Судебные решения, арбитраж
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Катькиной Н.Н.,
судей: Бархатова В.Ю., Боровиковой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны": представитель не явился, извещен;
- от администрации Рузского муниципального района Московской области: представитель не явился, извещен;
- от акционерного общества "Мосводоканал": представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны" на решение Арбитражного суда Московской области от 19 ноября 2015 года по делу N А41-49367/15, принятое судьей Кузьминой О.А., по иску Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны" к администрации Рузского муниципального района Московской области, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество "Мосводоканал",
о признании права собственности на земельный участок,
установил:
Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны" обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к администрации Рузского муниципального района Московской области о признании права собственности на земельный участок, кадастровый номер 50:19:0040102:691, площадью 9 634 кв. м, находящийся по адресу: 143129, Московская область, Рузский район, сельское поселение Ивановское, деревня Палашкино (л.д. 3 - 7).
Иск заявлен на основании статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Московской области от 1 октября 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено акционерное общество "Мосводоканал" (л.д. 95).
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 ноября 2015 года в удовлетворении иска было отказано (л.д. 107 - 108).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны" обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела (л.д. 110 - 112).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании Указа Президента РСФСР N 248 от 30.11.91 "О Российском фонде инвалидов войны в Афганистане" и принятым в его исполнение Распоряжением Правительства Российской Федерации N 48-р от 10.01.92 Российскому фонду инвалидов войны в Афганистане в 1992 году был передан Центр медицинской реабилитации воинов - интернационалистов "Русь" Лечебно-оздоровительного объединения Администрации Президента Российской Федерации (л.д. 29 - 31).
В соответствии с актом приемки-передачи от 24.02.92 и дополнения к нему с баланса Лечебно-оздоровительного объединения Администрации Президента Российской Федерации на баланс Российского фонда инвалидов войны в Афганистане были переданы материальные ресурсы, денежные средства и объекты основных фондов Центра медицинской реабилитации воинов интернационалистов "Русь" Лечебно-оздоровительного объединения Администрации Президента Российской Федерации (л.д. 16 - 21).
Правопреемником Лечебно-оздоровительного объединения Администрации Президента Российской Федерации является Учреждение "Центр восстановительной терапии для воинов-интернационалистов им. М.А. Лиходея", единственным учредителем и собственником имущества которого является Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны".
Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны" на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- - трубопровод канализации ливневых стоков, протяженность 212 м, инв. N 257:074-5888-41/3, лит. 1 Т2, адрес объекта: Московская область, Рузский район, сельское поселение Ивановское, вблизи д. Палашкино;
- - трубопровод теплоснабжения, протяженность 212 м, инв. N 257:074-5888-41/1, лит. 1Т, адрес объекта: Московская область, Рузский район, сельское поселение Ивановское, вблизи д. Палашкино;
- - трубопровод канализации хозяйственно-фекальных стоков, протяженность 309 м, инв. N 257:074-5888-41/2, лит. 1 Т1, адрес объекта: Московская область, Рузский район, сельское поселение Ивановское, вблизи д. Палашкино (л.д. 22 - 24).
Указанные объекты недвижимости находятся на земельном участке с кадастровым номером 50:19:0040102:691, площадью 9 634 кв. м, расположенном по адресу: Московская область, Рузский район, сельское поселение Ивановское, вблизи д. Палашкино, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для эксплуатации, содержания, ремонта подземных трубопроводов (л.д. 36 - 37, 75).
Полагая, что как собственник вышеназванных трубопроводов она имеет основания для приватизации земельного участка под ними, Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны" обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что испрашиваемый земельный участок не может быть передан в частную собственность, поскольку он ограничен в обороте.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Статьей 59 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Признание права собственности как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого не признано кем-либо из субъектов гражданского права.
Истцом по иску о признании права собственности выступает собственник индивидуально-определенной вещи, чьи права оспариваются, отрицаются или не признаются третьим лицом, не находящимся с собственником в обязательственных или иных отношениях по поводу спорной вещи.
