Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 22.06.2016 ПО ДЕЛУ N А26-1273/2016

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 июня 2016 г. по делу N А26-1273/2016


Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 22 июня 2016 года.
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Дружинина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крехановой Е.В.
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску
федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации
к Министерству сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия, обществу с ограниченной ответственностью "Спортивный охотничий клуб"
о признании недействительным соглашения N 034 от 28.12.2012 и применении последствий недействительности ничтожной сделки
при участии представителей:
истца - Кудринского Е.Н. по доверенности от 21.04.2016,
ответчика, Министерства, - Кима Е.Г. по доверенности от 01.12.2015,
ответчика, Общества, - Турской Г.В. по доверенности от 10.05.2016,

установил:

федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1107746633521, ИНН: 7704761773; место нахождения: 119435, г. Москва, ул. Пироговская Б., д. 21, корп. 1; далее - истец, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия (ОГРН: 1041000031930, ИНН: 1001048092; место нахождения: 185035, г. Петрозаводск, ул. Свердлова, д. 8; далее - Министерство), обществу с ограниченной ответственностью "Спортивный охотничий клуб" (ОГРН: 1021001026034, ИНН: 1014005530; место нахождения: 186000, г. Олонец, ул. Свирских дивизий, д. 5; далее - Общество) о признании недействительным охотхозяйственного соглашения N 034 от 28.12.2012 и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия письменно согласовать предоставление в аренду земельных и лесных участков в целях добычи охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий с Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Исковые требования обоснованы положениями статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от 02.02.1998 N 135 "О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны", пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указам Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, пункта 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В настоящем судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении; выразил мнение о том, что размещение охотничьих угодий на территории земельных и лесных участков Министерства обороны РФ нарушает режимность объектов обороны, в том числе и объектов стратегического назначения, в связи с чем осуществление охотхозяйственной деятельности на землях обороны без надлежащего согласования с Минобороны России является прямым нарушением законодательства Российской Федерации, в частности пункта 5.1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации; на основании изложенного истец рассматривает заключенное ответчиками в отсутствие соответствующего согласования с Минобороны России и без оформления земельных правоотношений между Минобороны России и охотпользователем охотхозяйственное соглашение N 034 от 28.12.2012 как заключенное с нарушением действующего законодательства и, как следствие, ничтожное; ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
Представители Министерства и Общества против иска возражали по основаниям, изложенным в отзывах; представитель Министерства ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
В силу статей 41, 65 - 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд приобщил к материалам дела представленные сторонами документы.
Заслушав представителей сторон и изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Между Обществом и Министерством заключено охотхозяйственное соглашение N 034 от 28.12.2012 (далее - соглашение), предметом которого согласно пункту 1 соглашения является предоставление Обществу права на использование охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья, поименованных в пункте 2.2 соглашения.
В соответствии с пунктом 2.4 соглашения площадь названного охотничьего угодья составляет 180 988,6 га.
Согласно картам охотничьих угодий и картографическим схемам ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России данное охотничье угодье расположено в кварталах с 286 по 306 Скалистого участкового лесничества Хвойного лесничества Минобороны России.
Согласно кадастровой выписке N 1000/240/14-62216 от 02.07.2014 в отношении названного земельного участка установлена категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земля для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 135 определено закрепление лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2014 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным силам.
В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Правом управления и контроля за использованием лесов и природных ресурсов на территории земель обороны в настоящее время обладает Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 19 Устава федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение), утвержденным приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 2015 года N 297, Учреждение осуществляет свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
Руководствуясь вышеприведенными нормами права и ссылаясь на пункт 5.1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации, в котором указано, что допускается включать земельные участки, включенные в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в границы охотничьих угодий с согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент заключения оспариваемого соглашения) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно части 1 статьи 166 и части 1 статьи 167 этого же Кодекса ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Заявляя о ничтожности охотхозяйственного соглашения N 034 от 28.12.2012, истец ссылается на его заключение ответчиками в отсутствие полученного от Министерства обороны Российской Федерации согласования включения в границы спорного охотничьего угодья земельных участков, предоставленных для нужд обороны, предусмотренного пунктом 5.1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации.
Названная норма права введена в действие 01.04.2010 Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что Общество осуществляет пользование животным миром (охота) на предоставленной территории, в том числе в границах Хвойного лесничества Минобороны России (кварталы с 286 по 306 Скалистого участкового лесничества), с 18.12.2002 на основании: долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 26.12.2002 серии XX N 5787; договора о предоставлении территории, акватории, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, на части территории Олонецкого района от 28.01.2005 N 44; распоряжения Правительства Республики Карелия о предоставлении территории, акватории, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, от 18.12.2002 N 312р-П (л.д. 87-94).
