Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.07.2017 N 17АП-1084/2017-ГК ПО ДЕЛУ N А60-16144/2016

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2017 г. N 17АП-1084/2017-ГК

Дело N А60-16144/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жуковой Т.М.,
судей Макарова Т.В., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,
при участии:
от ответчика - Управления имущественных отношений и неналоговых доходов Администрации муниципального образования Алапаевское: Боровикова А.Л. (паспорт, доверенность от 07.04.2017),
от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мелкозерова Михаила Хабиновича
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 апреля 2017 года, принятое судьей В.В.Парамоновой,
по делу N А60-16144/2016
по иску Департамента лесного хозяйства Свердловской области, Территориального управления Росимущества в Свердловской области
к Управлению имущественных отношений и неналоговых доходов Администрации муниципального образования Алапаевское, Главе КФХ Мелкозерову М.Х. (ОГРНИП 315665800083760, ИНН 660101841300),
третьи лица: Глава КФХ Толмачев Андрей Леонидович (ОГРНИП 313667729600011, ИНН 660100704541),
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
о признании договора аренды недействительным в части и применении последствий недействительности сделки,
по встречному иску Главы КФХ Мелкозерова М.Х.
к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области,
третьи лица: Управление имущественных отношений и неналоговых доходов Администрации муниципального образования Алапаевское, Территориальное управление Росимущества в Свердловской области, Глава КФХ Толмачев А.Л., Управление Росреестра по Свердловской области
о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на участок и об обязании внести соответствующие записи об исключении из государственного лесного реестра сведений о земельных участках,

установил:

Департамент лесного хозяйства Свердловской области, Территориальное управление Росимущества в Свердловской области (далее - истцы) обратились в арбитражный суд с первоначальным иском к Управлению имущественных отношений и неналоговых доходов Администрации МО Алапаевское, Главе Крестьянского фермерского хозяйства Мелкозерову Михаилу Хабиновичу о признании недействительным договора аренды земельных участков N 109 от 14.09.2015, заключенного между Администрацией МО Алапаевское и Главой Крестьянского фермерского хозяйства Толмачевым Андреем Леонидовичем, в части предоставления земельных участков с кадастровыми номерами 66:01:3901008:474, 66:01:3901002:477, 66:01:3901002:482, 66:01:3901002:483, 66:01:3901002:484, 66:01:0000000:2496 и о применении последствия недействительности договора в виде возврата земельных участков; об исключении сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 66:01:3901008:474, 66:01:3901002:477, 66:01:3901002:482, 66:01:3901002:483, 66:01:3901002:484, 66:01:0000000:2496 из государственного кадастра недвижимости (с учетом уточнения иска, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Глава Крестьянского фермерского хозяйства Свердловской области Мелкозерова Михаила Хабиновича обратился в арбитражный суд с встречным иском, в котором он просит: признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на участок площадью 105705 га (1057050000 кв. м) с кадастровым номером 66:01:0000000:314 в части земельных участков с кадастровыми номерами 66:01:3901008:474, 66:01:3901002:477, 66:01:3901002:482, 66:01:3901002:483, 66:01:3901002:484, 66:01:0000000:2496, площадью 5 221 681 кв. м, расположенных в кварталах 4-6 урочища ПСХК "Толмачевский" Кировского участкового лесничества Алапаевского лесничества, исключив их из состава единого землепользования участка с кадастровым номером 66:01:0000000:314, декларированной площадью 105705 га, расположенного по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, Алапаевское муниципальное образование 'ТУ СО Алапаевское лесничество", обязать Департамент лесного хозяйства Свердловской области исключить из государственного лесного реестра и внести соответствующие записи об исключении из государственного лесного реестра сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 66:01:3901008:474, 66:01:3901002:477, 66:01:3901002:482, 66:01:3901002:483, 66:01:3901002:484,66:01:0000000:2496, площадью 5221681 кв. м, расположенных в кварталах 4-6 урочища ПСХК "Толмачевский" Кировского участкового лесничества Алапаевского лесничества.
