Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель посчитал, что участки образованы из земель сельхозназначения и никогда не относились к землям лесного фонда.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2017 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Зиновьевой Т.А.,
судей Севастьяновой М.А.,
Шуйской С.И.,
при протоколировании судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Костаревой М.С. рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы администрации Зоркальцевского сельского поселения и дачного некоммерческого партнерства "Слобода Вольная" (634515, Томская область, Томский район, село Зоркальцево, улица Совхозная, дом 14, ОГРН 1067000003290, ИНН 7017157789) на решение Арбитражного суда Томской области от 24.11.2016 (судья Казарин И.М.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2017 (судьи Скачкова О.А., Колупаева Л.А., Кривошеина С.В.) по делу N А67-8808/2015 по заявлению администрации Зоркальцевского сельского поселения (634515, Томская область, Томский район, село Зоркальцево, улица Трактовая, 39, ИНН 7014044346, ОГРН 1057001463133) к департаменту лесного хозяйства Томской области (634041, город Томск, проспект Кирова, 41, ИНН 7017317947, ОГРН 1127017029347) о признании недействительными сведений государственного лесного реестра и результатов лесоустройства 2013 года, границ лесных кварталов неустановленными.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: дачное некоммерческое партнерство "Слобода Вольная"; федеральное государственное унитарное предприятие "Рослесинфорг"; Федеральное агентство лесного хозяйства; территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области; администрация Томского района.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Седьмого арбитражного апелляционного суда (судья Полосин А.Л.) в заседании, в том числе после отложения, участвовали:
- представитель департамента лесного хозяйства Томской области - Маткин В.Е. по доверенности от 09.01.2017;
- представитель дачного некоммерческого партнерства "Слобода Вольная" - Надолинская Т.А., по доверенности от 24.01.2017;
- представитель администрации Зоркальцевского сельского поселения - Пимонова Т.В., на основании удостоверения адвоката, доверенности от 01.02.2017;
- представитель администрации Томского района - Рожкова Е.В., по доверенности от 24.06.2016.
Суд
установил:
администрация Зоркальцевского сельского поселения (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением к департаменту лесного хозяйства Томской области (далее - заинтересованное лицо, департамент) о признании недействительными сведений государственного лесного реестра об отнесении земельных участков с кадастровыми номерами 70:14:0100035:2951, 70:14:0100035:2952, 70:14:0100035:2953, 70:14:0100035:2954, 70:14:0100035:2956, 70:14:0100035:2957, 70:14:0100035:2959, 70:14:0100035:2960, 70:14:0100035:2961, 70:14:0100035:2962, 70:14:0100035:2963, 70:14:0100035:2964, 70:14:0100035:2965, 70:14:0100035:2966, 70:14:0100035:2967, 70:14:0100035:2968, 70:14:0100035:2969, 70:14:0100035:2970 к землям лесного фонда.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил заявленные требования, просил признать недействительными сведения государственного лесного реестра о государственном учете в составе земель лесного фонда, расположенного Томская область, Тимирязевское лесничество, Темерчинское участковое лесничество, урочище "Рыбаловское", кварталы 48, 52, поверхности земли, определенной границами земельных участков с кадастровыми номерами 70:14:0100035:2951, 70:14:0100035:2952, 70:14:0100035:2953, 70:14:0100035:2954, 70:14:0100035:2956, 70:14:0100035:2957, 70:14:0100035:2959, 70:14:0100035:2960, 70:14:0100035:2961, 70:14:0100035:2962, 70:14:0100035:2963, 70:14:0100035:2964, 70:14:0100035:2965, 70:14:0100035:2966, 70:14:0100035:2967, 70:14:0100035:2968, 70:14:0100035:2969, 70:14:0100035:2970; признать недействительными результаты лесоустройства 2013 года в части включения перечисленных участков в границы земель лесного фонда Тимирязевского лесничества, Темерчинского участкового лесничества, урочище "Рыбаловское", кварталы 48, 52.
Также администрация обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением к департаменту о признании границ лесных кварталов 48, 52 урочища "Рыбаловское" Темерчинского участкового лесничества Тимирязевского лесничества неустановленными (дело N А67-2367/2016).
Определением суда первой инстанции от 20.05.2016 по делу N А67-2367/2016 данное дело объединено с делом А67-2367/2016 для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А67-8808/2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены дачное некоммерческое партнерство "Слобода Вольная" (далее - ДНП "Слобода Вольная"), федеральное государственное унитарное предприятие "Рослесинфорг" (далее - ФГУП "Рослесинфорг"), Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области (далее - ТУ Росимущества в Томской области) и администрация Томского района.
Решением Арбитражного суда Томской области от 24.11.2016, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2017, заявление администрации оставлено без удовлетворения. С администрации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Эталон - 2000" взысканы расходы на проведение судебной экспертизы в размере 80 000 руб.
В кассационной жалобе администрация просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, документы лесоустройства 1987 года не могут являться допустимыми доказательствами подтверждения месторасположения земель лесного фонда, поскольку их подлинность не установлена.
Выводы судов относительно соотношения местоположения объектов и их границ на основании материалов 1987 и 2013 года податель жалобы считает не основанными на материалах дела.
Администрация полагает, что в материалах дела не содержится доказательств того, что спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда, равно как и доказательств проведения проектирования в соответствии с порядком, установленным статьями 68.1, 69 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) Тимирязевского лесничества либо контуров лесотехнических выделов в кварталах 48 и 52 урочища "Рыболовское", в состав которых входили бы спорные земельные участки, а также внесения спорных земельных участков в государственный лесной реестр, в том числе в составе другого участка. Поскольку доказательств проектирования контуров лесотехнических выделов 4, 7, 8, 9, 13, 14 в квартале 48 и выделов 6, 7, 8, 17, 20, 21, 22, 23, 25, 26, 28, 29 в квартале 52 урочища "Рыболовское" ответчиком не представлено, оснований считать границы последних установленными, а местоположение - пересекающимся с иными участками - не имеется.
