Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 сентября 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Корнилова А.Б., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Токтаровой А.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьих лиц:
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан - не явился, извещен,
Исполнительного комитета Тукаевского муниципального образования Республики Татарстан - не явился, извещен,
Исполнительного комитета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главы крестьянского фермерского хозяйства Мохтаровой Лейсан Фаридовны на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 июля 2017 года по делу N А65-8412/2017 (судья Назырова Н.Б.),
по заявлению Главы крестьянского фермерского хозяйства Мохтаровой Лейсан Фаридовны (ОГРН 313167710200020, ИНН 165035821696), город Набережные Челны Республики Татарстан,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (ОГРН 1091690058107, ИНН 1659097613), город Казань Республики Татарстан,
с участием третьих лиц:
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, город Казань Республики Татарстан,
Исполнительного комитета Тукаевского муниципального образования Республики Татарстан, город Набережные Челны Республики Татарстан,
Исполнительного комитета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, село М. Шильна Тукаевского района Республики Татарстан,
о признании недействительными решений,
установил:
Глава крестьянского фермерского хозяйства Мохтарова Лейсан Фаридовна (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - ответчик, управление), с привлечением третьих лиц ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, Исполнительного комитета Тукаевского муниципального образования Республики Татарстан, Исполнительного комитета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, о признании недействительным решения от 06 февраля 2017 года N 16-0-1-228/3009/2016-2096 по земельному участку с кадастровыми номерами 16:39:102402:210, 16/17-7071 по земельному участку с кадастровыми номерами 16:39:102402:295, 16/17-7140 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:277, об отказе в государственном учете изменений объектов недвижимости в части категории земли с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" и разрешенного вида использования: "индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками" "зоны Ж 1 - жилая застройка", согласно Генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, и обязании внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости: - в категорию земель земельных участков с кадастровыми номерами 16:39:102402:210, 16:39:102402:295, 16:39:102402:277, расположенных по адресу: Тукаевский муниципальный район, Малошильнинское сельское поселение, село Большая Шильна, с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов", в разрешенный вид использования земельных участков: "индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками" "зоны Ж 1 - жилая застройка".
Решением суда от 05.07.2017 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Управление, апелляционную жалобу отклонило, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 16:39:102402:210 площадью 618 373 кв. м, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, тер. ДНП УК "Усадьба", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.10.2015 г. (т. 1 л.д. 13); собственником земельного участка с кадастровым номером 16:39:102402:277 площадью 38 349 кв. м, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения" с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, тер. ПК "Камский", в 1 750 м южнее н.п. Большая Шильна, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 04.12.2014 г. (т. 1 л.д. 31) и от 05.11.2015 г. (т. 1 л.д. 32); собственником земельного участка с кадастровым номером 16:39:102402:295 площадью 76 799,11 кв. м категория земель "земли сельскохозяйственного назначения" с разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, ПК "Камский", что подтверждается свидетельством от государственной регистрации от 05.11.2015 г. (т. 1 л.д. 22).
25.10.2016 г. заявитель обратился в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РТ с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости, приложив к заявлениям выписку из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения N 12/7 от 16.12.2014 г. Целью обращения в заявлениях указано изменение вида разрешенного использования земельного участка.
В связи с непредставлением необходимых документов для государственного кадастрового учета изменений, а именно отсутствием документов для изменений сведений о разрешенном использовании земельных участков орган кадастрового учета решениями N 1600/501/16-123461, N 1600/501/16-123511, N 1600/501/16-123339 от 03.11.2016 г. приостановил осуществление кадастрового учета, пояснив, что в представленной выписке из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения от 16.12.2014 г. N 12/7 не указаны сведения об основных и вспомогательных видах разрешенного использования, утвержденных для данной территориальной зоны и отсутствует информация о том, что земельные участки не относятся к сельскохозяйственным угодьям.