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Глава Крестьянского фермерского хозяйства Толмачев Андрей Леонидович, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26 апреля 2017 года исковые требования Департамента лесного хозяйства Свердловской области и Территориального управления РОСИМУЩЕСТВА в Свердловской области удовлетворены частично. Признан недействительным договор аренды земельных участков N 109 от 14.09.2015, заключенный между Администрацией Муниципального образования Алапаевское и Главой Крестьянского фермерского хозяйства Мелкозеровым Михаилом Хабиновичем, в части предоставления земельных участков с кадастровыми N 66:01:3901008:474, 66:01:3901002:477, 66:01:3901002:482, 66:01:3901002:483, 66:01:3901002:484, 66:01:0000000:2496, накладывающихся на лесной участок с кадастровым N 66:01:0000000:314. В применении последствий недействительности договора отказано. Решение по данному делу является основанием для исключения сведений о земельных участках с кадастровыми N 66:01:3901008:474, 66:01:3901002:477, 66:01:3901002:482, 66:01:3901002:483, 66:01:3901002:484, 66:01:0000000:2496 из государственного кадастра недвижимости. Взыскано с Главы Крестьянского фермерского хозяйства Мелкозерова Михаила Хабиновича в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 рублей. В удовлетворении встречного иска Главы Крестьянского фермерского хозяйства Мелкозерова Михаила Хабиновича отказано.
Не согласившись, Глава Крестьянского фермерского хозяйства Мелкозеров Михаил Хабинович обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В апелляционной жалобе Глава Крестьянского фермерского хозяйства Мелкозеров Михаил Хабинович (далее - ГКФХ Мелкозеров М.Х.) указывает на то, что суд не применил п.п. 1, 4 ст. 421 ГК РФ. Полагает, что у суда отсутствовали основания для исключения сведений о спорных участках из ГКН. Также отсутствовали основания для признания спорных земельных участков участками лесного фонда, отказа в удовлетворении встречного иска. Указывает, что действия истцов направлены на злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ).
В представленных отзывах на апелляционную жалобу Департамент лесного хозяйства Свердловской области и Администрация Муниципального образования Алапаевское просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Доводы, приведенные в отзывах на апелляционную жалобу соответствуют выводам суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Администрации Муниципального образования Алапаевское поддержал доводы, изложенные в отзыве.
В судебном заседании объявлен перерыв до 18.07.2017.
В судебное заседание 18.07.2017 лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Администрацией МО Алапаевское в лице Комитета по управлению имуществом и Толмачевым Андреем Леонидовичем был заключен договор аренды земельных участков N 109 от 14.09.2015, согласно которому в аренду предоставлены земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования. Срок аренды установлен с 14.09.2015 по 14.09.2064. Договор зарегистрирован в ЕГРП 05.10.2015.
В дальнейшем 15.01.2016 права и обязанности по договору аренды земельных участков N 109 от 14.09.2015 были переданы Главой Крестьянского фермерского хозяйства Толмачевым Андреем Леонидовичем Главе Крестьянского фермерского хозяйства Мелкозерову Михаилу Хабиновичу по договору переуступки права аренды земельного участка.
Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок земель лесного фонда с кадастровым номером 66:01:0000000:314, что подтверждается свидетельством от 21.11.2008 N 66-66-08/005/2008-203.
В состав данного участка входят кварталы 4-6 урочища ПСХК "Толмачевский" Западного участкового лесничества Алапаевского лесничества.
При сопоставлении сведений государственного лесного реестра и государственного кадастра недвижимости Департаментом установлено, что ряд арендуемых земельных участков, расположен на землях лесного фонда, в том числе: земельный участок с кадастровым номером 66:01:3901008:474 расположен в квартале 6 (выделы 1-6) урочища ПСХК "Толмачевский"; земельный участок с кадастровым номером 66:01:3901002:482 расположен в квартале 4 (выделы 24 и 26) урочища ПСХК "Толмачевский"; земельный участок с кадастровым номером 66:01:3901002:483 расположен в квартале 4 (выделы 13-20, 22) урочища ПСХК "Толмачевский"; земельный участок с кадастровым номером 66J01:0000000:2496 расположен в квартале 5 (выделы 1-19) урочища ПСХК "Толмачевский"; земельный участок с кадастровым номером 66:01:3901002:484 расположен в квартале 4 (выделы 1-6) урочища ПСХК "Толмачевский"; земельный участок с кадастровым номером 66:01:3901002:477 расположен в квартале 4 (выделы 9-11, 21) урочища ПСХК "Толмачевский".