В соответствии с пунктом 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны" указала, что обладает правом собственности на спорный земельный участок, поскольку на нем расположено недвижимое имущество истца.
На момент возникновения настоящего спора порядок приватизации земельных участков, на которых находятся объекты недвижимого имущества заинтересованного лица, регулировался статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены указанным Кодексом и федеральными законами.
Из материалов дела следует, что Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны" на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 50:19:0040102:691.
Таким образом, в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации истец имеет исключительное право покупки или аренды земельного участка, так как владеет на праве собственности сооружениями, расположенными на этом земельном участке.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 12.05.05 N 187-О, из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в системной связи с иными его нормами вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 указанного Кодекса, с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
Кроме того, в названном Определении обращается внимание на то, что если указанное лицо обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора купли-продажи, а исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи либо предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными.
Указанная позиция подтверждается Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 24.03.05 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", из которого следует, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Как установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 30 сентября 2013 года по делу N А41-41835/13 Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны" 03.05.13 обратилась в администрацию Рузского муниципального района Московской области с письмом N 561/2-29 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:19:0040102:691.
Письмом N 3787 от 07.08.13 администрация Рузского муниципального района Московской области отказала организации в предоставлении земельного участка в собственность, указав, что готова рассмотреть возможность предоставления его в аренду. В обоснование отказа администрация пояснила, что испрашиваемый земельный участок расположен около 140 м от уреза воды Рузского водохранилища и находится во втором поясе санитарной охраны источника питьевого водоснабжения г. Москвы, то есть является ограниченным в обороте.
Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны" в рамках дела N А41-41835/13 обжаловала данный отказ, однако суды первой и апелляционной инстанции признали его законным (л.д. 38 - 39).
В 2014 года Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны" повторно обратилась в администрацию Рузского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
Письмом N 6083 от 07.11.14 администрация Рузского муниципального района сообщила истцу об отсутствии оснований для бесплатного предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка (л.д. 98).
Данный отказ истцом в установленном законом порядке оспорен не был.
Кроме того, действующим законодательством установлены ограничения в предоставлении земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную.
Так, согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом, а именно:
- - изъятия земельных участков из оборота;
- - установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- - резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 24.03.05 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" также разъяснено, что основаниями для отказа в приватизации участка являются его ограничение в обороте, запрет приватизации, установленный федеральным законом, либо его резервирования для государственных или муниципальных нужд.
Земельный участок признается ограниченным в обороте по основаниям, предусмотренным пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, если находится: в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи; из состава земель лесного фонда; в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи; не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований; предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; предоставленные для нужд связи; занятые объектами космической инфраструктуры; расположенные под объектами гидротехнических сооружений; предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не представляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 14 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте.
Таким образом, земельные участки, ограниченные в обороте, могут быть предоставлены в собственность только в случаях, когда закон прямо разрешает передачу такого рода земель из государственной или муниципальной собственности в частную.
Как было установлено в рамках дела N А41-41835/13 земельный участок с кадастровым номером 50:19:0040102:691 расположен на расстоянии около 140 м от уреза воды Рузского водохранилища и относится ко второму поясу зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения Москвы, что следует из письма ОАО "Мосводоканал" N 05-08-379/13/01-1 от 26.07.13.
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что спорный земельный участок является ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность.
Доказательств обратного в материалы дела и апелляционному суду не представлено.
В силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А41-41835/13, имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела.
