Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения; Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что не представлены правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых расположены наземные части сооружения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Преснецовой Т.Г., судей Рудницкого Г.М., Сергеевой И.В., рассмотрев 27.09.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.05.2017 (судья Быстров И.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2017 (судьи Мурахина Н.В., Докшина А.Ю., Чапаев И.А.) по делу N А05-940/2017,
установил:
Администрация муниципального образования "Северодвинск", место нахождения: 164501, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Плюснина, д. 7, ОГРН 1032901000703, ИНН 2902018137 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным выраженного в сообщении от 27.10.2016 N 29/006/052/2016-038 отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, место нахождения: 163000, г. Архангельск, Садовая ул., д. 5, корп. 1, ОГРН 1042900050566, ИНН 2901131228 (далее - Управление Росреестра), в государственной регистрации права муниципальной собственности на сооружение наружного электроосвещения протяженностью 364 м с кадастровым номером 29:28:102009:236, расположенное по адресу: Архангельская обл., г. Северодвинск, квартал 009, и об обязании Управления Росреестра зарегистрировать право муниципальной собственности на указанный объект.
Решением суда первой инстанции от 04.05.2017 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2017 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Податель жалобы ссылается на то, что заявителем не были представлены правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых расположены наземные части сооружения; сооружение имеет признаки самовольной постройки, поскольку создано на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для целей строительства; в данном случае отсутствовали основания для государственной регистрации права муниципальной собственности на спорное сооружение.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит отказать в ее удовлетворении и оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле и надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании муниципальных контрактов по заказу Администрации при застройке многоквартирными домами квартала 009 города Северодвинска в 2013-2014 годах выполнены работы по строительству сооружения электроэнергетики - наружного электроосвещения протяженностью 364 м.
Данное сооружение поставлено на государственный кадастровый учет 09.11.2015 с присвоением кадастрового номера 29:28:102009:236, что подтверждается данными кадастрового паспорта от 09.12.2016 N 2900/201/16-287895.
Как указано в кадастровом паспорте, названное сооружение расположено в границах пяти земельных участков с кадастровыми номерами 29:28:102009:10, 29:28:102009:20, 29:28:102009:9, 29:28:102009:8, 29:28:102009:2.
Администрация обратилась в Управление Росреестра с заявлением от 16.09.2016 о государственной регистрации права муниципальной собственности на указанное сооружение, приложив к нему кадастровый паспорт сооружения, декларацию об объекте недвижимого имущества, технический план сооружения, также муниципальные контракты по строительству многоквартирных домов и договоры безвозмездного пользования земельными участками.
Управление Росреестра, ссылаясь на пункт 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действовавшей до 01.01.2017; далее - Закон N 122-ФЗ), приостановило государственную регистрацию заявленных прав, поскольку Администрация не представила правоустанавливающие документы на земельные участки с кадастровыми номерами 29:28:102009:8, 29:28:102009:2, на которых расположена наземная часть объекта.
Поскольку по истечении срока для приостановления регистрации Администрация не представила указанные документы, регистрирующий орган в сообщении от 27.10.2016 N 29/006/052/2016-038 уведомил заявителя об отказе в государственной регистрации права собственности на спорное сооружение со ссылкой на абзац 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ.
Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением, считая такой отказ Управления Росреестра незаконным и нарушающим ее права и законные интересы и указывая на предоставление ею всех необходимых документов для государственной регистрации права муниципальной собственности на спорное сооружение.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства и руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 2, 16, 17, 18, 20, 25, 25.3 Закона N 122-ФЗ, пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), пунктом 11 статьи 1, пунктами 3, 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), пунктами 3, 4 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - Постановление N 1300), установили, что спорный объект относится к линейным объектам вспомогательного назначения, находится на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, для его сооружения не требовалось разрешения на строительство и решения органа местного самоуправления о предоставлении земельных участков или об установлении сервитутов. С учетом установленных обстоятельств суды посчитали, что у Управления Росреестра отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный объект, в связи с чем удовлетворили заявленные требования в полном объеме.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела и изучив доводы, приведенные в кассационной жалобе, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов в связи со следующим.
В силу положений статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя при представлении заявителем необходимых для ее проведения документов.
Государственная регистрация прав осуществляется на основании документов, перечисленных в статье 17 Закона N 122-ФЗ; истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям, установленным Законом N 122-ФЗ, и если иное не установлено законодательством Российской Федерации, не допускается.
