Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Соловьевой М.В., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии заявителя и его представителей Фогеля Е.В. и Рудым О.Г. по доверенности от 17.05.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.06.2017 по делу N А32-7072/2017, принятое судьей Левченко О.С.
по заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства
Капранова Александра Васильевича
к заинтересованному лицу Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
о признании незаконным отказа,
установил:
крестьянское (фермерское) хозяйство Капранов Александр Васильевич (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, департамент) о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от подготовки документов для заключения нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером N 23:16:0201004:8, о признании незаконным и отмене отказа в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка, обязании осуществить в срок не более десяти дней с момента вступления в законную силу подготовку проекта договора и направить проект договора заявителю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2017 заявленные требования удовлетворены в части. Суд признал незаконным отказ департамента и обязал в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда направить заявителю проект договора.
Не согласившись с принятым решением, департамент обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована доводами о том, что на момент первоначального обращения 18.04.2016 с заявлением у департамента отсутствовали полномочия по распоряжению спорным земельным участком, возвращенные заявления не соответствовали требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и статье 19 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", требования заявителя по своей форме не соответствуют требованиям пункта 2 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителем пропущен срок на обжалование возвратов департамента, выраженных в письмах от 29.06.2016 и 29.07.2016, спорный земельный участок не мог быть предоставлен, т.к. его границы подлежали уточнению, заявителем пропущен срок на подачу заявления о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель с доводами жалобы не согласен по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании заявитель и его представители доводам апелляционной жалобы возражали, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Заинтересованное лицо явку не обеспечило, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее выслушав представителей заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, верно установлено судом первой инстанции, 26.11.2001 администрация муниципального образования Курганинский район (арендодатель) и глава КФХ Капранов А.В. (арендатор) заключили договор аренды N 176 земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N 23:16:0201004:0008, общей площадью 510 003 кв. м, расположенного по адресу: Курганинский район, в границах ЗАО "Племзавод Заря", участок N 8, бригада 4, поле 5, участок 1 для сельскохозяйственного производства. Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке.
08.08.2006 департамент и администрация МО Курганинский район заключили дополнительное соглашение, согласно которому департамент принял на себя права и обязанности арендодателя по договору аренды земельного участка от 26.11.2001 N 176 (N 8816060011). Этим же соглашением договор аренды от 26.11.2001 N 176 изложен в новой редакции, согласно которой срок действия договора установлен до 01.10.2016 (пункт 7.2).
В силу пункта 8.1 договора аренды действие договора прекращается по истечении срока аренды участка.
Пунктом 4.3.21 договора на арендатора возложена обязанность по направлению не менее чем за 90 календарных дней до окончания срока действия договора, письменного предложения арендодателю о расторжении договора либо о заключении договора на новый срок.
18.04.2016 предприниматель направил в департамент заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N 23:16:0201004:0008 на новый срок.
В ответ на заявление (от 28.04.2016 N 52-1875-ж/16-12.03) департамент рекомендовал обратиться с указанным заявлением в администрацию МО Курганинский район, ссылаясь на то, что данный вопрос отнесен к компетенции органа местного самоуправления. Кроме того, департамент указал, что к заявлению не приложены документы о надлежащем использовании земельного участка.
01.06.2016 предприниматель направил аналогичное заявление в администрацию МО Курганинский район. Письмом от 20.06.2016 N 2904101-35 администрация МО Курганинский район возвратила предпринимателю заявление, указав, что полномочия по распоряжению спорным участком переданы департаменту.
21.06.2016 предприниматель повторно направил в департамент заявление, на которое получен отказ департамента (от 29.06.2016 N 52-3110-ж/16-12.03), мотивированный отсутствием в заявлении цели использования земельного участка (подпункт 7 пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации), а также предоставлением незаверенной копии документа, удостоверяющего личность заявителя.
21.06.2016 предприниматель направил в департамент заявление о предоставлении земельного участка на новый срок в аренду.
В письме от 29.07.2016 N 52-3565ж/16-12.03 департамент вновь возвратил заявление со ссылкой на то, что указанные в заявлении цели использования испрашиваемого земельного участка не соответствуют статье 19 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае".
17.08.2016 заявитель направил в уполномоченный орган заявление о предоставлении в аренду земельного участка, срок рассмотрения которого продлен департаментом до 30.09.2016 (письмо от 13.09.2016 N 52-4369ж/16-12.03).
