Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, Р.Р. Илюшина
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Дорошенко Натальи Викторовны
на определение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.07.2017 по делу N А32-15913/2013 о прекращении исполнительного производства,
принятое судьей Николаевым А.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя Дорошенко Натальи Викторовны
к администрации муниципального образования город Краснодар, департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар
о признании незаконными действий,
при участии Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю, судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Центральному округу города Краснодара УФССП по Краснодарскому краю Дорошенко И.Г.,
установил:
индивидуальный предприниматель Дорошенко Н.В. (далее - заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - департамент), администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - администрация) о признании незаконным бездействия по организации и проведению торгов на право заключения договора аренды земельного участка ориентировочной площадью 240 кв. м для размещения магазина расположенного по ул. им. Толстого, 35 в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара; земельного участка ориентировочной площадью 100 кв. м для размещения магазина по пр. Чекистов, 35/2 в Западном внутригородском округе г. Краснодара. Требования мотивированы противоправным, по мнению заявителя, уклонением департамента и администрации от организации торгов в связи с поступлением более одного заявления о предоставлении соответствующего земельного участка.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.08.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.12.2013, признано незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Краснодар, департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар, выразившееся в уклонении от организации и проведения торгов на право заключения договоров аренды земельного участка ориентировочной площадью 240 кв. м, расположенного по ул. им. Толстого, 35, в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара; земельного участка ориентировочной площадью 100 кв. м по пр. Чекистов, 35/2, в Западном внутригородском округе г. Краснодара, как противоречащие положениям ст. 30 ЗК РФ, ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Суд обязал администрацию муниципального образования г. Краснодар, департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар в течение четырех месяцев с даты вступления в законную силу настоящего решения суда совершить следующие действия, направленные на реализацию права на заключение договоров аренды земельного участка ориентировочной площадью 240 кв. м, расположенного по ул. им. Толстого, 35 в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара; земельного участка ориентировочной площадью 100 кв. м по пр. Чекистов, 35/2 в Западном внутригородском округе г. Краснодара: организовать проведение работ по формированию указанных земельных участков; определить разрешенное использование земельных участков; определить технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плату за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; организовать и провести торги по продаже права аренды сформированных земельных участков.
На основании решения суда по делу А32-15913/2013 Арбитражным судом Краснодарского края выдан исполнительный лист от 11.04.2014 N АС 006616633.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному округу города Краснодара УФССП по Краснодарскому краю Дорошенко И.Г. на основании исполнительного листа от 11.04.2014 N АС 006616633 возбуждено исполнительное производство от 23.05.2014 N 772335/14/42/23 в отношении должника, Департамента, в пользу взыскателя, Дорошенко Н.В.
Администрация муниципального образования Гулькевичский район обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о прекращении исполнительного производства от 23.05.2014 N 772335/14/42/23, возбужденного на основании исполнительного листа от 11.04.2014 N АС 006616633.
Определением от 11.07.2017 суд прекратил исполнительное производство от 23.05.2014 N 772335/14/42/23, возбужденное на основании исполнительного листа от 11.04.2014 N АС 006616633, выданного Арбитражным судом Краснодарского края по делу N А32-15913/2013, в части организации проведения работ по формированию, определению разрешенного использования; технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плату за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; организации и проведения торгов по продаже права аренды земельного участка ориентировочной площадью 240 кв. м, расположенного по ул. им. Толстого, 35 в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель Дорошенко Н.В. обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить определение суда, ссылаясь на то, что администрацией не представлены доказательства невозможности исполнения судебного акта. В дополнительных пояснениях к жалобе предприниматель указала, что доводы администрации фактически направлены на оспаривание выводов суда по существу спора о возможности и правомерности организации торгов по продаже права на заключение договора аренды земельных участков.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От Дорошенко Н.В. в суд поступили дополнительные пояснения и ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда.
Согласно части 1 статьи 327 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
В силу статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона об исполнительном производстве, исполнительное производство прекращается судом в случаях:
- - смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;
- - утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);
- - отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;
- - в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.
Указанная норма содержит исчерпывающий перечень случаев, являющихся основаниями для прекращения судом исполнительного производства по выданному им исполнительному листу.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что обращаясь в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства, Администрация указала, что границы земельного участка по ул. Толстого, 35 в Прикубанском внутригородском округе города Краснодар пересекают границы двух территориальных зон, а именно границы зон рекреационного назначения и транспортной инфраструктуры, формирование данного земельного участка нарушит нормы градостроительного и земельного законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве. При этом утвержденные в установленном порядке градостроительные и иные ограничения в использовании территории населенного пункта могут препятствовать размещению (строительству) на земельном участке определенного объекта капитального строительства (статьи 36 и 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее - Градостроительный кодекс).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований).
