Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 января 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Казаковой Г.В.,
судей: Егорченко И.Н., Марченко О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мануйлова Николая Викторовича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.08.2015 по делу N А63-10830/2014 (судья Смоляков А.Ю.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Мануйлова Николая Викторовича к Управлению имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района, администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, администрации Нежинского сельсовета Предгорного муниципального района Ставропольского края,
о признании незаконным бездействия по принятию решения по организации и проведению торгов на право заключения договора аренды земельного участка; обязании принять решение по организации и проведению торгов на право заключения договора аренды земельного участка,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
индивидуальный предприниматель Мануйлов Николай Викторович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Управлению имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района (далее - управление), администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края (далее - администрация района) о признании незаконным бездействия администрации Предгорного муниципального района по принятию решения по организации и проведению торгов на право заключения договора аренды земельного участка, из земель населенных пунктов под строительство магазина, в границах муниципального образования Нежинского сельсовета, расположенного по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, пос. Нежинский, ул. Рыночная, 3, площадью 35 кв. м; обязании принять решение по организации и проведению торгов на право заключения договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов, под строительство магазина, в границах муниципального образования Нежинского сельсовета, расположенного по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, пос. Нежинский, ул. Рыночная, 3, площадью 35 кв. м.
Определением от 25.05.2015 к участию в деле привлечена администрация Нежинского сельского совета Предгорного муниципального района Ставропольского края (далее - администрация поселения), (том 1, л.д. 141-142).
Решением арбитражного суда Ставропольского края от 31.08.2015 по делу N А63-10830/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Ставропольского края от 31.08.2015 по делу N А63-10830/2014, индивидуальный предприниматель Мануйлов Николай Викторович обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права.
Определением от 27.11.2015 апелляционная жалоба принята к производству апелляционного суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 11.01.2016.
В судебное заседание представители предпринимателя, администрации района и поселения, управления, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки суду не сообщили. От представителя администрации муниципального района в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив правильность решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.08.2015 по делу N А63-10830/2014 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 18 июня 2014 года администрация муниципального образования Нежинского сельсовета Предгорного муниципального района разместила в газете "Искра" объявление о предполагаемом предоставлении в аренду земельного участка площадью 35 кв. м из земель населенных пунктов под строительство магазина в границах муниципального образования Нежинского сельсовета, расположенного по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, пос. Нежинский, ул. Рыночная, 3 (том 1, л.д. 7).
27.06.2014 на основании публикации в газете предприниматель Мануйлов Н.В. обратился в администрацию Предгорного муниципального района Ставропольского края с заявлением о предоставлении в аренду указанного в объявлении земельного участка (том 1, л.д. 8).
Предприниматель, считая, что администрации Предгорного муниципального района бездействует по организации и проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, а поэтому бездействия администрации муниципального района являются незаконными, противоречащими действующему законодательству, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствуют закону (иному нормативному правовому акту) и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения таких требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону, иному нормативному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя (часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Кодекса).
Согласно пункту 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", разъяснено, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов или органов местного самоуправления, должностных лиц, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом апелляционной инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Мануйлов Н.В. обратился с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка из земель сельского поселения Нежинское Предгорного муниципального района под строительство магазина, а в случае поступления заявлений иных лиц для предоставления указанного в сообщении земельного участка, просил провести торги.
В соответствии частью 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 01.03.2015, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Статьей 29 Земельного кодекса РФ до 01.03.2015 было предусмотрено предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
На момент обращения Мануйлова Н.В. с заявлением от 27.06.2014 порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности был установлен статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ в редакции до 01.03.2015 предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пункт 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ регламентирует порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, который включает в себя следующие действия (этапы): проведение работ по формированию земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за такое подключение; принятие решения о проведении торгов; публикация сообщения о проведении торгов; проведение торгов по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка; подписание протокола о результатах торгов.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществлялось в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ (действовала до 01.03.2015), принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса (действовала до 01.03.2015).
Работы по формированию земельного участка выполняются в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В результате их проведения обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке.
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 и 15.11.2011 N 7638/11 сформулированы следующие правовые подходы. При предоставлении земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. При этом Земельный кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов. Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Земельного кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления участка конкретному лицу.
Таким образом, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства лица вправе подать заявления о предоставлении им того же участка, даже зная о наличии иных претендентов. Право на заключение договора аренды в такой ситуации подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ.
