой заключить с ним договор на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке по адресу: г. Казань, Советский район, ул. Закиева, (ост. Кабельное телевидение), для целей не связанных со строительством, а именно для размещения объектов мелкорозничной сети по продаже цветов, без права возведения капитальных сооружений (объектов недвижимости), без предоставления земельного участка и установления сервитутов, сроком на 5 лет.
Письмом от 06 декабря 2016 года исх. N 213/КПР Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета г. Казани известил предпринимателя о том, что Исполнительным комитетом г. Казани разрабатывается муниципальный порядок размещения нестационарных торговых объектов на муниципальных земельных участках, а также формируется схема размещения нестационарных торговых объектов и что после принятия данного нормативного правового акта, а также в случае надлежащего исполнения условий договора аренды с заявителем будет заключен соответствующий договор (л.д. 41-42).
Заявитель, полагая, что данным письмом Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета г. Казани отказал в заключении договора и что данный отказ является незаконным, обратился в суд с заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 39.33 ЗК РФ, действующей с 01.03.2015, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:
1) проведения инженерных изысканий;
2) капитального или текущего ремонта линейного объекта;
3) строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
4) осуществления геологического изучения недр;
5) осуществления деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
6) размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об основах регулирования торговой деятельности в РФ).
Из содержания преамбулы постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани N 8642 от 24.09.2010 г., на основании которого земельный участок был предоставлен заявителю в аренду, следует, что оно принято в соответствии со статьями 22, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании Положения о порядке предоставления находящихся на территории г. Казани земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Казанской городской Думы от 23.08.2006 N 49-11 (далее - Положение).
Во исполнение указанного Положения постановлением Руководителя Исполкома муниципального образования г. Казани от 05.08.2011 N 4382 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани на 2011-2015 годы" (далее - Постановление об утверждении схемы размещения) была утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани.
В пункте 861 реестровый номер 1072 Постановления об утверждении схемы размещения указан адрес нестационарного торгового объекта ул. Закиева (ост. Кабельное телевидение), профиль по факту "ЦВЕТЫ", фактическая площадь 10,0 кв. м, то есть земельный участок, на котором и размещен нестационарный торговый объект Заявителя (л.д. 31).
В городе Казани порядок реализации гражданами и юридическим лицами прав на предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, в частности, для целей по предоставлению земельных участков для размещения объектов мелкорозничной сети, осуществлялась в соответствии с порядком предоставления земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов был утвержден Решением Казанской городской Думы от 23.08.2006 N 49-11, а затем Решением Казанской городской Думы от 27.12.2012 N 10-19.
Решением Казанской городской Думы от 18.12.2015 N 22-3 "О внесении изменения в Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством", раздел II Положения о порядке предоставления земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов признан утратившим силу.
Соответственно, с 18.12.2015 в городе Казани нормативно-правовое регулирование предоставления земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов и использования таких земельных участков перестало существовать. Ответчики не отрицают отсутствие на момент обращения с заявлением на территории муниципального образования г. Казани нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, что также следует из имеющегося в материалах дела отзыва ответчиков на заявление заявителя.
На дату обращения заявителя к ответчикам действовал Земельный кодекс Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также положения пункта 6 части 1 статьи 39.33, части 1 статьи 39.36 ЗК РФ и Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Частью 2 статьи 6 Закона об основах регулирования торговой деятельности в РФ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют полномочия, в частности, в соответствии с настоящим Федеральным законом разработку и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности.
