Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.02.2016 N 18АП-161/2016 ПО ДЕЛУ N А76-30388/2014

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2016 г. N 18АП-161/2016

Дело N А76-30388/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Ермолаевой Л.П., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лишенко В.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Натали" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.11.2015 по делу N А76-30388/2014 (судья Белякович Е.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
до и после перерыва - общества с ограниченной ответственностью "Натали" - Литуновская Т.В. (доверенность от 16.06.2015 N 16/06),
до перерыва - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - Силаева О.С. (доверенность от 28.09.2015 N 244).

Общество с ограниченной ответственностью "Натали" (далее - ООО "Натали", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра, заинтересованное лицо), в котором требовало признать незаконным отказ в государственной регистрации договора аренды от 28.05.2015 N 831 лесного участка с кадастровым номером 74:38:0115001:6, изложенный в сообщении от 24.10.2014 N 01/457/2014-436. Заявитель также требовал восстановить его права путем возложения на Управление Росреестра обязанности осуществить государственную регистрацию договора аренды лесного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление лесами Челябинской области (далее - Управление лесами, третье лицо), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (далее - Управление Росимуществом, третье лицо) и Правительство Челябинской области (далее - Правительство, третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 30.11.2015 (резолютивная часть объявлена 23.11.2015) в удовлетворении заявления отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО "Натали" (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на нарушение судом норм материального права. Так, податель жалобы указывает, что арбитражный суд первой инстанции не учел представленные в дело документы: межевой план земельного участка с кадастровым номером 74:38:0000000:87, дело правоустанавливающих документов на лесной участок под условным номером 74-74-38/005/2010-451, таксационное описание Чебаркульского лесничества Чебаркульского лесхоза (планшет), свидетельство о праве собственности на лесной участок с условным номером 74-74-38/005/2010-451, кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 74:38:0115001:6. Согласно данным документам земельный участок с кадастровым номером 74:38:0115001:6 входит в земельный участок с условным номером 74-74-38/005/2010-451, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией. Из свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с условным номером 74-74-38/005/2010-451 видно, что участок включает квартал 51 Ч, выделы 1-30. Описание лесного участка, который подлежит передаче в аренду ООО "Натали", идентично местоположению земельного участка с условным номером 74-74-38/005/2010-451. Лесной участок с кадастровым номером 74:38:0115001:6 образован в результате раздела земельного участка с условным номером 74-74-38/005/2010-451, в связи с чем данный участок также находится в собственности Российской Федерации. Вывод суда о том, что спорный участок входит в состав памятника природы Чебаркульский бор и не может быть в собственности Российской Федерации, является ошибочным, противоречит статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация является достаточным доказательством существования права.
В судебном заседании 04.02.2016 был объявлен перерыв до 11.02.2016.
Отзывы от третьих лиц на апелляционную жалобу в установленном законом порядке не представлены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители третьих лиц не явились. С учетом мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции после перерыва в отсутствие представителей заинтересованного лица и третьих лиц.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. В судебном заседании до перерыва представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в письменных пояснениях, представленных в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 28.08.2007 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 74:38:0000000:87. Сведения о предыдущем кадастровом номере отсутствуют. Общая площадь участка 5 190 700 кв. м. Категория земель "земли лесного фонда". Вид разрешенного использования "в целях проведения лесоустройства и ведения лесопаркового хозяйства". Местоположение земельного участка: Челябинская область, г. Чебаркуль, ориентир з.у. под гор. лесами с.-з. части тер-рии МО "Чебаркульский городской округ". Земельный участок частично входит в зону "Памятник природы Челябинской области Чебаркульский бор", 74.38.2.1 (т. 2, л.д. 62).
Распоряжением Управления Росимущества от 12.02.2010 N 147-р утверждено решение о формировании лесных участков Бишкильского участкового лесничества. Согласно данному документу, среди прочего, принято решение о формировании лесного участка общей площадью 21 552 476 кв. м, земли которого предназначены для ведения лесного хозяйства (т. 3, л.д. 68-69).