Порядок приобретения земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах) до 01.03.2015 был урегулирован статьей 38 Земельного кодекса РФ, в которой указано, что предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого участка (пункт 1). В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация (пункт 2). Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка (пункт 3). Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом (пункт 4).
Между тем, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что решение о предварительном согласовании размещения объекта недвижимости - магазина, на земельном участке площадью 35,0 кв. м из земель населенных пунктов под строительство магазина в границах муниципального образования Нежинского сельсовета, расположенного по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, пос. Нежинский, ул. Рыночная, 3, в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ не принималось.
Судом первой инстанции также установлено и подтверждается материалами дела, что работы по формированию земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и постановки земельного участка на кадастровый учет не проводились.
Доказательств того, что уполномоченными органами осуществлялись иные мероприятия (процедуры), предусмотренные пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ, в том числе определение разрешенного использования земельного участка, определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение, принятие решения о проведении торгов и опубликование соответствующего сообщения, в материалах дела не имеется.
Более того, администрация муниципального районного образования неоднократно сообщала суду первой инстанции о том, что кадастровые работы по формированию земельного участка и постановки земельного участка на кадастровый учет не проводились в связи с отсутствие финансирования.
Таким образом, судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции установлено, что процедура предоставления земельного участка для строительства магазина в границах муниципального образования Нежинского сельсовета, расположенного по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, пос. Нежинский, ул. Рыночная, 3 в порядке, предусмотренном ранее действовавшим законодательством, не осуществлялась.
Следовательно, несформированный земельный участок и не состоящий на кадастровом учете в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", не подлежал выставлению на торги на право заключения договора аренды в порядке статьи 38 Земельного кодекса РФ.
С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что поскольку после опубликования объявления о предполагаемом предоставлении в аренду земельного участка площадью 35 кв. м из земель населенных пунктов под строительство магазина в границах муниципального образования Нежинского сельсовета на приобретение земельного участка в аренду претендовали несколько лиц, в том числе и предприниматель Мануйлов В.Н., у органа местного самоуправления возникла обязанность по формированию земельного участка, обеспечению его кадастрового учета, организации и проведению соответствующих торгов, которые в установленным действующим законодательством порядке администрацией муниципального района не выполнены.
Более того, по смыслу вышеназванных нормативных положений и разъяснений подлежащая опубликованию информация должна содержать сведения, позволяющие неопределенному кругу лиц однозначно идентифицировать подлежащий предоставлению гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях земельный участок, формирование и кадастровый учет земельного участка должны предшествовать принятию уполномоченным органом решения о проведении торгов.
Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статьи 28 - 34, 36, 38 - 39 признаны утратившими силу с 01 марта 2015 года.
Согласно пункту 1 статьи 34 названного Закона до 01 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное срочное пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка).
С учетом указанной нормы права и того обстоятельства, что органом местного самоуправления решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принималось, земельный участок для строительства магазина в границах муниципального образования Нежинского сельсовета, расположенного по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, пос. Нежинский, ул. Рыночная, 3, при наличие нескольких претендентов на земельный участок, мог быть предоставлен только путем выставления указанного земельного участка на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ до вступления в законную силу Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", то есть до 01.03.2015.
Таким образом, поскольку положения статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ в рассматриваемой ситуации не возлагают на уполномоченные органы районного муниципального образования обязанности следовать порядку предоставления земельного участка, определенному статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 171-ФЗ), то на администрацию районного муниципального образования после 01 марта 2015 года с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела не может быть возложена установленная утратившей силу статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность ни принять решение об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, ни выставлении несформированного земельного участка на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в ЗК РФ и Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", вступившие в силу с 01.03.2015.
Таким образом, изменения, внесенные в вышеуказанные законодательные акты, повлекли изменение общего порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проектом межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков; утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 ЗК РФ.
Согласно положениям статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, действующей с 01.03.2015, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. Исключения из данного правила (основания предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов в форме аукциона) предусмотрены в пункте 2 названной статьи, к которым рассматриваемый случай не относится.
В силу пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
- Подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов;
2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;
3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.
Вопросы распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 01.03.2015, относились к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В настоящее время с 01.03.2015 согласно части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселения, осуществляются органами местного самоуправления поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, однако в случае их отсутствия, органом местного самоуправления муниципального района.
Судом апелляционной инстанции установлено, что решением Совета депутатов Нежинского сельсовета Предгорного района Ставропольского края N 37 от 06.11.2012 утверждены "Правила землепользования и застройки муниципального образования Нежинского сельсовета Предгорного района Ставропольского края" и размещены на официальном сайте администрации муниципального образования Нежинского сельсовета Предгорного района Ставропольского края (далее - правила землепользования и застройки).