Как указывает податель жалобы, приказом Россельхоза от 11.09.2008 N 249 установлен только состав лесничеств, границы лесничеств при этом не определены.
По мнению администрации, спорные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения, в связи с чем проведение лесоустройства на них в 2013 году, повлекшее отнесение их к землям лесного фонда, является незаконным. Податель жалобы указал, что вопреки выводам судов, земли, покрытые лесными насаждениями, не могут считаться землями лесного фонда.
В отзыве на кассационную жалобу администрации департамент просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ДНП "Слобода Вольная" просит отменить обжалуемые судебные акты, дело направить на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, при исследовании доказательств и обстоятельств дела судами не выяснено действительное местоположение земель, которые суды посчитали землями лесного фонда, не установлено, на какую территорию распространяются исследованные в качестве доказательств документы.
Доказательства перевода земель, изъятых у совхоза, из земель населенных пунктов в земли сельскохозяйственного назначения, которые составляли фонд перераспределения земель, судами не изучались, в материалах дела отсутствуют, в связи с чем, по мнению третьего лица, является подтвержденным факт расположения спорных участков за пределами границ населенных пунктов.
ДНП "Слобода Вольная" полагает, что суды уклонились от установления факта учета в установленном порядке в качестве колхозных лесов спорной индивидуально определенной территории.
Податель жалобы указал, что из плана, являющегося неотъемлемой частью государственного акта 1985 года, в котором произведено описание границ земельного участка, предоставленного совхозу с учетом смежных пользователей, а также указаны посторонние землепользователи, не следует, что в составе земель совхоза "Октябрь" имеется посторонний землепользователь в виде Рыбаловского производственно-испытательного участка производственного объединения "Томскмежхозлес" либо Рыбаловского лесничества.
В материалах дела, по мнению подателя жалобы, отсутствуют доказательства того, что по состоянию на февраль 1985 года спорная территория была учтена как колхозные леса, что за период с февраля 1985 года по 1987 год изменилась категория земельного участка.
В обоснование кассационных требований ДНП "Слобода Вольная" указало на допустимость наличия древесно-кустарниковой растительности на землях категории сельскохозяйственного назначения.
Податель жалобы также указал, что документы лесоустройства 1987 года не могут являться допустимыми доказательствами подтверждения месторасположения земель лесного фонда, поскольку их подлинность не установлена.
По мнению ДНП "Слобода Вольная", ни один документ из материалов дела не содержит сведения о проведении лесоустроительных работ на территории Тимирязевского лесничества в 1987 году, и сведений о том, что неутвержденный план лесонасаждений 1987 года имеет отношение к Тимирязевскому лесничеству.
Исходя из предмета спора и требований к учету лесного фонда, суды, по мнению подателя жалобы, обязаны были исследовать обстоятельства внесения оспариваемых сведений в лесной реестр.
В отзыве на кассационную жалобу ФГУП "Рослесинфорг" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу ДНП "Слобода Вольная" - без удовлетворения.
В отзыве на кассационную жалобу ДНП "Слобода Вольная" департамент просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон высказались согласно кассационным жалобам и представленным на них отзывам соответственно. Представитель администрация Томского района поддержал доводы кассационных жалоб.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, отзывов на них, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно государственному акту от 18.02.1985 совхозу "Октябрь" для целей сельскохозяйственного использования предоставлено в бессрочное пользование 14873 га земли.
Решением исполнительного комитета Томского районного совета народных депутатов от 13.10.1991 N 1104 земельные участки совхозов "Петрово" и "Октябрь" и прилегающие к ним площади переданы в ведение Зоркальцевского сельского Совета. Впоследствии указанные участки зачислены в фонд перераспределения земель в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Постановлением Главы Томского района от 26.07.2007 N 875з утвержден акт о выборе земельного участка от 10.01.2017 для размещения ДНП "Слобода Вольная" в окрестностях села Зоркальцево Томского района, предварительно согласовано место размещения ДНП "Слобода Вольная" в окрестностях села Зоркальцево Томского района; из земель фонда перераспределения в составе земель сельскохозяйственного назначения образован многоконтурный земельный участок, состоящий из 14 контуров, площадью 126609 кв. м, с присвоением кадастрового номера 70:14:0100035:1362. На основании постановления администрации Томского района от 31.05.2012 N 1196-з образованный участок предоставлен ДНП "Слобода Вольная" на праве аренды сроком до 01.06.2015.
На основании заявления ДНП "Слобода Вольная" 20.01.2015 произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 70:14:0100035:1362.
В результате раздела образовано 22 земельных участка, 18 из которых касаются предмета настоящего спора.
По окончании установленного договором срока пользования земельными участками арендатор обратился в администрацию с заявлением о предоставлении спорных участков в аренду.
Администрация обратилась в департамент с заявлением от 24.09.2015 о предоставлении сведений о принадлежности спорных земельных участков к землям государственного лесного фонда.
Письмом от 26.10.2015 N 74-09-7873 департамент сообщил, что испрашиваемые земельные участки входят в состав земель лесного фонда, имеют местоположение: Тимирязевское лесничество, Темерчинское участковое лесничество, урочище "Рыбаловское", кварталы 48, 52.