19 марта 2010 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена регистрационная запись N 74-74-38/005/2010-451 о праве собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым (условным) номером 74-74-38/005/2010-451 (т. 1, л.д. 34, 65; т. 2, л.д. 97). Описание объекта: площадь 21 552 476 кв. м; категория "земли лесного фонда"; разрешенное использование "для ведения лесного хозяйства". Местоположение участка: Челябинская область, Чебаркульский городской округ, ОГУ "Чебаркульское лесничество", Бишкильское участковое лесничество, кварталы 42 Ч (выделы: 1-37, часть 39), 43 Ч (выделы: 1-22, 24, 25), 44 Ч (выделы: 1-6), 45 Ч (выделы: 1, часть 2, 4 - 13, часть 14, 15, 16, 18), 46 Ч (выделы: 1, 3, часть 4, 5 - 9, часть 10, часть 11, 12), 47 Ч (выделы: 1-13, часть 14, часть 15, 16, 17), 48 Ч (выделы: 1-10, 13, 14), 49 Ч (выделы: 1-30, 32, 33), 50 Ч (выделы: 1-23, часть 24, 25 - 45), 51 Ч (выделы: 1-30), 52 Ч (выделы: 1-21, часть 22), 53 Ч (выделы: 1-24), 54 Ч (выделы: 1-10), 55 Ч (выделы: 1-18), 56 Ч (выделы: 1-11), 57 Ч (выделы: часть 1, 2 - 9), 58 Ч (выделы: 1-20), 59 Ч (выделы: 1-24), 60 Ч (выделы: 1-18), 61 Ч (выделы: 1-20), 63 Ч (выделы: 1-24), 64 Ч (выделы: 1-30), 66 Ч (выделы: 1-22).
Распоряжением Управления лесами от 25.11.2013 N 524-р утверждены границы вновь образованного земельного участка из земель лесного фонда. Общая площадь лесного участка 44 783 кв. м. Местоположение: Челябинская область, Чебаркульский район, Чебаркульское лесничество, Бишкильское участковое лесничество, квартал 51, выдел 15 часть, 16 часть, 18 часть. Лесной участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 74:38:0000000:87 (т. 3, л.д. 15-17, 34).
16 декабря 2013 года в Государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 74:38:0115001:6. Общая площадь участка 44 783 +/- 1852 кв. м. Категория земель "земли лесного фонда". Вид разрешенного использования "для осуществления рекреационной деятельности". Местоположение участка: Челябинская область, Чебаркульский район, Чебаркульское лесничество, Бишкильское участковое лесничество, квартал 51, выдел 15 часть, выдел 16 часть. Земельный участок образован в результате выдела из земельного участка с кадастровым номером 74:38:0000000:87. Кроме того, согласно кадастровым паспортам 2014 года земельный участок полностью входит в зону "Памятник природы Челябинской области Чебаркульский бор", 74.38.2.1 (т. 1, л.д. 30-32; т. 2, л.д. 63).
По результатам аукциона между Управлением лесами (арендодатель) и ООО "Натали" (арендатор) подписан договор аренды лесного участка от 28.05.2014 N 831 (т. 1, л.д. 16-27, 51-62; т. 2, л.д. 7-19, 74-85). По условиям данной сделки Управление лесами обязалось передать ООО "Натали" лесной участок во временное пользование (аренду) на срок до 28.05.2063 для осуществления рекреационной деятельности. Описание, характеристики объекта аренды: общая площадь 4,4783 га; "целевое назначение - защитные леса: ценные леса - леса, имеющие научное или историческое значение"; кадастровый номер 74:38:0115001:6; местоположение участка: Челябинская область, Чебаркульский район, Чебаркульское лесничество, Бишкильское участковое лесничество, квартал 51, часть выдела 15, часть выдела 16, часть выдела 18; расстояние до автомобильной дороги общего пользования 0,5 км (пункты 1.1, 1.2, 1.3, 6.1 договора аренды).
В качестве приложения N 1 к договору аренды стороны согласовали схему расположения и границы лесного участка, подлежащего передаче в пользование ООО "Натали" (т. 1, л.д. 21, 56; т. 2, л.д. 13, 79).
Расчет арендной платы приведен в приложении N 6 к договору аренды (т. 1, л.д. 26, 61; т. 2, л.д. 18, 84).