Истцы обратились с иском о признании недействительным заключенного между ответчиками договора аренды от 14.09.2015 N 109 в части земельных участков с кадастровыми номерами 66:01:3901008:474, 66:01:3901002:477, 66:01:3901002:482, 66:01:3901002:483, 66:01:3901002:484, 66:01:0000000:2496 и о применении последствий недействительности сделки.
Исковые требования основаны на статьях 167 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что Администрация не вправе была распоряжаться участком лесного фонда, относящемуся к федеральной собственности.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, распоряжение земельными участками осуществлено органом местного самоуправления в силу ст. 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.
Земельный участок принадлежал СПХК "Толмачевский", что следует из свидетельства о праве на землю N 195512 от 02.10.1995, в том числе 2683 га передана в собственность и 1097 га в постоянное бессрочное пользование.
ПСХК "Толмачевский" прекратил свою деятельность в связи с ликвидацией, соответствующая запись внесена в ЕГРЮЛ 18.07.2008.
14.11.2014 постановлением Администрации муниципального образования Алапаевское N 1091 право постоянного (бессрочного) пользования кооператива на земельный участок прекращено. Ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером 66:01:0000000:140 поставлен на учет 21.06.2005 и отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Урочище ПСХК "Толмачевский" ранее предоставлялось в пользование сельскохозяйственным организациям для ведения лесного хозяйства и относилось к так называемым "колхозным лесам".
Правовой статус колхозных лесов определялся Положением о колхозных лесах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 N 144.
Пунктом 1 данного Положения предусматривалось, что колхозные леса являются частью государственного лесного фонда СССР. В Состав колхозных лесов входят находящиеся на закрепленных за колхозами в бессрочное (вечное) пользование землях и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах естественные и искусственно созданные леса (в том числе защитные лесные полосы) и подлежащие облесению площади вырубок и погибших лесонасаждений.
Ранее действовавшим законодательством леса, как и другие природные богатства, были национализированы и стали достоянием народа (Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета "О лесах" от 27 (14) мая 1918 г.).
Леса в СССР состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются (Закон СССР от 17.06.1977 "Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик" - далее Основы лесного законодательства).
Все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд, который состоит из: 1) лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; 2) колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование (ст. 4 Основ лесного законодательства).
Пунктом 1 Положения о колхозных лесах, утв. Постановлением Совмина СССР от 04.03.1968 N 144, предусматривалось, что колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов; в состав колхозных лесов входят находящиеся на закрепленных за колхозами в бессрочное (вечное) пользование землях и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах естественные и искусственно созданные леса (в том числе защитные лесные полосы) и подлежащие облесению площади вырубок и погибших лесонасаждений.
Таким образом, основным признаком колхозных лесов, отличавшим их от иных лесов, входивших в государственный лесной фонд, являлось их нахождение на землях, закрепленных на праве бессрочного пользования за колхозами.
При этом площадь колхозных лесов определялась при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов.
В ходе проведения землеустройства земельные участки под лесами, переданные колхозам, учитывались в земельно-учетных документах как лесные площади, отдельно от сельскохозяйственных угодий, а в ходе лесоустройства учитывались путем их поквартального деления, определения лесохозяйственных выделов и их таксирования.
Департаментом лесного хозяйства Свердловской области в качестве документа подтверждающего право на лесной участок представлено свидетельство от 21.11.2008, в котором в качестве основания возникновения права собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером 66:01:0000000:314 указана ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 4.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу статьи 4.4 указанного Закона, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков.
