Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 1 сентября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 6 сентября 2017 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Малюгиным П.А.,
при участии:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Европа-7": Татаринова А.В., представителя по доверенности от 30.08.2017;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Комитета архитектуры и градостроительства города Курска: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Администрации города Курска: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 22.06.2017 по делу N А35-9878/2016 (судья Лымарь Д.В.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Европа-7" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области об оспаривании действий, об обязании устранить допущенные нарушения, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет архитектуры и градостроительства города Курска, Администрация города Курска,
Общество с ограниченной ответственностью "Европа-7" (далее - ООО "Европа-7", Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (далее - Управление Росреестра по Курской области, Управление) о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области по отказу в государственной регистрации договора аренды N 151749ю от 11.01.2016 на земельный участок площадью 168 кв. м с кадастровым номером 46:29:103090:3476, расположенный по адресу: г. Курск, проспект Кулакова, выраженный в сообщении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области об отказе в государственной регистрации от 26.07.2016 N 46/001/002/2016-7514; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области осуществить государственную регистрацию договора аренды N 151749ю от 11.01.2016 на земельный участок площадью 168 кв. м с кадастровым номером 46:29:103090:3476, расположенный по адресу: г. Курск, проспект Кулакова, для использования в целях размещения стоянок легкового автотранспорта.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитета архитектуры и градостроительства города Курска, Администрации города Курска.
Решением суда от 22.06.2017 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что спорный земельный участок расположен в границах земель общего пользования и не может выступать предметом договора аренды.
В отзыве на жалобу Общество указывает, что спорный земельный участок не расположен в границах земель общего пользования. Информация, представленная Комитетом архитектуры и градостроительства г. Курска в Управление от 22.06.2016 N 2189/03.1.01.-11 являлась ошибочной.
В судебное заседание Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, Комитет архитектуры и градостроительства города Курска и Администрация города Курска не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 07.11.2013 ООО "Европа-7" обратилось в Администрацию города Курска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 168 кв. м по адресу: г. Курск, пр. Кулакова, 3-а, для размещения стоянок легкового автотранспорта.
В связи с указанным, обращением в газете "Городские известия" от 16.11.2013 N 137 Земельным комитетом города Курска было опубликовано сообщение о возможном предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 168 кв. м по адресу: г. Курск, пр. Кулакова, 3-а, для целей, не связанных со строительством. Данное сообщение являлось общедоступным.
Поскольку в установленный срок с момента официального опубликования сообщения не поступили иные заявления, то указанный земельный участок был предоставлен ООО "Европа-7" - единственному лицу, обратившемуся с заявлением.
На основании постановления главы администрации города Курска от 14.12.2015 N 3879 между Земельным комитетом города Курска (Арендодатель) и ООО "Европа-7" был заключен договор аренды земельного участка в городе Курске N 151749ю от 11.01.2016 (далее - договор аренды).
Согласно п. 1.1 договора аренды Арендодатель предоставляет по акту приема-передачи (приложение 2), а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 46:29:103090:3476, находящийся по адресу: г. Курск, просп. Кулакова, для размещения стоянок легкового транспорта, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка (Приложение 3), площадью 168 кв. м.
ООО "Европа-7" 14.03.2016 обратилось в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:29:103090:3476, площадью 168 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, пр-кт Кулакова.
Согласно распискам, на государственную регистрацию Обществом были представлены следующие документы: заявление о государственной регистрации от 14.03.2016; договор аренды земельного участка N 151749ю от 11.01.2016-2 экземпляра; платежное поручение от 10.03.2016 на 22000 руб.; протокол от 10.12.2015.
Управлением 25.03.2016 в адрес заявителя направлено уведомление N 46/001/001/2016-7514 о приостановлении государственной регистрации с 25.03.2016 до 23.04.2016, в связи с возникшими у государственного регистратора сомнениями в наличии оснований для государственной регистрации договора аренды, а именно: определением Арбитражного суда Курской области от 15.08.2014 дело N A35-6920/2014 Управлению запрещено совершать регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:29:103090:3476; не поступили ответы на запросы государственного регистратора о соблюдении порядка предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством; представленный на государственную регистрацию договор аренды не содержит сведений о том, что земельный участок предоставлен для целей, не связанных со строительством.