Лесной участок площадью 4,4783 га передан ООО "Натали" по акту приема-передачи от 28.05.2014 (т. 1, л.д. 25, 60; т. 2, л.д. 17, 83).
Распоряжением Управления лесами от 19.06.2014 N 252-р уточнено местоположение лесного участка с кадастровым номером 74:38:0115001:6, из описания исключена часть выдела 18 (т. 1, л.д. 33; т. 2, л.д. 22, 87, 95).
В связи с уточнением местоположения лесного участка Управление лесами и ООО "Натали" подписали (дополнительное) соглашение от 08.08.2014 к договору аренды от 28.05.2014 N 831. Стороны уточнили местоположение объекта аренды: Челябинская область, Чебаркульский район, Чебаркульское лесничество, Бишкильское участковое лесничество, квартал 51, часть выдела 15, часть выдела 16 (т. 1, л.д. 28; т. 2, л.д. 20, 86, 96).
16 августа 2014 года ООО "Натали" обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации договора аренды лесного участка от 28.05.2014 N 831 (расписка в приеме документов - т. 2, л.д. 1).
Соглашением от 07.10.2014 к договору аренды от 28.05.2014 N 831 Управление лесами и ООО "Натали" дополнили описание лесного участка следующими сведениями. Передаваемый в аренду лесной участок с кадастровым номером 74:38:0115001:6 является частью лесного участка с кадастровым (условным) номером 74-74-38/005/2010-451 общей площадью 21 552 476 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, Чебаркульский городской округ, Бишкильское участковое лесничество, Чебаркульское лесничество, кварталы 42 Ч (выделы: 1-37, часть 39), 43 Ч (выделы: 1-22, 24, 25), 44 Ч (выделы: 1-6), 45 Ч (выделы: 1, часть 2, 4 - 13, часть 14, 15, 16, 18), 46 Ч (выделы: 1, 3, часть 4, 5 - 9, часть 10, часть 11, 12), 47 Ч (выделы: 1-13, часть 14, часть 15, 16, 17), 48 Ч (выделы: 1-10, 13, 14), 49 Ч (выделы: 1-30, 32, 33), 50 Ч (выделы: 1-23, часть 24, 25 - 45), 51 Ч (выделы: 1-30), 52 Ч (выделы: 21, часть 22), 53 Ч (выделы: 1-24), 54 Ч (выделы: 1-10), 55 Ч (выделы: 1-18), 56 Ч (выделы: 1-11), 57 Ч (выделы: часть 1, 2 - 9), 58 Ч (выделы: 1-20), 59 Ч (выделы: 1-24), 60 Ч (выделы: 1-18), 61 Ч (выделы: 1-20), 63 Ч (выделы: 1-24), 64 Ч (выделы: 1-30), 66 Ч (выделы: 1-22) (т. 1, л.д. 29).
17 октября 2014 года ООО "Натали" представило в Управление Росреестра (дополнительное) соглашение от 07.10.2014 к договору аренды от 28.05.2014 N 831 (т. 2, л.д. 36, 41, 42, 52, 57-59).
В письме от 24.10.2014 N 01/457/2014-436 Управление Росреестра сообщило ООО "Натали" об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка. В качестве обоснования принятого решения государственный регистратор указал, что заявителем не представлены документы, необходимые для совершения испрашиваемого регистрационного действия. По сведениям государственного кадастра недвижимости передаваемый в аренду участок с кадастровым номером 74:38:0115001:6 образован в результате выдела из участка с кадастровым номером 74:38:0000000:87, который не является частью земельного участка с условным номером 74-74-38/005/2010-451. Запись о праве собственности Российской Федерации на участок с кадастровым номером 74:38:0000000:87 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует. Проведение государственной регистрации договора аренды лесного участка невозможно ввиду отсутствия документов, подтверждающих право собственности Российской Федерации на передаваемый в аренду объект (т. 1, л.д. 12-14; т. 2, л.д. 43-45, 48-50).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29.01.2015 N 74/001/009/2015-307 права, правопритязания, обременения, аресты (запрещения) в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:38:0115001:6 в указанном реестре не зарегистрированы (т. 1, л.д. 67).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.01.2015 N 74/001/009/2015-308 права, правопритязания, обременения, аресты (запрещения) в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:38:0000000:87 в указанном реестре не зарегистрированы (т. 1, л.д. 70).