Полагая, что спорные земельные участки образованы из земель сельскохозяйственного назначения, никогда не относились к землям лесного фонда, в связи с чем проведение лесоустройства на таких землях и включение сведений о таких участках в сведения государственного лесного фонда неправомерно, администрация Зоркальцевского сельского поселения обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оставляя заявление без удовлетворения, суды исходили из того, что по данным публичной кадастровой карты спорные земельные участки действительно полностью либо частично покрыты лесом, при этом размер наложений и пересечений спорных земельных участков с землями лесного фонда не относится к предмету настоящего судебного разбирательства; требование администрации о признании недействительными результатов лесоустройства 2013 года фактически направлено на оспаривание нормативных актов - Приказа Рослесхоза от 18.12.2013 N 374 и Приказа департамента лесного хозяйства Томской области от 05.09.2014 N 87, что невозможно в рамках настоящего судебного разбирательства; фактически установлено пересечение границ спорных земельных участков с землями лесного фонда, ограниченными контурами лесотехнических выделов, входящих в состав лесных кварталов 48 и 52 урочища "Рыбаловское".
Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам дела и применимому к спорным правоотношениям законодательству.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно: нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта, действия (бездействия) закону возлагается на орган, принявший акт, совершивший действие; обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием акта недействительным, действия (бездействия) незаконным.
В соответствии с Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд.
Согласно статье 3 Лесного кодекса РСФСР (далее - ЛК РСФСР) от 08.08.1978 леса относятся к исключительной собственности государства, леса предоставляются только в пользование.
Действия в прямой или скрытой форме, нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются.
Согласно статье 4 ЛК РСФСР единый государственный лесной фонд состоит из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
В соответствии со статьями 3, 4, 113 Земельного кодекса РСФСР (далее - ЗК РСФСР) землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Границы земель государственного лесного фонда, отделяющие их от земель иных категорий, определяются в установленном порядке. Порядок пользования землями государственного лесного фонда определяется законодательством Союза ССР и РСФСР. Земли государственного лесного фонда используются предприятиями, организациями и учреждениями для нужд лесного хозяйства и лесозаготовок. Для иных нужд земли государственного лесного фонда могут использоваться, если такое использование совместимо с интересами лесного хозяйства.
В силу статьи 5 ЛК РСФСР в государственный лесной фонд не входят, в том числе деревья и группы деревьев, а также иная древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения.
Согласно Основам лесного законодательства Российской Федерации, утвержденным Верховным Советом Российской Федерации 06.03.1993 N 4613-1, все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации.
В состав земель лесного фонда входят: лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие); нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие). В лесной фонд не входят: защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов; озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам; деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках (статья 2). Лесной фонд находится во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, заповедников, национальных природных парков, учебных, лесных и опытных лесных хозяйств, осуществляющих ведение лесного хозяйства. Во владении колхозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами.
При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза (статья 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации).
Исходя из положений статей 7, 8, 9, 10, 11, 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года (далее - ЛК РФ), земли лесного фонда как ранее, так и в настоящее время находятся в федеральной (государственной) собственности, участки лесного фонда могут находиться во владении и пользовании сельскохозяйственных организаций и использоваться ими для сельскохозяйственного производства.
Действующее законодательство не предоставляет муниципальным образованиям прав на участки лесного фонда, и не наделяет органы местного самоуправления полномочиями по распоряжению ими.
Как следует из материалов дела, на территории Томского района Томской области был образован Межхозяйственный лесхоз "Томский", осуществлявший свою деятельность на землях лесного фонда, находящихся в пользовании сельскохозяйственных организаций (колхозов, совхозов, опытных полеводческих хозяйств).
В составе указанного лесхоза в качестве структурного подразделения создано Тимирязевское лесничество, осуществлявшее свою деятельность на землях лесного фонда, в том числе на землях, находившихся в пользовании сельскохозяйственных организаций. На основании государственного акта пользования землей от 18.02.1985 за совхозом "Октябрь" Томского района Томской области закреплено в бессрочное и бесплатное пользование 14873 га земли в границах согласно плану землепользования. Земли предоставлены для сельскохозяйственного использования, при этом в составе закрепленных за совхозом "Октябрь" земель имелись лесные площади, занимавшие значительную часть земель, что следует из решения Исполнительного комитета Томского районного Совета народных депутатов от 13.10.1991 N 1104.
В результате лесоустройства 1987 года проведены лесоустроительные работы на территории Тимирязевского лесничества, в том числе на лесных площадях земель, закрепленных за совхозом "Октябрь" Томского района Томской области, что подтверждается планом лесонасаждений Рыбаловского производственно-испытательного участка (устройство 1987 года, выполненное 3-ей Минской экспедицией Белорусского лесоустроительного предприятия в/о "Лесопроект").
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, в частности материалы лесоустройства, суды пришли к выводу, что имеющийся в материалах дела план подтверждает состояние границ покрытых лесом земельных участков по состоянию на 1987 год.
Согласно ведомости земель, передаваемых в ведение Зоркальцевского сельского совета (Приложение к решению Исполнительного комитета Томского районного Совета народных депутатов от 13.10.1991 N 1104), из состава земель совхоза "Октябрь" изъято и передано в ведение Зоркальцевского сельского поселения 3317 га, из которых 1641 га лесные площади.
Вопреки доводам кассационных жалоб, приведенные выводы судов заявителем не опровергнуты.
Довод подателей жалобы о нетождественности понятия "лесные площади", использованного судами со ссылкой на решение Исполнительного комитета Томского районного Совета народных депутатов от 13.10.1991 N 1104, и "земли лесного фонда" судом кассационной инстанции отклоняется.
В соответствии со статьей 37 ЛК РСФСР лесными площадями являются покрытые лесом, а также не покрытые лесом - необлесившиеся лесосеки, гари, редины, прогалины, пустыри и т.п.
Нелесными площадями являются сельскохозяйственные угодья, дороги, просеки и т.п.
Согласно приведенной норме права и лесные, и нелесные площади входят в состав земель государственного лесного фонда.
Таким образом, в состав населенного пункта села Зоркальцево названным выше правовым актом были переданы лесные площади, входящие в состав государственного лесного фонда.