Решениями управления N 16/17-7-73 (вынесенному по заявлению 16-0-1-228/3009/2016-2096, по земельному участку с кадастровым N 16:39:102402:210), N 16/17-7071 (по земельному участку с кадастровым N 16:39:102402:295), N 16/17-7140 (по земельному участку с кадастровым N 16:39:102402:277) от 08.02.2017 г. заявителю отказано в учете изменений объектов недвижимости, при этом основанием для отказа в государственной регистрации послужило истечение срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета изменений и не устранение обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
Не согласившись с данными отказами в учете изменений объекта недвижимости, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Законом сведений.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Законом сведений о недвижимом имуществе (ч. 3 ст. 1 Закона о кадастре недвижимости).
Пунктом 5 ст. 4 Закона о кадастре недвижимости установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов.
Согласно ст. 16 Закона о кадастре недвижимости основанием для осуществления кадастрового учета является изменение уникальных характеристик объекта недвижимости, в том числе вида разрешенного использования земельного участка.
Обращаясь с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельных участков, глава КФХ Мохтарова Л.Ф. представила в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РТ выписку из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения N 12/7 от 16.12.2014 г.
Судом правильно установлено, что генеральный план и изменения в генеральный план Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан утверждены решениями Совета муниципального образования Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 07.11.2012 г. N 11/1, от 16.12.2014 г. N 12/7 и от 03.12.2015 г. N 6/2.
Решение совета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16.12.2014 г. N 12/7 об утверждении генерального плана сельского поселения принято на основании полученного заключения Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.12.2013 г.
Заявитель представила выписки из генерального плана Малошильнинского сельского поселения, утвержденного 16.12.2014 г. решением N 12/7, из которых следует, что решением совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16.12.2014 г. N 12/7 земельный участок с кадастровым номером 16:39:102402:210 отнесен к территории усадебной жилой застройки и имеет вид разрешенного использования земельного участка: северная часть участка - зона застройки среднеэтажными жилыми домами; южная часть участка - Ж 1 - зона жилой застройки (т. 1 л.д. 112); земельный участок с кадастровым номером 16:39:102402:295 отнесен к территории усадебной жилой застройки и имеет вид разрешенного использования земельного участка: юго-западная часть участка - озеленение специального назначения; северо-восточная часть участка - зона Ж 1 - зона жилой застройки, детский сад на 220 мест (т. 1 л.д. 129); земельный участок с кадастровым номером 16:39:102402:277 отнесен к территории усадебной жилой застройки и имеет вид разрешенного использования земельного участка: часть участка - озеленение специального назначения; часть участка - зона Ж 1 - зона жилой застройки (т. 1 л.д. 127).
Решением Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района РТ от 16.12.2014 г. N 12/7 утвержден генеральный план муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района РТ, предусматривающий расширение границ Малошильнинского сельского поселения путем включения в границы поселения земельные участки сельскохозяйственного назначения, в том числе спорные земельные участки.
Постановлением Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района РТ N 1697 от 16.06.2017 г. во исполнение представления прокуратуры Тукаевского района от 08.06.2017 г. N 02-08-03 Генеральный план Малошильнинского сельского поселения от 16.12.2014 г. N 12/7 отменен, и указанное постановление опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан 16.06.2017 г.
Судом правильно указано, что во исполнение требований ст. ст. 9, 65 и 200 АПК РФ управление доказало, что на дату принятия оспариваемых решений у него также не имелось оснований для осуществления государственного учета изменений.
В соответствии со ст. 22 Закона о кадастре недвижимости при поступлении заявления о кадастровом учете изменений вида разрешенного использования земельного участка и отсутствии необходимых документов об этом орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает соответствующие документы из уполномоченных органов государственной власти или органа местного самоуправления.
Для устранения причин приостановления филиалом ФГБУ "ФКТ Росреестра" по Республике Татарстан направлен запрос в Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района о распространении действия Градостроительного регламента в отношении земельных участков, об утвержденных для данной территориальной зоны основных и вспомогательных видах разрешенного использования, а также документа об изменении категории земли в виде XML-файла, в ответ на который Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района сообщил, что указанные земельные участки образованы из земельного массива паевого фонда, имеют категорию: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, и не входят в границу населенного пункта Малошильнинского сельского поселения и относятся к сельскохозяйственным угодьям.
