Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.09.2017 N 05АП-5338/2017 ПО ДЕЛУ N А51-3556/2017

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2017 г. по делу N А51-3556/2017


Резолютивная часть постановления оглашена 11 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 сентября 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей С.В. Гуцалюк, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края
апелляционное производство N 05АП-5338/2017
на решение от 14.06.2017
судьи Н.А. Тихомировой
по делу N А51-3556/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СпецТехГрупп" (ИНН 2501015139, ОГРН 1102501000360)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
третьи лица: администрация Анучинского муниципального района, администрация Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района
- о признании незаконным решения;
- при участии:
- Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: Охапкина Н.В. (по доверенности от 21.07.2017, сроком действия по 31.12.2017, удостоверение);
- от ООО "СпецТехГрупп": представитель Макеев Д.Г. (по доверенности от 16.11.2016, сроком действия до 15.11.2017, паспорт);
- администрация Анучинского муниципального района, администрация Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района - не явились;
- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "СпецТехГрупп" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - ответчик, департамент), изложенного в письме от 09.12.2016 N 20/06/02-24/42738, об отказе в удовлетворении ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:01:020501:1001 площадью 319 233 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: добыча торфа на месторождении "таежное", из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения"; об обязании принять акт о переводе земельного участка.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 14.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить, исключив из мотивировочной части судебного акта выводы о том, что именно для конкретизации целевого использования земель сельхозназначения возле границ сельских населенных пунктов законодателем введена норма п. 4 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации, а также, что данная норма не нивелирует возможность перевода земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на указанном расстоянии от границ сельских населенных пунктов в иную категорию земель.
В дополнения к апелляционной жалобе просил исключить из мотивировочной части судебного акта выводы суда о незаконности отказа департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по основаниям, изложенным в письме от 09.12.2016 N 20/06/02-24/42738 и выводы суда относительно толкования части 4 статьи 78 ЗК РФ.
В обоснование жалобы и дополнений к ней указывает, что поскольку обязанность использования земельного участка сельскохозяйственного назначения именно для целей сельского хозяйства предусматривается базовым определением земель сельскохозяйственного назначения, содержащимся в п. 1 ст. 78 ЗК РФ, заявитель жалобы полагает, что законодатель, вводя п. 4 ст. 78 хотел акцентировать внимание именно на расположение данных земельных участков, давая понять, что перевод (даже с учетом положений, содержащихся в Федеральном законе N 172-ФЗ) в иную категорию в указанных границах не допускается.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество привело доводы о несогласии с выводами суда о необходимости проведения экологической экспертизы проектной документации.
В дополнениях к апелляционной жалобе департамент выразил несогласие с выводом суда первой инстанции о незаконности отказа департамента в переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности по мотиву несоответствия испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденным документам территориального планирования. Настаивает на том, что отказ департамента вынесен в пределах полномочий с соблюдением требований Федерального закона N 172-ФЗ. Удовлетворение заявления общества было бы прямым нарушением действующего законодательства.
Отметил, что ООО "СпецТехГрупп" вправе обратиться с ходатайством о переводе земель из одной категории в другую после внесения изменений в документы территориального планирования. В рамках настоящего дела вопрос о внесении изменений в Генеральный план не разрешался.
Касательно доводов общества об отсутствии необходимости проведения государственной экологической экспертизы, заявитель апелляционной жалобы отмечает, что к спорным правоотношениям подлежат применению Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почв, утвержденных совместным Приказом Минприроды РФ N 525 и Комитета РФ по земельным ресурсам N 67 от 22.12.1995, в соответствии с пунктом 6, подпунктом "в" пункта 17 которых предусмотрена необходимость проведения государственной экологической экспертизы в отношении проекта рекультивации, независимо от предусматриваемого таким проектом способа ее осуществления.
В судебном заседании представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений к ним поддержала, просила исключить из мотивировочной части судебного акта выводы суда о незаконности отказа по основаниям, изложенным в письме от 09.12.2016 и также относительно толкования ч. 4 ст. 78 ЗК РФ.