В соответствии со статьями 33 - 35, 37, 41 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" в редакции, действовавшей до 01.04.2010, юридические лица могли получить право пользования животным миром, включая такой вид пользования, как охота, на основании долгосрочной лицензии - специального разрешения на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира; неотъемлемым элементом выдачи долгосрочной лицензии являлось заключение договора, которым заинтересованному лицу предоставлялась территория (акватория), необходимая для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
В том числе статьей 37 названного Закона было установлено, что для получения такой долгосрочной лицензии заинтересованное лицо должно было подать заявку в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, указав сведения о границах и площади территорий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, и предполагаемый срок такого пользования.
Требования о необходимости согласования включения земельных участков, предоставленных для нужд обороны, в границы охотничьих угодий с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обороны, ни Закон о животном мире (в указанной редакции), ни иные нормативно-правовые акты, регламентирующие спорные правоотношения сторон в период их возникновения (декабрь 2002 года), не содержали.
Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступил в силу с 01.04.2010 за исключением ряда положений, вступивших в силу с 01.07.2011 (статья 72 данного Закона).
При этом из содержания статьи 71 этого Закона следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели сохраняют право долгосрочного пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов, которое возникло у них на основании долгосрочных лицензий, полученных до 1 апреля 2010 года, до истечения срока действия соответствующей лицензии, если иное прямо не установлено законом; долгосрочные лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов продлению не подлежат; такие юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с проявившими соответствующую инициативу юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в течение трех месяцев даты их обращения в эти органы.
Из приведенных положений следует, что юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, допущенным к долгосрочному пользованию животным миром в целях охоты на основании Закона о животном мире, со дня вступления в силу Закона об охоте предоставлена возможность по собственному выбору в установленном порядке заключить без проведения аукциона охотхозяйственное соглашение с соблюдением предусмотренных законом условий.
В этих случаях в качестве основания для заключения охотхозяйственного соглашения выступает действующая долгосрочная лицензия на право пользования животным миром, выданная до вступления в силу Закона об охоте. При этом право заключить охотхохяйственное соглашение без проведения аукциона признается за лицом лишь в отношении охотничьих угодий, указанных в договоре о предоставлении в пользование территории или акватории, заключенного до вступления в силу Закона об охоте.
Поскольку Законом об охоте предусмотрена возможность продлить право пользования животным миром, возникшее у лицензиатов на основании ранее выданных долгосрочных лицензий в границах охотничьих угодий, предоставленных ранее по договору о предоставлении в пользование территории или акватории, путем заключения охотхозяйственного соглашения, то при таких обстоятельствах согласования охотхозяйственных соглашений с Министерством обороны Российской Федерации на предмет включения в границы охотничьих угодий земельных участков, предоставленных для нужд обороны, не требуется.
Спорное охотхозяйственное соглашение N 034 от 28.12.2012 было заключено между ответчиками в порядке, регламентированном статьей 71 Закона об охоте на основании соответствующего заявления Общества, как следствие, обязательство по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации включения в границы спорного охотничьего угодья земельных участков, предоставленных для нужд обороны, у ответчиков отсутствовало.
Получение согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности предусмотрено для включения земельных участков, включенных в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в границы охотничьих угодий (часть 5.1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации), а не в случае реализации в порядке статьи 71 Закона об охоте права Общества на сохранение права долгосрочного пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов, которое у него возникло на основании долгосрочной лицензии с 2002 года.
Вместе с тем, суд учитывает, что 05.06.2012 Министерство сообщило истцу об обращении Общества с заявлением о заключении оспариваемого соглашения. Истец, в свою очередь, не высказав в ответе от 14.06.2012 N 502 возражений, указал на площадь участка Скалистого участкового лесничества Хвойного лесничества Минобороны России и представил соответствующую схему.
Довод истца о неправомерности спорного соглашения в связи с отсутствием оформления земельных правоотношений в границах предоставленного Обществу охотничьего угодья также является неправомерным, основанным на неверном толковании норм материального права.
Согласно части 1 статьи 25 Закона об охоте для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Законом, земельным законодательством и лесным законодательством.
Статьей 26 Закона об охоте предусмотрено, что на землях и земельных участках, расположенных в границах охотничьих угодий и не предоставленных в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, осуществляется охота в соответствии с охотхозяйственными соглашениями (часть 2).
Комплексное толкование вышеприведенных норм права свидетельствует об отсутствии у лицензиата, право пользования животным миром которого возникло на основании ранее выданной долгосрочной лицензии, обязательства по получению лесных или земельных участков в пользование (аренду) для осуществления видов деятельности в области охотничьего хозяйства при заключении охотхозяйственных соглашений в порядке статьи 71 Закона об охоте.
На основании изложенного суд признает охотхозяйственное соглашение N 034 от 28.12.2012 легитимным, а требования истца - необоснованными, в связи с чем отказывает в удовлетворении иска полностью.
Учитывая, что истец в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, оснований для взыскания последней не имеется.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

решил:

1. В удовлетворении иска федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1107746633521, ИНН: 7704761773) отказать.
2. Решение может быть обжаловано:
- - в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект 65);
- - в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4) при условии, что данное решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

С.И.ДРУЖИНИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)