В соответствии с п. п. 4 п. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством РФ о градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; 2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Между тем, генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (п. 1 ч. 1 ст. 8, п. 2 ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 18 ГрК РФ состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения изменений в такие документы устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статьей 24 ГрК РФ установлен порядок подготовки генерального плана, его утверждения, определены органы, осуществляющие подготовку и утверждение генеральных планов.
Согласно ч. 8 и 11 ст. 24 ГрК РФ проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со ст. 25 ГрК РФ обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, и подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со ст. 28 ГрК РФ.
Частью 7 ст. 25 ГрК РФ предусмотрено согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением или городским округом, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), в трехмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством РФ, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в частности: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.
Таким образом, из совокупности приведенных норм следует, что порядок перевода земель из одной категории в другую, установленный ГрК РФ и Федеральным законом от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", применим в том случае, когда установление или изменение границ населенных пунктов осуществляется теми органами местного самоуправления, которые наделены такими полномочиями.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ установлены Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п. 1 - 3, 9 - 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи.
Таким образом, Федеральным законом N 131-ФЗ Совет муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" однозначно не наделен полномочиями по утверждению генеральных планов поселений, отнеся утверждение генеральных планов поселения к вопросам местного значения городского поселения.
Между тем, ч. 3 ст. 14 Закона N 131-ФЗ установлено, что законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 этой статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 этой статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч. 4 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ).
Таким образом, из положений п. 20 ч. 1, ч. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ следует, что утверждение генерального плана сельского поселения является вопросом местного значения соответствующего муниципального района, если законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставом сельского поселения решение этого вопроса не закреплено за сельским поселением.
То есть, нормами Закона N 131-ФЗ утверждение генерального плана отнесено к вопросам местного значения сельского поселения только в случае наличия соответствующего закона субъекта РФ и принятых в соответствии с ним уставов сельских поселений. При отсутствии такого закона эти вопросы подлежат разрешению органами местного самоуправления муниципальных районов, как относящиеся к вопросам местного значения муниципальных районов.
Доказательств наличия закона Республики Татарстан, наделяющего Совет муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" полномочиями по утверждению генеральных планов сельских поселений, заявитель не представил.
Судом также правильно установлено, что решением Совета муниципального образования "Тукаевский муниципальный район" Республики Татарстан от 20.06.2012 г. N 13/1 принят Устав муниципального образования "Тукаевский муниципальный район" Республики Татарстан (далее - Устав).
Согласно п. 1 ст. 2 Устава Малошильнинское сельское поселение входит в состав территории муниципального образования "Тукаевский муниципальный район Республики Татарстан".
Подпунктом 48 п. 1 ст. 6 Устава установлено, что утверждение генеральных планов поселения отнесено к вопросам местного значения муниципального образования "Тукаевский муниципальный район Республики Татарстан".
Статьей 6.1 Устава предусмотрено, что утверждение генеральных планов сельских поселений отнесено к иным вопросам местного значения района, решаемые органами местного самоуправления района на территории сельских поселений района.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" соответствующих полномочий по утверждению генерального плана сельского поселения.
Как следует из материалов дела, требования заявителя направлены на изменение категории принадлежащих ему земельных участков "земли сельскохозяйственного назначения" на категорию "земли населенных пунктов" с указанными зонами Ж 1 и разрешенным видом использования земельных участков: "индивидуальные жилые дома".
Между тем, согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 2 и 3 ст. 36).
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.
Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие ГрК РФ".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного п. п. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
С учетом изложенного, суд правильно посчитал, что изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие ГрК РФ".
Согласно п. п. 2 п. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам ВС Республики Татарстан от 21.03.2017 г. по делу N 33а-4574/2017 установлено, что решения органа исполнительной власти субъекта РФ - Республики Татарстан о переводе спорных земельных участков земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию не имеется, в связи с чем пришел к выводу о том, что вид разрешенного использования указанных земельных участков также не может быть изменен.
