Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Молодежного муниципального образования - Администрации сельского поселения на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 февраля 2017 года по делу N А19-20512/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Маком" (ОГРН 1033801758781, ИНН 3812074450, место нахождения: 664025, Иркутская область, г. Иркутск, ул. 5-Й Армии, д. 37) к Администрации Молодежного муниципального образования - Администрации сельского поселения (ОГРН 1053827058603, ИНН 3827020552, место нахождения: 664038, Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, д. 7) о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, изложенного в письме от 30.09.2016 N 1267, обязании устранить нарушение прав и законных интересов,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087, место нахождения: 664025, г. Иркутск, ул. Российская, д. 17),
(суд первой инстанции: судья Позднякова Н.Г.),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
общество с ограниченной ответственностью "Маком" (далее - заявитель, ООО "Маком" или общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации Молодежного муниципального образования - Администрации сельского поселения (далее - Администрация Молодежного МО или Администрация) о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, изложенного в письме от 30.09.2016 N 1267, обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
Определением от 24.01.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее - ТУ Росимущества в Иркутской области).
Решением Арбитражного Иркутской области от 16 февраля 2017 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая свое несогласие с ним.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразило свое согласие с решением суда первой инстанции.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании свидетельства о государственной регистрации права от 03.02.2015 серии 38 АЕ N 699550 ООО "Маком" является собственником земельного участка с кадастровым номером 38:06:140701:1497, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, ул. Свиридова, 2, площадью 2800 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: среднеэтажная жилая застройка.
Распоряжением главы Администрации Молодежного МО от 19.11.2014 N 080 утвержден градостроительный план N RU 38508307-21 земельного участка с кадастровым номером 38:06:140701:1497, расположенного Иркутской области, Иркутском районе, п. Молодежный, ул. Свиридова, 2.
21.09.2016 ООО "Маком" обратилось к Администрации Молодежного МО с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта: "Группа жилых домов по ул. Свиридова, пос. Молодежный Иркутского района. Блок-секции N 1, 2".
Письмом от 30.09.2016 N 1267 Администрация Молодежного МО отказала обществу в выдаче разрешения на строительство до выяснения принадлежности земельного участка к землям федеральной собственности.
В обоснование отказа администрацией указано, что по имеющимся у нее сведениям (план земель ИСХИ, решение Администрации Иркутской области от 31.07.1992 N 455-р, свидетельство от 27.10.1993 N 57) земельный участок с кадастровым номером 38:06:140701:1497 3 ориентировочно расположен в границах земель учебных хозяйств общей площадью 1126 га, находящихся в федеральной собственности, которые были переданы Иркутскому сельскохозяйственному институту для улучшения системы подготовки кадров и непрерывного процесса обучения.
Не согласившись с решением об отказе в выдаче разрешения на строительство, изложенным в письме от 30.09.2016 N 1267, ООО "Маком" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения правильными, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
В абзаце 3 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" закреплено, что строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения, а также с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
Порядок выдачи разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов регламентирован в статье 51 ГрК РФ.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом (часть 1 статьи 51).
В соответствии с частью 4 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Документы и сведения, которые необходимо представлять в уполномоченные органы для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства, перечислены в части 7 статьи 51 ГрК РФ.
Истребование иных документов для получения разрешения на строительство не допускается (часть 10 статьи 51).
Согласно части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство (1); проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (2); выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (3).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство приведен в части 13 статьи 51 ГрК РФ. Согласно данной норме закона уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления вправе отказать в выдаче разрешения на при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Маком" обратилось в Администрацию Молодежного МО с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта: "Группа жилых домов по ул. Свиридова, пос. Молодежный Иркутского района. Блок-секции N 1, 2".
К заявлению о выдаче разрешения на строительство заявителем приложены, в том числе: градостроительный план земельного участка, утвержденный в установленном порядке, проектная документация, правоустанавливающие документы на земельный участок, заключение государственной экологической экспертизы, положительное заключение экспертизы проектной документации.
Администрация Молодежного МО отказала ООО "Маком" в выдаче разрешения на строительство, сославшись на факт нахождения земельного участка с кадастровым номером 38:06:140701:1497 (ориентировочно) в границах земель, находящихся в федеральной собственности.