Согласно ответу Управления Росреестра по Свердловской области на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации представлен план участка, наличие которого свидетельствует об учете участка в государственном лесном реестре (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 N 13123/13, определение Верховного Суда РФ от 23.11.2015 N 309-КГ15-14348 по делу N А50-20308/2014).
Лесной участок учтен в государственном лесном реестре, номер учетной записи 69-2008-09, к выписке N 74-вн от 23.12.2015 приложена карта-схема расположения и границы лесного участка.
О том, что лесной участок, является ранее учтенным, свидетельствуют также сведения, полученные из ЕГРП в виде выписки в режиме online.
Определение местоположения, границ, площади и иных характеристик лесничеств и отдельных лесных участков, в соответствии с положениями ст. 118, 119 Лесного кодекса РСФСР (1978 год) осуществлялось в результате действий по лесоустройству, по материалам которого составлялись и утверждались проекты, которые являлись основой для ведения лесного хозяйства и осуществления лесопользования и служили исходными данными для перспективного и текущего планирования.
Департаментом лесного хозяйства Свердловской области в материалы дела представлен перспективный план ведения лесного хозяйства Алапаевского межхозяйственного лесхоза ТОО предпринимательского объединения "Свердловскмежхозлес" 1995-1996 годов, в объяснительной записке (том 1) которого указано, что лесхоз организован в 1971 году на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 04.03.1968 г. N 144, решения Свердловского облисполкома от 15.09.1970 N 694.
Впервые лесоустройство проведено на территории колхозных лесов в 1965 году, в 1975 году лесоустроены леса совхозов и колхозов, входящих в состав лесхоза. Предыдущее лесоустройство проведено в 1985 году Свердловской экспедицией Поволжского государственного лесоустроительного предприятия.
Лесоустройство, по материалам которого составлен план, проведено в 1995 году.
Лесхоз на момент лесоустройства разделен на 10 лесничеств, в том числе Толмачевское лесничество, в которое входит СХПК "Толмачевский".
Согласно свидетельству о праве на землю N 195512 от 02.10.1995 г., ПСХК предоставлено 3780 га, в т.ч. 2683 га в собственность и 1097 га в постоянное бессрочное пользование.
Следовательно, право у СХПК "Толмачевский" возникло в результате реорганизации лесхоза, в состав которого и входил кооператив, что подтверждается проектом землеустройства (перераспределения земель) Алапаевского района Свердловской области УраНИИГипрозем.
Реорганизация совхоза осуществлялась в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", в силу которого коллективы совхозов, использующие землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, обязаны были до 01.03.1992 принять решение о переходе к частной, коллективно-долевой формам собственности.
Статьей 9 Земельного кодекса РСФСР 1991 года было предусмотрено, что земельные участки могут передаваться гражданам на праве коллективно - долевой собственности с определением конкретной земельной доли каждого гражданина в количественном выражении. В коллективно-долевую собственность граждан могут передаваться земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий.
Вопрос о получении земельных участков в коллективно-долевую собственность решается общим собранием работников (членов) коллектива, которое определяет долю каждого работника.
Право сособственников на земельную долю удостоверяется специальными документами, выдаваемыми местными Советами народных депутатов, в которых указывается размер земельной доли.
Согласно пунктам 3, 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" (далее - Постановление Правительства РФ от 29.12.1991 N 86) для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создавались комиссии. Районным и внутрихозяйственным комиссиям поручалось провести разграничение находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель, выделив земли, остающиеся в государственной собственности и передаваемые гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность.
В пунктах 8, 9 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 (далее - Положение о реорганизации), закреплено, что в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определяются индивидуальные имущественные паи и земельные доли.
Пунктом 16 названного Положения о реорганизации установлено, что владелец имущественного пая и земельной доли может использовать их следующими способами: получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства; внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив; продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев).
Документ (государственный акт), подтверждающий право на земельный массив, находящийся в коллективно-долевой собственности, выдавался соответствующему сельскохозяйственному предприятию. Однако коллективно - долевая собственность на земельные участки предусматривалась только для граждан. Приватизация земель, используемых сельскохозяйственными предприятиями, предполагала передачу земли в собственность граждан, определение земельной доли каждого, после чего владелец доли вправе был распорядиться ею, в частности путем передачи в качестве вклада в товарищество.