С сопроводительным письмом от 03.03.2015 N 2091 филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области представил в Управление Росреестра схему расположения земельных участков с отображением границы земельного участка с кадастровым номером 74:38:0115001:6 на растровой основе. Из схемы следует, что земельный участок с кадастровым номером 74:38:0115001:6 полностью входит в границы муниципального образования "Чебаркульский городской округ", а также в границы памятника природы Челябинской области Чебаркульский бор (т. 2, л.д. 110, 111).
Как следует из письма Министерства экологии Челябинской области от 19.05.2015 N 01/3343, адресованного Управлению Росреестра, земельный участок с кадастровым номером 74:38:0115001:6 находится в границах памятника природы регионального значения Чебаркульский бор (т. 3, л.д. 76).
В письме от 19.10.2015 N 12386 Управление Росимущества сообщило о том, что в реестре федерального имущества отсутствуют сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 74:38:0000000:87 и 74:38:0115001:6, площадью 5 190 700 кв. м и 44 783 кв. м, соответственно (т. 4, л.д. 38, 39).
Полагая, что отказ в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 28.05.2014 N 831 является незаконным, ООО "Натали" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу (о признании решения регистрирующего органа незаконным).
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, арбитражный суд первой инстанции исходил из правомерности принятого заинтересованным лицом решения. Суд пришел к выводу о том, что представленные на государственную регистрацию документы при наличии сведений о вхождении земельного участка с кадастровым номером 74:38:0115001:6 в границы памятника природы регионального значения Чебаркульский бор не подтверждают право собственности Российской Федерации на передаваемый в аренду земельный участок. Суд указал, что у государственного регистратора отсутствовала объективная возможность по результатам правовой экспертизы представленных документов сделать однозначный вывод об отнесении спорного земельного участка к собственности Российской Федерации. Суд также исходил из того, что фактически существует спор о праве на земельный участок с кадастровым номером 74:38:0115001:6 (право собственности Российской Федерации или Челябинской области), который не подлежит разрешению в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ)).
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица. В случае, если право возникает на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты (пункт 1). К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе (пункт 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ).
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав (пункт 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ).
При правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (пункт 32 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.07.2002 N 184 (далее - Методические рекомендации)).
При проверке юридической силы правоустанавливающих документов в зависимости от вида документа рекомендуется, в том числе, проверить:
- - соответствие требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа, формы и содержания документа;
- - обладал ли орган государственной власти (орган местного самоуправления) соответствующей компетенцией на издание акта, а также соблюден ли порядок издания таких актов, в том числе уполномоченное ли лицо подписало этот акт;
- - наличие соответствующих прав по распоряжению объектом недвижимости у подписавшего документ лица, например, у продавца и его представителя (пункт 38 Методических рекомендаций).
Законность сделки проверяется независимо от формы ее совершения (нотариальная или простая письменная) как в случае регистрации самой сделки, так и в случае регистрации на ее основании перехода, ограничения (обременения) права. С учетом требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к договорам, при проведении правовой экспертизы (проверке законности сделки) рекомендуется проверять, в том числе, принадлежность имущества лицу, распоряжающемуся недвижимостью, или полномочия по распоряжению недвижимостью лицами, не являющимися собственниками имущества в случаях, когда закон допускает распоряжение объектом недвижимого имущества не его собственником, а также соблюдение прав и законных интересов третьих лиц, не участвующих в сделке, а также публично-правовых интересов в установленных законом случаях (пункт 40 Методических рекомендаций).
В настоящем случае по результатам проведения правовой экспертизы представленных ООО "Натали" на государственную регистрацию документов государственный регистратор пришел к обоснованному выводу о наличии препятствий в осуществлении государственной регистрации договора от 28.05.2014 N 831 аренды лесного участка с кадастровым номером 74:38:0115001:6.
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи) (пункт 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (статья 608 названного Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (пункт 3 указанной статьи).