Заявитель 18.04.2016 в качестве дополнительных документов для государственной регистрации, предоставил решение суда от 06.03.2016 по делу N А35-6920/2014.
Заявитель 08.07.2016 в качестве дополнительных документов для государственной регистрации предоставил два определения Арбитражного суда Курской области от 05.05.2016 по делу N А35-6920/2014, об отмене обеспечительных мер и просил возобновить государственную регистрацию.
Сообщением от 26.07.2016 за N 46/001/001/2016-7514 Управлением в адрес ООО "Европа-7" направлено решение об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Считая, что у Управления Росреестра по Курской области отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка, Общество обратилось в Арбитражный суд Курской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд области исходил из того, что земельный участок, являющийся предметом договора аренды N 151749ю от 11.01.2016, находится за границами установленных красных линий и не расположен в пределах территории общего пользования, что в силу вышеуказанных норм не может являться основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды спорного земельного участка.
Апелляционная коллегия соглашается с данными выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
В соответствии со статьей 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов).
Пунктом 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ установлено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установлены статьей 18 Закона N 122-ФЗ.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (пункт 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации).
Согласно части 2 статьи 17 Закона N 122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Статьей 13 Закона N 122-ФЗ установлено, что при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки и установление противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления.
Основания отказа в государственной регистрации содержатся в статье 20 Закона N 122-ФЗ.
В соответствии с п. 5 ст. 2 и п. 3 ст. 20 Закона N 122-ФЗ отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Статья 20 Закона N 122-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации права.
Одним из оснований для отказа в государственной регистрации прав, предусмотренных Законом N 122-ФЗ, является непредставление документов, необходимых в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Как следует из материалов настоящего дела, основанием для отказа в государственной регистрации послужило то обстоятельство, что в соответствии с письмом Комитета архитектуры и градостроительства города Курска от 22.04.2016 N 2189/03.1.01-11 земельный участок с кадастровым номером 46:29:103090:3476, площадью 168 кв. м, расположенный по адресу: г. Курск, пр-кт Кулакова, относится к территории общего пользования. Данный земельный участок частично является озелененной территорией, на нем выполнено благоустройство.
Проанализировав фактические обстоятельства, суд апелляционной инстанции полагает позицию регистрирующего органа неправомерной по следующим основаниям.
На дату совершения (26.07.2016) оспариваемых действий по отказу в государственной регистрации договора аренды земельного участка площадью 168 кв. м с кадастровым номером 46:29:103090:3476, расположенного по адресу: г. Курск, проспект Кулакова, действовали новые нормы Земельного кодекса РФ, установленные вступившими в законную силу с 01.03.2015 изменениями.
Частью 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей с 01.03.2015, предусмотрено, что земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01.01.2018.
Поскольку в отношении спорного земельного участка до вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, данный земельный участок был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, предоставление данного земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, по заявлению ООО "Европа-7" от 07.11.2013, поданному до 01.03.2015, осуществлялось в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ.
В соответствии со ст. 29 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ), лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Постановлением Администрации Курской области от 03.12.2009 N 409 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков, находящихся в границах городского округа "Город Курск", государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством.
Согласно главе 3 Положения, юридические и физические лица, заинтересованные в предоставлении им земельных участков для целей, не связанных со строительством, обращаются с заявлением в отраслевой или территориальный орган Администрации города Курска, осуществляющий полномочия по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории города Курска.
Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня принятия заявления запрашивает в Комитете архитектуры и градостроительства города Курска, Департаменте строительства и инвестиционных программ города Курска актуальную информацию о планируемом строительстве объектов для муниципальных нужд в границах муниципального образования "Город Курск" в перспективе не менее двух лет, в Комитете экологической безопасности и природопользования города Курска - о наличии на испрашиваемом земельном участке зеленых насаждений.