Статьями 5, 8 Закона РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 "О земельной реформе" регламентировано, что колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также гражданам для ведения коллективного садоводства и огородничества земельные участки могли передаваться в коллективную (совместную или долевую) собственность. При проведении земельной реформы передача земли в частную собственность гражданам производилась Советами народных депутатов за плату и бесплатно, поэтому до издания соответствующего распорядительного акта местным органом власти у граждан не могло возникнуть право на землю.
В соответствии с пунктами 9, 10 Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 N 86 все члены колхозов и работники совхозов, получившие при их реорганизации земельные и имущественные паи в общей долевой собственности, обязаны подать заявление во внутрихозяйственную комиссию и указать в нем одну из следующих форм использования своего пая: получение на сумму пая земли и средств производства с целью создания крестьянского хозяйства, частного предприятия по ремонту, строительству, обслуживанию, торговле и других предприятий; передача пая в качестве учредительного взноса в товарищество или акционерное общество; передача пая в качестве вступительного взноса в кооператив; продажа пая другим работникам хозяйства или хозяйству.
Пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" в редакции, действовавшей до 25.01.1999, установлено, что каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдавалось свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной данным Указом, с определением площади земельной доли (пая) без выдела в натуре.
Действовавшее в спорный период законодательство не допускало возможности приватизации земли государственных сельскохозяйственных предприятий путем передачи ее непосредственно в собственность создаваемого юридического лица без наделения земельными долями бывших работников.
Из свидетельства о праве N 195512 от 02.10.1995, с учетом информации из ЕГРЮЛ о том, что участниками ПСХК "Толмачевский" являются физические лица, проекта землеустройства, следует, что приватизация состоялась в отношении земельного участка площадью 2683 га сельскохозяйственных угодий, в том числе 2001 га пашни, 335 га сенокосов и 347 га пастбищ.
В отношении предоставленного в пользование участка площадью 1097 га приватизация не состоялась, поскольку разграничена и оставлена в государственной собственности комитетом по земельной реформе, что прямо следует из экспликации земель (письмо Управления Росреестра по Свердловской области от 16.05.2016 N 26-31/12941).
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что зарегистрированный за Российской Федерацией лесной участок действительно является лесным участком и предоставление его в пользование кооперативу Советом народных депутатов не может нарушить право собственности Российской Федерации, так как до предоставления его кооперативу комитетом по земельной реформе было признано, что участок находится в государственной собственности.
Лесным кодексом Российской Федерации от 29 января 1997 года N 22-ФЗ подтверждено, что леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, входят в границы лесного фонда и предоставляются сельскохозяйственным организациям на праве безвозмездного пользования (статьи 36 и 130 Лесного кодекса Российской Федерации).
Наличие на землях лесного фонда лесных насаждений не является квалифицирующим признаком, поскольку в состав лесного фонда входят земли как занятые лесами, так и не занятые ими.
Нахождение в пользовании кооператива лесного участка не изменило принадлежность лесного участка к землям, находящимся в федеральной собственности.
Для определения точек пересечения земель лесного фонда с земельным участками, переданными в аренду, судом назначалась судебная экспертиза.
Согласно заключению эксперта от 01.03.2017 земельный участок с кадастровым номером 66:01:0000000:314, является лесным участком (номер в лесном реестре 69-2008-09, условный номер лесного участка 65:201:01:0069) и согласно п. 6 ст. 47 Закона о кадастре недвижимости, участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ. признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
В соответствии с п. 3 ст. 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесного кодекса РФ). Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Как следует из ч. 3 ст. 70.1 Лесного кодекса РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
Таким образом, при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о границах земельного участка, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, а также по данным государственного лесного реестра.