С учетом изложенных обстоятельств суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые отказы управления являются законными и обоснованными, а требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Оснований для переоценки выводов, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод об отказе заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 июля 2017 года по делу N А65-8412/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.09.2017 N 11АП-12108/2017 ПО ДЕЛУ N А65-8412/2017
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2017 г. по делу N А65-8412/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 сентября 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Корнилова А.Б., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Токтаровой А.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьих лиц:
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан - не явился, извещен,
Исполнительного комитета Тукаевского муниципального образования Республики Татарстан - не явился, извещен,
Исполнительного комитета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главы крестьянского фермерского хозяйства Мохтаровой Лейсан Фаридовны на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 июля 2017 года по делу N А65-8412/2017 (судья Назырова Н.Б.),
по заявлению Главы крестьянского фермерского хозяйства Мохтаровой Лейсан Фаридовны (ОГРН 313167710200020, ИНН 165035821696), город Набережные Челны Республики Татарстан,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (ОГРН 1091690058107, ИНН 1659097613), город Казань Республики Татарстан,
с участием третьих лиц:
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, город Казань Республики Татарстан,
Исполнительного комитета Тукаевского муниципального образования Республики Татарстан, город Набережные Челны Республики Татарстан,
Исполнительного комитета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, село М. Шильна Тукаевского района Республики Татарстан,
о признании недействительными решений,
установил:
Глава крестьянского фермерского хозяйства Мохтарова Лейсан Фаридовна (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - ответчик, управление), с привлечением третьих лиц ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, Исполнительного комитета Тукаевского муниципального образования Республики Татарстан, Исполнительного комитета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, о признании недействительным решения от 06 февраля 2017 года N 16-0-1-228/3009/2016-2096 по земельному участку с кадастровыми номерами 16:39:102402:210, 16/17-7071 по земельному участку с кадастровыми номерами 16:39:102402:295, 16/17-7140 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:277, об отказе в государственном учете изменений объектов недвижимости в части категории земли с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" и разрешенного вида использования: "индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками" "зоны Ж 1 - жилая застройка", согласно Генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, и обязании внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости: - в категорию земель земельных участков с кадастровыми номерами 16:39:102402:210, 16:39:102402:295, 16:39:102402:277, расположенных по адресу: Тукаевский муниципальный район, Малошильнинское сельское поселение, село Большая Шильна, с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов", в разрешенный вид использования земельных участков: "индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками" "зоны Ж 1 - жилая застройка".
Решением суда от 05.07.2017 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Управление, апелляционную жалобу отклонило, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 16:39:102402:210 площадью 618 373 кв. м, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, тер. ДНП УК "Усадьба", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.10.2015 г. (т. 1 л.д. 13); собственником земельного участка с кадастровым номером 16:39:102402:277 площадью 38 349 кв. м, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения" с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, тер. ПК "Камский", в 1 750 м южнее н.п. Большая Шильна, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 04.12.2014 г. (т. 1 л.д. 31) и от 05.11.2015 г. (т. 1 л.д. 32); собственником земельного участка с кадастровым номером 16:39:102402:295 площадью 76 799,11 кв. м категория земель "земли сельскохозяйственного назначения" с разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, ПК "Камский", что подтверждается свидетельством от государственной регистрации от 05.11.2015 г. (т. 1 л.д. 22).
25.10.2016 г. заявитель обратился в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РТ с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости, приложив к заявлениям выписку из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения N 12/7 от 16.12.2014 г. Целью обращения в заявлениях указано изменение вида разрешенного использования земельного участка.
В связи с непредставлением необходимых документов для государственного кадастрового учета изменений, а именно отсутствием документов для изменений сведений о разрешенном использовании земельных участков орган кадастрового учета решениями N 1600/501/16-123461, N 1600/501/16-123511, N 1600/501/16-123339 от 03.11.2016 г. приостановил осуществление кадастрового учета, пояснив, что в представленной выписке из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения от 16.12.2014 г. N 12/7 не указаны сведения об основных и вспомогательных видах разрешенного использования, утвержденных для данной территориальной зоны и отсутствует информация о том, что земельные участки не относятся к сельскохозяйственным угодьям.