Статьей 37 ЛК РСФСР был установлен порядок перевода лесных площадей в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, который требовал принятия специального акта уполномоченным органом.
Однако доказательств того, что спорные лесные площади в установленном статьей 37 ЛК РСФСР порядке были переведены в иную категорию, не связанную с ведением лесного хозяйства, заявителем в материалы дела не представлено.
Постановлением Главы администрации Томского района от 26.07.2007 N 875-з из фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения образован земельный участок площадью 12,60 га в окрестностях села Зоркальцево для размещения ДНП "Слобода Вольная", при этом земельный участок, размещенный в окрестностях села Зоркальцево и предоставленный для размещения ДНП "Слобода Вольная", практически полностью покрыт лесными площадями (деревьями и кустарниками).
Постановлением администрации Томского района от 25.09.2010 N 2580-з пункт 3 постановления от 26.07.2007 N 875-з изложен в новой редакции: "образовать из фонда перераспределения земель в составе земель сельскохозяйственного назначения многоконтурный земельный участок, состоящий из 14 контуров общей площадью 126609 кв. м в окрестностях села Зоркальцево, согласно приложению, для размещения ДНП "Слобода Вольная".
Постановлением от 25.09.2010 N 2580-з также заменено приложение к постановлению от 26.07.2007 N 875-з.
Суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о том, что указанная замена приложения не влияет на то, что при образовании земельного участка в 2007 году установлен факт практически полного покрытия земельного участка (12,60 га) лесными площадями (12,26 га).
Постановлением администрации Томского района от 08.10.2010 N 3066-з ранее принадлежавшие совхозу "Октябрь" Томского района Томской области (правопреемник СПК Колхоз "Октябрь") земельные участки общей площадью 4341,60 га, из которых 3948,50 га лесные площади, зачислены в фонд перераспределения земель в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Однако доказательств того, что администрация Томского района обладала надлежащими полномочиями по переводу земельного участка лесного фонда в категорию земель, не связанную с ведением лесного хозяйства, подателем жалобы не представлено.
Согласно кадастровой выписке от 22.11.2011 на кадастровый учет 19.09.2003 поставлен земельный участок с номером 70:14:0000000:699 площадью 938385000 кв. м, местоположение Томский район, территория лесов ФГУ "Томсксельхозлес", категория земель - земли лесного фонда, при этом в составе земельного участка с кадастровым номером 70:14:0000000:699 учтены в полном размере земли, предоставленные в пользование АОЗТ "Октябрь", созданного в результате преобразования совхоза "Октябрь", иного из материалов дела не следует.
Как правомерно указали суды, в результате изъятия из ведения бывшего совхоза "Октябрь" Томского района Томской области земель, передача таких земель в ведение Зоркальцевского сельского поселения, зачисление указанных земель в фонд перераспределения с последующим предоставлением ДНП "Слобода Вольная", лесные площади, входившие в состав указанных земель, не перестали являться землями лесного фонда, находящимися в собственности Российской Федерации, при этом доказательства перевода в установленном порядке лесных земель в нелесные в материалах дела отсутствуют.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции определением от 18.08.2016 по делу назначена судебная экспертиза.
Согласно заключению судебной экспертизы границы спорных земельных соотносятся с контурами лесотехнических выделов 4, 7, 8, 9, 13, 14 в квартале 48 и выделов 6, 7, 8, 17, 20, 21, 22, 23, 25, 26, 28, 29 в квартале 52 урочища "Рыбаловское" Темерчинского участкового лесничества Тимирязевского лесничества, как посредством наложения, так и пересечения.
В ходе судебного заседания суда первой инстанции эксперт А.В. Ильченко указал, что в результате картографического наложения материалов лесоустройства и сведений государственного кадастра недвижимости, а также натурного исследования выявлено наложение и пересечение спорных земельных участков с контурами лесотехнических выделов.
Ввиду изложенного суды пришли к правомерному выводу, что спорные земельные участки накладываются и пересекаются с контурами лесотехнических выделов 4, 7, 8, 9, 13, 14 в квартале 48 и выделов 6, 7, 8, 17, 20, 21, 22, 23, 25, 26, 28, 29 в квартале 52 урочища "Рыбаловское" и обоснованно отклонили доводы о том, что спорные земельные участки образованы на землях категории - земли сельскохозяйственного назначения, а не на землях лесного фонда.
Ссылаясь на тот факт, что вывод о наложении границ сделан экспертом без учета того факта, что материалы лесоустройства и Приложение к решению Исполнительного комитета Томского районного Совета народных депутатов от 13.10.1991 N 1104 не содержат соответствующего действующему в спорный период законодательству описания границ участков лесного фонда, податели жалобы не учитывают, что администрация, являясь заявителем, не доказала, что в границы данного муниципального образования передавались лесные площади бывшего совхоза "Октябрь", имеющие иное местоположение, нежели спорные участки.
Вопреки доводам кассационных жалоб о необоснованности выводов судов, судебные инстанции руководствовались имеющимися в деле доказательствами, в том числе генеральным планом МО "Зоркальцевское сельское поселение" и данными публичной кадастровой карты, из которых усматривается, что спорные земельные участки действительно полностью либо частично покрыты лесом.
Таким образом, удовлетворение заявленных требований и исключение спорных земельных участков из состава государственного лесного реестра позволит их использовать без учета защитных функций лесов и осуществлять деятельность, не совместимую с целевым использованием и полезными функциями лесов, чем нарушится установленный статьей 1 ЛК РФ основной принцип лесного законодательства - обеспечение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного, у судов отсутствовали основания для признания недействительными сведений государственного лесного реестра о государственном учете в составе земель лесного фонда, расположенного Томская область, Тимирязевское лесничество, Темерчинское участковое лесничество, урочище "Рыбаловское", кварталы 48, 52, поверхности земли, определенной границами спорных земельных участков.