Утверждение документов территориального планирования и градостроительного зонирования (функциональных и территориальных зон в их составе), а также внесение в них изменений в силу положений пункта 13 статьи 24, пункта 2 статьи 32 и пункта 1 статьи 33 Градостроительного кодекса относятся к компетенции представительного органа местного самоуправления - городской Думы Краснодара.
Подготовка проекта генерального плана (изменений в генеральный план) осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи 24 Градостроительного кодекса).
В соответствии с выкопировкой из Генерального плана муниципального образования город Краснодар (утвержденного решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 п. 15) земельный участок, расположенный по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. им. Толстого, 35, расположен в зоне рекреационного назначения и в зоне транспортной инфраструктуры.
В соответствии с разделом IV "Правил землепользования и застройки, внесение в них изменений" сведений из ИСОГД земельный участок, расположенный по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. им. Толстого, 35, расположен в зоне зеленых насаждений общего пользования (РО).
Основными видами разрешенного использования являются отдых (создание и уход за парками, городскими лесами, садами и скверами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также обустройство мест отдыха в них); земельные участки (территории) общего пользования (размещение набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, малых архитектурных форм благоустройства).
Согласно разделу XI ИСОГД, а также решению городской Думы Краснодара пятого созыва XLVI заседание Думы о наименовании скверов 46 п. 18 от 28.03.2013 земельный участок, расположенный по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. им. Толстого, 35, расположен на территории сквера имени Л. Толстого.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с земельным законодательством, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 262 Гражданского кодекса под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса).
Исходя из содержания пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса и статьи 262 Гражданского кодекса, перечень территорий общего пользования не является закрытым.
Из пункта 1 статьи 262 Гражданского кодекса, пунктов 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса следует, что расположение земельного участка на территории общего пользования препятствует его предоставлению в аренду, поскольку передача такого объекта во временное владение и пользование исключает возможность реализации гражданами права на свободное нахождение на таком участке.
При передаче в аренду земельного участка общего пользования единственным пользователем земли может быть только арендатор, что противоречит правовому режиму земель общего пользования.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 апреля 2017 года по делу N А32-24810/2015).
Анализ вышеназванных положений позволяет сделать вывод о недопустимости предоставления в аренду земельного участка на территории общего пользования, поскольку такое предоставление исключает возможность реализации неограниченным кругом, лиц права на беспрепятственное пользование таким участком.
Судом исследован вопрос относительно фактического состояния испрашиваемого земельного участка. Согласно фотоматериалам, находящимся в открытом доступе в телекоммуникационной сети "Интернет" (https://www/google.ru/maps/place), участок, определенный под размещение магазина расположен на территории сквера. Рядом находится трансформаторная подстанция, какая-либо торговая, либо иная коммерческая деятельность в указанном месте не ведется. Земельный участок, не огорожен, проход по нему доступен для неопределенного круга лиц.
Таким образом, предоставление земельного участка для размещения магазина нарушает правовой режим земель рекреационного назначения, а также зоны транспортной инфраструктуры, поскольку аренда земельного участка предполагает исключительное владение и пользование им по усмотрению арендатора, что несовместимо с нахождением земельного участка на территории городских земель общего пользования.
При таких обстоятельствах, судом установлена утрата возможности исполнения решения Арбитражного суда Краснодарского края от 07.08.2013.
Судом апелляционной инстанции не принимаются доводы жалобы об отсутствии объективных оснований невозможности исполнения судебного акта и о том, что доводы администрации фактически направлены на оспаривание выводов суда по существу спора о возможности и правомерности организации торгов по продаже права на заключение договора аренды земельных участков.
Утверждение Генерального плана и Правил землепользования и застройки не относится к компетенции Администрации муниципального образования город Краснодар.
Принятые законодательными органами муниципального образования решения, касающиеся планировки территории, являются обязательными для всех лиц, в том числе для Администрации города.
Существующее территориальное планирование и зонирование исключает в силу закона предоставление спорного земельного участка в аренду.
Наличие вступившего в законную силу судебного акта не означает автоматически наличия реальной возможности его исполнения.
В данном случае, представленными администрацией материалами, а также материалами, находящимися в свободном доступе, в том числе в сети Интернет, подтверждено отсутствие возможности исполнения судебного акта, поскольку его исполнение возможно только путем нарушения прямых запретов, установленных законом.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Определение суда от 11.07.2017 является законным и обоснованным.