Согласно части 1 статьи 10 Закона об основах регулирования торговой деятельности в РФ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Данная схема в силу части 3 статьи 10 Закона об основах регулирования торговой деятельности разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 10 Закона об основах регулирования торговой деятельности в РФ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 15.11.2012 N 8305 "О приостановлении действия Постановления Исполнительного комитета г. Казани от 05.08.2011 N 4382 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани на 2011-2015 годы" действие Постановления Исполнительного комитета г. Казани от 05.08.2011 N 4382 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани на 2011-2015 годы" было приостановлено.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 10.12.2014 N 7039 "О признании утратившим силу Постановления Исполнительного комитета г. Казани от 15.11.2012 N 8305", действие Постановления Исполнительного комитета г. Казани от 05.08.2011 N 4382 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани на 2011-2015 годы" возобновлено.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 28 февраля 2017 года по делу N 33а-3306/2017, в котором указано, что в настоящее время отсутствует действующая схема размещения нестационарных торговых объектов, не подтверждает законность оспариваемого отказа.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что непринятие на муниципальном уровне нормативных правовых актов, регулирующих определенные федеральными законами правоотношения, не может лишать лицо в реализации его прав, предусмотренных действующим законодательством. (Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 09.12.2016 г. по делу N А65-1701/2016).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29 января 2015 года N 225-О указал, что "Осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер", что "положение части 6 статьи 10 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ, предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг".
Согласно пункту 3.1.23 решения Казанской городской Думы от 03.08.2015 N 19-44 к полномочиям Комитета потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани относится заключение от имени муниципального образования г. Казани договоров на размещение нестационарных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в том числе сезонных, на территории г. Казани и ведение учета поступления платы за право размещения.
Испрашиваемый под размещение объекта мелкорозничной сети по продаже цветов земельный участок был предоставлен заявителю в аренду на основании постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 24 сентября 2010 года N 8642, то есть до утверждения Схемы размещения постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 05 августа 2011 года и соответственно до утверждения новой Схемы размещения нестационарных торговых объектов в г. Казани на последующие годы, которая, как указал ответчик, проходит процедуру согласования. Указанный земельный участок был предусмотрен ранее действовавшей Схемой размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 АПК РФ судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела.
В силу пункта 6 статьи 13 АПК РФ в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Отсутствие установленного законом или иным нормативным правовым актом порядка и основания использования земельного участка без предоставления для размещения нестационарного торгового объекта не может лишать заявителя права на судебную защиту в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками или иным способом.
Из указанного следует, что правовая неопределенность заявителя в вопросе о том, вправе ли он осуществлять торговую деятельность в нестационарном торговом объекте по конкретному адресу, несмотря на фактическое использование им после истечения срока действия договора аренды земельного участка, без предоставления, требует своего разрешения.
Потребность заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта обусловлена необходимостью легализации использования заявителем земельного участка в целях ограждения от возникновения негативных последствий в результате контроля и надзора соответствующих органов за использованием земельного участка.
Следовательно, отказ Комитета потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани в заключении с заявителем договора на размещение нестационарного торгового объекта противоречит нормам статей 39.33, 39.36 ЗК РФ, Закона о государственном регулировании торговой деятельности в РФ, и нарушает права и законные интересы заявителя в предпринимательской деятельности.
То обстоятельство, что заявитель в период действия договора аренды допустил наличие задолженности по арендной плате в размере двух месяцев подряд, при рассмотрении настоящего спора не имеет правового значения.
Заявляя данный довод, ответчики ссылаются на Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.08.2016 г. N 533, которым установлен порядок размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, и на Постановление Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 22.05.2017 г. N 1908 "Об утверждении положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории города Казани".
Между тем, пунктом 2.6. Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.08.2016 г. N 533 установлено, что настоящий порядок подлежит применению в соответствующем муниципальном образовании Республики Татарстан со дня вступления в законную силу муниципального нормативного правового акта об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов впервые после установления настоящего Порядка.
Учитывая то, что на момент обращения с заявлением в муниципальном образовании г. Казани нормативный правовой акт, регулирующий порядок предоставления мест для размещения нестационарных торговых объектов не был утвержден, следовательно, указанные выше Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.08.2016 г. N 533 и Постановление Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 22.05.2017 г. N 1908 к спорным правоотношениям применяться не могут.
Договором аренды от 14.07.2011 N 15720 также не предусмотрено, что указанное ответчиками обстоятельство является препятствием для преимущественного заключения нового договора аренды земельного участка с арендатором.