В письме от 30.09.2016 N 52-4786ж/16-12.03 департамент отказал Капранову А.В. в предоставлении земельного участка без торгов на новый срок. Отказ мотивирован пересечением границ земельного участка с кадастровым номером 23:16:0201004:8 и земельного участка с кадастровым номером 23:16:0201004:5 (пункт 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании решений об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях в государственном кадастре недвижимости устранено пересечение границ земельных участков с кадастровыми номерами N 23:16:0201004:8 и 23:16:0201004:5 (письмо кадастровой палаты от 06.12.2016 N 30-18/69).
После устранения технической ошибки предприниматель 07.12.2016 направил в департамент заявление о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером N 23:16:0201004:8 на новый срок без проведения торгов.
Аналогичные заявления направлены предпринимателем в департамент 29.12.2016 и 01.02.2017.
В письмах от 22.12.2016 N 52-38092/16-32-20, от 23.01.2017 N 52-1573/17-32-20, от 14.02.2017 N 52-4196/17-32-20 департамент отказал заявителю в предоставлении испрашиваемого участка на новый срок со ссылкой на подачу заявления по истечении срока договора аренды.
Заявитель оспорил отказ департамента в судебном порядке.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Договор аренды без проведения торгов заключается в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка (подпункт 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержден приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 (зарегистрирован в Минюсте России 27.02.2015 N 36258).
В соответствии с пунктом 60 Перечня (в редакции, действующей до 27.12.2016) в целях приобретения земельного участка без проведения торгов по основаниям подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации заявителю необходимо представить документы, подтверждающие использование земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24.06.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и по результатам указанного рассмотрения принимает соответствующее решение.
Изначально с заявлением о предоставлении земельного участка на новый срок КФХ обратилось в установленный законом срок - 18.04.2016. Департамент указал, что является неуполномоченным органом по рассмотрению таких заявлений (отказ от 28.04.2016). 01.06.2016 КФХ аналогичное заявление направило в администрацию муниципального образования Курганинский район, которая в своем отказе от 20.06.2016 также сослалась на отсутствие у нее соответствующих полномочий. 08.08.2006 департамент, администрация МО Курганинский район и глава КФХ Капранов А.В. заключили дополнительное соглашение, согласно которому департамент принял на себя права и обязанности арендодателя по договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 26.11.2001 N 176 (N 8816060011). Указанное свидетельствует о том, что предприниматель в силу данного соглашения правомерно направил заявление о предоставлении участка в департамент.
Кроме того, направление предпринимателем заявления о предоставлении земельного участка в неуполномоченный орган (по мнению департамента) не может служить основанием для отказа в его предоставлении, так как в порядке информационного взаимодействия органы власти обязаны переадресовывать поступившую в их адрес корреспонденцию в соответствующие уполномоченные органы.
Отказ департамента от 28.04.2016 также мотивирован непредставление документов, подтверждающих надлежащее использование испрашиваемого земельного участка и незаверенной копии паспорта заявителя.
В соответствии с подпунктом 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации и приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" к заявлению о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации прилагаются документы, подтверждающие надлежащее использование такого земельного участка.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2.6.2 приказа департамента от 03.06.2015 N 649 "Об утверждении административного регламента предоставления департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края, находящихся в государственной собственности Краснодарского края" (далее - регламент).
В силу пункта 2.6.8 регламента в целях установления отсутствия оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренных пунктом 2.8 настоящего раздела, департамент вправе в пределах срока предоставления государственной услуги запрашивать информацию в ГКУ КК "Кубаньземконтроль" о фактическом использовании земельного участка.
В данном случае департамент документально не подтвердил, что в связи с отсутствием документов, указанных в пункте 2.6.2 регламента, им установлено наличие оснований для отказа в приеме документов и возврата заявления, а также реализованы права, предусмотренные пунктом 2.6.8. регламента, и получена информация, исключающая предоставление КФХ государственной услуги.
Последующие отказы департамента не содержали ссылки на непредставление предпринимателем документов в подтверждение надлежащего использования земельного участка.
В материалы дела представлены акты обследования земельного участка ГКУ КК "Кубаньземконтроль" от 11.05.2016 N 251, от 08.11.2012 N 198, от 16.01.2015 N 6, из которых следует, что санитарное состояние участка удовлетворительное, задолженность по арендной плате отсутствует, нарушений земельного законодательства и условий использования земельного участка, предусмотренных договором аренды, не выявлено.
Согласно статистической отчетности "Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур" (форма N 2-фермер) за 2014-2015 гг., комплексным агрохимическим обследованием установлено надлежащее использование земельного участка предпринимателем.