Решениями управления N 16/17-7-73 (вынесенному по заявлению 16-0-1-228/3009/2016-2096, по земельному участку с кадастровым N 16:39:102402:210), N 16/17-7071 (по земельному участку с кадастровым N 16:39:102402:295), N 16/17-7140 (по земельному участку с кадастровым N 16:39:102402:277) от 08.02.2017 г. заявителю отказано в учете изменений объектов недвижимости, при этом основанием для отказа в государственной регистрации послужило истечение срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета изменений и не устранение обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
Не согласившись с данными отказами в учете изменений объекта недвижимости, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Законом сведений.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Законом сведений о недвижимом имуществе (ч. 3 ст. 1 Закона о кадастре недвижимости).
Пунктом 5 ст. 4 Закона о кадастре недвижимости установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов.
Согласно ст. 16 Закона о кадастре недвижимости основанием для осуществления кадастрового учета является изменение уникальных характеристик объекта недвижимости, в том числе вида разрешенного использования земельного участка.
Обращаясь с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельных участков, глава КФХ Мохтарова Л.Ф. представила в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РТ выписку из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения N 12/7 от 16.12.2014 г.
Судом правильно установлено, что генеральный план и изменения в генеральный план Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан утверждены решениями Совета муниципального образования Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 07.11.2012 г. N 11/1, от 16.12.2014 г. N 12/7 и от 03.12.2015 г. N 6/2.
Решение совета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16.12.2014 г. N 12/7 об утверждении генерального плана сельского поселения принято на основании полученного заключения Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.12.2013 г.
Заявитель представила выписки из генерального плана Малошильнинского сельского поселения, утвержденного 16.12.2014 г. решением N 12/7, из которых следует, что решением совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16.12.2014 г. N 12/7 земельный участок с кадастровым номером 16:39:102402:210 отнесен к территории усадебной жилой застройки и имеет вид разрешенного использования земельного участка: северная часть участка - зона застройки среднеэтажными жилыми домами; южная часть участка - Ж 1 - зона жилой застройки (т. 1 л.д. 112); земельный участок с кадастровым номером 16:39:102402:295 отнесен к территории усадебной жилой застройки и имеет вид разрешенного использования земельного участка: юго-западная часть участка - озеленение специального назначения; северо-восточная часть участка - зона Ж 1 - зона жилой застройки, детский сад на 220 мест (т. 1 л.д. 129); земельный участок с кадастровым номером 16:39:102402:277 отнесен к территории усадебной жилой застройки и имеет вид разрешенного использования земельного участка: часть участка - озеленение специального назначения; часть участка - зона Ж 1 - зона жилой застройки (т. 1 л.д. 127).
Решением Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района РТ от 16.12.2014 г. N 12/7 утвержден генеральный план муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района РТ, предусматривающий расширение границ Малошильнинского сельского поселения путем включения в границы поселения земельные участки сельскохозяйственного назначения, в том числе спорные земельные участки.
Постановлением Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района РТ N 1697 от 16.06.2017 г. во исполнение представления прокуратуры Тукаевского района от 08.06.2017 г. N 02-08-03 Генеральный план Малошильнинского сельского поселения от 16.12.2014 г. N 12/7 отменен, и указанное постановление опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан 16.06.2017 г.
Судом правильно указано, что во исполнение требований ст. ст. 9, 65 и 200 АПК РФ управление доказало, что на дату принятия оспариваемых решений у него также не имелось оснований для осуществления государственного учета изменений.
В соответствии со ст. 22 Закона о кадастре недвижимости при поступлении заявления о кадастровом учете изменений вида разрешенного использования земельного участка и отсутствии необходимых документов об этом орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает соответствующие документы из уполномоченных органов государственной власти или органа местного самоуправления.
Для устранения причин приостановления филиалом ФГБУ "ФКТ Росреестра" по Республике Татарстан направлен запрос в Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района о распространении действия Градостроительного регламента в отношении земельных участков, об утвержденных для данной территориальной зоны основных и вспомогательных видах разрешенного использования, а также документа об изменении категории земли в виде XML-файла, в ответ на который Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района сообщил, что указанные земельные участки образованы из земельного массива паевого фонда, имеют категорию: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, и не входят в границу населенного пункта Малошильнинского сельского поселения и относятся к сельскохозяйственным угодьям.
В соответствии с п. п. 4 п. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством РФ о градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; 2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Между тем, генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (п. 1 ч. 1 ст. 8, п. 2 ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 18 ГрК РФ состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения изменений в такие документы устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статьей 24 ГрК РФ установлен порядок подготовки генерального плана, его утверждения, определены органы, осуществляющие подготовку и утверждение генеральных планов.
