Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.06.2017 N 09АП-21275/2017 ПО ДЕЛУ N А40-227116/16

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июня 2017 г. N 09АП-21275/2017

Дело N А40-227116/16

Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2017 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чеботаревой И.А.,
судей: Свиридова В.А., Москвиной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Триносом И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.03.2017 по делу N А40-227116/16, принятое судьей Коноваловой Е.В. (1-1690)
по заявлению ОАО "КСХП "Химки"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным отказа
при участии:
- от заявителя: Кисляков Е.В. по дов. от 03.10.2016;
- от ответчика: Обижаева О.А. по дов. от 30.12.2016;

- установил:

ОАО "КСХП "Химки" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, расположенные по адресу: г. Москва, тер. КСХП "Химки", образованные при разделе единого земельного участка, принадлежащего заявителю на указанном праве.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.03.2017, принятым по данному делу, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению ответчика, отказ в регистрации был правомерен.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Открытому акционерному обществу "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Химки" (заявитель) на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 336102 кв. м с кадастровым номером 77:09:0006013:1020, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, адрес (местонахождение): г. Москва, КСХП "Химки".
Право постоянного (бессрочного) пользования заявителя на данный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 15 февраля 2013, запись регистрации N 77-77-14/001/2013-691.
Распоряжениями Департамента городского имущества города Москвы от 03.04.2015 г. N 4398 "О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:09:0006013:1020" и от 10.05.2016 г. N 11435 "О внесении изменений в распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 03.04.2015 г. N 4398" на кадастровой карте территории утверждена схема расположения, адреса, вид разрешенного использования, площадь, категория земель земельных участков ЗУ1, ЗУ2, ЗУ3, ЗУ4, ЗУ5, ЗУ6, ЗУ7, ЗУ8, ЗУ9, ЗУ10, образованных путем раздела этого участка.
03 августа 2016 года сведения об образованных в результате раздела земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости (ГКН), образованным земельным участкам были присвоены кадастровые номера: 77:09:0006013:1026 (ЗУ 3, площадью 199 177 кв. м), 77:09:0006013:1027 (ЗУ 9, площадью 4 874 кв. м), 77:09:0006013:1028 (ЗУ 8, площадью 23 561 кв. м), 77:09:0006013:1029 (ЗУ 7, площадью 13 660 кв. м), 77:09:0006013:1030 (ЗУ 6, площадью 685 кв. м), 77:09:0006013:1031 (ЗУ 1, площадью 39 159 кв. м), 77:09:0006013:1032 (ЗУ 2, площадью 28 840 кв. м), 77:09:0006013:1033 (ЗУ 10, площадью 4 105 кв. м) 77:09:0006013:1034 (ЗУ 4, площадью 18 953 кв. м), 77:09:0006013:1035 (ЗУ 5, площадью 3 088 кв. м).
Суммарная площадь указанных образованных участков соответствует площади исходного.
11 августа 2016 заявитель обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлениями за N 77/012/010/2016-2183, 2191, 2194, 2195, 2196, 2198, 2199, 2200, 2201, 2202 о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на расположенные по адресу: г. Москва, тер. КСХП "Химки" земельные участки с кадастровыми номерами: 77:09:0006013:1026, 77:09:0006013:1027, 77:09:0006013:1028, 77:09:0006013:1029, 77:09:0006013:1030, 77:09:0006013:1031, 77:09:0006013:1032, 77:09:0006013:1033, 77:09:0006013:1034, 77:09:0006013:1035.
26 сентября 2016 Управление сообщением за N 77/012/010/2016-2183, 2191, 2194, 2195, 2196, 2198, 2199, 2200, 2201, 2202 (оспариваемый отказ) проинформировало об отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки.
В обоснование отказа Управление сослалось на п. 2 ст. 8, ст. 131, п. 2 ст. 209, п. 2 ст. 223 ГК РФ, п. 2 ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителем в Арбитражный суд г. Москвы с соответствующим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу прямого указания ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта (действия или бездействия) закону возложена на принявший его орган.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
В силу п. 2 ст. 22.2 Закона о регистрации, действовавшего на момент обращения заявителя в регистрирующий орган и на момент издания оспариваемого отказа, государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации или в отношении которых принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка. С заявлением обратился обладатель права постоянного (бессрочного) пользования.
Таким образом, с заявлением о регистрации обратилось надлежащее лицо.
Согласно п. 3 ст. 22.2 Закона о регистрации, обязательными приложениями к документам, представляемым в соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 22.2 Закона о регистрации, являются:
