Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Жилой дом истца расположен на земельном участке, который предоставлен истцу в аренду. Часть земельного участка истца расположена на территории общего пользования, за границами красных линий. Истец обратился с просьбой о корректировке красной линии по фактической границе его земельного участка, но ответчик отказал ввиду того, что корректировка границы красной линии приведет к сокращению ширины улицы местного значения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Олейников А.В.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сергеева С.С.,
судей Балашовой И.Б., Антропова Е.А.,
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску К.Н. к администрации Волгограда, департаменту по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда о признании незаконным отказа в переносе границы красной линии квартала <...> возложении обязанности принять меры по корректировке красных линий квартала <...>
по апелляционной жалобе представителя К.Н. - К.Д.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 5 июля 2016 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного иска К.Н. к администрации Волгограда, департаменту по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда о признании незаконным отказа в переносе границы красной линии квартала <...>, возложении обязанности принять меры по корректировке красных линий квартала <...> - отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия
установила:
К.Н. обратилась в суд с административным иском, указывая на то, что она является собственником жилого дома по <адрес> принятого в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ Земельный участок, на котором расположен указанный дом, площадью <...> кв. м, предоставлен ей в аренду на 49 лет на основании договора с администрацией Краснооктябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ. После предоставления ей земельного участка в аренду, она осуществила реконструкцию жилого дома. Постановлением администрации Краснооктябрьского района Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом принят в эксплуатацию после реконструкции. Чертеж границ земельного участка утвержден руководителем комитета земельных ресурсов и землеустройству Волгограда ДД.ММ.ГГГГ
В 2016 году ей стало известно, что через ее жилой дом и земельный участок проходят красные линии территорий общего пользования - улицы местного значения, установленные постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N <...>, то есть после предоставления ей земельного участка и завершении реконструкции жилого дома.
Данным обстоятельством нарушаются ее права по владению, пользованию и распоряжению домом. Также она не имеет возможности реализовать свое право на приватизацию земельного участка.
В этой связи она обратилась в департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда с просьбой о корректировке красной линии квартала <...> по <адрес>
Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ N <...> ей в корректировке красной линии отказано. Считает данный отказ департамента незаконным, ущемляющим ее права, поскольку красная линия проходит через уже отведенный ранее земельный участок.
Сославшись на указанные обстоятельства, просила суд признать незаконным отказ департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, содержащейся в письме от ДД.ММ.ГГГГ N <...>, в переносе границы красной линии квартала <...> для земельного участка по <адрес>. Обязать департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда принять меры по корректировке красных линий квартала <...> по границам сформированного до наложения красных линий земельного участка с кадастровым N <...>, площадь. <...> кв. м, расположенного по <адрес>.
Определением суда от 14 июня 2016 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация Волгограда.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель К.Н. - К.Д. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить и постановить по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, не соответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Выслушав представителя департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда Д., возражавшего против доводов жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в соответствии со ст. 308 КАС РФ в полном объеме, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, К.Н. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома, расположенного по <адрес>.
Указанный жилой дом расположен в границах квартала <...> на земельном участке с кадастровым N <...> (ранее N <...>), площадью <...> кв. м, который предоставлен К.Н. на праве аренды сроком на 49 лет на основании заключенного истцом с администрацией Краснооктябрьского района Волгограда договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N <...>.
Согласно выкопировке из муниципального банка пространственных данных Волгограда, часть находящегося во владении административного истца земельного участка расположена на территории общего пользования, за границами квартала <...>, образованного границами красных линий.
В этой связи К.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда с просьбой о корректировке красной линии по фактической границе принадлежащего ей на праве аренды земельного участка.
Письмом департамента от ДД.ММ.ГГГГ N <...> К.Н. в этом отказано, со ссылкой на то, что корректировка границы красной линии приведет к сокращению ширины улицы местного значения до 14,6 м, что не соответствует требованиям СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что положения действующих нормативных актов при рассмотрении вопроса о возможности корректировки красный линий департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда соблюдены и данным отказом права административного истца не нарушены.