Представитель ООО "СпецТехГрупп" на доводы апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу. Решение суда первой инстанции просит отменить полностью и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным отказа департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, изложенного в письме от 09.12.2016 N 20/06/02-24/42738, и обязании департамента принять на основании ходатайства общества акт о переводе земельного участка с кадастровым номером 25:01:020501:1001 из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Администрация Анучинского муниципального района, администрация Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей третьих лиц.
С учетом возражений, заявленных представителем ООО "СпецТехГрупп" возражений на судебный акт, решение пересматривается судом апелляционной инстанции в полном объеме.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела судом установлено, что 01.06.2012 между Администрацией Анучинского муниципального района и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства Чикалиным А.Э. был заключен договор аренды земельного участка N 103, пунктом 1.1 стороны определили предмет договора - Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в аренду земельный участок, согласно акта приема-передачи (приложение 1) площадью 319233 кв. м, расположенный примерно в 820 м на северо-восток от жилого дома по адресу: Приморский край, Анучинский район, с. Таежка, ул. Советская, д. 2. Разрешенное использование: добыча торфа на месторождении "Таежное". Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Срок окончания договора установлен до 26.05.2031.
На основании приказа Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 01.07.2013 N 104 ООО "СпецТехГруп" была выдана лицензия на пользования недрами АНУ 00705 ОЩ с целевым назначением и видами работ: добыча торфа на месторождении "Таежное" участок "Таежка 1" и участок "Таежка 2".
26.09.2014 между индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства Чикалиным А.Э. и ООО "СпецТехГруп" в связи с переоформлением лицензии на право пользования недрами АНУ N 00673 ОЩ, выданной предпринимателю, на ООО "СпецТехГруп", был заключен договор перевода прав по договору аренды земельного участка от 01.05.2012 N 103.
01.04.2015 в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края поступило ходатайство ООО "СпецТехГруп" о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения для добычи торфа на месторождении "Таежное".
22.04.2015 Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, рассмотрев обращение общества, письмом (исх. N 20/06/02-17/13515) сообщил о том, что с 01.03.2015 изменен порядок регулирования земельных отношений, в связи с чем для перевода земельного участка из одной категории в другую необходимо обращаться в орган, уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками - администрацию поселения Анучинского муниципального района, в границах которого расположен данный земельный участок.
14.12.2015 общество направило в Администрацию Анучинского муниципального района Приморского края ходатайство о переводе земельного участка с кадастровым номером 25:01:020501:1001 из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, с приложением пакета документов.
21.12.2015 Администрация Анучинского муниципального района Приморского края письмом (исх. N 06-1766) уведомила общество о том, что ходатайство о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию передано для дальнейшего рассмотрения и исполнения в Анучинское сельское поселение Анучинского муниципального района.
Рассмотрев ходатайство ООО "СпецТехГруп", письмом от 23.12.2015 N 502 Администрация Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района отказала обществу о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Общество, не согласившись с отказом администрации сельского поселения, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением, рассмотрев которое Арбитражный суд Приморского края решением от 06.06.2016 по делу N А51-5291/2016 признал его незаконным и обязал администрацию Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района Приморского края повторно рассмотреть обращение ООО "СпецТехГруп" от 14 декабря 2015 года в соответствии с требованиями Федерального закона N 172-ФЗ от 21.12.2004 "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В связи с передачей полномочий по рассмотрению вопроса о переводе земель, в рамках исполнения решения суда по указанному делу Администрация Анучинского муниципального района с сопроводительным письмом N 05-1709 от 15.08.2016 направила ходатайство общества с пакетом приложенных к нему документов для рассмотрения в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, рассмотрев которое последний принял решение об отказе в рассмотрении ходатайства ввиду отсутствия документов, необходимых для принятия решения о переводе земельного участка из одной категории в другую.
17.11.2016 общество повторно направило в департамент ходатайство о переводе спорного земельного участка из одной категории в другую, 08.12.2016 общество представило дополнительный пакет документов.