Правовая оценка действиям Администрации города Курска по вынесению постановления N 2776 от 21.07.2014 об утверждении схемы расположения спорного земельного участка была дана в рамках рассмотрения арбитражного дела N А35-6920/2014, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курской области от 06.03.2015 по этому делу указанные действия Администрации признаны судом законными и обоснованными.
Заявителем и Администрацией города Курска был соблюден установленный законодательством РФ и муниципальными нормативными правовыми актами порядок утверждения схемы расположения спорного земельного участка для размещения стоянок легкового транспорта.
В обоснование своей правовой позиции Управление указывает, что спорный земельный участок относится к территории общего пользования и частично является озелененной территорией, на нем выполнено благоустройство.
Вместе с тем, в соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
На основании ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель, в том числе, общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
На основании пункта 1 статьи 262 Гражданского кодекса под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
В силу ч. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно статье 1 ГрК РФ) красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения; а территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Следовательно, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования обозначаются красными линиями, отделяющими территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
В силу пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 42, ч.ч. 4, 5 ст. 23 ГрК РФ красные линии являются частью проекта планировки территории города, который, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа.
В соответствии с пунктом 3.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30, красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.
Согласно п. 3.2.7 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Курск", утвержденных Решением Курского городского Собрания от 23.10.2007 N 388-3-РС (далее - ПЗЗ), красные линии определяются посредством документации по планировке территории.
Согласно п. 8.1.3 ПЗЗ красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету: в документации по планировке территории и проектной документации; в проектах инженерно-транспортных коммуникаций; при инвентаризации земель; при установлении границ землепользования; в проектах территориального землеустройства; в проектах межевания территорий; при установлении границ территориальных зон.
Красные линии разрабатываются, согласовываются и утверждаются в составе градостроительной документации.
ОБУ "Курскгражданпроект" во исполнение определения суда от 14.02.2017 были представлены: локальная выкопировка листа Генерального плана застройки микрорайона N 4 жилого района "Ламоново" г. Курска (прежнее название жилого района) с обозначенной красной линией; локальная выкопировка листа Генерального плана застройки микрорайона N 4 жилого района "Ламоново" г. Курска с домом 8 по улице Рышковская с угловым штампом разработчика с приложением визы согласования главным архитектором города; локальная выкопировка листа "Красные линии" Генерального плана застройки микрорайона N 4 жилого района "Ламоново" г. Курска с угловым штампом разработчика.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции из анализа представленных документов и пояснений специалиста ОБУ "Курскгражданпроект" Луниной Г.А. было установлено, что проектирование застройки микрорайона N 4 жилого района "Ламоново" г. Курска производилось проектным институтом "Курскгражданпроект" в 1974 году.
На стадии территориального планирования был разработан лист проектной документации "Красные линии". Проект застройки был согласован главным архитектором города 13.08.1974.
На период существования спорных правоотношений указанный многоквартирный жилой дом имеет адрес: проспект Кулакова, д. 3 "а", а на месте столовой расположен магазин "Европа".
Красная линия границ микрорайона проходит по внутренней границе тротуара, прилегающего к проезжей части улицы Рышковская (на момент проектирования), в настоящее время - проспект Кулакова; а также по фронтону здания столовой, в котором после реконструкции в настоящее время располагается здание магазина "Европа" (т. 2 л.д. 30).
Наличия иных объектов общего пользования судом в ходе рассмотрения дела не установлено и регистрирующим органом не доказано.
Для определения красной линии на месте в настоящее время используется координатная сетка МРСК-46. На проектной документации (лист "Красные линии") указаны координаты ранее действовавшей системы.