Судами правомерно указано, что требование администрации о признании недействительными результатов лесоустройства 2013 года фактически направлено на оспаривание нормативных актов - Приказа Рослесхоза от 18.12.2013 N 374 и Приказа департамента лесного хозяйства Томской области от 05.09.2014 N 87, и не может быть удовлетворено в рамках настоящего судебного разбирательства.
В отношении требования о признании границ лесных кварталов 48, 52 урочища "Рыбаловское" Темерчинского участкового лесничества Тимирязевского лесничества неустановленными, суды пришли к выводу о том, что фактически установлено пересечение границ спорных земельных участков с землями лесного фонда, ограниченными контурами лесотехнических выделов, 14 входящих в состав лесных кварталов 48 и 52 участков урочища "Рыбаловское", и данное требование не направлено на защиту прав и законных интересов заявителя.
Суд кассационной инстанции при оценке доводов кассационных жалоб пришел к выводу, что заявитель не подтвердил факт нарушения своих прав и законных интересов, не доказал, что отказ в удовлетворении заявленных требований повлек отрицательные правовые последствия. Факт нарушения прав физических лиц из материалов дела также не усматривается.
Таким образом, доводы кассационных жалоб не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Томской области от 24.11.2016 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2017 по делу N А67-8808/2015 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 27.06.2017 N Ф04-1028/2017 ПО ДЕЛУ N А67-8808/2015
Требование: О признании недействительными сведений государственного лесного реестра об учете в составе земель лесного фонда участков, результатов лесоустройства в части включения участков в границы земель лесного фонда, признании границ лесных кварталов неустановленными.Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель посчитал, что участки образованы из земель сельхозназначения и никогда не относились к землям лесного фонда.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2017 г. по делу N А67-8808/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2017 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Зиновьевой Т.А.,
судей Севастьяновой М.А.,
Шуйской С.И.,
при протоколировании судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Костаревой М.С. рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы администрации Зоркальцевского сельского поселения и дачного некоммерческого партнерства "Слобода Вольная" (634515, Томская область, Томский район, село Зоркальцево, улица Совхозная, дом 14, ОГРН 1067000003290, ИНН 7017157789) на решение Арбитражного суда Томской области от 24.11.2016 (судья Казарин И.М.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2017 (судьи Скачкова О.А., Колупаева Л.А., Кривошеина С.В.) по делу N А67-8808/2015 по заявлению администрации Зоркальцевского сельского поселения (634515, Томская область, Томский район, село Зоркальцево, улица Трактовая, 39, ИНН 7014044346, ОГРН 1057001463133) к департаменту лесного хозяйства Томской области (634041, город Томск, проспект Кирова, 41, ИНН 7017317947, ОГРН 1127017029347) о признании недействительными сведений государственного лесного реестра и результатов лесоустройства 2013 года, границ лесных кварталов неустановленными.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: дачное некоммерческое партнерство "Слобода Вольная"; федеральное государственное унитарное предприятие "Рослесинфорг"; Федеральное агентство лесного хозяйства; территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области; администрация Томского района.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Седьмого арбитражного апелляционного суда (судья Полосин А.Л.) в заседании, в том числе после отложения, участвовали:
- представитель департамента лесного хозяйства Томской области - Маткин В.Е. по доверенности от 09.01.2017;
- представитель дачного некоммерческого партнерства "Слобода Вольная" - Надолинская Т.А., по доверенности от 24.01.2017;
- представитель администрации Зоркальцевского сельского поселения - Пимонова Т.В., на основании удостоверения адвоката, доверенности от 01.02.2017;
- представитель администрации Томского района - Рожкова Е.В., по доверенности от 24.06.2016.
Суд
установил:
администрация Зоркальцевского сельского поселения (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением к департаменту лесного хозяйства Томской области (далее - заинтересованное лицо, департамент) о признании недействительными сведений государственного лесного реестра об отнесении земельных участков с кадастровыми номерами 70:14:0100035:2951, 70:14:0100035:2952, 70:14:0100035:2953, 70:14:0100035:2954, 70:14:0100035:2956, 70:14:0100035:2957, 70:14:0100035:2959, 70:14:0100035:2960, 70:14:0100035:2961, 70:14:0100035:2962, 70:14:0100035:2963, 70:14:0100035:2964, 70:14:0100035:2965, 70:14:0100035:2966, 70:14:0100035:2967, 70:14:0100035:2968, 70:14:0100035:2969, 70:14:0100035:2970 к землям лесного фонда.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил заявленные требования, просил признать недействительными сведения государственного лесного реестра о государственном учете в составе земель лесного фонда, расположенного Томская область, Тимирязевское лесничество, Темерчинское участковое лесничество, урочище "Рыбаловское", кварталы 48, 52, поверхности земли, определенной границами земельных участков с кадастровыми номерами 70:14:0100035:2951, 70:14:0100035:2952, 70:14:0100035:2953, 70:14:0100035:2954, 70:14:0100035:2956, 70:14:0100035:2957, 70:14:0100035:2959, 70:14:0100035:2960, 70:14:0100035:2961, 70:14:0100035:2962, 70:14:0100035:2963, 70:14:0100035:2964, 70:14:0100035:2965, 70:14:0100035:2966, 70:14:0100035:2967, 70:14:0100035:2968, 70:14:0100035:2969, 70:14:0100035:2970; признать недействительными результаты лесоустройства 2013 года в части включения перечисленных участков в границы земель лесного фонда Тимирязевского лесничества, Темерчинского участкового лесничества, урочище "Рыбаловское", кварталы 48, 52.
Также администрация обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением к департаменту о признании границ лесных кварталов 48, 52 урочища "Рыбаловское" Темерчинского участкового лесничества Тимирязевского лесничества неустановленными (дело N А67-2367/2016).