Учитывая факт ограничения земельного участка с кадастровым номером 50:19:0040102:691 в обороте без возможности предоставления его в частную собственность, суд первой инстанции правомерно отказал Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны" в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права и не опровергающие выводов суда первой инстанции по существу.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 19 ноября 2015 года по делу N А41-49367/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
С.В.БОРОВИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.01.2016 N 10АП-16075/2015 ПО ДЕЛУ N А41-49367/15
Разделы:Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2016 г. по делу N А41-49367/15
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Катькиной Н.Н.,
судей: Бархатова В.Ю., Боровиковой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны": представитель не явился, извещен;
- от администрации Рузского муниципального района Московской области: представитель не явился, извещен;
- от акционерного общества "Мосводоканал": представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны" на решение Арбитражного суда Московской области от 19 ноября 2015 года по делу N А41-49367/15, принятое судьей Кузьминой О.А., по иску Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны" к администрации Рузского муниципального района Московской области, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество "Мосводоканал",
о признании права собственности на земельный участок,
установил:
Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны" обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к администрации Рузского муниципального района Московской области о признании права собственности на земельный участок, кадастровый номер 50:19:0040102:691, площадью 9 634 кв. м, находящийся по адресу: 143129, Московская область, Рузский район, сельское поселение Ивановское, деревня Палашкино (л.д. 3 - 7).
Иск заявлен на основании статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Московской области от 1 октября 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено акционерное общество "Мосводоканал" (л.д. 95).
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 ноября 2015 года в удовлетворении иска было отказано (л.д. 107 - 108).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны" обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела (л.д. 110 - 112).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании Указа Президента РСФСР N 248 от 30.11.91 "О Российском фонде инвалидов войны в Афганистане" и принятым в его исполнение Распоряжением Правительства Российской Федерации N 48-р от 10.01.92 Российскому фонду инвалидов войны в Афганистане в 1992 году был передан Центр медицинской реабилитации воинов - интернационалистов "Русь" Лечебно-оздоровительного объединения Администрации Президента Российской Федерации (л.д. 29 - 31).
В соответствии с актом приемки-передачи от 24.02.92 и дополнения к нему с баланса Лечебно-оздоровительного объединения Администрации Президента Российской Федерации на баланс Российского фонда инвалидов войны в Афганистане были переданы материальные ресурсы, денежные средства и объекты основных фондов Центра медицинской реабилитации воинов интернационалистов "Русь" Лечебно-оздоровительного объединения Администрации Президента Российской Федерации (л.д. 16 - 21).
Правопреемником Лечебно-оздоровительного объединения Администрации Президента Российской Федерации является Учреждение "Центр восстановительной терапии для воинов-интернационалистов им. М.А. Лиходея", единственным учредителем и собственником имущества которого является Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны".
Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны" на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- - трубопровод канализации ливневых стоков, протяженность 212 м, инв. N 257:074-5888-41/3, лит. 1 Т2, адрес объекта: Московская область, Рузский район, сельское поселение Ивановское, вблизи д. Палашкино;
- - трубопровод теплоснабжения, протяженность 212 м, инв. N 257:074-5888-41/1, лит. 1Т, адрес объекта: Московская область, Рузский район, сельское поселение Ивановское, вблизи д. Палашкино;
- - трубопровод канализации хозяйственно-фекальных стоков, протяженность 309 м, инв. N 257:074-5888-41/2, лит. 1 Т1, адрес объекта: Московская область, Рузский район, сельское поселение Ивановское, вблизи д. Палашкино (л.д. 22 - 24).
Указанные объекты недвижимости находятся на земельном участке с кадастровым номером 50:19:0040102:691, площадью 9 634 кв. м, расположенном по адресу: Московская область, Рузский район, сельское поселение Ивановское, вблизи д. Палашкино, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для эксплуатации, содержания, ремонта подземных трубопроводов (л.д. 36 - 37, 75).
Полагая, что как собственник вышеназванных трубопроводов она имеет основания для приватизации земельного участка под ними, Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны" обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что испрашиваемый земельный участок не может быть передан в частную собственность, поскольку он ограничен в обороте.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Статьей 59 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Признание права собственности как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого не признано кем-либо из субъектов гражданского права.