Кроме того, как следует из письма от N 52223-Док от 01.06.2017 задолженность по арендной плате свыше двух месяцев подряд была допущена заявителем только в 2012 году. В последующие три года действия договора аренды заявитель не допускал наличие задолженности по арендной плате. В оспариваемом отказе ответчик-1 не ссылался на указанное обстоятельство как основание невозможности заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Доводы ответчика о нарушении антимонопольного законодательства в случае заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов суд первой инстанции правомерно отклонил, поскольку в данном случае заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без предоставления земельного участка и установления сервитутов основывается на нормах Земельного кодекса Российской Федерации, а также Закона об основах регулирования торговой деятельности в РФ, которые не предусматривают проведения торгов. (Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 г. по делу N А65-1701/2016).
На основании изложенного, требования заявителя были обоснованно судом первой инстанции удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 августа 2017 года по делу N А65-3806/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.10.2017 N 11АП-13024/2017 ПО ДЕЛУ N А65-3806/2017
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2017 г. по делу N А65-3806/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от Муниципального казенного учреждения "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета города Казани" - не явился, извещен,
от Исполнительного комитета города Казани - не явился, извещен,
от ИП Мамула И.Н. - не явился, извещен,
от Комитета земельных и имущественных отношений г. Казани - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МКУ "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета города Казани" и Исполнительного комитета города Казани на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 августа 2017 года по делу N А65-3806/2017 (судья Шайдуллин Ф.С.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Мамула Ирины Николаевны
к МКУ "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета города Казани"
к Исполнительному комитету города Казани
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Комитета земельных и имущественных отношений города Казани,
- о признании незаконным отказа и обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
Индивидуальный предприниматель Мамула Ирина Николаевна обратилась в арбитражный суд с заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета города Казани", к Исполнительному комитету города Казани о признании недействительным отказа в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке площадью 10 кв. м по ул. Закиева (ост. Кабельное телевидение) для целей не связанных со строительством, а именно для размещения объекта мелкорозничной сети по продаже цветов, сроком на 5 лет, об обязании принять решения о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке площадью 10 кв. м по ул. Закиева (ост. Кабельное телевидение) для целей не связанных со строительством, а именно для размещения объекта мелкорозничной сети по продаже цветов, сроком на 5 лет.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 августа 2017 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе МКУ "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета города Казани" и Исполнительного комитета города Казани просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 августа 2017 года отменить и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 8642 от 24 сентября 2010 года и договора аренды земельного участка N 15720 от 14 июля 2011 года Комитетом земельных и имущественных отношений индивидуальному предпринимателю Мамуле И.Н. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:50:150309:44 площадью 10,0 кв. м по адресу: г. Казань, Советский район, ул. Закиева, (ост. Кабельное телевидение) (далее - земельный участок), для целей не связанных со строительством, а именно для размещения объектов мелкорозничной сети по продаже цветов, без права возведения капитальных сооружений (объектов недвижимости) сроком на пять лет до 23 сентября 2015 года.
По истечении договора аренды заявитель 15 ноября 2016 года обратился с заявлением в Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета г. Казани с просьбой заключить с ним договор на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке по адресу: г. Казань, Советский район, ул. Закиева, (ост. Кабельное телевидение), для целей не связанных со строительством, а именно для размещения объектов мелкорозничной сети по продаже цветов, без права возведения капитальных сооружений (объектов недвижимости), без предоставления земельного участка и установления сервитутов, сроком на 5 лет.
Письмом от 06 декабря 2016 года исх. N 213/КПР Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета г. Казани известил предпринимателя о том, что Исполнительным комитетом г. Казани разрабатывается муниципальный порядок размещения нестационарных торговых объектов на муниципальных земельных участках, а также формируется схема размещения нестационарных торговых объектов и что после принятия данного нормативного правового акта, а также в случае надлежащего исполнения условий договора аренды с заявителем будет заключен соответствующий договор (л.д. 41-42).