Учитывая, что земельный участок, на который претендует предприниматель, находится в границах населенного пункта - поселок Нежинский, решением Совета депутатов Нежинского сельского совета утверждены "Правила землепользования и застройки муниципального образования Нежинского сельсовета Предгорного района Ставропольского края", следовательно, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселения Нежинское, осуществляются органами местного самоуправления указанного поселения и может быть предоставлен на основании проекта межевания территории, в границах которой предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, администрация муниципального образования Предгорного района, начиная с 01.03.2015 не наделена правом распоряжения земельным участком, в том числе путем предоставления с предварительным согласованием места размещения объекта и в порядке выставления на торги с применением пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015.
Согласно статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов вправе обратиться в арбитражный суд заинтересованное лицо.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, которая также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
По смыслу пункта 1 статьи 1, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 4 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является восстановление нарушенного права истца (заявителя). Выбор способа восстановления законного интереса должен соответствовать характеру нарушенного права.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса порядке РФ, пришел к выводу о том, что у суда первой инстанции на момент рассмотрения настоящего спора отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований предпринимателя Мануйлова Н.В. о признании незаконными бездействия Администрации Предгорного муниципального района по принятию решения по организации и проведению торгов на право заключения договора аренды земельного участка, из земель населенных пунктов под строительство магазина, в границах муниципального образования Нежинского сельсовета, расположенного по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, пос. Нежинский, ул. Рыночная, 3, площадью 35 кв. м и возложении обязании принять решение по организации и проведению торгов на право заключения договора аренды указанного земельного участка.
Следовательно, на момент рассмотрения спора в суде первой инстанции отсутствовали совокупность условий, необходимых для признания незаконными оспариваемые бездействия Администрации Предгорного муниципального района, с возложением обязанностей совершить действия, которых добивается заявитель (статьи 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса).
Доводы жалобы предпринимателя о нарушении оспариваемыми действиями процедур предоставления земельных участков, а также положений статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку бездействие администрации муниципального района на момент рассмотрения заявленных требований, как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции не может нарушать прав и законных интересов предпринимателя в имущественной сфере, отсутствие у администрации муниципального района полномочий по принятию решения о проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка из земель Нежинского сельского совета и возложение таких обязанностей на неуполномоченный орган невозможно, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований и является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Тот факт, что судом апелляционной инстанции установлено бездействие администрации Предгорного муниципального района по исполнению обязанности по формированию земельного участка, обеспечению его кадастрового учета, организации и проведению соответствующих торгов, которые в установленным действующим законодательством порядке администрацией муниципального района не выполнены с момента поступления заявления предпринимателя Мануйлова Н.В. и иных лиц о предоставлении земельного участка, не является основанием для применения по настоящему спору норм земельного законодательства Российской Федерации, действовавших по состоянию на момент обращения предпринимателя в администрацию 27.06.2014, и, возлагая на заинтересованное лицо обязанность осуществить действия, предписанные статьями 30 - 32, 38 Земельного кодекса в редакции, действующей на эту же дату, поскольку указанные статьи признаны утратившей силу с 1 марта 2015 года, то есть не подлежат применению, в какой-бы то ни было редакции.
При этом суд апелляционной инстанции также учитывает, что положения пункта 1 статьи 34 Закона N 171-ФЗ (иных его норм) не допускают предоставления в аренду находящегося в публичной собственности земельного участка в отсутствие принятого (по любым причинам) до 1 марта 2015 года решения о предварительном согласовании места размещения объекта, поскольку предоставление земельного участка на праве аренды возможно только путем проведения торгов с соблюдением требований земельного законодательства, действующего с 01.03.2015.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает невозможным в рамках рассматриваемого спора, возникшего из публичных правоотношений, возложить на Администрацию Предгорного муниципального района обязанность по восстановлению нарушенных прав и законных интересов предпринимателя избранным им способом, а поэтому в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение, поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 31.08.2015 по делу N А63-10830/2014.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и влекущих безусловную отмену определения суда первой инстанции при проверке дела в апелляционном порядке не установлено.