1) правоустанавливающий документ на земельный участок, из которого образованы земельные участки.
- Представление правоустанавливающего документа не требуется в случае, если право на соответствующий земельный участок ранее было зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке;
2) согласие в письменной форме лиц на образование земельных участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации. Как следует из материалов дела, право на исходный участок было зарегистрировано и все документы, предусмотренные вышеуказанными нормами, заявителем были предоставлены.
Согласно п. 4 ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков.
Исключения, предусмотренные абзацем вторым данного пункта, в настоящем случае отсутствуют.
Согласно пункту 6 ст. 22.2 названного закона отсутствие государственной регистрации права на земельный участок, из которого при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, не является препятствием для осуществления государственной регистрации прав на образуемые земельные участки.
Согласно пункту 17 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" допускается образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при отсутствии государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки.
Согласно ст. 3.3 названного закона отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Таким образом, ссылка Управления на отсутствие государственной регистрации права собственности города Москвы на разделенный участок с кадастровым номером 77:09:0006013:1020 как на препятствие для распоряжения им, в том числе путем раздела, и, следовательно, как на основание отказа в регистрации прав на образованные участки, незаконна.
Согласно пункту 6 ст. 22.2 Закона о регистрации N 122-ФЗ в случае если право на земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, зарегистрировано в соответствии с настоящим Федеральным законом, одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые 5 земельные участки регистрируется прекращение права, ограничений (обременений) права на земельный участок, из которого были образованы такие земельные участки.
При этом пунктом 7 той же статьи предусмотрено, что одновременно с заявлением о государственной регистрации прав на образуемые земельные участки может быть подано заявление о государственной регистрации возникновения, перехода или прекращения прав на такие земельные участки.
В этом случае государственная регистрация возникновения, перехода или прекращения прав на такие земельные участки осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки.
Из совокупного содержания норм пунктов 6 и 7 статьи 22.2 следует, что порядок регистрации отличается для случаев, когда раздел сопровождается переходом, прекращением или возникновением прав на образуемые участки и для случаев, когда на все образуемые участки сохраняются права, существовавшие у правообладателя исходного участка.
Согласно п. 2 ст. 11.8 ЗК РФ у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного пользования на образуемые земельные участки.
В соответствии с п. 2 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В данном случае имеет место сохранение прав правообладателя исходного участка, в связи с чем требование Управления о предоставлении заявления о прекращении права на исходный участок не основано на законе. Регистрация прекращения права на исходный участок должна быть осуществлена в силу закона на основании заявления о регистрации прав на образованные участки.
Ссылка Управления на то, что государственная регистрация права заявителя невозможна в связи с тем, что нормы статей 20 - 21 ЗК РФ утратили силу, является неправомерной.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
Иные основания и препятствия для государственной регистрации Управлением не названы и не доказаны.
При таких обстоятельствах у Управления отсутствовали перечисленные в ст. 20 Закона о регистрации основания для отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки за N 77/012/010/2016-2183, 2191, 2194, 2195, 2196, 2198, 2199, 2200, 2201, 2202.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Управления не соответствует нормам права и нарушает права заявителя на подтверждение со стороны государства вещных прав заявителя на образованные земельные участки и реализацию права на переоформление постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, что является основанием признания оспариваемого отказа незаконным в порядке ст. 198 АПК РФ с возложением на Управление обязанности устранить допущенные нарушения прав заявителя и произвести государственную регистрацию.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.03.2017 по делу N А40-227116/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
И.А.ЧЕБОТАРЕВА

Судьи
Л.А.МОСКВИНА
В.А.СВИРИДОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)