С учетом сказанного, выявить имеется ли наложение земельных участков с кадастровыми N 66:01:3901008:474, 66:01:3901002:477, 66:01:3901002:482, 66:01:3901002:483, 66:01:3901002:484, 66:01:0000000:2496 на участок лесного фонда с кадастровым номером 66:01:0000000:314, расположенный в кварталах 4-6 урочища ПСХК "Толмачевский" Кировского участкового лесничества Алапаевского лесничества, возможно исключительно в процессе совмещения указанных границ с материалами лесоустройства, поскольку именно по материалам лесоустройства определяются границы лесных участков.
Схемы наложения границ земельных участков с кадастровыми номерами 66:01:3901008:474, 66:01:3901002:477, 66:01:3901002:482, 66:01:3901002:483, 66:01:3901002:484, 66:01:0000000:2496 на лесной участок представлены в приложениях к экспертному заключению с указанием координат.
Согласно представленным схемам, земельные участки накладываются на лесной участок с кадастровым номером 66:01:0000000:314 (в границах кварталов 4-6 урочища ПСХК "Толмачевский" Кировского участкового лесничества Алапаевского лесничества). Координаты характерных точек границ пересечений представлены в таблицах.
При определении местоположения характерных точек изображенных на карте (плане) картометрическим методом, величина средней квадратической погрешности принимается равной 0.0005 м в масштабе карты (плана), то есть, в рассматриваемом случае равна 5 метров (10 000 x 0.0005).
Согласно положениям ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса, является лесным участком.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Осуществление полномочий по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятию решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключению соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, что следует из положений п. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления относится владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с нормами земельного законодательства органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 3.3 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Согласно п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Поскольку правом предоставления земель лесного фонда Российской Федерации на территории Свердловской области осуществляет Департамент лесного хозяйства Свердловской области в соответствии с Положением, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2010 N 1905-пп, следовательно, распоряжение Комитетом по управлению имуществом администрации муниципального образования Алапаевское спорным лесным участком осуществлено с превышением полномочий, предоставленных ст. 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
При предоставлении лесного участка органом местного самоуправления нарушены также положения лесного законодательства о порядке предоставления лесных участков (ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации).
Указанные нарушения не позволяют сохранить в действии договор аренды земельного участка N 109 от 14.09.2015, заключенный в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в части наложения земельных участков на лесной участок, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно признал недействительным договор аренды земельных участков N 109 от 14.09.2015, заключенный между Администрацией Муниципального образования Алапаевское и Главой Крестьянского фермерского хозяйства Мелкозеровым Михаилом Хабиновичем, в части предоставления земельных участков с кадастровыми 66:01:3901008:474, 66:01:3901002:477, 66:01:3901002:482, 66:01:3901002:483, 66:01:3901002:484, 66:01:0000000:2496, накладывающихся на лесной участок с кадастровым N 66:01:0000000:314.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении встречного иска о признании права отсутствующим.
При этом суд первой инстанции правильно указал, что решение является основанием для исключения сведений из ГКН о спорных земельных участках, вследствие чего предметы договоров аренды лесного участка и земельного участка будут соответствовать открытой информации.
На основании изложенного, доводы заявителя апелляционной жалобы, отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные.
Довод заявителя апелляционной жалобы о наличии признаков злоупотребления правом со стороны истцов, подлежит отклонению, поскольку носит предположительный характер и не нашел своего подтверждения (ст. 65 АПК РФ). В силу п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В соответствии с п. 5 указанной статьи добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. По смыслу приведенных норм права для признания действий какого-либо лица злоупотреблением правом судом должно быть установлено, что умысел такого лица был направлен на заведомо недобросовестное осуществление прав, единственной его целью было причинение вреда другому лицу (отсутствие иных добросовестных целей). Между тем материалами дела не подтверждается наличие у истцов умысла на заведомо недобросовестное осуществление прав, наличие единственной цели причинения вреда другому лицу (отсутствие иных добросовестных целей).
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взыскивается с заявителя согласно ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 апреля 2017 года по делу N А60-16144/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Т.М.ЖУКОВА

Судьи
Т.В.МАКАРОВ
Ю.В.СКРОМОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)