Основания для отмены определения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 11 июля 2017 года по делу А32-15913/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.10.2017 N 15АП-14421/2017 ПО ДЕЛУ N А32-15913/2013
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2017 г. N 15АП-14421/2017
Дело N А32-15913/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, Р.Р. Илюшина
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Дорошенко Натальи Викторовны
на определение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.07.2017 по делу N А32-15913/2013 о прекращении исполнительного производства,
принятое судьей Николаевым А.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя Дорошенко Натальи Викторовны
к администрации муниципального образования город Краснодар, департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар
о признании незаконными действий,
при участии Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю, судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Центральному округу города Краснодара УФССП по Краснодарскому краю Дорошенко И.Г.,
установил:
индивидуальный предприниматель Дорошенко Н.В. (далее - заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - департамент), администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - администрация) о признании незаконным бездействия по организации и проведению торгов на право заключения договора аренды земельного участка ориентировочной площадью 240 кв. м для размещения магазина расположенного по ул. им. Толстого, 35 в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара; земельного участка ориентировочной площадью 100 кв. м для размещения магазина по пр. Чекистов, 35/2 в Западном внутригородском округе г. Краснодара. Требования мотивированы противоправным, по мнению заявителя, уклонением департамента и администрации от организации торгов в связи с поступлением более одного заявления о предоставлении соответствующего земельного участка.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.08.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.12.2013, признано незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Краснодар, департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар, выразившееся в уклонении от организации и проведения торгов на право заключения договоров аренды земельного участка ориентировочной площадью 240 кв. м, расположенного по ул. им. Толстого, 35, в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара; земельного участка ориентировочной площадью 100 кв. м по пр. Чекистов, 35/2, в Западном внутригородском округе г. Краснодара, как противоречащие положениям ст. 30 ЗК РФ, ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Суд обязал администрацию муниципального образования г. Краснодар, департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар в течение четырех месяцев с даты вступления в законную силу настоящего решения суда совершить следующие действия, направленные на реализацию права на заключение договоров аренды земельного участка ориентировочной площадью 240 кв. м, расположенного по ул. им. Толстого, 35 в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара; земельного участка ориентировочной площадью 100 кв. м по пр. Чекистов, 35/2 в Западном внутригородском округе г. Краснодара: организовать проведение работ по формированию указанных земельных участков; определить разрешенное использование земельных участков; определить технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плату за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; организовать и провести торги по продаже права аренды сформированных земельных участков.
На основании решения суда по делу А32-15913/2013 Арбитражным судом Краснодарского края выдан исполнительный лист от 11.04.2014 N АС 006616633.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному округу города Краснодара УФССП по Краснодарскому краю Дорошенко И.Г. на основании исполнительного листа от 11.04.2014 N АС 006616633 возбуждено исполнительное производство от 23.05.2014 N 772335/14/42/23 в отношении должника, Департамента, в пользу взыскателя, Дорошенко Н.В.
Администрация муниципального образования Гулькевичский район обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о прекращении исполнительного производства от 23.05.2014 N 772335/14/42/23, возбужденного на основании исполнительного листа от 11.04.2014 N АС 006616633.
Определением от 11.07.2017 суд прекратил исполнительное производство от 23.05.2014 N 772335/14/42/23, возбужденное на основании исполнительного листа от 11.04.2014 N АС 006616633, выданного Арбитражным судом Краснодарского края по делу N А32-15913/2013, в части организации проведения работ по формированию, определению разрешенного использования; технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плату за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; организации и проведения торгов по продаже права аренды земельного участка ориентировочной площадью 240 кв. м, расположенного по ул. им. Толстого, 35 в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель Дорошенко Н.В. обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить определение суда, ссылаясь на то, что администрацией не представлены доказательства невозможности исполнения судебного акта. В дополнительных пояснениях к жалобе предприниматель указала, что доводы администрации фактически направлены на оспаривание выводов суда по существу спора о возможности и правомерности организации торгов по продаже права на заключение договора аренды земельных участков.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От Дорошенко Н.В. в суд поступили дополнительные пояснения и ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда.
Согласно части 1 статьи 327 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
В силу статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона об исполнительном производстве, исполнительное производство прекращается судом в случаях:
- - смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;
- - утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);
- - отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;
- - в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.
Указанная норма содержит исчерпывающий перечень случаев, являющихся основаниями для прекращения судом исполнительного производства по выданному им исполнительному листу.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что обращаясь в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства, Администрация указала, что границы земельного участка по ул. Толстого, 35 в Прикубанском внутригородском округе города Краснодар пересекают границы двух территориальных зон, а именно границы зон рекреационного назначения и транспортной инфраструктуры, формирование данного земельного участка нарушит нормы градостроительного и земельного законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве. При этом утвержденные в установленном порядке градостроительные и иные ограничения в использовании территории населенного пункта могут препятствовать размещению (строительству) на земельном участке определенного объекта капитального строительства (статьи 36 и 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее - Градостроительный кодекс).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований).