Из представленных в суд доказательств следует, что красная линия не проходит по территории спорного земельного участка площадью 168 кв. м с кадастровым номером 46:29:103090:3476, расположенного по адресу: г. Курск, проспект Кулакова; при этом, спорный земельный участок расположен с правой стороны от фронтона магазина "Европа", не пересекает границу красных линий и находится за их границами, то есть не находится в пределах территории общего пользования.
Судом первой инстанции также было установлено, что проектом планировки (п. 21) в месте расположения спорного земельного участка изначально предусматривалось расположение сквера с бассейном. На момент формирования спорного земельного участка, а также в настоящее время предусмотренный проектной документацией бассейн снесен, на его месте располагается здание, принадлежащее на праве собственности ИП Гайдукову Р.М., какое-либо озеленение, многолетние зеленые насаждения на спорном земельном участке отсутствуют, территория спорного земельного участка замощена тротуарной плиткой.
Относимых и допустимых доказательств того, что спорный земельный участок является озелененной территорией, либо на нем выполнено благоустройство, материалы дела не содержат и Управлением не представлено.
Кроме того, при рассмотрении дела в суде первой инстанции, Комитет архитектуры и градостроительства города Курска заявил об ошибочности информации, представленной Комитетом ранее по запросу в Управление Росреестра по Курской области письмом от 22.04.2016 N 2189/03.1.01-11, на которую ссылалось заинтересованное лицо при совершении оспариваемых действий.
Иные основания к отказу в регистрации договора аренды спорного земельного участка, у Управления отсутствовали.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При названных условиях, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда области о незаконности действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области по отказу в государственной регистрации договора аренды N 151749ю от 11.01.2016 на земельный участок площадью 168 кв. м с кадастровым номером 46:29:103090:3476, расположенный по адресу: г. Курск, проспект Кулакова, выраженных в сообщении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области об отказе в государственной регистрации от 26.07.2016 N 46/001/002/2016-7514.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
Решение Арбитражного суда Курской области от 22.06.2017 по делу N А35-9878/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.09.2017 N 19АП-5647/2017 ПО ДЕЛУ N А35-9878/2016
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2017 г. по делу N А35-9878/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 1 сентября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 6 сентября 2017 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Малюгиным П.А.,
при участии:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Европа-7": Татаринова А.В., представителя по доверенности от 30.08.2017;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Комитета архитектуры и градостроительства города Курска: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Администрации города Курска: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 22.06.2017 по делу N А35-9878/2016 (судья Лымарь Д.В.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Европа-7" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области об оспаривании действий, об обязании устранить допущенные нарушения, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет архитектуры и градостроительства города Курска, Администрация города Курска,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Европа-7" (далее - ООО "Европа-7", Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (далее - Управление Росреестра по Курской области, Управление) о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области по отказу в государственной регистрации договора аренды N 151749ю от 11.01.2016 на земельный участок площадью 168 кв. м с кадастровым номером 46:29:103090:3476, расположенный по адресу: г. Курск, проспект Кулакова, выраженный в сообщении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области об отказе в государственной регистрации от 26.07.2016 N 46/001/002/2016-7514; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области осуществить государственную регистрацию договора аренды N 151749ю от 11.01.2016 на земельный участок площадью 168 кв. м с кадастровым номером 46:29:103090:3476, расположенный по адресу: г. Курск, проспект Кулакова, для использования в целях размещения стоянок легкового автотранспорта.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитета архитектуры и градостроительства города Курска, Администрации города Курска.
Решением суда от 22.06.2017 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что спорный земельный участок расположен в границах земель общего пользования и не может выступать предметом договора аренды.
В отзыве на жалобу Общество указывает, что спорный земельный участок не расположен в границах земель общего пользования. Информация, представленная Комитетом архитектуры и градостроительства г. Курска в Управление от 22.06.2016 N 2189/03.1.01.-11 являлась ошибочной.
В судебное заседание Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, Комитет архитектуры и градостроительства города Курска и Администрация города Курска не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 07.11.2013 ООО "Европа-7" обратилось в Администрацию города Курска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 168 кв. м по адресу: г. Курск, пр. Кулакова, 3-а, для размещения стоянок легкового автотранспорта.