Непредставление заявителем надлежащим образом заверенной копии паспорта (документа, удостоверяющего личность) также не может служить основанием для отказа в предоставлении государственной услуги, поскольку такое требование противоречит пункту 2.6.2 регламента, не требующего заверения копий предоставляемых документов.
Отказ департамента от 29.07.2016 мотивирован не соответствием указанной в заявлении цели использования испрашиваемого земельного участка статье 19 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", что противоречит статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и регламенту (цель использования была указана в заявлении).
Продление срока рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в аренду также не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации и противоречит пункту 2.6.8 регламента (получение необходимой информации в порядке межведомственного взаимодействия не должно приводить к нарушению срока предоставления государственной услуги), в связи с чем, не соответствуют закону действия департамента о продлении срока рассмотрения до 30.09.2016, о чем сообщено в письме от 13.09.2016 N 52-4369ж/16-12.03 в ответ на заявление предпринимателя от 12.08.2016.
Отказ департамента от 30.09.2016 в предоставлении заявителю в аренду на новый срок земельного участка без проведения торгов мотивирован пунктом 24 пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Законом о государственном кадастре недвижимости).
В то же время фактически имела место техническая ошибка в государственном кадастре недвижимости, которая могла быть устранена уполномоченным органом в пределах срока действия договора в рабочем порядке. При этом ранее в предыдущих отказах о пересечении границ испрашиваемого участка с другими участками, Капранов А.В. не уведомлялся. Более того, техническая ошибка в кадастровых сведениях допущена не по вине предпринимателя, в связи с чем заявитель не может нести риск наступления последствий несовершения им соответствующих действий.
Отказы департамента от 22.12.2016, 23.01.2017, 14.02.2017 мотивированы подачей заявления по истечении срока действия договора аренды земельного участка. Вместе с тем, подача заявлений за пределами срока действия договора аренды, на которые предпринимателем получены оспариваемые отказы от 22.12.2016, 23.01.2017, 14.02.2017, с учетом вышеизложенных обстоятельств, обусловлена неправомерными действиями департамента.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2017 по делу N А32-7072/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.09.2017 N 15АП-12639/2017 ПО ДЕЛУ N А32-7072/2017
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2017 г. N 15АП-12639/2017
Дело N А32-7072/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Соловьевой М.В., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии заявителя и его представителей Фогеля Е.В. и Рудым О.Г. по доверенности от 17.05.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.06.2017 по делу N А32-7072/2017, принятое судьей Левченко О.С.
по заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства
Капранова Александра Васильевича
к заинтересованному лицу Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
о признании незаконным отказа,
установил:
крестьянское (фермерское) хозяйство Капранов Александр Васильевич (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, департамент) о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от подготовки документов для заключения нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером N 23:16:0201004:8, о признании незаконным и отмене отказа в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка, обязании осуществить в срок не более десяти дней с момента вступления в законную силу подготовку проекта договора и направить проект договора заявителю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2017 заявленные требования удовлетворены в части. Суд признал незаконным отказ департамента и обязал в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда направить заявителю проект договора.
Не согласившись с принятым решением, департамент обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована доводами о том, что на момент первоначального обращения 18.04.2016 с заявлением у департамента отсутствовали полномочия по распоряжению спорным земельным участком, возвращенные заявления не соответствовали требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и статье 19 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", требования заявителя по своей форме не соответствуют требованиям пункта 2 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителем пропущен срок на обжалование возвратов департамента, выраженных в письмах от 29.06.2016 и 29.07.2016, спорный земельный участок не мог быть предоставлен, т.к. его границы подлежали уточнению, заявителем пропущен срок на подачу заявления о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель с доводами жалобы не согласен по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании заявитель и его представители доводам апелляционной жалобы возражали, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Заинтересованное лицо явку не обеспечило, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее выслушав представителей заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, верно установлено судом первой инстанции, 26.11.2001 администрация муниципального образования Курганинский район (арендодатель) и глава КФХ Капранов А.В. (арендатор) заключили договор аренды N 176 земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N 23:16:0201004:0008, общей площадью 510 003 кв. м, расположенного по адресу: Курганинский район, в границах ЗАО "Племзавод Заря", участок N 8, бригада 4, поле 5, участок 1 для сельскохозяйственного производства. Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке.