Оснований не согласиться с таким выводом суда судебная коллегия не усматривает.
Пунктом 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
При этом территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
В силу ст. 42 Градостроительного кодекса РФ красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.
Согласно п. п. 4.4 и 4.6 Инструкции "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", (далее - Инструкция) утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06 апреля 1998 года N 18-30 (РДС 30-201-98), действующей в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации, при разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. Корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.
Сводный план красных линий выполняется, хранится и поддерживается органами архитектуры и градостроительства. Органы архитектуры и градостроительства осуществляют контроль за соблюдением красных линий на подведомственной территории и несут ответственность за своевременное внесение дополнений и изменений в соответствии с утвержденными разбивочными чертежами (пункт 4.7. Инструкции).
Согласно нормативам, установленным СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных Постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16 мая 1989 года N 78, Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 269, Постановлением Госстроя России от 25 августа 1993 года N 18-32, ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно - гигиенических требований и требований гражданской обороны. Как правило, ширина улиц и дорог в красных линиях принимается в метрах: магистральных дорог - 50 - 75; магистральных улиц - 40 - 80; улиц и дорог местного значения - 15 - 25.
Согласно ч. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с Генеральным планом Волгограда - документом территориального планирования городского округа, утвержденного решением Волгоградской областной Думы от 9 июня 2007 года N 47/1112 "Об утверждении генерального плана Волгограда", <адрес> относится к улице местного значения, минимальная нормативная ширина которой составляет 15 метров.
С учетом того, что корректировка красной линии привела бы к сокращению ширины улицы местного значения до ширины менее определенной нормативным актом, что недопустимо, то административный ответчик имел достаточные законные основания для принятия оспариваемого решения.
Оспариваемый отказ не нарушает прав административного истца.
В соотв. со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
При этом согласно п. 2 указанной нормы собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законы интересы других лиц.
Согласно п. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
По смыслу п. 2 ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
В силу п. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Согласно п. 9 названной нормы реконструкция указанных объектов недвижимости может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом.
Аналогичные положения предусмотрены п. 4 ст. 85 ЗК РФ.
По смыслу приведенных норм, правомочия собственника объекта недвижимости и правообладателя земельного участка не являются безусловными, и не могут реализовываться без учета принятых в установленном порядке правовых актов территориального планирования и градостроительного зонирования территории.
Таким образом, само по себе установление границ красных линий применительно к спорной территории не препятствует использованию К.Н. принадлежащим ей жилым домом и земельным участком, в том числе в части территории, в отношении которой градостроительный регламент не распространяется.
Отсутствие у административного истца правовой возможности приобрести земельный участок в собственность в фактически существующих границах вследствие нахождения его части на территории общего пользования не свидетельствует об обязанности органов местного самоуправления изменять границы красных линий.
Поскольку совокупность условий, при которых могут быть удовлетворены требования административного истца, отсутствует, то решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является правильным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с п. 1, 3.1, 4.1 Инструкции, установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки, красная линия не может проходить через уже отведенный (ранее) земельный участок без его предварительного изъятия для муниципальных и государственных нужд не могут быть приняты во внимание к отмене решения суда, поскольку красные линии, которые установлены постановлением администрации Волгограда от 11 июня 2004 года N 777 обозначают планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены автомобильные дороги, и не свидетельствуют об изъятии территории. Кроме того, Градостроительный кодекс РФ, имеющий большую юридическую силу, не содержит положений, обязывающих органы власти определять границы красных линий исключительно в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территорий направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие (то есть изменение в будущем) территории.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в решении суда не получил оценки тот факт, что существующая красная линия проходит не только через часть земельного участка административного истца, но и через земельные участки других землепользователей по <адрес>, не состоятельны к отмене решения суда, поскольку указанные обстоятельства правового значения для разрешения возникшего спора не имеют.
