Судебные решения, арбитраж
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 12 сентября 2017 года
Полный текст решения изготовлен 18 сентября 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.С. Трухина, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.А. Курченко, рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению ООО "ПСК-ПЛЮС" (ИНН 6604028514, ОГРН 1116604000545)
к АДМИНИСТРАЦИИ БЕРЕЗОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА (ИНН 6604003608, ОГРН 1026600669094)
о признании незаконным решения об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Смышляев Д.В., представитель по доверенности от 22.05.2017,
от заинтересованного лица: Садреев А.А., представитель по доверенности от 01.02.2017.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
ООО "ПСК-Плюс" обратилось в суд с заявлением к АДМИНИСТРАЦИИ БЕРЕЗОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА о признании незаконным решения об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Березовский, пос. Ленинский, 30В, выраженного в письме от 02.05.2017 N 1417/03-10; возложении обязанности устранить нарушения прав и законных интересов путем подготовки и направления проекта договора купли-продажи земельного участка.
Заинтересованное лицо представило отзыв, просит в удовлетворении заявления отказать.
От заявителя приобщены возражения на отзыв, полагает доводы несостоятельными.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
Обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества: здание АБК, назначение: нежилое, площадь 268,9 кв. м; здание котельной, назначение: нежилое здание, площадь 27 кв. м; часть здания, назначение: нежилое, площадь 1249,0 кв. м, что подтверждается свидетельствами о государственной прав.
Указанные объекты расположены на земельном участке: Свердловская область, город Березовский, пос. Ленинский, д. 30В, площадью 9211,0 кв. м, кадастровый номер 66:35:0102001:18.
Земельный участок был предоставлен обществу на праве аренды на основании договора аренды земельного участка N 1068/1 от 20.03.2017.
Разрешенное использование земельного участка: для строительства объекта промышленности - производственной базы (п. 1.1. договора).
06.04.2017 общество обратилось в Администрацию Березовского городского округа с заявлением о приобретении земельного участка в собственность.
02.05.2017 Администрацией Березовского городского округа было принято решение об отказе в предоставлении в собственность земельного участка (письмо N 1417/03-10 от 02.05.2017).
Основанием для отказа является то, что не представлено доказательств использования всего земельного участка, а также испрашиваемая площадь земельного участка несоразмерна площади всех объектов, расположенных на нем.
Не согласившись с отказом, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, суд считает отказ незаконным.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1, подп. 6 п. 2 ст. 39.3. Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен ст. 39.17 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п. 5 указанной статьи Кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит императивные основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В силу подп. 25 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с названным Кодексом, другими федеральными законами.
Из совокупного толкования вышеуказанных норм Земельного кодекса Российской Федерации усматривается, что собственник объектов недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования, площадь которого определяется исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенного на нем объекта.
Отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность мотивирован значительным превышением площади земельного участка суммарной площади расположенных на нем объектов недвижимости.
Материалами дела подтверждается принадлежность обществу на праве собственности объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке, используемом на основании договора аренды N 1068 от 20.03.2017, которые были введены в эксплуатацию в соответствии с разрешением на ввод объектов.
Заинтересованным лицом представленные заявителем документы не опровергнуты, само по себе математическое неравенство площади зарегистрированных объектов недвижимости заявителя и площади земельного участка не является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
Оценив в совокупности представленные заявителем документы, подтверждающие его право на приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов, суд признает отказ, основанный заинтересованным лицом на п. 25 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, незаконным.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 18.09.2017 ПО ДЕЛУ N А60-26164/2017
Разделы:Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 сентября 2017 г. по делу N А60-26164/2017
Резолютивная часть решения объявлена 12 сентября 2017 года
Полный текст решения изготовлен 18 сентября 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.С. Трухина, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.А. Курченко, рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению ООО "ПСК-ПЛЮС" (ИНН 6604028514, ОГРН 1116604000545)
к АДМИНИСТРАЦИИ БЕРЕЗОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА (ИНН 6604003608, ОГРН 1026600669094)
о признании незаконным решения об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Смышляев Д.В., представитель по доверенности от 22.05.2017,
от заинтересованного лица: Садреев А.А., представитель по доверенности от 01.02.2017.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
ООО "ПСК-Плюс" обратилось в суд с заявлением к АДМИНИСТРАЦИИ БЕРЕЗОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА о признании незаконным решения об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Березовский, пос. Ленинский, 30В, выраженного в письме от 02.05.2017 N 1417/03-10; возложении обязанности устранить нарушения прав и законных интересов путем подготовки и направления проекта договора купли-продажи земельного участка.
Заинтересованное лицо представило отзыв, просит в удовлетворении заявления отказать.
От заявителя приобщены возражения на отзыв, полагает доводы несостоятельными.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
Обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества: здание АБК, назначение: нежилое, площадь 268,9 кв. м; здание котельной, назначение: нежилое здание, площадь 27 кв. м; часть здания, назначение: нежилое, площадь 1249,0 кв. м, что подтверждается свидетельствами о государственной прав.
Указанные объекты расположены на земельном участке: Свердловская область, город Березовский, пос. Ленинский, д. 30В, площадью 9211,0 кв. м, кадастровый номер 66:35:0102001:18.
Земельный участок был предоставлен обществу на праве аренды на основании договора аренды земельного участка N 1068/1 от 20.03.2017.
Разрешенное использование земельного участка: для строительства объекта промышленности - производственной базы (п. 1.1. договора).
06.04.2017 общество обратилось в Администрацию Березовского городского округа с заявлением о приобретении земельного участка в собственность.
02.05.2017 Администрацией Березовского городского округа было принято решение об отказе в предоставлении в собственность земельного участка (письмо N 1417/03-10 от 02.05.2017).
Основанием для отказа является то, что не представлено доказательств использования всего земельного участка, а также испрашиваемая площадь земельного участка несоразмерна площади всех объектов, расположенных на нем.
Не согласившись с отказом, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, суд считает отказ незаконным.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1, подп. 6 п. 2 ст. 39.3. Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен ст. 39.17 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п. 5 указанной статьи Кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит императивные основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В силу подп. 25 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с названным Кодексом, другими федеральными законами.
Из совокупного толкования вышеуказанных норм Земельного кодекса Российской Федерации усматривается, что собственник объектов недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования, площадь которого определяется исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенного на нем объекта.
Отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность мотивирован значительным превышением площади земельного участка суммарной площади расположенных на нем объектов недвижимости.
Материалами дела подтверждается принадлежность обществу на праве собственности объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке, используемом на основании договора аренды N 1068 от 20.03.2017, которые были введены в эксплуатацию в соответствии с разрешением на ввод объектов.
Заинтересованным лицом представленные заявителем документы не опровергнуты, само по себе математическое неравенство площади зарегистрированных объектов недвижимости заявителя и площади земельного участка не является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
Оценив в совокупности представленные заявителем документы, подтверждающие его право на приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов, суд признает отказ, основанный заинтересованным лицом на п. 25 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, незаконным.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)