Следовательно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.08.2015 по делу N А63-10830/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.01.2016 N 16АП-1260/2015 ПО ДЕЛУ N А63-10830/2014
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 января 2016 г. по делу N А63-10830/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 января 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Казаковой Г.В.,
судей: Егорченко И.Н., Марченко О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мануйлова Николая Викторовича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.08.2015 по делу N А63-10830/2014 (судья Смоляков А.Ю.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Мануйлова Николая Викторовича к Управлению имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района, администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, администрации Нежинского сельсовета Предгорного муниципального района Ставропольского края,
о признании незаконным бездействия по принятию решения по организации и проведению торгов на право заключения договора аренды земельного участка; обязании принять решение по организации и проведению торгов на право заключения договора аренды земельного участка,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
установил:
индивидуальный предприниматель Мануйлов Николай Викторович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Управлению имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района (далее - управление), администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края (далее - администрация района) о признании незаконным бездействия администрации Предгорного муниципального района по принятию решения по организации и проведению торгов на право заключения договора аренды земельного участка, из земель населенных пунктов под строительство магазина, в границах муниципального образования Нежинского сельсовета, расположенного по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, пос. Нежинский, ул. Рыночная, 3, площадью 35 кв. м; обязании принять решение по организации и проведению торгов на право заключения договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов, под строительство магазина, в границах муниципального образования Нежинского сельсовета, расположенного по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, пос. Нежинский, ул. Рыночная, 3, площадью 35 кв. м.
Определением от 25.05.2015 к участию в деле привлечена администрация Нежинского сельского совета Предгорного муниципального района Ставропольского края (далее - администрация поселения), (том 1, л.д. 141-142).
Решением арбитражного суда Ставропольского края от 31.08.2015 по делу N А63-10830/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Ставропольского края от 31.08.2015 по делу N А63-10830/2014, индивидуальный предприниматель Мануйлов Николай Викторович обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права.
Определением от 27.11.2015 апелляционная жалоба принята к производству апелляционного суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 11.01.2016.
В судебное заседание представители предпринимателя, администрации района и поселения, управления, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки суду не сообщили. От представителя администрации муниципального района в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив правильность решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.08.2015 по делу N А63-10830/2014 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 18 июня 2014 года администрация муниципального образования Нежинского сельсовета Предгорного муниципального района разместила в газете "Искра" объявление о предполагаемом предоставлении в аренду земельного участка площадью 35 кв. м из земель населенных пунктов под строительство магазина в границах муниципального образования Нежинского сельсовета, расположенного по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, пос. Нежинский, ул. Рыночная, 3 (том 1, л.д. 7).
27.06.2014 на основании публикации в газете предприниматель Мануйлов Н.В. обратился в администрацию Предгорного муниципального района Ставропольского края с заявлением о предоставлении в аренду указанного в объявлении земельного участка (том 1, л.д. 8).
Предприниматель, считая, что администрации Предгорного муниципального района бездействует по организации и проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, а поэтому бездействия администрации муниципального района являются незаконными, противоречащими действующему законодательству, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствуют закону (иному нормативному правовому акту) и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения таких требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону, иному нормативному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя (часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Кодекса).
Согласно пункту 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", разъяснено, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов или органов местного самоуправления, должностных лиц, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом апелляционной инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Мануйлов Н.В. обратился с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка из земель сельского поселения Нежинское Предгорного муниципального района под строительство магазина, а в случае поступления заявлений иных лиц для предоставления указанного в сообщении земельного участка, просил провести торги.
В соответствии частью 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 01.03.2015, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Статьей 29 Земельного кодекса РФ до 01.03.2015 было предусмотрено предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
На момент обращения Мануйлова Н.В. с заявлением от 27.06.2014 порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности был установлен статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ в редакции до 01.03.2015 предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пункт 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ регламентирует порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, который включает в себя следующие действия (этапы): проведение работ по формированию земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за такое подключение; принятие решения о проведении торгов; публикация сообщения о проведении торгов; проведение торгов по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка; подписание протокола о результатах торгов.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществлялось в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ (действовала до 01.03.2015), принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса (действовала до 01.03.2015).
Работы по формированию земельного участка выполняются в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В результате их проведения обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке.
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 и 15.11.2011 N 7638/11 сформулированы следующие правовые подходы. При предоставлении земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. При этом Земельный кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов. Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Земельного кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления участка конкретному лицу.
Таким образом, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства лица вправе подать заявления о предоставлении им того же участка, даже зная о наличии иных претендентов. Право на заключение договора аренды в такой ситуации подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ.
Порядок приобретения земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах) до 01.03.2015 был урегулирован статьей 38 Земельного кодекса РФ, в которой указано, что предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого участка (пункт 1). В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация (пункт 2). Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка (пункт 3). Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом (пункт 4).