Утверждение документов территориального планирования и градостроительного зонирования (функциональных и территориальных зон в их составе), а также внесение в них изменений в силу положений пункта 13 статьи 24, пункта 2 статьи 32 и пункта 1 статьи 33 Градостроительного кодекса относятся к компетенции представительного органа местного самоуправления - городской Думы Краснодара.
Подготовка проекта генерального плана (изменений в генеральный план) осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи 24 Градостроительного кодекса).
В соответствии с выкопировкой из Генерального плана муниципального образования город Краснодар (утвержденного решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 п. 15) земельный участок, расположенный по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. им. Толстого, 35, расположен в зоне рекреационного назначения и в зоне транспортной инфраструктуры.
В соответствии с разделом IV "Правил землепользования и застройки, внесение в них изменений" сведений из ИСОГД земельный участок, расположенный по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. им. Толстого, 35, расположен в зоне зеленых насаждений общего пользования (РО).
Основными видами разрешенного использования являются отдых (создание и уход за парками, городскими лесами, садами и скверами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также обустройство мест отдыха в них); земельные участки (территории) общего пользования (размещение набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, малых архитектурных форм благоустройства).
Согласно разделу XI ИСОГД, а также решению городской Думы Краснодара пятого созыва XLVI заседание Думы о наименовании скверов 46 п. 18 от 28.03.2013 земельный участок, расположенный по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. им. Толстого, 35, расположен на территории сквера имени Л. Толстого.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с земельным законодательством, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 262 Гражданского кодекса под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса).
Исходя из содержания пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса и статьи 262 Гражданского кодекса, перечень территорий общего пользования не является закрытым.
Из пункта 1 статьи 262 Гражданского кодекса, пунктов 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса следует, что расположение земельного участка на территории общего пользования препятствует его предоставлению в аренду, поскольку передача такого объекта во временное владение и пользование исключает возможность реализации гражданами права на свободное нахождение на таком участке.
При передаче в аренду земельного участка общего пользования единственным пользователем земли может быть только арендатор, что противоречит правовому режиму земель общего пользования.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 апреля 2017 года по делу N А32-24810/2015).
Анализ вышеназванных положений позволяет сделать вывод о недопустимости предоставления в аренду земельного участка на территории общего пользования, поскольку такое предоставление исключает возможность реализации неограниченным кругом, лиц права на беспрепятственное пользование таким участком.
Судом исследован вопрос относительно фактического состояния испрашиваемого земельного участка. Согласно фотоматериалам, находящимся в открытом доступе в телекоммуникационной сети "Интернет" (https://www/google.ru/maps/place), участок, определенный под размещение магазина расположен на территории сквера. Рядом находится трансформаторная подстанция, какая-либо торговая, либо иная коммерческая деятельность в указанном месте не ведется. Земельный участок, не огорожен, проход по нему доступен для неопределенного круга лиц.
Таким образом, предоставление земельного участка для размещения магазина нарушает правовой режим земель рекреационного назначения, а также зоны транспортной инфраструктуры, поскольку аренда земельного участка предполагает исключительное владение и пользование им по усмотрению арендатора, что несовместимо с нахождением земельного участка на территории городских земель общего пользования.
При таких обстоятельствах, судом установлена утрата возможности исполнения решения Арбитражного суда Краснодарского края от 07.08.2013.
Судом апелляционной инстанции не принимаются доводы жалобы об отсутствии объективных оснований невозможности исполнения судебного акта и о том, что доводы администрации фактически направлены на оспаривание выводов суда по существу спора о возможности и правомерности организации торгов по продаже права на заключение договора аренды земельных участков.
Утверждение Генерального плана и Правил землепользования и застройки не относится к компетенции Администрации муниципального образования город Краснодар.
Принятые законодательными органами муниципального образования решения, касающиеся планировки территории, являются обязательными для всех лиц, в том числе для Администрации города.
Существующее территориальное планирование и зонирование исключает в силу закона предоставление спорного земельного участка в аренду.
Наличие вступившего в законную силу судебного акта не означает автоматически наличия реальной возможности его исполнения.
В данном случае, представленными администрацией материалами, а также материалами, находящимися в свободном доступе, в том числе в сети Интернет, подтверждено отсутствие возможности исполнения судебного акта, поскольку его исполнение возможно только путем нарушения прямых запретов, установленных законом.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Определение суда от 11.07.2017 является законным и обоснованным.
Основания для отмены определения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 11 июля 2017 года по делу А32-15913/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
Р.Р.ИЛЮШИН
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
Р.Р.ИЛЮШИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)