Других правовых оснований для отмены решения суда апелляционная жалоба не содержит и судебная коллегия их не установила.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 5 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя К.Н. - К.Д. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.08.2016 ПО ДЕЛУ N 33-11447/2016
Требование: О признании незаконным отказа в переносе границы красной линии квартала, обязании принять меры по корректировке красных линий.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Жилой дом истца расположен на земельном участке, который предоставлен истцу в аренду. Часть земельного участка истца расположена на территории общего пользования, за границами красных линий. Истец обратился с просьбой о корректировке красной линии по фактической границе его земельного участка, но ответчик отказал ввиду того, что корректировка границы красной линии приведет к сокращению ширины улицы местного значения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 августа 2016 г. по делу N 33а-11447/2016
Судья Олейников А.В.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сергеева С.С.,
судей Балашовой И.Б., Антропова Е.А.,
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску К.Н. к администрации Волгограда, департаменту по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда о признании незаконным отказа в переносе границы красной линии квартала <...> возложении обязанности принять меры по корректировке красных линий квартала <...>
по апелляционной жалобе представителя К.Н. - К.Д.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 5 июля 2016 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного иска К.Н. к администрации Волгограда, департаменту по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда о признании незаконным отказа в переносе границы красной линии квартала <...>, возложении обязанности принять меры по корректировке красных линий квартала <...> - отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия
установила:
К.Н. обратилась в суд с административным иском, указывая на то, что она является собственником жилого дома по <адрес> принятого в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ Земельный участок, на котором расположен указанный дом, площадью <...> кв. м, предоставлен ей в аренду на 49 лет на основании договора с администрацией Краснооктябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ. После предоставления ей земельного участка в аренду, она осуществила реконструкцию жилого дома. Постановлением администрации Краснооктябрьского района Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом принят в эксплуатацию после реконструкции. Чертеж границ земельного участка утвержден руководителем комитета земельных ресурсов и землеустройству Волгограда ДД.ММ.ГГГГ
В 2016 году ей стало известно, что через ее жилой дом и земельный участок проходят красные линии территорий общего пользования - улицы местного значения, установленные постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N <...>, то есть после предоставления ей земельного участка и завершении реконструкции жилого дома.
Данным обстоятельством нарушаются ее права по владению, пользованию и распоряжению домом. Также она не имеет возможности реализовать свое право на приватизацию земельного участка.
В этой связи она обратилась в департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда с просьбой о корректировке красной линии квартала <...> по <адрес>
Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ N <...> ей в корректировке красной линии отказано. Считает данный отказ департамента незаконным, ущемляющим ее права, поскольку красная линия проходит через уже отведенный ранее земельный участок.
Сославшись на указанные обстоятельства, просила суд признать незаконным отказ департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, содержащейся в письме от ДД.ММ.ГГГГ N <...>, в переносе границы красной линии квартала <...> для земельного участка по <адрес>. Обязать департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда принять меры по корректировке красных линий квартала <...> по границам сформированного до наложения красных линий земельного участка с кадастровым N <...>, площадь. <...> кв. м, расположенного по <адрес>.
Определением суда от 14 июня 2016 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация Волгограда.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель К.Н. - К.Д. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить и постановить по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, не соответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Выслушав представителя департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда Д., возражавшего против доводов жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в соответствии со ст. 308 КАС РФ в полном объеме, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, К.Н. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома, расположенного по <адрес>.
Указанный жилой дом расположен в границах квартала <...> на земельном участке с кадастровым N <...> (ранее N <...>), площадью <...> кв. м, который предоставлен К.Н. на праве аренды сроком на 49 лет на основании заключенного истцом с администрацией Краснооктябрьского района Волгограда договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N <...>.
Согласно выкопировке из муниципального банка пространственных данных Волгограда, часть находящегося во владении административного истца земельного участка расположена на территории общего пользования, за границами квартала <...>, образованного границами красных линий.
В этой связи К.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда с просьбой о корректировке красной линии по фактической границе принадлежащего ей на праве аренды земельного участка.
Письмом департамента от ДД.ММ.ГГГГ N <...> К.Н. в этом отказано, со ссылкой на то, что корректировка границы красной линии приведет к сокращению ширины улицы местного значения до 14,6 м, что не соответствует требованиям СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что положения действующих нормативных актов при рассмотрении вопроса о возможности корректировки красный линий департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда соблюдены и данным отказом права административного истца не нарушены.
