Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 06.10.2017 ПО ДЕЛУ N 33-7878/2017

Требование: О возложении обязанности разработать карту объекта землеустройства территории городского поселения, представить карту для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства РФ установлено, что в нарушение требований законодательства ответчиком не разработана и не представлена в орган кадастрового учета карта (план) территории городского поселения, что нарушает права неопределенного круга лиц на осуществление строительства в соответствии с документами территориального планирования муниципального образования.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 октября 2017 г. по делу N 33-7878/2017


Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Верхотуровой И.В.,
судей Порохового С.П., Романовой И.А.,
при секретаре Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Хабаровске гражданское дело по иску Николаевского-на-Амуре городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Николаевского муниципального района о возложении обязанности разработать карту объекта землеустройства территории городского поселения "Рабочий поселок "Многовершинный" Николаевского муниципального района Хабаровского края, предоставить карту для внесения сведения в государственный кадастр недвижимости, по апелляционной жалобе администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края на решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 01 августа 2017 года,
заслушав доклад судьи Верхотуровой И.В., объяснения прокурора Доськовой Т.Ю.,

установила:

Николаевский-на-Амуре городской прокурор обратился в суд с вышеназванным иском к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, ссылаясь на то, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства, установлено, что в нарушение требований законодательства администрацией не разработана и не представлена в орган кадастрового учета карта (план) территории городского поселения "Рабочий поселок "Многовершинный" Николаевского муниципального района Хабаровского края. Отсутствие карты объекта землеустройства данной территории нарушает права неопределенного круга лиц на осуществление строительства в соответствии с документами территориального планирования муниципального образования, выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования о предмете спора, привлечены администрация городского поселения "Рабочий поселок "Многовершинный" Николаевского муниципального района Хабаровского края, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю.
Решением Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 01 августа 2017 года исковые требования Николаевского-на-Амуре городского прокурора удовлетворены. На администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность разработать карту (план) объекта землеустройства - территории городского поселения "Рабочий поселок Многовершинный" Николаевского района Хабаровского края, предоставить в Управление Росреестра по Хабаровскому краю карту (план) объекта землеустройства территории городского поселения "Рабочий поселок Многовершинный" Николаевского района Хабаровского края для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края просит постановленное судом решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, выразившихся в рассмотрении дела в порядке гражданского судопроизводства, а не в порядке, предусмотренном КАС РФ, в связи с чем производство по делу подлежало прекращению; в связи с тем, что не является надлежащим ответчиком.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, с ходатайством об отложении рассмотрения дела к суду не обращались. На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив законность вынесенного судом решения по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. На основании ст. 327, 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора, возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 указанного Закона, к вопросам местного значения, в том числе, отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Как следует из ст. 19 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" карты (планы) объектов землеустройства относятся к видам землеустроительной документации.
Согласно ст. 20 вышеуказанного Закона определение границ объекта землеустройства осуществляется путем подготовки карты (плана), форма и требования к составлению которой утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.07.2009 N 621.
В соответствии с пунктом 2 Требований к составлению карты (объекта) плана землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 года N 621, карта (план) объекта землеустройства составляется по результатам описания местоположения границ объекта землеустройства либо части (частей) таких границ и (или) установления границ объекта землеустройства либо части (частей) таких границ на местности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 24.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее по тексту - Закона N 218-ФЗ) подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ карта-план территории содержит необходимые для государственного кадастрового учета сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ.
Как следует из п. 8 ч. 1 ст. 32 Закона N 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.
В соответствии с п. 3 ст. 19 Закона N 218-ФЗ орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на утверждение карты-плана территории, обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и карту-план территории посредством отправления в электронной форме.
Исходя из содержания п. 18, 20 указанной статьи обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 7, 8 и 10 части 1 настоящей статьи, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве". Органы государственной власти, органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений (актов), указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 18 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства или в соответствии с частью 19 настоящей статьи требуется описание местоположения границ соответствующих территорий или зон, - в течение шести месяцев с даты принятия указанных в пунктах 12, 14 - 16 части 1 настоящей статьи решений (актов) или в течение трех месяцев с даты принятия указанных в части 15 настоящей статьи решений (актов).
Как установлено судом первой инстанции и следует из информации ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Хабаровскому краю от 12.04.2017 года, по состоянию на 12.04.2017 года, в Едином государственном реестре недвижимости в отношении границ муниципальных образований - Николаевского муниципального района, городского поселения "Рабочий поселок Многовершинный" сведения отсутствуют. Документы для внесения указанных сведений не предоставлялись.
Согласно п. 36 ст. 5 Устава Николаевского муниципального района (далее Устав) к вопросам местного значения района относится организация в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории.
Как следует из пп. 1.1 п. 36 ст. 5 Устава к вопросам местного значения муниципального района, решаемым органами местного самоуправления муниципального района на территории сельских поселений, входящих в состав муниципального района относятся в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, установил, что карта (план) является официальным источником сведений о местонахождении и границах земельного участка, ее отсутствие нарушает права неопределенного круга лиц на осуществление строительства, беспрепятственный доступ к документу, указанная карта объекта землеустройства - территории городского поселения "Рабочий поселок Многовершинный" не разработана и не представлена в орган кадастрового учета - в Управление Росреестра по Хабаровскому краю, и пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора, установив срок 10 месяцев для выполнения работ по исполнению обязанности, возложенной судом.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют материалам дела и требованиям закона, регулирующим спорные правоотношения.
Судебная коллегия приходит к выводу, что из положений законодательства и Устава Николаевского муниципального района, подлежащего обязательному исполнению на всей территории муниципального района, которым к вопросам местного значения, решаемыми органами местного самоуправления муниципального района отнесены вопросы организации разработки и утверждения данного вида документации, следует, что обязанность по составлению карты-плана территории и ее предоставления для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости обоснованно возложена судом на администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости исполнения указанной обязанности Правительством Хабаровского края, ошибочны, являются следствием ошибочного толкования закона.
Пунктом 3 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", на который ссылается заявитель, возложена обязанность на высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направления в орган регистрации прав документов, воспроизводящих сведения, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации об установлении или изменении границ муниципальных образований либо о преобразовании муниципальных образований в случае установления или изменения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования, что не свидетельствует об освобождении муниципального образования от возложенной Федеральным "О государственной регистрации недвижимости" обязанности по предоставлению необходимых документов для осуществления государственного кадастрового учета - карты (плана) объекта землеустройства территории сельского поселения для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.
Составление карт (планов) объектов землеустройства является неотъемлемой частью описания границ объекта землеустройства. Отсутствие таких карт (планов) влечет невнесение сведений о границах таких объектов в государственный кадастр недвижимости и невыполнение возложенной на муниципальное образование закрепленной законодательством обязанности по составлению документов, необходимых для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости, предоставлению их в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю.
Доводы жалобы о наличии оснований для прекращения производства по делу, поскольку дело подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, судебной коллегией не принимаются, поскольку основанием для отмены правильного по существу решения, не являются.
Судебная коллегия приходит к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Доводы апелляционной жалобы правильности выводов суда не опровергают. Оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 01 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
И.В.ВЕРХОТУРОВА

Судьи
С.П.ПОРОХОВОЙ
И.А.РОМАНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)