В связи с указанным, обращением в газете "Городские известия" от 16.11.2013 N 137 Земельным комитетом города Курска было опубликовано сообщение о возможном предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 168 кв. м по адресу: г. Курск, пр. Кулакова, 3-а, для целей, не связанных со строительством. Данное сообщение являлось общедоступным.
Поскольку в установленный срок с момента официального опубликования сообщения не поступили иные заявления, то указанный земельный участок был предоставлен ООО "Европа-7" - единственному лицу, обратившемуся с заявлением.
На основании постановления главы администрации города Курска от 14.12.2015 N 3879 между Земельным комитетом города Курска (Арендодатель) и ООО "Европа-7" был заключен договор аренды земельного участка в городе Курске N 151749ю от 11.01.2016 (далее - договор аренды).
Согласно п. 1.1 договора аренды Арендодатель предоставляет по акту приема-передачи (приложение 2), а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 46:29:103090:3476, находящийся по адресу: г. Курск, просп. Кулакова, для размещения стоянок легкового транспорта, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка (Приложение 3), площадью 168 кв. м.
ООО "Европа-7" 14.03.2016 обратилось в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:29:103090:3476, площадью 168 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, пр-кт Кулакова.
Согласно распискам, на государственную регистрацию Обществом были представлены следующие документы: заявление о государственной регистрации от 14.03.2016; договор аренды земельного участка N 151749ю от 11.01.2016-2 экземпляра; платежное поручение от 10.03.2016 на 22000 руб.; протокол от 10.12.2015.
Управлением 25.03.2016 в адрес заявителя направлено уведомление N 46/001/001/2016-7514 о приостановлении государственной регистрации с 25.03.2016 до 23.04.2016, в связи с возникшими у государственного регистратора сомнениями в наличии оснований для государственной регистрации договора аренды, а именно: определением Арбитражного суда Курской области от 15.08.2014 дело N A35-6920/2014 Управлению запрещено совершать регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:29:103090:3476; не поступили ответы на запросы государственного регистратора о соблюдении порядка предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством; представленный на государственную регистрацию договор аренды не содержит сведений о том, что земельный участок предоставлен для целей, не связанных со строительством.
Заявитель 18.04.2016 в качестве дополнительных документов для государственной регистрации, предоставил решение суда от 06.03.2016 по делу N А35-6920/2014.
Заявитель 08.07.2016 в качестве дополнительных документов для государственной регистрации предоставил два определения Арбитражного суда Курской области от 05.05.2016 по делу N А35-6920/2014, об отмене обеспечительных мер и просил возобновить государственную регистрацию.
Сообщением от 26.07.2016 за N 46/001/001/2016-7514 Управлением в адрес ООО "Европа-7" направлено решение об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Считая, что у Управления Росреестра по Курской области отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка, Общество обратилось в Арбитражный суд Курской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд области исходил из того, что земельный участок, являющийся предметом договора аренды N 151749ю от 11.01.2016, находится за границами установленных красных линий и не расположен в пределах территории общего пользования, что в силу вышеуказанных норм не может являться основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды спорного земельного участка.
Апелляционная коллегия соглашается с данными выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
В соответствии со статьей 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов).
Пунктом 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ установлено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установлены статьей 18 Закона N 122-ФЗ.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (пункт 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации).
Согласно части 2 статьи 17 Закона N 122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Статьей 13 Закона N 122-ФЗ установлено, что при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки и установление противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления.
Основания отказа в государственной регистрации содержатся в статье 20 Закона N 122-ФЗ.
В соответствии с п. 5 ст. 2 и п. 3 ст. 20 Закона N 122-ФЗ отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Статья 20 Закона N 122-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации права.
