Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.06.2016 ПО ДЕЛУ N 33-10903/2016

Требование: Об обязании функционального органа государственной власти субъекта РФ устранить нарушение природоохранного законодательства, организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Прокурор указал на обнаружение несанкционированной свалки бытовых отходов на земельном участке лесного фонда, находящемся в федеральной собственности.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 июня 2016 г. по делу N 33-10903/2016


Судья Логунова Ю.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковелина Д.Е.,
судей Волошковой И.А.,
Морозовой С.Б.,
при секретаре судебного заседания П., рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску прокурора г. Первоуральска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области об устранении нарушений природоохранного законодательства и обязании организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов
по апелляционной жалобе ответчика Департамента лесного хозяйства Свердловской области на решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 03.02.2016.
Заслушав доклад судьи Морозовой С.Б., объяснения представителя истца - прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Волковой М.Н., представителей ответчиков Ф.К.В. и Ч., судебная коллегия

установила:

прокурор г. Первоуральска в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился с иском к ПМКУ "Городское хозяйство" об устранении нарушений природоохранного законодательства и ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на территории городского округа Первоуральск в квартале 1 выдел 7 участок "Новоуткинский" Новоуткинского участкового лесничества ГКУ СО "Билимбаевского лесничества", привязка на схеме: 0-1-СЗ 40105 м, 1-2-СВ 56100 м, 2-х-СВ 38 50 м.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой г. Первоуральска рассмотрено обращение директора ГКУ СО "Билимбаевское лесничество" Г. об обнаружении несанкционированной свалки бытовых отходов в защитных лесах городского округа Первоуральск. В квартале 1 выдел 7 участок "Новоуткинский" Новоуткинского участкового лесничества ГКУ СО "Билимбаевского лесничества", привязка на схеме: 0-1-СЗ 40105 м, 1-2-СВ 56100 м, 2-х-СВ 38 50 м, имеется захламление территории лесного фонда бытовым мусором.
Право собственности на земельный участок - квартал 1 Новоуткинского участка, Новоуткинского участкового лесничества, Билимбаевского лесничества имеет Российская Федерация на основании свидетельства о государственной регистрации права от 29.09.2010 N 66АД 599161. В настоящее время квартал 1 (выдел 7) Новоуткинского участкового лесничества Билимбаевского лесничества не предоставлен в аренду, постоянное бессрочное пользование, безвозмездное срочное пользование.
В связи с этим истец, ссылаясь на пункт 5.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 26-п "По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Североуральский городской округ", пункты 1, 2, 9 Положения о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2010 N 1905-ПП, пункты 1, 4, 5, 8 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, полагал, что именно на ответчиков должна быть возложена обязанность по организации работ по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на территории городского округа Первоуральск в квартале 1 выдел 7 участок "Новоуткинский" Новоуткинского участкового лесничества ГКУ СО "Билимбаевского лесничества", привязка на схеме: 0-1-СЗ 40105 м, 1-2-СВ 56100 м, 2-х-СВ 38 50 метров.
Определением Первоуральского городского суда от 19.11.2015 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент лесного хозяйства Свердловской области, в качестве третьего лица - ГКУ СО "Билимбаевское лесничество".
Определением Первоуральского городского суда от 14.01.2016 производство по делу по иску прокурора г. Первоуральска к ПМКУ "Городское хозяйство" об устранении нарушений природоохранного законодательства и ликвидации несанкционированной свалки отходов прекращено в связи с отказом истца от иска.
Определением Первоуральского городского суда от 14.01.2016 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Территориальное управление Росимущества в Свердловской области, в качестве третьих лиц - Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора г. Первоуральска Мягков А.Д. уточнил заявленные требования, просил суд обязать ответчиков в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на территории городского округа Первоуральск в квартале 1 выдел 7 участок "Новоуткинский" Новоуткинского участкового лесничества ГКУ СО "Билимбаевского лесничества", привязка на схеме: 0-1-СЗ 40105 м, 1-2-СВ 56100 м, 2-х-СВ 38 50 метров.
Представитель ответчика Департамента лесного хозяйства Свердловской области Ф.Н. исковые требования не признал. Суду пояснил, что несанкционированная свалка расположена на земельном участке лесного фонда, находящемся в федеральной собственности, и Российская Федерация в лице Федерального агентства лесного хозяйства санкционирует расходование средств субвенций из федерального бюджета на осуществление мероприятий по защите леса. Возложение на Департамент лесного хозяйства обязанности осуществить ликвидацию свалок бытовых отходов, которая в дальнейшем потребует финансовых затрат, производимых за счет средств федеральных субвенций приведет к ситуации нецелевого расходования бюджетных средств и фактическому нарушению принципа реальной исполнимости судебного акта. Кроме того, указал, что уборка бытового мусора не входит в перечень мероприятий, проводимых в рамках Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414. В связи с этим также полагает, что в силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации Территориальное управление Росимущества в Свердловской области должно нести бремя содержания лесного участка, на котором зафиксирован факт несанкционированной свалки. Считает, что в соответствии с ч. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 1 ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации обязательным этапом, предшествующим стадии направления искового заявления о понуждении представителя публичного собственника исполнить обязанность в натуре, является розыск, установление личности лица (юридического лица), непосредственно виновного в нарушении норм природоохранного законодательства или являющегося законным пользователем лесного участка, в пределах которого обнаружено нарушение, а также привлечение данного лица к установленной законом ответственности, поскольку именно лицо, причинившее вред, обязано его возместить. Также представитель ответчика ссылался на письмо Федерального агентства лесного хозяйства N ЮД-03-54/3674 от 12.04.2013 "О порядке проведения мероприятий по уборке бытовых отходов и мусора", в соответствии с которым установлено, что полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, в том числе на территории земель лесного фонда, действующее законодательство относит к компетенции органов местного самоуправления. При этом под "захламлением" следует понимать захламленность, которая образуется при повреждении лесных насаждений в результате негативного воздействия ветра, снега, вод, а также при наличии валежной древесины, но не в результате образования несанкционированных стихийных свалок, состоящих из бытовых отходов и мусора в результате жизнедеятельности людей.