Согласно пункту 1 статьи 8 названного Кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (пункт 2 указанной статьи).
В силу пункта 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.
Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения (пункт 5 указанной статьи).
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 названного Закона памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Памятники природы могут быть федерального, регионального значения (пункт 2 указанной статьи).
Согласно пункту 2 статьи 26 названного Закона природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении (пункт 3 указанной статьи).
В силу пункта 4 указанной статьи объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 3 Закона Челябинской области от 14.05.2002 N 81-ЗО "Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области" особо охраняемая природная территория считается образованной с момента утверждения ее границ и положения о ней органом государственной власти или органом местного самоуправления. Особо охраняемая природная территория регионального значения, занятая памятником природы Челябинской области, считается образованной со дня объявления природного объекта или природного комплекса памятником природы. Утверждение границ памятника природы является основанием для прекращения использования земельных участков в целях, не соответствующих режиму особой охраны территории памятника природы.
Таким образом, границы памятника природы, в том числе факт вхождения границ площади земельного участка в территориальную зону памятника природы, определяются не сведениями государственного кадастра недвижимости о категории земельного участка, а нормативным правовым актом органа государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (в зависимости от значения памятника природы).
Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 26.06.2008 N 1246 утверждена граница памятника природы Челябинской области Чебаркульского бора, а также описание местоположения границы памятника природы Челябинской области Чебаркульского бора.
Постановлением Правительства Челябинской области от 18.12.2008 N 413-П утверждено Положение о памятнике природы Челябинской области Чебаркульский бор (далее - Положение).
Чебаркульский бор отнесен к памятникам природы Челябинской области решением исполнительного комитета Челябинского областного Совета народных депутатов от 21.01.1969 N 29 "Об охране памятников природы в области" (пункт 2 Положения).
Вся территория памятника природы Чебаркульский бор - относится к категории земель населенных пунктов (пункт 5 Положения).
Как указывалось ранее, по сведениям государственного кадастра недвижимости, испрашиваемый заявителем в аренду земельный участок с кадастровым номером 74:38:0115001:6 полностью входит в зону "Памятник природы Челябинской области Чебаркульский бор", 74.38.2.1 (т. 1, л.д. 30-32; т. 2, л.д. 63).
Таким образом, границы спорного земельного участка не исключены из границ памятника природы.
Факт вхождения спорного лесного участка в состав памятника природы ООО "Натали" и Управление лесами не оспорили, доказательств в опровержение соответствующего обстоятельства не представили (часть 2 статьи 9, часть 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Также следует отметить, что из документов и материалов, имевшихся в распоряжении Управления Росреестра, следует, что земельный участок с кадастровым номером 74:38:0115001:6 поставлен на государственный кадастровый учет в результате выдела из земельного участка с кадастровым номером 74:38:0000000:87.
На то обстоятельство, что спорный участок сформирован в результате выдела из земельного участка с кадастровым номером 74:38:0000000:87, указано, в частности, в распоряжении Управления лесами от 25.11.2013 N 524-р (т. 3, л.д. 15-17).
При этом кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 74:38:0000000:87 сведения о предыдущем кадастровом номере отсутствуют.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции обоснованно отметил, что у государственного регистратора отсутствовала объективная возможность по результатам правовой экспертизы представленных документов сделать однозначный вывод об отнесении спорного земельного участка к собственности Российской Федерации.
Только лишь факт указания в словесном описании лесного участка с кадастровым (условным) номером 74-74-38/005/2010-451 в свидетельстве о государственной регистрации права собственности Российской Федерации выделов, относящихся территориально к Чебаркульскому бору, не опровергает указанного ранее.
Таким образом, отказ в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 28.05.2014 N 831, изложенный в письме Управления Росреестра от 24.10.2014 N 01/457/2014-436, является законным.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае ее уплаты в большем размере, чем это предусмотрено.
ООО "Натали" подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная на основании платежного поручения от 23.12.2015 N 419 государственная пошлина в размере 1500 руб.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.11.2015 по делу N А76-30388/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Натали" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Натали" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 23.12.2015 N 419 государственную пошлину в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.В.ПИВОВАРОВА
Судьи
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
М.И.КАРПАЧЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)