Определением суда первой инстанции от 20.05.2016 по делу N А67-2367/2016 данное дело объединено с делом А67-2367/2016 для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А67-8808/2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены дачное некоммерческое партнерство "Слобода Вольная" (далее - ДНП "Слобода Вольная"), федеральное государственное унитарное предприятие "Рослесинфорг" (далее - ФГУП "Рослесинфорг"), Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области (далее - ТУ Росимущества в Томской области) и администрация Томского района.
Решением Арбитражного суда Томской области от 24.11.2016, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2017, заявление администрации оставлено без удовлетворения. С администрации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Эталон - 2000" взысканы расходы на проведение судебной экспертизы в размере 80 000 руб.
В кассационной жалобе администрация просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, документы лесоустройства 1987 года не могут являться допустимыми доказательствами подтверждения месторасположения земель лесного фонда, поскольку их подлинность не установлена.
Выводы судов относительно соотношения местоположения объектов и их границ на основании материалов 1987 и 2013 года податель жалобы считает не основанными на материалах дела.
Администрация полагает, что в материалах дела не содержится доказательств того, что спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда, равно как и доказательств проведения проектирования в соответствии с порядком, установленным статьями 68.1, 69 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) Тимирязевского лесничества либо контуров лесотехнических выделов в кварталах 48 и 52 урочища "Рыболовское", в состав которых входили бы спорные земельные участки, а также внесения спорных земельных участков в государственный лесной реестр, в том числе в составе другого участка. Поскольку доказательств проектирования контуров лесотехнических выделов 4, 7, 8, 9, 13, 14 в квартале 48 и выделов 6, 7, 8, 17, 20, 21, 22, 23, 25, 26, 28, 29 в квартале 52 урочища "Рыболовское" ответчиком не представлено, оснований считать границы последних установленными, а местоположение - пересекающимся с иными участками - не имеется.
Как указывает податель жалобы, приказом Россельхоза от 11.09.2008 N 249 установлен только состав лесничеств, границы лесничеств при этом не определены.
По мнению администрации, спорные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения, в связи с чем проведение лесоустройства на них в 2013 году, повлекшее отнесение их к землям лесного фонда, является незаконным. Податель жалобы указал, что вопреки выводам судов, земли, покрытые лесными насаждениями, не могут считаться землями лесного фонда.
В отзыве на кассационную жалобу администрации департамент просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ДНП "Слобода Вольная" просит отменить обжалуемые судебные акты, дело направить на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, при исследовании доказательств и обстоятельств дела судами не выяснено действительное местоположение земель, которые суды посчитали землями лесного фонда, не установлено, на какую территорию распространяются исследованные в качестве доказательств документы.
Доказательства перевода земель, изъятых у совхоза, из земель населенных пунктов в земли сельскохозяйственного назначения, которые составляли фонд перераспределения земель, судами не изучались, в материалах дела отсутствуют, в связи с чем, по мнению третьего лица, является подтвержденным факт расположения спорных участков за пределами границ населенных пунктов.
ДНП "Слобода Вольная" полагает, что суды уклонились от установления факта учета в установленном порядке в качестве колхозных лесов спорной индивидуально определенной территории.
Податель жалобы указал, что из плана, являющегося неотъемлемой частью государственного акта 1985 года, в котором произведено описание границ земельного участка, предоставленного совхозу с учетом смежных пользователей, а также указаны посторонние землепользователи, не следует, что в составе земель совхоза "Октябрь" имеется посторонний землепользователь в виде Рыбаловского производственно-испытательного участка производственного объединения "Томскмежхозлес" либо Рыбаловского лесничества.
В материалах дела, по мнению подателя жалобы, отсутствуют доказательства того, что по состоянию на февраль 1985 года спорная территория была учтена как колхозные леса, что за период с февраля 1985 года по 1987 год изменилась категория земельного участка.
В обоснование кассационных требований ДНП "Слобода Вольная" указало на допустимость наличия древесно-кустарниковой растительности на землях категории сельскохозяйственного назначения.
Податель жалобы также указал, что документы лесоустройства 1987 года не могут являться допустимыми доказательствами подтверждения месторасположения земель лесного фонда, поскольку их подлинность не установлена.
По мнению ДНП "Слобода Вольная", ни один документ из материалов дела не содержит сведения о проведении лесоустроительных работ на территории Тимирязевского лесничества в 1987 году, и сведений о том, что неутвержденный план лесонасаждений 1987 года имеет отношение к Тимирязевскому лесничеству.
Исходя из предмета спора и требований к учету лесного фонда, суды, по мнению подателя жалобы, обязаны были исследовать обстоятельства внесения оспариваемых сведений в лесной реестр.
В отзыве на кассационную жалобу ФГУП "Рослесинфорг" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу ДНП "Слобода Вольная" - без удовлетворения.
В отзыве на кассационную жалобу ДНП "Слобода Вольная" департамент просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон высказались согласно кассационным жалобам и представленным на них отзывам соответственно. Представитель администрация Томского района поддержал доводы кассационных жалоб.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, отзывов на них, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно государственному акту от 18.02.1985 совхозу "Октябрь" для целей сельскохозяйственного использования предоставлено в бессрочное пользование 14873 га земли.
Решением исполнительного комитета Томского районного совета народных депутатов от 13.10.1991 N 1104 земельные участки совхозов "Петрово" и "Октябрь" и прилегающие к ним площади переданы в ведение Зоркальцевского сельского Совета. Впоследствии указанные участки зачислены в фонд перераспределения земель в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Постановлением Главы Томского района от 26.07.2007 N 875з утвержден акт о выборе земельного участка от 10.01.2017 для размещения ДНП "Слобода Вольная" в окрестностях села Зоркальцево Томского района, предварительно согласовано место размещения ДНП "Слобода Вольная" в окрестностях села Зоркальцево Томского района; из земель фонда перераспределения в составе земель сельскохозяйственного назначения образован многоконтурный земельный участок, состоящий из 14 контуров, площадью 126609 кв. м, с присвоением кадастрового номера 70:14:0100035:1362. На основании постановления администрации Томского района от 31.05.2012 N 1196-з образованный участок предоставлен ДНП "Слобода Вольная" на праве аренды сроком до 01.06.2015.