Заявитель, полагая, что данным письмом Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета г. Казани отказал в заключении договора и что данный отказ является незаконным, обратился в суд с заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 39.33 ЗК РФ, действующей с 01.03.2015, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:
1) проведения инженерных изысканий;
2) капитального или текущего ремонта линейного объекта;
3) строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
4) осуществления геологического изучения недр;
5) осуществления деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
6) размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об основах регулирования торговой деятельности в РФ).
Из содержания преамбулы постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани N 8642 от 24.09.2010 г., на основании которого земельный участок был предоставлен заявителю в аренду, следует, что оно принято в соответствии со статьями 22, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании Положения о порядке предоставления находящихся на территории г. Казани земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Казанской городской Думы от 23.08.2006 N 49-11 (далее - Положение).
Во исполнение указанного Положения постановлением Руководителя Исполкома муниципального образования г. Казани от 05.08.2011 N 4382 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани на 2011-2015 годы" (далее - Постановление об утверждении схемы размещения) была утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани.
В пункте 861 реестровый номер 1072 Постановления об утверждении схемы размещения указан адрес нестационарного торгового объекта ул. Закиева (ост. Кабельное телевидение), профиль по факту "ЦВЕТЫ", фактическая площадь 10,0 кв. м, то есть земельный участок, на котором и размещен нестационарный торговый объект Заявителя (л.д. 31).
В городе Казани порядок реализации гражданами и юридическим лицами прав на предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, в частности, для целей по предоставлению земельных участков для размещения объектов мелкорозничной сети, осуществлялась в соответствии с порядком предоставления земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов был утвержден Решением Казанской городской Думы от 23.08.2006 N 49-11, а затем Решением Казанской городской Думы от 27.12.2012 N 10-19.
Решением Казанской городской Думы от 18.12.2015 N 22-3 "О внесении изменения в Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством", раздел II Положения о порядке предоставления земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов признан утратившим силу.
Соответственно, с 18.12.2015 в городе Казани нормативно-правовое регулирование предоставления земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов и использования таких земельных участков перестало существовать. Ответчики не отрицают отсутствие на момент обращения с заявлением на территории муниципального образования г. Казани нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, что также следует из имеющегося в материалах дела отзыва ответчиков на заявление заявителя.
На дату обращения заявителя к ответчикам действовал Земельный кодекс Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также положения пункта 6 части 1 статьи 39.33, части 1 статьи 39.36 ЗК РФ и Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Частью 2 статьи 6 Закона об основах регулирования торговой деятельности в РФ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют полномочия, в частности, в соответствии с настоящим Федеральным законом разработку и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности.
Согласно части 1 статьи 10 Закона об основах регулирования торговой деятельности в РФ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Данная схема в силу части 3 статьи 10 Закона об основах регулирования торговой деятельности разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 10 Закона об основах регулирования торговой деятельности в РФ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 15.11.2012 N 8305 "О приостановлении действия Постановления Исполнительного комитета г. Казани от 05.08.2011 N 4382 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани на 2011-2015 годы" действие Постановления Исполнительного комитета г. Казани от 05.08.2011 N 4382 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани на 2011-2015 годы" было приостановлено.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 10.12.2014 N 7039 "О признании утратившим силу Постановления Исполнительного комитета г. Казани от 15.11.2012 N 8305", действие Постановления Исполнительного комитета г. Казани от 05.08.2011 N 4382 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани на 2011-2015 годы" возобновлено.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 28 февраля 2017 года по делу N 33а-3306/2017, в котором указано, что в настоящее время отсутствует действующая схема размещения нестационарных торговых объектов, не подтверждает законность оспариваемого отказа.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что непринятие на муниципальном уровне нормативных правовых актов, регулирующих определенные федеральными законами правоотношения, не может лишать лицо в реализации его прав, предусмотренных действующим законодательством. (Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 09.12.2016 г. по делу N А65-1701/2016).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29 января 2015 года N 225-О указал, что "Осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер", что "положение части 6 статьи 10 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ, предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг".