В подтверждение своих доводов Администрацией в материалы дела представлена переписка прокуратуры Иркутской области с группой депутатов Думы Молодежного МО, а также письмо ТУ Росимущества в Иркутской области от 27.12.2016 N ШЕА-38/16975, из которого следует, что по результатам проведенной проверки установлен факт выбытия порядка 22,3208 га земель из земельного участка с кадастровым номером 38:06:140701:142. По заключению кадастрового инженера в границах земельного участка с кадастровым номером 38:06:140701:142 площадью 50,45 га расположен земельный участок с кадастровым номером 38:06:140701:1497, принадлежащий на праве собственности ООО "Маком".
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, действующим законодательством не предусмотрен отказ в выдаче разрешения на строительство по тем основаниям, которые изложены в оспариваемом письме от 30.09.2016 N 1267, в связи с чем, данный отказ не соответствует положениям части 13 статьи 51 ГрК РФ.
Судом первой инстанции установлено, следует из материалов дела и Администрацией не оспаривается тот факт, что ООО "Маком" с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта: "Группа жилых домов по ул. Свиридова, пос. Молодежный Иркутского района. Блок-секции N 1, 2" представило все необходимые документы, претензий по качеству и полноте которых оспариваемый отказ не содержит.
Администрация не представила доказательств того, что спорный земельный участок, на котором планируется строительство, как на дату отказа в выдаче разрешения на строительство, так и на сегодняшнюю дату относился к землям, находящимся в федеральной собственности, либо имеются иные обстоятельства, исключающие выдачу разрешения на строительство.
Как правильно указал суд первой инстанции, в том случае, если впоследствии право собственности ООО "Маком" на спорный земельный участок будет принудительно прекращено, данное обстоятельство в силу части 21.1 статьи 51 ГрК РФ будет являться основанием для прекращения действия разрешения на строительство.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, что оспариваемый отказ Администрации в выдаче разрешения на строительство не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ООО "Маком".
Согласно части 2, пункту 3 части 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, что заявленные требования общества подлежат удовлетворению.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 февраля 2017 года по делу N А19-20512/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.06.2017 N 04АП-1671/2017 ПО ДЕЛУ N А19-20512/2016
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2017 г. по делу N А19-20512/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Молодежного муниципального образования - Администрации сельского поселения на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 февраля 2017 года по делу N А19-20512/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Маком" (ОГРН 1033801758781, ИНН 3812074450, место нахождения: 664025, Иркутская область, г. Иркутск, ул. 5-Й Армии, д. 37) к Администрации Молодежного муниципального образования - Администрации сельского поселения (ОГРН 1053827058603, ИНН 3827020552, место нахождения: 664038, Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, д. 7) о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, изложенного в письме от 30.09.2016 N 1267, обязании устранить нарушение прав и законных интересов,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087, место нахождения: 664025, г. Иркутск, ул. Российская, д. 17),
(суд первой инстанции: судья Позднякова Н.Г.),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Маком" (далее - заявитель, ООО "Маком" или общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации Молодежного муниципального образования - Администрации сельского поселения (далее - Администрация Молодежного МО или Администрация) о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, изложенного в письме от 30.09.2016 N 1267, обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
Определением от 24.01.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее - ТУ Росимущества в Иркутской области).
Решением Арбитражного Иркутской области от 16 февраля 2017 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая свое несогласие с ним.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразило свое согласие с решением суда первой инстанции.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании свидетельства о государственной регистрации права от 03.02.2015 серии 38 АЕ N 699550 ООО "Маком" является собственником земельного участка с кадастровым номером 38:06:140701:1497, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, ул. Свиридова, 2, площадью 2800 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: среднеэтажная жилая застройка.
Распоряжением главы Администрации Молодежного МО от 19.11.2014 N 080 утвержден градостроительный план N RU 38508307-21 земельного участка с кадастровым номером 38:06:140701:1497, расположенного Иркутской области, Иркутском районе, п. Молодежный, ул. Свиридова, 2.
21.09.2016 ООО "Маком" обратилось к Администрации Молодежного МО с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта: "Группа жилых домов по ул. Свиридова, пос. Молодежный Иркутского района. Блок-секции N 1, 2".
Письмом от 30.09.2016 N 1267 Администрация Молодежного МО отказала обществу в выдаче разрешения на строительство до выяснения принадлежности земельного участка к землям федеральной собственности.