Между тем, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что решение о предварительном согласовании размещения объекта недвижимости - магазина, на земельном участке площадью 35,0 кв. м из земель населенных пунктов под строительство магазина в границах муниципального образования Нежинского сельсовета, расположенного по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, пос. Нежинский, ул. Рыночная, 3, в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ не принималось.
Судом первой инстанции также установлено и подтверждается материалами дела, что работы по формированию земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и постановки земельного участка на кадастровый учет не проводились.
Доказательств того, что уполномоченными органами осуществлялись иные мероприятия (процедуры), предусмотренные пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ, в том числе определение разрешенного использования земельного участка, определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение, принятие решения о проведении торгов и опубликование соответствующего сообщения, в материалах дела не имеется.
Более того, администрация муниципального районного образования неоднократно сообщала суду первой инстанции о том, что кадастровые работы по формированию земельного участка и постановки земельного участка на кадастровый учет не проводились в связи с отсутствие финансирования.
Таким образом, судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции установлено, что процедура предоставления земельного участка для строительства магазина в границах муниципального образования Нежинского сельсовета, расположенного по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, пос. Нежинский, ул. Рыночная, 3 в порядке, предусмотренном ранее действовавшим законодательством, не осуществлялась.
Следовательно, несформированный земельный участок и не состоящий на кадастровом учете в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", не подлежал выставлению на торги на право заключения договора аренды в порядке статьи 38 Земельного кодекса РФ.
С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что поскольку после опубликования объявления о предполагаемом предоставлении в аренду земельного участка площадью 35 кв. м из земель населенных пунктов под строительство магазина в границах муниципального образования Нежинского сельсовета на приобретение земельного участка в аренду претендовали несколько лиц, в том числе и предприниматель Мануйлов В.Н., у органа местного самоуправления возникла обязанность по формированию земельного участка, обеспечению его кадастрового учета, организации и проведению соответствующих торгов, которые в установленным действующим законодательством порядке администрацией муниципального района не выполнены.
Более того, по смыслу вышеназванных нормативных положений и разъяснений подлежащая опубликованию информация должна содержать сведения, позволяющие неопределенному кругу лиц однозначно идентифицировать подлежащий предоставлению гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях земельный участок, формирование и кадастровый учет земельного участка должны предшествовать принятию уполномоченным органом решения о проведении торгов.
Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статьи 28 - 34, 36, 38 - 39 признаны утратившими силу с 01 марта 2015 года.
Согласно пункту 1 статьи 34 названного Закона до 01 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное срочное пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка).
С учетом указанной нормы права и того обстоятельства, что органом местного самоуправления решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принималось, земельный участок для строительства магазина в границах муниципального образования Нежинского сельсовета, расположенного по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, пос. Нежинский, ул. Рыночная, 3, при наличие нескольких претендентов на земельный участок, мог быть предоставлен только путем выставления указанного земельного участка на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ до вступления в законную силу Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", то есть до 01.03.2015.
Таким образом, поскольку положения статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ в рассматриваемой ситуации не возлагают на уполномоченные органы районного муниципального образования обязанности следовать порядку предоставления земельного участка, определенному статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 171-ФЗ), то на администрацию районного муниципального образования после 01 марта 2015 года с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела не может быть возложена установленная утратившей силу статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность ни принять решение об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, ни выставлении несформированного земельного участка на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в ЗК РФ и Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", вступившие в силу с 01.03.2015.
Таким образом, изменения, внесенные в вышеуказанные законодательные акты, повлекли изменение общего порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проектом межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков; утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 ЗК РФ.
Согласно положениям статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, действующей с 01.03.2015, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. Исключения из данного правила (основания предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов в форме аукциона) предусмотрены в пункте 2 названной статьи, к которым рассматриваемый случай не относится.
В силу пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
- Подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов;
2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;
3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.
Вопросы распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 01.03.2015, относились к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В настоящее время с 01.03.2015 согласно части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселения, осуществляются органами местного самоуправления поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, однако в случае их отсутствия, органом местного самоуправления муниципального района.
Судом апелляционной инстанции установлено, что решением Совета депутатов Нежинского сельсовета Предгорного района Ставропольского края N 37 от 06.11.2012 утверждены "Правила землепользования и застройки муниципального образования Нежинского сельсовета Предгорного района Ставропольского края" и размещены на официальном сайте администрации муниципального образования Нежинского сельсовета Предгорного района Ставропольского края (далее - правила землепользования и застройки).