Одним из оснований для отказа в государственной регистрации прав, предусмотренных Законом N 122-ФЗ, является непредставление документов, необходимых в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Как следует из материалов настоящего дела, основанием для отказа в государственной регистрации послужило то обстоятельство, что в соответствии с письмом Комитета архитектуры и градостроительства города Курска от 22.04.2016 N 2189/03.1.01-11 земельный участок с кадастровым номером 46:29:103090:3476, площадью 168 кв. м, расположенный по адресу: г. Курск, пр-кт Кулакова, относится к территории общего пользования. Данный земельный участок частично является озелененной территорией, на нем выполнено благоустройство.
Проанализировав фактические обстоятельства, суд апелляционной инстанции полагает позицию регистрирующего органа неправомерной по следующим основаниям.
На дату совершения (26.07.2016) оспариваемых действий по отказу в государственной регистрации договора аренды земельного участка площадью 168 кв. м с кадастровым номером 46:29:103090:3476, расположенного по адресу: г. Курск, проспект Кулакова, действовали новые нормы Земельного кодекса РФ, установленные вступившими в законную силу с 01.03.2015 изменениями.
Частью 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей с 01.03.2015, предусмотрено, что земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01.01.2018.
Поскольку в отношении спорного земельного участка до вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, данный земельный участок был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, предоставление данного земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, по заявлению ООО "Европа-7" от 07.11.2013, поданному до 01.03.2015, осуществлялось в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ.
В соответствии со ст. 29 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ), лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Постановлением Администрации Курской области от 03.12.2009 N 409 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков, находящихся в границах городского округа "Город Курск", государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством.
Согласно главе 3 Положения, юридические и физические лица, заинтересованные в предоставлении им земельных участков для целей, не связанных со строительством, обращаются с заявлением в отраслевой или территориальный орган Администрации города Курска, осуществляющий полномочия по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории города Курска.
Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня принятия заявления запрашивает в Комитете архитектуры и градостроительства города Курска, Департаменте строительства и инвестиционных программ города Курска актуальную информацию о планируемом строительстве объектов для муниципальных нужд в границах муниципального образования "Город Курск" в перспективе не менее двух лет, в Комитете экологической безопасности и природопользования города Курска - о наличии на испрашиваемом земельном участке зеленых насаждений.
Правовая оценка действиям Администрации города Курска по вынесению постановления N 2776 от 21.07.2014 об утверждении схемы расположения спорного земельного участка была дана в рамках рассмотрения арбитражного дела N А35-6920/2014, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курской области от 06.03.2015 по этому делу указанные действия Администрации признаны судом законными и обоснованными.
Заявителем и Администрацией города Курска был соблюден установленный законодательством РФ и муниципальными нормативными правовыми актами порядок утверждения схемы расположения спорного земельного участка для размещения стоянок легкового транспорта.
В обоснование своей правовой позиции Управление указывает, что спорный земельный участок относится к территории общего пользования и частично является озелененной территорией, на нем выполнено благоустройство.
Вместе с тем, в соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
На основании ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель, в том числе, общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
На основании пункта 1 статьи 262 Гражданского кодекса под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
В силу ч. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно статье 1 ГрК РФ) красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения; а территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Следовательно, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования обозначаются красными линиями, отделяющими территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
В силу пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 42, ч.ч. 4, 5 ст. 23 ГрК РФ красные линии являются частью проекта планировки территории города, который, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа.
В соответствии с пунктом 3.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30, красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.
Согласно п. 3.2.7 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Курск", утвержденных Решением Курского городского Собрания от 23.10.2007 N 388-3-РС (далее - ПЗЗ), красные линии определяются посредством документации по планировке территории.
Согласно п. 8.1.3 ПЗЗ красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету: в документации по планировке территории и проектной документации; в проектах инженерно-транспортных коммуникаций; при инвентаризации земель; при установлении границ землепользования; в проектах территориального землеустройства; в проектах межевания территорий; при установлении границ территориальных зон.
Красные линии разрабатываются, согласовываются и утверждаются в составе градостроительной документации.