08.08.2006 департамент и администрация МО Курганинский район заключили дополнительное соглашение, согласно которому департамент принял на себя права и обязанности арендодателя по договору аренды земельного участка от 26.11.2001 N 176 (N 8816060011). Этим же соглашением договор аренды от 26.11.2001 N 176 изложен в новой редакции, согласно которой срок действия договора установлен до 01.10.2016 (пункт 7.2).
В силу пункта 8.1 договора аренды действие договора прекращается по истечении срока аренды участка.
Пунктом 4.3.21 договора на арендатора возложена обязанность по направлению не менее чем за 90 календарных дней до окончания срока действия договора, письменного предложения арендодателю о расторжении договора либо о заключении договора на новый срок.
18.04.2016 предприниматель направил в департамент заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N 23:16:0201004:0008 на новый срок.
В ответ на заявление (от 28.04.2016 N 52-1875-ж/16-12.03) департамент рекомендовал обратиться с указанным заявлением в администрацию МО Курганинский район, ссылаясь на то, что данный вопрос отнесен к компетенции органа местного самоуправления. Кроме того, департамент указал, что к заявлению не приложены документы о надлежащем использовании земельного участка.
01.06.2016 предприниматель направил аналогичное заявление в администрацию МО Курганинский район. Письмом от 20.06.2016 N 2904101-35 администрация МО Курганинский район возвратила предпринимателю заявление, указав, что полномочия по распоряжению спорным участком переданы департаменту.
21.06.2016 предприниматель повторно направил в департамент заявление, на которое получен отказ департамента (от 29.06.2016 N 52-3110-ж/16-12.03), мотивированный отсутствием в заявлении цели использования земельного участка (подпункт 7 пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации), а также предоставлением незаверенной копии документа, удостоверяющего личность заявителя.
21.06.2016 предприниматель направил в департамент заявление о предоставлении земельного участка на новый срок в аренду.
В письме от 29.07.2016 N 52-3565ж/16-12.03 департамент вновь возвратил заявление со ссылкой на то, что указанные в заявлении цели использования испрашиваемого земельного участка не соответствуют статье 19 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае".
17.08.2016 заявитель направил в уполномоченный орган заявление о предоставлении в аренду земельного участка, срок рассмотрения которого продлен департаментом до 30.09.2016 (письмо от 13.09.2016 N 52-4369ж/16-12.03).
В письме от 30.09.2016 N 52-4786ж/16-12.03 департамент отказал Капранову А.В. в предоставлении земельного участка без торгов на новый срок. Отказ мотивирован пересечением границ земельного участка с кадастровым номером 23:16:0201004:8 и земельного участка с кадастровым номером 23:16:0201004:5 (пункт 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании решений об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях в государственном кадастре недвижимости устранено пересечение границ земельных участков с кадастровыми номерами N 23:16:0201004:8 и 23:16:0201004:5 (письмо кадастровой палаты от 06.12.2016 N 30-18/69).
После устранения технической ошибки предприниматель 07.12.2016 направил в департамент заявление о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером N 23:16:0201004:8 на новый срок без проведения торгов.
Аналогичные заявления направлены предпринимателем в департамент 29.12.2016 и 01.02.2017.
В письмах от 22.12.2016 N 52-38092/16-32-20, от 23.01.2017 N 52-1573/17-32-20, от 14.02.2017 N 52-4196/17-32-20 департамент отказал заявителю в предоставлении испрашиваемого участка на новый срок со ссылкой на подачу заявления по истечении срока договора аренды.
Заявитель оспорил отказ департамента в судебном порядке.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Договор аренды без проведения торгов заключается в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка (подпункт 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержден приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 (зарегистрирован в Минюсте России 27.02.2015 N 36258).
В соответствии с пунктом 60 Перечня (в редакции, действующей до 27.12.2016) в целях приобретения земельного участка без проведения торгов по основаниям подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации заявителю необходимо представить документы, подтверждающие использование земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24.06.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и по результатам указанного рассмотрения принимает соответствующее решение.
Изначально с заявлением о предоставлении земельного участка на новый срок КФХ обратилось в установленный законом срок - 18.04.2016. Департамент указал, что является неуполномоченным органом по рассмотрению таких заявлений (отказ от 28.04.2016). 01.06.2016 КФХ аналогичное заявление направило в администрацию муниципального образования Курганинский район, которая в своем отказе от 20.06.2016 также сослалась на отсутствие у нее соответствующих полномочий. 08.08.2006 департамент, администрация МО Курганинский район и глава КФХ Капранов А.В. заключили дополнительное соглашение, согласно которому департамент принял на себя права и обязанности арендодателя по договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 26.11.2001 N 176 (N 8816060011). Указанное свидетельствует о том, что предприниматель в силу данного соглашения правомерно направил заявление о предоставлении участка в департамент.