Учитывая, что земельный участок, на который претендует предприниматель, находится в границах населенного пункта - поселок Нежинский, решением Совета депутатов Нежинского сельского совета утверждены "Правила землепользования и застройки муниципального образования Нежинского сельсовета Предгорного района Ставропольского края", следовательно, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселения Нежинское, осуществляются органами местного самоуправления указанного поселения и может быть предоставлен на основании проекта межевания территории, в границах которой предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, администрация муниципального образования Предгорного района, начиная с 01.03.2015 не наделена правом распоряжения земельным участком, в том числе путем предоставления с предварительным согласованием места размещения объекта и в порядке выставления на торги с применением пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015.
Согласно статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов вправе обратиться в арбитражный суд заинтересованное лицо.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, которая также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
По смыслу пункта 1 статьи 1, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 4 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является восстановление нарушенного права истца (заявителя). Выбор способа восстановления законного интереса должен соответствовать характеру нарушенного права.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса порядке РФ, пришел к выводу о том, что у суда первой инстанции на момент рассмотрения настоящего спора отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований предпринимателя Мануйлова Н.В. о признании незаконными бездействия Администрации Предгорного муниципального района по принятию решения по организации и проведению торгов на право заключения договора аренды земельного участка, из земель населенных пунктов под строительство магазина, в границах муниципального образования Нежинского сельсовета, расположенного по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, пос. Нежинский, ул. Рыночная, 3, площадью 35 кв. м и возложении обязании принять решение по организации и проведению торгов на право заключения договора аренды указанного земельного участка.
Следовательно, на момент рассмотрения спора в суде первой инстанции отсутствовали совокупность условий, необходимых для признания незаконными оспариваемые бездействия Администрации Предгорного муниципального района, с возложением обязанностей совершить действия, которых добивается заявитель (статьи 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса).
Доводы жалобы предпринимателя о нарушении оспариваемыми действиями процедур предоставления земельных участков, а также положений статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку бездействие администрации муниципального района на момент рассмотрения заявленных требований, как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции не может нарушать прав и законных интересов предпринимателя в имущественной сфере, отсутствие у администрации муниципального района полномочий по принятию решения о проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка из земель Нежинского сельского совета и возложение таких обязанностей на неуполномоченный орган невозможно, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований и является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Тот факт, что судом апелляционной инстанции установлено бездействие администрации Предгорного муниципального района по исполнению обязанности по формированию земельного участка, обеспечению его кадастрового учета, организации и проведению соответствующих торгов, которые в установленным действующим законодательством порядке администрацией муниципального района не выполнены с момента поступления заявления предпринимателя Мануйлова Н.В. и иных лиц о предоставлении земельного участка, не является основанием для применения по настоящему спору норм земельного законодательства Российской Федерации, действовавших по состоянию на момент обращения предпринимателя в администрацию 27.06.2014, и, возлагая на заинтересованное лицо обязанность осуществить действия, предписанные статьями 30 - 32, 38 Земельного кодекса в редакции, действующей на эту же дату, поскольку указанные статьи признаны утратившей силу с 1 марта 2015 года, то есть не подлежат применению, в какой-бы то ни было редакции.
При этом суд апелляционной инстанции также учитывает, что положения пункта 1 статьи 34 Закона N 171-ФЗ (иных его норм) не допускают предоставления в аренду находящегося в публичной собственности земельного участка в отсутствие принятого (по любым причинам) до 1 марта 2015 года решения о предварительном согласовании места размещения объекта, поскольку предоставление земельного участка на праве аренды возможно только путем проведения торгов с соблюдением требований земельного законодательства, действующего с 01.03.2015.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает невозможным в рамках рассматриваемого спора, возникшего из публичных правоотношений, возложить на Администрацию Предгорного муниципального района обязанность по восстановлению нарушенных прав и законных интересов предпринимателя избранным им способом, а поэтому в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение, поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 31.08.2015 по делу N А63-10830/2014.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и влекущих безусловную отмену определения суда первой инстанции при проверке дела в апелляционном порядке не установлено.
Следовательно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.08.2015 по делу N А63-10830/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
Г.В.КАЗАКОВА
Г.В.КАЗАКОВА
Судьи
И.Н.ЕГОРЧЕНКО
О.В.МАРЧЕНКО
И.Н.ЕГОРЧЕНКО
О.В.МАРЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)