Согласно пункту 3.1.23 решения Казанской городской Думы от 03.08.2015 N 19-44 к полномочиям Комитета потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани относится заключение от имени муниципального образования г. Казани договоров на размещение нестационарных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в том числе сезонных, на территории г. Казани и ведение учета поступления платы за право размещения.
Испрашиваемый под размещение объекта мелкорозничной сети по продаже цветов земельный участок был предоставлен заявителю в аренду на основании постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 24 сентября 2010 года N 8642, то есть до утверждения Схемы размещения постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 05 августа 2011 года и соответственно до утверждения новой Схемы размещения нестационарных торговых объектов в г. Казани на последующие годы, которая, как указал ответчик, проходит процедуру согласования. Указанный земельный участок был предусмотрен ранее действовавшей Схемой размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 АПК РФ судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела.
В силу пункта 6 статьи 13 АПК РФ в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Отсутствие установленного законом или иным нормативным правовым актом порядка и основания использования земельного участка без предоставления для размещения нестационарного торгового объекта не может лишать заявителя права на судебную защиту в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками или иным способом.
Из указанного следует, что правовая неопределенность заявителя в вопросе о том, вправе ли он осуществлять торговую деятельность в нестационарном торговом объекте по конкретному адресу, несмотря на фактическое использование им после истечения срока действия договора аренды земельного участка, без предоставления, требует своего разрешения.
Потребность заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта обусловлена необходимостью легализации использования заявителем земельного участка в целях ограждения от возникновения негативных последствий в результате контроля и надзора соответствующих органов за использованием земельного участка.
Следовательно, отказ Комитета потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани в заключении с заявителем договора на размещение нестационарного торгового объекта противоречит нормам статей 39.33, 39.36 ЗК РФ, Закона о государственном регулировании торговой деятельности в РФ, и нарушает права и законные интересы заявителя в предпринимательской деятельности.
То обстоятельство, что заявитель в период действия договора аренды допустил наличие задолженности по арендной плате в размере двух месяцев подряд, при рассмотрении настоящего спора не имеет правового значения.
Заявляя данный довод, ответчики ссылаются на Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.08.2016 г. N 533, которым установлен порядок размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, и на Постановление Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 22.05.2017 г. N 1908 "Об утверждении положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории города Казани".
Между тем, пунктом 2.6. Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.08.2016 г. N 533 установлено, что настоящий порядок подлежит применению в соответствующем муниципальном образовании Республики Татарстан со дня вступления в законную силу муниципального нормативного правового акта об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов впервые после установления настоящего Порядка.
Учитывая то, что на момент обращения с заявлением в муниципальном образовании г. Казани нормативный правовой акт, регулирующий порядок предоставления мест для размещения нестационарных торговых объектов не был утвержден, следовательно, указанные выше Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.08.2016 г. N 533 и Постановление Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 22.05.2017 г. N 1908 к спорным правоотношениям применяться не могут.
Договором аренды от 14.07.2011 N 15720 также не предусмотрено, что указанное ответчиками обстоятельство является препятствием для преимущественного заключения нового договора аренды земельного участка с арендатором.
Кроме того, как следует из письма от N 52223-Док от 01.06.2017 задолженность по арендной плате свыше двух месяцев подряд была допущена заявителем только в 2012 году. В последующие три года действия договора аренды заявитель не допускал наличие задолженности по арендной плате. В оспариваемом отказе ответчик-1 не ссылался на указанное обстоятельство как основание невозможности заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Доводы ответчика о нарушении антимонопольного законодательства в случае заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов суд первой инстанции правомерно отклонил, поскольку в данном случае заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без предоставления земельного участка и установления сервитутов основывается на нормах Земельного кодекса Российской Федерации, а также Закона об основах регулирования торговой деятельности в РФ, которые не предусматривают проведения торгов. (Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 г. по делу N А65-1701/2016).
На основании изложенного, требования заявителя были обоснованно судом первой инстанции удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 августа 2017 года по делу N А65-3806/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Б.КОРНИЛОВ
А.Б.КОРНИЛОВ
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
Е.Г.ФИЛИППОВА
В.Е.КУВШИНОВ
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)