В обоснование отказа администрацией указано, что по имеющимся у нее сведениям (план земель ИСХИ, решение Администрации Иркутской области от 31.07.1992 N 455-р, свидетельство от 27.10.1993 N 57) земельный участок с кадастровым номером 38:06:140701:1497 3 ориентировочно расположен в границах земель учебных хозяйств общей площадью 1126 га, находящихся в федеральной собственности, которые были переданы Иркутскому сельскохозяйственному институту для улучшения системы подготовки кадров и непрерывного процесса обучения.
Не согласившись с решением об отказе в выдаче разрешения на строительство, изложенным в письме от 30.09.2016 N 1267, ООО "Маком" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения правильными, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
В абзаце 3 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" закреплено, что строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения, а также с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
Порядок выдачи разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов регламентирован в статье 51 ГрК РФ.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом (часть 1 статьи 51).
В соответствии с частью 4 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Документы и сведения, которые необходимо представлять в уполномоченные органы для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства, перечислены в части 7 статьи 51 ГрК РФ.
Истребование иных документов для получения разрешения на строительство не допускается (часть 10 статьи 51).
Согласно части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство (1); проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (2); выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (3).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство приведен в части 13 статьи 51 ГрК РФ. Согласно данной норме закона уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления вправе отказать в выдаче разрешения на при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Маком" обратилось в Администрацию Молодежного МО с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта: "Группа жилых домов по ул. Свиридова, пос. Молодежный Иркутского района. Блок-секции N 1, 2".
К заявлению о выдаче разрешения на строительство заявителем приложены, в том числе: градостроительный план земельного участка, утвержденный в установленном порядке, проектная документация, правоустанавливающие документы на земельный участок, заключение государственной экологической экспертизы, положительное заключение экспертизы проектной документации.
Администрация Молодежного МО отказала ООО "Маком" в выдаче разрешения на строительство, сославшись на факт нахождения земельного участка с кадастровым номером 38:06:140701:1497 (ориентировочно) в границах земель, находящихся в федеральной собственности.
В подтверждение своих доводов Администрацией в материалы дела представлена переписка прокуратуры Иркутской области с группой депутатов Думы Молодежного МО, а также письмо ТУ Росимущества в Иркутской области от 27.12.2016 N ШЕА-38/16975, из которого следует, что по результатам проведенной проверки установлен факт выбытия порядка 22,3208 га земель из земельного участка с кадастровым номером 38:06:140701:142. По заключению кадастрового инженера в границах земельного участка с кадастровым номером 38:06:140701:142 площадью 50,45 га расположен земельный участок с кадастровым номером 38:06:140701:1497, принадлежащий на праве собственности ООО "Маком".
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, действующим законодательством не предусмотрен отказ в выдаче разрешения на строительство по тем основаниям, которые изложены в оспариваемом письме от 30.09.2016 N 1267, в связи с чем, данный отказ не соответствует положениям части 13 статьи 51 ГрК РФ.
Судом первой инстанции установлено, следует из материалов дела и Администрацией не оспаривается тот факт, что ООО "Маком" с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта: "Группа жилых домов по ул. Свиридова, пос. Молодежный Иркутского района. Блок-секции N 1, 2" представило все необходимые документы, претензий по качеству и полноте которых оспариваемый отказ не содержит.
Администрация не представила доказательств того, что спорный земельный участок, на котором планируется строительство, как на дату отказа в выдаче разрешения на строительство, так и на сегодняшнюю дату относился к землям, находящимся в федеральной собственности, либо имеются иные обстоятельства, исключающие выдачу разрешения на строительство.
Как правильно указал суд первой инстанции, в том случае, если впоследствии право собственности ООО "Маком" на спорный земельный участок будет принудительно прекращено, данное обстоятельство в силу части 21.1 статьи 51 ГрК РФ будет являться основанием для прекращения действия разрешения на строительство.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, что оспариваемый отказ Администрации в выдаче разрешения на строительство не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ООО "Маком".
Согласно части 2, пункту 3 части 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, что заявленные требования общества подлежат удовлетворению.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 февраля 2017 года по делу N А19-20512/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья
В.А.СИДОРЕНКО
В.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Д.В.БАСАЕВ
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Д.В.БАСАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)