Истцом по иску о признании права собственности выступает собственник индивидуально-определенной вещи, чьи права оспариваются, отрицаются или не признаются третьим лицом, не находящимся с собственником в обязательственных или иных отношениях по поводу спорной вещи.
В соответствии с пунктом 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны" указала, что обладает правом собственности на спорный земельный участок, поскольку на нем расположено недвижимое имущество истца.
На момент возникновения настоящего спора порядок приватизации земельных участков, на которых находятся объекты недвижимого имущества заинтересованного лица, регулировался статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены указанным Кодексом и федеральными законами.
Из материалов дела следует, что Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны" на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 50:19:0040102:691.
Таким образом, в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации истец имеет исключительное право покупки или аренды земельного участка, так как владеет на праве собственности сооружениями, расположенными на этом земельном участке.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 12.05.05 N 187-О, из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в системной связи с иными его нормами вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 указанного Кодекса, с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
Кроме того, в названном Определении обращается внимание на то, что если указанное лицо обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора купли-продажи, а исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи либо предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными.
Указанная позиция подтверждается Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 24.03.05 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", из которого следует, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Как установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 30 сентября 2013 года по делу N А41-41835/13 Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны" 03.05.13 обратилась в администрацию Рузского муниципального района Московской области с письмом N 561/2-29 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:19:0040102:691.
Письмом N 3787 от 07.08.13 администрация Рузского муниципального района Московской области отказала организации в предоставлении земельного участка в собственность, указав, что готова рассмотреть возможность предоставления его в аренду. В обоснование отказа администрация пояснила, что испрашиваемый земельный участок расположен около 140 м от уреза воды Рузского водохранилища и находится во втором поясе санитарной охраны источника питьевого водоснабжения г. Москвы, то есть является ограниченным в обороте.
Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны" в рамках дела N А41-41835/13 обжаловала данный отказ, однако суды первой и апелляционной инстанции признали его законным (л.д. 38 - 39).
В 2014 года Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны" повторно обратилась в администрацию Рузского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
Письмом N 6083 от 07.11.14 администрация Рузского муниципального района сообщила истцу об отсутствии оснований для бесплатного предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка (л.д. 98).
Данный отказ истцом в установленном законом порядке оспорен не был.
Кроме того, действующим законодательством установлены ограничения в предоставлении земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную.
Так, согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом, а именно:
- - изъятия земельных участков из оборота;
- - установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- - резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 24.03.05 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" также разъяснено, что основаниями для отказа в приватизации участка являются его ограничение в обороте, запрет приватизации, установленный федеральным законом, либо его резервирования для государственных или муниципальных нужд.
Земельный участок признается ограниченным в обороте по основаниям, предусмотренным пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, если находится: в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи; из состава земель лесного фонда; в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи; не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований; предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; предоставленные для нужд связи; занятые объектами космической инфраструктуры; расположенные под объектами гидротехнических сооружений; предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не представляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 14 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте.
Таким образом, земельные участки, ограниченные в обороте, могут быть предоставлены в собственность только в случаях, когда закон прямо разрешает передачу такого рода земель из государственной или муниципальной собственности в частную.
Как было установлено в рамках дела N А41-41835/13 земельный участок с кадастровым номером 50:19:0040102:691 расположен на расстоянии около 140 м от уреза воды Рузского водохранилища и относится ко второму поясу зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения Москвы, что следует из письма ОАО "Мосводоканал" N 05-08-379/13/01-1 от 26.07.13.
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что спорный земельный участок является ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность.
Доказательств обратного в материалы дела и апелляционному суду не представлено.
В силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А41-41835/13, имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела.
Учитывая факт ограничения земельного участка с кадастровым номером 50:19:0040102:691 в обороте без возможности предоставления его в частную собственность, суд первой инстанции правомерно отказал Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны" в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права и не опровергающие выводов суда первой инстанции по существу.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 19 ноября 2015 года по делу N А41-49367/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
С.В.БОРОВИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)