Представитель ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области В. исковые требования не признал. Суду пояснил, что ТУ Росимущества в Свердловской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку полномочия по охране и защите лесных участков, находящихся в федеральной собственности, законодатель передал Департаменту лесного хозяйства. ТУ Росимущества в Свердловской области в соответствии с Положением "О Территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имущество", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 374 от 01.11.2008, осуществляет свои отдельные полномочия в отношении имущества, находящегося в федеральной собственности.
Третье лицо - представитель ГКУ СО "Билимбаевское лесничество" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители третьих лиц - Министерства финансов Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом. Заявлений, ходатайств, возражений на заявление не представили.
Решением Первоуральского городского суда Свердловской области от 03.02.2016 исковые требования прокурора г. Первоуральска к Департаменту лесного хозяйства об устранении нарушений природоохранного законодательства и обязании организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки удовлетворены. На Департамент лесного хозяйства Свердловской области возложена обязанность организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на земельном участке на территории городского округа Первоуральск в квартале 1 выдел 7 участок "Новоуткинский" Новоуткинского участкового лесничества ГКУ СО "Билимбаевского лесничества", привязка на схеме: 0-1-СЗ 40105 м, 1-2-СВ 56100 м, 2-х-СВ 38 50 метров, в срок в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Исковые требования прокурора г. Первоуральска к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области об устранении нарушений природоохранного законодательства и обязании организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, ответчик Департамент лесного хозяйства просит отменить решение суда первой инстанции, как вынесенные с нарушением норм материального права, принять новое судебное постановление об отказе в иске. В обоснование жалобы указаны доводы, аналогичные доводам представителя истца в судебном заседании суда первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента лесного хозяйства Ф.К.В. настаивал на доводах апелляционной жалобы, просил отменить решение суда.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области Ч. возражала относительно доводов апелляционной жалобы, полагала решение суда законным и обоснованным.
Прокурор Волкова М.Н. просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции иные участвующие в деле лица не явились. Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы ответчика назначено на 28.06.2016 определением от 24.05.2016, извещение о дате и времени рассмотрения дела направлены участвующим в деле лицам простым письмом по почте. Вместе с этим, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы была заблаговременно размещена на интернет-сайте Свердловского областного суда. Принимая во внимание, что о дате и времени рассмотрения жалобы лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, судебная коллегия, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила о рассмотрении дела при данной явке.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанном решении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении дела установлено и подтверждается его материалами, что в квартале 1 выдел 7 участок "Новоуткинский" Новоуткинского участкового лесничества ГКУ СО "Билимбаевского лесничества", привязка на схеме: 0-1-СЗ 40105 м, 1-2-СВ 56100 м, 2-х-СВ 38 50 метров установлено наличие несанкционированной свалки твердых бытовых отходов (захламление территории бытовым мусором) на землях лесного фонда, что подтверждается актом о лесонарушении N 6/32 от 10.09.2015, справкой об определении лесохозяйственного ущерба, причиненного лесным насаждениям в защитных лесах, составленной директором ГКОУ СО "Билимбаевское лесничество". На момент рассмотрения дела свалка не ликвидирована, что сторонами не оспаривалось.
Указанный участок, как установлено судом и не оспаривалось сторонами, относится к землям государственного лесного фонда и на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации является федеральной собственностью.
Согласно статьям 209 и 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором
Порядок использования и охраны лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
На собственников земельных участков пунктом 4 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов
Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании пункта 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2, 9 Положения о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2010 N 1905-ПП, Департамент лесного хозяйства Свердловской области является отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области, входит в структуру исполнительной власти Свердловской области, осуществляющим полномочия в области лесных отношений на территории Свердловской области. Департамент осуществляет отдельные полномочия, переданные ему Российской Федерацией в области лесных отношений, в том числе организует использование лесов и их охрану, защиту и т.д., то есть Департамент лесного хозяйства является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, устанавливающие единый порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах.
При использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами (подпункт "е" пункта 39 Правил).
Как следует из положений пунктов 2 и 3 Правил, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются, в том числе санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Их проведение в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (применительно к данному делу - Департаментом лесного хозяйства)