Согласно ч. 8 и 11 ст. 24 ГрК РФ проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со ст. 25 ГрК РФ обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, и подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со ст. 28 ГрК РФ.
Частью 7 ст. 25 ГрК РФ предусмотрено согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением или городским округом, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), в трехмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством РФ, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в частности: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.
Таким образом, из совокупности приведенных норм следует, что порядок перевода земель из одной категории в другую, установленный ГрК РФ и Федеральным законом от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", применим в том случае, когда установление или изменение границ населенных пунктов осуществляется теми органами местного самоуправления, которые наделены такими полномочиями.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ установлены Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п. 1 - 3, 9 - 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи.
Таким образом, Федеральным законом N 131-ФЗ Совет муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" однозначно не наделен полномочиями по утверждению генеральных планов поселений, отнеся утверждение генеральных планов поселения к вопросам местного значения городского поселения.
Между тем, ч. 3 ст. 14 Закона N 131-ФЗ установлено, что законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 этой статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 этой статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч. 4 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ).
Таким образом, из положений п. 20 ч. 1, ч. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ следует, что утверждение генерального плана сельского поселения является вопросом местного значения соответствующего муниципального района, если законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставом сельского поселения решение этого вопроса не закреплено за сельским поселением.
То есть, нормами Закона N 131-ФЗ утверждение генерального плана отнесено к вопросам местного значения сельского поселения только в случае наличия соответствующего закона субъекта РФ и принятых в соответствии с ним уставов сельских поселений. При отсутствии такого закона эти вопросы подлежат разрешению органами местного самоуправления муниципальных районов, как относящиеся к вопросам местного значения муниципальных районов.
Доказательств наличия закона Республики Татарстан, наделяющего Совет муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" полномочиями по утверждению генеральных планов сельских поселений, заявитель не представил.
Судом также правильно установлено, что решением Совета муниципального образования "Тукаевский муниципальный район" Республики Татарстан от 20.06.2012 г. N 13/1 принят Устав муниципального образования "Тукаевский муниципальный район" Республики Татарстан (далее - Устав).
Согласно п. 1 ст. 2 Устава Малошильнинское сельское поселение входит в состав территории муниципального образования "Тукаевский муниципальный район Республики Татарстан".
Подпунктом 48 п. 1 ст. 6 Устава установлено, что утверждение генеральных планов поселения отнесено к вопросам местного значения муниципального образования "Тукаевский муниципальный район Республики Татарстан".
Статьей 6.1 Устава предусмотрено, что утверждение генеральных планов сельских поселений отнесено к иным вопросам местного значения района, решаемые органами местного самоуправления района на территории сельских поселений района.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" соответствующих полномочий по утверждению генерального плана сельского поселения.
Как следует из материалов дела, требования заявителя направлены на изменение категории принадлежащих ему земельных участков "земли сельскохозяйственного назначения" на категорию "земли населенных пунктов" с указанными зонами Ж 1 и разрешенным видом использования земельных участков: "индивидуальные жилые дома".
Между тем, согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 2 и 3 ст. 36).
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.
Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие ГрК РФ".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного п. п. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
С учетом изложенного, суд правильно посчитал, что изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие ГрК РФ".
Согласно п. п. 2 п. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам ВС Республики Татарстан от 21.03.2017 г. по делу N 33а-4574/2017 установлено, что решения органа исполнительной власти субъекта РФ - Республики Татарстан о переводе спорных земельных участков земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию не имеется, в связи с чем пришел к выводу о том, что вид разрешенного использования указанных земельных участков также не может быть изменен.
С учетом изложенных обстоятельств суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые отказы управления являются законными и обоснованными, а требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Оснований для переоценки выводов, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод об отказе заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 июля 2017 года по делу N А65-8412/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
П.В.БАЖАН
Судьи
А.Б.КОРНИЛОВ
Е.Г.ФИЛИППОВА
П.В.БАЖАН
Судьи
А.Б.КОРНИЛОВ
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)