В статье 20 Закона N 122-ФЗ перечислены исчерпывающие основания отказа в государственной регистрации. Согласно абзацу 10 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав, когда обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Пунктом 1 статьи 25 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Статьей 25.3 названного Закона установлены особенности государственной регистрации права собственности на создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества, для строительства которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство. Основаниями для государственной регистрации права собственности на такой объект являются документы, подтверждающие факт создания объекта недвижимого имущества и содержащие его описание, а также правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен заявленный к регистрации объект недвижимости.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 29.09.2017 N Ф07-10338/2017 ПО ДЕЛУ N А05-940/2017
Требование: Об оспаривании отказа Росреестра в государственной регистрации права муниципальной собственности на сооружение наружного электроосвещения.Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения; Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что не представлены правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых расположены наземные части сооружения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2017 г. по делу N А05-940/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Преснецовой Т.Г., судей Рудницкого Г.М., Сергеевой И.В., рассмотрев 27.09.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.05.2017 (судья Быстров И.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2017 (судьи Мурахина Н.В., Докшина А.Ю., Чапаев И.А.) по делу N А05-940/2017,
установил:
Администрация муниципального образования "Северодвинск", место нахождения: 164501, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Плюснина, д. 7, ОГРН 1032901000703, ИНН 2902018137 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным выраженного в сообщении от 27.10.2016 N 29/006/052/2016-038 отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, место нахождения: 163000, г. Архангельск, Садовая ул., д. 5, корп. 1, ОГРН 1042900050566, ИНН 2901131228 (далее - Управление Росреестра), в государственной регистрации права муниципальной собственности на сооружение наружного электроосвещения протяженностью 364 м с кадастровым номером 29:28:102009:236, расположенное по адресу: Архангельская обл., г. Северодвинск, квартал 009, и об обязании Управления Росреестра зарегистрировать право муниципальной собственности на указанный объект.
Решением суда первой инстанции от 04.05.2017 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2017 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Податель жалобы ссылается на то, что заявителем не были представлены правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых расположены наземные части сооружения; сооружение имеет признаки самовольной постройки, поскольку создано на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для целей строительства; в данном случае отсутствовали основания для государственной регистрации права муниципальной собственности на спорное сооружение.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит отказать в ее удовлетворении и оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле и надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании муниципальных контрактов по заказу Администрации при застройке многоквартирными домами квартала 009 города Северодвинска в 2013-2014 годах выполнены работы по строительству сооружения электроэнергетики - наружного электроосвещения протяженностью 364 м.
Данное сооружение поставлено на государственный кадастровый учет 09.11.2015 с присвоением кадастрового номера 29:28:102009:236, что подтверждается данными кадастрового паспорта от 09.12.2016 N 2900/201/16-287895.
Как указано в кадастровом паспорте, названное сооружение расположено в границах пяти земельных участков с кадастровыми номерами 29:28:102009:10, 29:28:102009:20, 29:28:102009:9, 29:28:102009:8, 29:28:102009:2.
Администрация обратилась в Управление Росреестра с заявлением от 16.09.2016 о государственной регистрации права муниципальной собственности на указанное сооружение, приложив к нему кадастровый паспорт сооружения, декларацию об объекте недвижимого имущества, технический план сооружения, также муниципальные контракты по строительству многоквартирных домов и договоры безвозмездного пользования земельными участками.
Управление Росреестра, ссылаясь на пункт 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действовавшей до 01.01.2017; далее - Закон N 122-ФЗ), приостановило государственную регистрацию заявленных прав, поскольку Администрация не представила правоустанавливающие документы на земельные участки с кадастровыми номерами 29:28:102009:8, 29:28:102009:2, на которых расположена наземная часть объекта.
Поскольку по истечении срока для приостановления регистрации Администрация не представила указанные документы, регистрирующий орган в сообщении от 27.10.2016 N 29/006/052/2016-038 уведомил заявителя об отказе в государственной регистрации права собственности на спорное сооружение со ссылкой на абзац 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ.
Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением, считая такой отказ Управления Росреестра незаконным и нарушающим ее права и законные интересы и указывая на предоставление ею всех необходимых документов для государственной регистрации права муниципальной собственности на спорное сооружение.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства и руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 2, 16, 17, 18, 20, 25, 25.3 Закона N 122-ФЗ, пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), пунктом 11 статьи 1, пунктами 3, 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), пунктами 3, 4 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - Постановление N 1300), установили, что спорный объект относится к линейным объектам вспомогательного назначения, находится на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, для его сооружения не требовалось разрешения на строительство и решения органа местного самоуправления о предоставлении земельных участков или об установлении сервитутов. С учетом установленных обстоятельств суды посчитали, что у Управления Росреестра отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный объект, в связи с чем удовлетворили заявленные требования в полном объеме.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела и изучив доводы, приведенные в кассационной жалобе, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов в связи со следующим.
В силу положений статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя при представлении заявителем необходимых для ее проведения документов.
Государственная регистрация прав осуществляется на основании документов, перечисленных в статье 17 Закона N 122-ФЗ; истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям, установленным Законом N 122-ФЗ, и если иное не установлено законодательством Российской Федерации, не допускается.
В статье 20 Закона N 122-ФЗ перечислены исчерпывающие основания отказа в государственной регистрации. Согласно абзацу 10 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав, когда обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Пунктом 1 статьи 25 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Статьей 25.3 названного Закона установлены особенности государственной регистрации права собственности на создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества, для строительства которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство. Основаниями для государственной регистрации права собственности на такой объект являются документы, подтверждающие факт создания объекта недвижимого имущества и содержащие его описание, а также правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен заявленный к регистрации объект недвижимости.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)