Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 09.02.2016 N 33-2736/2016 ПО ДЕЛУ N 2-4354/2015

Требование: Об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке.

Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками
Обстоятельства: В ходе проведения проверки соблюдения требований природоохранного законодательства установлена несанкционированная свалка бытовых и строительных отходов, в адресную программу территория не включена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 февраля 2016 г. N 33-2736/2016


Судья: Голова Е.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Мирошниковой Е.Н.
судей Рогачева И.А., Нюхтилиной А.В.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 20 октября 2015 года по гражданскому делу N 2-4354/2015 по иску прокурора Красногвардейского района Санкт-Петербурга к Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов,
Заслушав доклад судьи Мирошниковой Е.Н., мнение помощника прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Мазиной О.Н., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:

Прокурор Красногвардейского района Санкт-Петербурга обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга об обязании ответчика в пятнадцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу включить в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2015 год земельный участок по адресу: Санкт-Петербург, ул. Челябинская, напротив д. 43, в девяностодневный срок с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, ул. Челябинская, напротив д. 43.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что <дата> прокуратурой Красногвардейского района была проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на территории Красногвардейского района Санкт-Петербурга на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, ул. Челябинская, напротив д. 43, в результате которой было установлено, что на вышеуказанном участке располагается несанкционированная свалка бытовых, строительных отходов в объеме 200 куб. метров. В адресную программу ликвидации несанкционированных свалок администрации Красногвардейского района на 2015 год указанная территория не включена. При этом, администрация района в соответствии с п. 1.1, п. 2.4.4 Положения об администрациях района Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 года N 1078, является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, к задачам которого относится, в том числе, участие в реализации мероприятий по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, и ликвидации несанкционированных свалок.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 20 октября 2015 года суд обязал Администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга обязана в пятнадцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу включить в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2015 год земельный участок по адресу: Санкт-Петербург, ул. Челябинская, напротив д. 43; в девяностодневный срок с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, ул. Челябинская, напротив д. 43.
Представитель администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным.
Исходя из положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом того, что представители Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом факсимильным сообщением, доказательств уважительности причин отсутствия не представили, при этом ответчик подробно изложил свои доводы в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, заслушав мнение участников судебного заседания, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства, потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическим веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 2 Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со статьей 21 указанного Закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу положений части 1 статьи 51 Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1078 от 26.08.2008 г. утверждено Положение об администрациях районов Санкт-Петербурга, на основании п. 1.1 которого администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
В соответствии с пп. 2.3.8, 2.3.9, 2.4.4 Положения, задачами администрации являются: осуществление мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения; реализация мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на территории района в соответствии с действующим законодательством; участие в реализации мероприятий по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, ликвидации несанкционированных свалок, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении.
Для реализации данных задач пп. 3.4.68 Положения администрации районов наделены полномочиями по координации деятельности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении.
Согласно пп. 3.4.75 Положения администрация уполномочена организовывать в соответствии с утверждаемыми адресными программами уборку и санитарную очистку территорий, за исключением земельных участков, обеспечение уборки и санитарной очистки которых осуществляется гражданами и юридическими лицами либо отнесено к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга
На основании п. 6.3 Распоряжения губернатора Санкт-Петербурга N 196-р от 15.02.2001 г. "Об усовершенствовании системы обращения с отходами производства и потребления", на администрации районов возложены обязанности по организации проведения работ по ликвидации несанкционированных свалок.
Из материалов дела следует, что проведенной прокуратурой проверкой установлено наличие несанкционированной свалки отходов на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, ул. Челябинская, напротив д. 43, что подтверждается справкой Комитета по природопользованию, окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга N <...>/ N <...> от <дата>.
Из представленной в материалы дела адресной программы ликвидации несанкционированных свалок на территории Красногвардейского района на 2015 год следует, что вышеуказанная территория в адресную программу не включена.
Возражая против заявленных требований, представитель администрации указывала, что в соответствии с Положением об администрациях районов (п. 2.4.4, 3.4.68, 3.4.75), Федеральными законами "Об охране окружающей среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об отходах производства и потребления" Администрация района осуществляет уборку и санитарную очистку в отношении территорий, включенных в утвержденные Администрацией района адресные программы. Соответствующая адресная программа ликвидации несанкционированных свалок на 2015 год уже утверждена 10.12.2014 года с учетом объема финансирования, предусмотренного бюджетом Санкт-Петербурга. Также ответчик указал, что в соответствии со статьей 10 Закона Санкт-Петербурга "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" к вопросам местного значения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования.
Разрешая требования прокурора, суд первой инстанции, приняв во внимание указанные обстоятельства, подтверждающие наличие свалки, которая не включена в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок на территории Красногвардейского района и работы по устранению которой, возложены на ответчика и на дату рассмотрения спора ответчиком не организованы, пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе Администрация указывает на то, что обязанность ликвидации несанкционированных свалок отходов возложена в силу Федерального закона от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на органы местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 года N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" к вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования, на которой расположены жилые дома частного жилищного фонда.
Согласно подпункту 9 пункта 2 этой же статьи к вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов относится участие в пределах своей компетенции в обеспечении чистоты и порядка на территории муниципального образования, включая ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов, мусора и уборку территорий, водных акваторий, тупиков и проездов, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
Судебная коллегия полагает вышеуказанный довод жалобы ответчика несостоятельным, поскольку в соответствии с указанными выше нормами права к полномочиям муниципальных образований относятся ликвидация несанкционированных свалок бытовых отходов, мусора, в то время, как из представленной в материалы дела справки от 24.03.2015 года (л.д. 6) следует, что на территории ул. Челябинская, напротив дома 43 находится несанкционированная свалка, свалочные массы представлены грунтом, образовавшимся при проведении землеройных работ.
С учетом места расположения свалки и характера находящихся на ней отходов, судебная коллегия полагает, что именно на администрацию района Санкт-Петербурга правомерно возложена обязанность по организации работ по ликвидации свалки, так как категория вышеуказанных отходов не является бытовым мусором, уборка которого должна осуществляться органами местного самоуправления.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда,
определила:

Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 20 октября 2015 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)