На основании заявления ДНП "Слобода Вольная" 20.01.2015 произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 70:14:0100035:1362.
В результате раздела образовано 22 земельных участка, 18 из которых касаются предмета настоящего спора.
По окончании установленного договором срока пользования земельными участками арендатор обратился в администрацию с заявлением о предоставлении спорных участков в аренду.
Администрация обратилась в департамент с заявлением от 24.09.2015 о предоставлении сведений о принадлежности спорных земельных участков к землям государственного лесного фонда.
Письмом от 26.10.2015 N 74-09-7873 департамент сообщил, что испрашиваемые земельные участки входят в состав земель лесного фонда, имеют местоположение: Тимирязевское лесничество, Темерчинское участковое лесничество, урочище "Рыбаловское", кварталы 48, 52.
Полагая, что спорные земельные участки образованы из земель сельскохозяйственного назначения, никогда не относились к землям лесного фонда, в связи с чем проведение лесоустройства на таких землях и включение сведений о таких участках в сведения государственного лесного фонда неправомерно, администрация Зоркальцевского сельского поселения обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оставляя заявление без удовлетворения, суды исходили из того, что по данным публичной кадастровой карты спорные земельные участки действительно полностью либо частично покрыты лесом, при этом размер наложений и пересечений спорных земельных участков с землями лесного фонда не относится к предмету настоящего судебного разбирательства; требование администрации о признании недействительными результатов лесоустройства 2013 года фактически направлено на оспаривание нормативных актов - Приказа Рослесхоза от 18.12.2013 N 374 и Приказа департамента лесного хозяйства Томской области от 05.09.2014 N 87, что невозможно в рамках настоящего судебного разбирательства; фактически установлено пересечение границ спорных земельных участков с землями лесного фонда, ограниченными контурами лесотехнических выделов, входящих в состав лесных кварталов 48 и 52 урочища "Рыбаловское".
Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам дела и применимому к спорным правоотношениям законодательству.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно: нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта, действия (бездействия) закону возлагается на орган, принявший акт, совершивший действие; обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием акта недействительным, действия (бездействия) незаконным.
В соответствии с Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд.
Согласно статье 3 Лесного кодекса РСФСР (далее - ЛК РСФСР) от 08.08.1978 леса относятся к исключительной собственности государства, леса предоставляются только в пользование.
Действия в прямой или скрытой форме, нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются.
Согласно статье 4 ЛК РСФСР единый государственный лесной фонд состоит из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
В соответствии со статьями 3, 4, 113 Земельного кодекса РСФСР (далее - ЗК РСФСР) землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Границы земель государственного лесного фонда, отделяющие их от земель иных категорий, определяются в установленном порядке. Порядок пользования землями государственного лесного фонда определяется законодательством Союза ССР и РСФСР. Земли государственного лесного фонда используются предприятиями, организациями и учреждениями для нужд лесного хозяйства и лесозаготовок. Для иных нужд земли государственного лесного фонда могут использоваться, если такое использование совместимо с интересами лесного хозяйства.
В силу статьи 5 ЛК РСФСР в государственный лесной фонд не входят, в том числе деревья и группы деревьев, а также иная древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения.
Согласно Основам лесного законодательства Российской Федерации, утвержденным Верховным Советом Российской Федерации 06.03.1993 N 4613-1, все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации.
В состав земель лесного фонда входят: лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие); нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие). В лесной фонд не входят: защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов; озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам; деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках (статья 2). Лесной фонд находится во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, заповедников, национальных природных парков, учебных, лесных и опытных лесных хозяйств, осуществляющих ведение лесного хозяйства. Во владении колхозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами.
При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза (статья 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации).
Исходя из положений статей 7, 8, 9, 10, 11, 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года (далее - ЛК РФ), земли лесного фонда как ранее, так и в настоящее время находятся в федеральной (государственной) собственности, участки лесного фонда могут находиться во владении и пользовании сельскохозяйственных организаций и использоваться ими для сельскохозяйственного производства.
Действующее законодательство не предоставляет муниципальным образованиям прав на участки лесного фонда, и не наделяет органы местного самоуправления полномочиями по распоряжению ими.
Как следует из материалов дела, на территории Томского района Томской области был образован Межхозяйственный лесхоз "Томский", осуществлявший свою деятельность на землях лесного фонда, находящихся в пользовании сельскохозяйственных организаций (колхозов, совхозов, опытных полеводческих хозяйств).
В составе указанного лесхоза в качестве структурного подразделения создано Тимирязевское лесничество, осуществлявшее свою деятельность на землях лесного фонда, в том числе на землях, находившихся в пользовании сельскохозяйственных организаций. На основании государственного акта пользования землей от 18.02.1985 за совхозом "Октябрь" Томского района Томской области закреплено в бессрочное и бесплатное пользование 14873 га земли в границах согласно плану землепользования. Земли предоставлены для сельскохозяйственного использования, при этом в составе закрепленных за совхозом "Октябрь" земель имелись лесные площади, занимавшие значительную часть земель, что следует из решения Исполнительного комитета Томского районного Совета народных депутатов от 13.10.1991 N 1104.
В результате лесоустройства 1987 года проведены лесоустроительные работы на территории Тимирязевского лесничества, в том числе на лесных площадях земель, закрепленных за совхозом "Октябрь" Томского района Томской области, что подтверждается планом лесонасаждений Рыбаловского производственно-испытательного участка (устройство 1987 года, выполненное 3-ей Минской экспедицией Белорусского лесоустроительного предприятия в/о "Лесопроект").