Оснований не согласиться с таким выводом суда судебная коллегия не усматривает.
Пунктом 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
При этом территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
В силу ст. 42 Градостроительного кодекса РФ красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.
Согласно п. п. 4.4 и 4.6 Инструкции "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", (далее - Инструкция) утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06 апреля 1998 года N 18-30 (РДС 30-201-98), действующей в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации, при разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. Корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.
Сводный план красных линий выполняется, хранится и поддерживается органами архитектуры и градостроительства. Органы архитектуры и градостроительства осуществляют контроль за соблюдением красных линий на подведомственной территории и несут ответственность за своевременное внесение дополнений и изменений в соответствии с утвержденными разбивочными чертежами (пункт 4.7. Инструкции).
Согласно нормативам, установленным СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных Постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16 мая 1989 года N 78, Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 269, Постановлением Госстроя России от 25 августа 1993 года N 18-32, ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно - гигиенических требований и требований гражданской обороны. Как правило, ширина улиц и дорог в красных линиях принимается в метрах: магистральных дорог - 50 - 75; магистральных улиц - 40 - 80; улиц и дорог местного значения - 15 - 25.
Согласно ч. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с Генеральным планом Волгограда - документом территориального планирования городского округа, утвержденного решением Волгоградской областной Думы от 9 июня 2007 года N 47/1112 "Об утверждении генерального плана Волгограда", <адрес> относится к улице местного значения, минимальная нормативная ширина которой составляет 15 метров.
С учетом того, что корректировка красной линии привела бы к сокращению ширины улицы местного значения до ширины менее определенной нормативным актом, что недопустимо, то административный ответчик имел достаточные законные основания для принятия оспариваемого решения.
Оспариваемый отказ не нарушает прав административного истца.
В соотв. со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
При этом согласно п. 2 указанной нормы собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законы интересы других лиц.
Согласно п. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
По смыслу п. 2 ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
В силу п. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Согласно п. 9 названной нормы реконструкция указанных объектов недвижимости может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом.
Аналогичные положения предусмотрены п. 4 ст. 85 ЗК РФ.
По смыслу приведенных норм, правомочия собственника объекта недвижимости и правообладателя земельного участка не являются безусловными, и не могут реализовываться без учета принятых в установленном порядке правовых актов территориального планирования и градостроительного зонирования территории.
Таким образом, само по себе установление границ красных линий применительно к спорной территории не препятствует использованию К.Н. принадлежащим ей жилым домом и земельным участком, в том числе в части территории, в отношении которой градостроительный регламент не распространяется.
Отсутствие у административного истца правовой возможности приобрести земельный участок в собственность в фактически существующих границах вследствие нахождения его части на территории общего пользования не свидетельствует об обязанности органов местного самоуправления изменять границы красных линий.
Поскольку совокупность условий, при которых могут быть удовлетворены требования административного истца, отсутствует, то решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является правильным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с п. 1, 3.1, 4.1 Инструкции, установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки, красная линия не может проходить через уже отведенный (ранее) земельный участок без его предварительного изъятия для муниципальных и государственных нужд не могут быть приняты во внимание к отмене решения суда, поскольку красные линии, которые установлены постановлением администрации Волгограда от 11 июня 2004 года N 777 обозначают планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены автомобильные дороги, и не свидетельствуют об изъятии территории. Кроме того, Градостроительный кодекс РФ, имеющий большую юридическую силу, не содержит положений, обязывающих органы власти определять границы красных линий исключительно в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территорий направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие (то есть изменение в будущем) территории.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в решении суда не получил оценки тот факт, что существующая красная линия проходит не только через часть земельного участка административного истца, но и через земельные участки других землепользователей по <адрес>, не состоятельны к отмене решения суда, поскольку указанные обстоятельства правового значения для разрешения возникшего спора не имеют.
Других правовых оснований для отмены решения суда апелляционная жалоба не содержит и судебная коллегия их не установила.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 5 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя К.Н. - К.Д. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)