ОБУ "Курскгражданпроект" во исполнение определения суда от 14.02.2017 были представлены: локальная выкопировка листа Генерального плана застройки микрорайона N 4 жилого района "Ламоново" г. Курска (прежнее название жилого района) с обозначенной красной линией; локальная выкопировка листа Генерального плана застройки микрорайона N 4 жилого района "Ламоново" г. Курска с домом 8 по улице Рышковская с угловым штампом разработчика с приложением визы согласования главным архитектором города; локальная выкопировка листа "Красные линии" Генерального плана застройки микрорайона N 4 жилого района "Ламоново" г. Курска с угловым штампом разработчика.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции из анализа представленных документов и пояснений специалиста ОБУ "Курскгражданпроект" Луниной Г.А. было установлено, что проектирование застройки микрорайона N 4 жилого района "Ламоново" г. Курска производилось проектным институтом "Курскгражданпроект" в 1974 году.
На стадии территориального планирования был разработан лист проектной документации "Красные линии". Проект застройки был согласован главным архитектором города 13.08.1974.
На период существования спорных правоотношений указанный многоквартирный жилой дом имеет адрес: проспект Кулакова, д. 3 "а", а на месте столовой расположен магазин "Европа".
Красная линия границ микрорайона проходит по внутренней границе тротуара, прилегающего к проезжей части улицы Рышковская (на момент проектирования), в настоящее время - проспект Кулакова; а также по фронтону здания столовой, в котором после реконструкции в настоящее время располагается здание магазина "Европа" (т. 2 л.д. 30).
Наличия иных объектов общего пользования судом в ходе рассмотрения дела не установлено и регистрирующим органом не доказано.
Для определения красной линии на месте в настоящее время используется координатная сетка МРСК-46. На проектной документации (лист "Красные линии") указаны координаты ранее действовавшей системы.
Из представленных в суд доказательств следует, что красная линия не проходит по территории спорного земельного участка площадью 168 кв. м с кадастровым номером 46:29:103090:3476, расположенного по адресу: г. Курск, проспект Кулакова; при этом, спорный земельный участок расположен с правой стороны от фронтона магазина "Европа", не пересекает границу красных линий и находится за их границами, то есть не находится в пределах территории общего пользования.
Судом первой инстанции также было установлено, что проектом планировки (п. 21) в месте расположения спорного земельного участка изначально предусматривалось расположение сквера с бассейном. На момент формирования спорного земельного участка, а также в настоящее время предусмотренный проектной документацией бассейн снесен, на его месте располагается здание, принадлежащее на праве собственности ИП Гайдукову Р.М., какое-либо озеленение, многолетние зеленые насаждения на спорном земельном участке отсутствуют, территория спорного земельного участка замощена тротуарной плиткой.
Относимых и допустимых доказательств того, что спорный земельный участок является озелененной территорией, либо на нем выполнено благоустройство, материалы дела не содержат и Управлением не представлено.
Кроме того, при рассмотрении дела в суде первой инстанции, Комитет архитектуры и градостроительства города Курска заявил об ошибочности информации, представленной Комитетом ранее по запросу в Управление Росреестра по Курской области письмом от 22.04.2016 N 2189/03.1.01-11, на которую ссылалось заинтересованное лицо при совершении оспариваемых действий.
Иные основания к отказу в регистрации договора аренды спорного земельного участка, у Управления отсутствовали.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При названных условиях, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда области о незаконности действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области по отказу в государственной регистрации договора аренды N 151749ю от 11.01.2016 на земельный участок площадью 168 кв. м с кадастровым номером 46:29:103090:3476, расположенный по адресу: г. Курск, проспект Кулакова, выраженных в сообщении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области об отказе в государственной регистрации от 26.07.2016 N 46/001/002/2016-7514.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 22.06.2017 по делу N А35-9878/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
П.В.ДОНЦОВ
Е.А.СЕМЕНЮТА
П.В.ДОНЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)