Санитарно-оздоровительными мероприятиями в силу пункта 28 Правил охватывается очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных законоположений, поскольку несанкционированная свалка бытовых отходов расположена на земельном участке лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, не переданного по договору аренды, организация мероприятий по ликвидации этой свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проведение которых на территории Свердловской области отнесено к полномочиям Департамента лесного хозяйства, обоснованно возложена судом на указанный орган государственной власти Свердловской области.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы опровергали эти выводы суда или ставили их под сомнение.
В соответствии частями 3 и 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837, в пункте 2 предусмотрено предоставление субвенций бюджетам Российской Федерации на финансирование обеспечения полномочий, среди которых организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты.
Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Департамента лесного хозяйства по охране и защите лесов, в связи с чем расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенции на эти мероприятия нецелевым не является. Доводы Департамента об обратном безосновательны.
В судебном заседании представитель ответчика Ф.К.В. не оспаривал, что в силу ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации Департамент организует и обеспечивает проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда (за исключением лесных участков, переданных в аренду), однако полагал, к санитарно-оздоровительным мероприятиям не следует относить организацию работ по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, образованных в результате жизнедеятельности людей, что подтверждается разъяснениями, содержащимися в письме Федерального агентства лесного хозяйства N ЮД-03-54/3674 от 12.04.2013 "О порядке проведения мероприятий по уборке бытовых отходов и мусора".
Ссылка представителя ответчика Ф.К.Н. на письмо Федерального агентства лесного хозяйства N ЮД-03-54/3674 от 12.04.2013 "О порядке проведения мероприятий по уборке бытовых отходов и мусора", в соответствии с которым установлено, что полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, в том числе на территории земель лесного фонда, действующее законодательство относит к компетенции органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, является несостоятельной, поскольку указанное письмо носит рекомендательный характер и принято Рослесхозом в целях формирования единого подхода при организации мероприятий по уборке бытовых отходов и мусора, незаконно размещенных на территориях земель лесного фонда. Кроме того, указанные Рослесхозом в данном письме разъяснения в настоящее время по существу утратили свою актуальность в связи с принятием Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 13.10.2015 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Североуральский городской округ".
Кроме того, из положений Правил санитарной безопасности в лесах (пункт 28) следует, что к санитарно-оздоровительным мероприятиям относится не только вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, но и уборка захламленности, очистка лесов от захламления и загрязнения и иного негативного воздействия.
Таким образом, доводы ответчика о том, что уборка несанкционированных свалок не входит в перечень санитарно-оздоровительных мероприятий, не основаны на требованиях закона.
Доводы представителя ответчика о необходимости установления до предъявления иска в суд виновного лица в причинении вреда землям лесного фонда, судебной коллегией отклоняются, поскольку в соответствии с действующим законодательством обязательный досудебный порядок по делам данной категории не предусмотрен. Кроме того, последующее установление таких лиц не исключает возможность предъявления к ним требований о возмещении расходов, понесенных на очистку леса от мусора.
Как указал в своем Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации от 13.10.2015 N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Североуральский городской округ", установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации). Мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, по смыслу взаимосвязанных положений статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации и утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414 во исполнение части 3 данной статьи Правил санитарной безопасности в лесах, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них. Органы же государственной власти и органы местного самоуправления, согласно части 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляют охрану и защиту лесов в пределах полномочий, определенных в соответствии с его статьями 81 - 84, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами.
Исходя из того, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации: согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации к ним относятся, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (пункт 4 части 1 и часть 3).
Что касается полномочий органов местного самоуправления в области лесных отношений, то, как следует из части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, они сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Утвержденные Правительством Российской Федерации Правила санитарной безопасности в лесах также предусматривают обеспечение органами местного самоуправления проведения соответствующих санитарно-оздоровительных мероприятий лишь в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного городского округа не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
Доводы апелляционной жалобы ответчика аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, с которой судебная коллегия соглашается, не усматривая оснований для признания ее ошибочной. Обстоятельства дела, возражения и доводы сторон, и имеющиеся доказательства получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в постановленном по делу решении, доводы ответчика, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены.
Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, судом второй инстанции не установлено.
Выводы суда по существу разрешения спора являются правильными, таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает в связи с чем, оно подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 03.02.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Департамента лесного хозяйства Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Д.Е.КОВЕЛИН

Судьи
И.А.ВОЛОШКОВА
С.Б.МОРОЗОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)