Рассмотрев ходатайство и представленный к нему пакет документов департамент принял решение об отказе в удовлетворении ходатайства о переводе спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения ввиду несоответствия испрашиваемого целевого назначения утвержденным документам территориального планирования.
Решение оформлено письмом от 09.12.2016 N 20/06/02-24/42738.
Не согласившись с решением департамента, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Категории земель в зависимости от их целевого назначения определены в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ) определено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, которые могут быть обжалованы в суд (части 4, 8 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае: установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Отказывая обществу в удовлетворении ходатайства о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, департамент указал на несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденным документам территориального планирования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
Согласно информации, предоставленной Департаментом градостроительства Приморского края, в соответствии со схемой территориального планирования Анучинского муниципального района Приморского края, утвержденной Думой Анучинского муниципального района от 27.12.2012 N 332, земельный участок с кадастровым номером 25:01:020501:1001 располагается на территории Анучинского сельского поселения, на землях сельскохозяйственных угодий.
Согласно генеральному плану Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района Приморского края, утвержденному решением муниципального комитета Анучинского сельского поселения от 30.12.2013 N 461-НПА, испрашиваемый земельный участок расположен в "зоне прочих территорий земель сельскохозяйственного назначения (Сх)".
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района Приморского края, утвержденными решением муниципального комитета Анучинского сельского поселения от 29.05.2014 N 144-НПА, испрашиваемый земельный участок частично попадает в зоны: Сх 1-2 (зону лесных насаждений и прочих земель сельскохозяйственного назначения) и Сх 2 (зону, занятую объектами сельскохозяйственного назначения).
Таким образом, заявленное использование земельного участка (добыча полезных ископаемых) не соответствует Схеме территориального планирования Анучинского муниципального района, утвержденной Думой Анучинского муниципального района от 27.12.2012 N 332.
Утвержденная Думой Анучинского муниципального района Приморского края схема территориального планирования Анучинского муниципального района Приморского края в силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации является обязательной для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Принимая во внимание несоответствие испрашиваемого заявителем целевого назначения земельного участка (добыча полезных ископаемых) утвержденным документам территориального планирования, Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края правомерно отказал обществу в удовлетворении ходатайства о переводе земельного участка из одной категории земель в другую.
Наличие у Общества необходимого пакета документов, в том числе проекта рекультивации земель, лицензии, правового значения для решения вопроса о переводе земельного участка не имеет.
Ссылки общества на обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 06.06.2016 по делу N А51-5291/2016, коллегией отклоняются, поскольку преюдициальность указанных обстоятельств в соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ лишь освобождает от доказывания фактических обстоятельств дела, но не исключает их различной правовой оценки, которая зависит от характера конкретного спора.
С учетом изложенного, коллегия суда апелляционной инстанции признает обоснованным оспариваемый отказ, оформленный письмом от 09.12.2016 N 20/06/02-24/42738, по изложенным в нем основаниям.
Выводы суда первой инстанции об обратном, признаются судом апелляционной инстанции ошибочными.
При этом, отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции пришел к выводу об обязанности представления с ходатайством о переводе земель из одной категории в другую положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Между тем, данное обстоятельство до решения вопроса о внесении изменений в документы территориального планирования правового значения для целей разрешения настоящего спора не имеет и выходит за его пределы.
Принимая во внимание, что оспариваемое заявителем решение департамента не противоречит закону и не нарушает его права и законные интересы, основания для удовлетворения заявленных требований в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ отсутствуют.
В соответствии с пунктом 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при принятии постановления суд апелляционной инстанции действует в пределах полномочий, определенных статьей 269 АПК РФ.
В случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Учитывая, что ошибочные выводы арбитражного суда не привели к принятию неправильного судебного акта, апелляционная коллегия на основании пункта 1 статьи 269 АПК РФ считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения с учетом мотивировочной части, изложенной в настоящем постановлении.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 14.06.2017 по делу N А51-3556/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)