Кроме того, направление предпринимателем заявления о предоставлении земельного участка в неуполномоченный орган (по мнению департамента) не может служить основанием для отказа в его предоставлении, так как в порядке информационного взаимодействия органы власти обязаны переадресовывать поступившую в их адрес корреспонденцию в соответствующие уполномоченные органы.
Отказ департамента от 28.04.2016 также мотивирован непредставление документов, подтверждающих надлежащее использование испрашиваемого земельного участка и незаверенной копии паспорта заявителя.
В соответствии с подпунктом 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации и приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" к заявлению о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации прилагаются документы, подтверждающие надлежащее использование такого земельного участка.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2.6.2 приказа департамента от 03.06.2015 N 649 "Об утверждении административного регламента предоставления департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края, находящихся в государственной собственности Краснодарского края" (далее - регламент).
В силу пункта 2.6.8 регламента в целях установления отсутствия оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренных пунктом 2.8 настоящего раздела, департамент вправе в пределах срока предоставления государственной услуги запрашивать информацию в ГКУ КК "Кубаньземконтроль" о фактическом использовании земельного участка.
В данном случае департамент документально не подтвердил, что в связи с отсутствием документов, указанных в пункте 2.6.2 регламента, им установлено наличие оснований для отказа в приеме документов и возврата заявления, а также реализованы права, предусмотренные пунктом 2.6.8. регламента, и получена информация, исключающая предоставление КФХ государственной услуги.
Последующие отказы департамента не содержали ссылки на непредставление предпринимателем документов в подтверждение надлежащего использования земельного участка.
В материалы дела представлены акты обследования земельного участка ГКУ КК "Кубаньземконтроль" от 11.05.2016 N 251, от 08.11.2012 N 198, от 16.01.2015 N 6, из которых следует, что санитарное состояние участка удовлетворительное, задолженность по арендной плате отсутствует, нарушений земельного законодательства и условий использования земельного участка, предусмотренных договором аренды, не выявлено.
Согласно статистической отчетности "Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур" (форма N 2-фермер) за 2014-2015 гг., комплексным агрохимическим обследованием установлено надлежащее использование земельного участка предпринимателем.
Непредставление заявителем надлежащим образом заверенной копии паспорта (документа, удостоверяющего личность) также не может служить основанием для отказа в предоставлении государственной услуги, поскольку такое требование противоречит пункту 2.6.2 регламента, не требующего заверения копий предоставляемых документов.
Отказ департамента от 29.07.2016 мотивирован не соответствием указанной в заявлении цели использования испрашиваемого земельного участка статье 19 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", что противоречит статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и регламенту (цель использования была указана в заявлении).
Продление срока рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в аренду также не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации и противоречит пункту 2.6.8 регламента (получение необходимой информации в порядке межведомственного взаимодействия не должно приводить к нарушению срока предоставления государственной услуги), в связи с чем, не соответствуют закону действия департамента о продлении срока рассмотрения до 30.09.2016, о чем сообщено в письме от 13.09.2016 N 52-4369ж/16-12.03 в ответ на заявление предпринимателя от 12.08.2016.
Отказ департамента от 30.09.2016 в предоставлении заявителю в аренду на новый срок земельного участка без проведения торгов мотивирован пунктом 24 пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Законом о государственном кадастре недвижимости).
В то же время фактически имела место техническая ошибка в государственном кадастре недвижимости, которая могла быть устранена уполномоченным органом в пределах срока действия договора в рабочем порядке. При этом ранее в предыдущих отказах о пересечении границ испрашиваемого участка с другими участками, Капранов А.В. не уведомлялся. Более того, техническая ошибка в кадастровых сведениях допущена не по вине предпринимателя, в связи с чем заявитель не может нести риск наступления последствий несовершения им соответствующих действий.
Отказы департамента от 22.12.2016, 23.01.2017, 14.02.2017 мотивированы подачей заявления по истечении срока действия договора аренды земельного участка. Вместе с тем, подача заявлений за пределами срока действия договора аренды, на которые предпринимателем получены оспариваемые отказы от 22.12.2016, 23.01.2017, 14.02.2017, с учетом вышеизложенных обстоятельств, обусловлена неправомерными действиями департамента.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2017 по делу N А32-7072/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
Г.А.СУРМАЛЯН
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
Г.А.СУРМАЛЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)