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, в частности материалы лесоустройства, суды пришли к выводу, что имеющийся в материалах дела план подтверждает состояние границ покрытых лесом земельных участков по состоянию на 1987 год.
Согласно ведомости земель, передаваемых в ведение Зоркальцевского сельского совета (Приложение к решению Исполнительного комитета Томского районного Совета народных депутатов от 13.10.1991 N 1104), из состава земель совхоза "Октябрь" изъято и передано в ведение Зоркальцевского сельского поселения 3317 га, из которых 1641 га лесные площади.
Вопреки доводам кассационных жалоб, приведенные выводы судов заявителем не опровергнуты.
Довод подателей жалобы о нетождественности понятия "лесные площади", использованного судами со ссылкой на решение Исполнительного комитета Томского районного Совета народных депутатов от 13.10.1991 N 1104, и "земли лесного фонда" судом кассационной инстанции отклоняется.
В соответствии со статьей 37 ЛК РСФСР лесными площадями являются покрытые лесом, а также не покрытые лесом - необлесившиеся лесосеки, гари, редины, прогалины, пустыри и т.п.
Нелесными площадями являются сельскохозяйственные угодья, дороги, просеки и т.п.
Согласно приведенной норме права и лесные, и нелесные площади входят в состав земель государственного лесного фонда.
Таким образом, в состав населенного пункта села Зоркальцево названным выше правовым актом были переданы лесные площади, входящие в состав государственного лесного фонда.
Статьей 37 ЛК РСФСР был установлен порядок перевода лесных площадей в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, который требовал принятия специального акта уполномоченным органом.
Однако доказательств того, что спорные лесные площади в установленном статьей 37 ЛК РСФСР порядке были переведены в иную категорию, не связанную с ведением лесного хозяйства, заявителем в материалы дела не представлено.
Постановлением Главы администрации Томского района от 26.07.2007 N 875-з из фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения образован земельный участок площадью 12,60 га в окрестностях села Зоркальцево для размещения ДНП "Слобода Вольная", при этом земельный участок, размещенный в окрестностях села Зоркальцево и предоставленный для размещения ДНП "Слобода Вольная", практически полностью покрыт лесными площадями (деревьями и кустарниками).
Постановлением администрации Томского района от 25.09.2010 N 2580-з пункт 3 постановления от 26.07.2007 N 875-з изложен в новой редакции: "образовать из фонда перераспределения земель в составе земель сельскохозяйственного назначения многоконтурный земельный участок, состоящий из 14 контуров общей площадью 126609 кв. м в окрестностях села Зоркальцево, согласно приложению, для размещения ДНП "Слобода Вольная".
Постановлением от 25.09.2010 N 2580-з также заменено приложение к постановлению от 26.07.2007 N 875-з.
Суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о том, что указанная замена приложения не влияет на то, что при образовании земельного участка в 2007 году установлен факт практически полного покрытия земельного участка (12,60 га) лесными площадями (12,26 га).
Постановлением администрации Томского района от 08.10.2010 N 3066-з ранее принадлежавшие совхозу "Октябрь" Томского района Томской области (правопреемник СПК Колхоз "Октябрь") земельные участки общей площадью 4341,60 га, из которых 3948,50 га лесные площади, зачислены в фонд перераспределения земель в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Однако доказательств того, что администрация Томского района обладала надлежащими полномочиями по переводу земельного участка лесного фонда в категорию земель, не связанную с ведением лесного хозяйства, подателем жалобы не представлено.
Согласно кадастровой выписке от 22.11.2011 на кадастровый учет 19.09.2003 поставлен земельный участок с номером 70:14:0000000:699 площадью 938385000 кв. м, местоположение Томский район, территория лесов ФГУ "Томсксельхозлес", категория земель - земли лесного фонда, при этом в составе земельного участка с кадастровым номером 70:14:0000000:699 учтены в полном размере земли, предоставленные в пользование АОЗТ "Октябрь", созданного в результате преобразования совхоза "Октябрь", иного из материалов дела не следует.
Как правомерно указали суды, в результате изъятия из ведения бывшего совхоза "Октябрь" Томского района Томской области земель, передача таких земель в ведение Зоркальцевского сельского поселения, зачисление указанных земель в фонд перераспределения с последующим предоставлением ДНП "Слобода Вольная", лесные площади, входившие в состав указанных земель, не перестали являться землями лесного фонда, находящимися в собственности Российской Федерации, при этом доказательства перевода в установленном порядке лесных земель в нелесные в материалах дела отсутствуют.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции определением от 18.08.2016 по делу назначена судебная экспертиза.
Согласно заключению судебной экспертизы границы спорных земельных соотносятся с контурами лесотехнических выделов 4, 7, 8, 9, 13, 14 в квартале 48 и выделов 6, 7, 8, 17, 20, 21, 22, 23, 25, 26, 28, 29 в квартале 52 урочища "Рыбаловское" Темерчинского участкового лесничества Тимирязевского лесничества, как посредством наложения, так и пересечения.
В ходе судебного заседания суда первой инстанции эксперт А.В. Ильченко указал, что в результате картографического наложения материалов лесоустройства и сведений государственного кадастра недвижимости, а также натурного исследования выявлено наложение и пересечение спорных земельных участков с контурами лесотехнических выделов.
Ввиду изложенного суды пришли к правомерному выводу, что спорные земельные участки накладываются и пересекаются с контурами лесотехнических выделов 4, 7, 8, 9, 13, 14 в квартале 48 и выделов 6, 7, 8, 17, 20, 21, 22, 23, 25, 26, 28, 29 в квартале 52 урочища "Рыбаловское" и обоснованно отклонили доводы о том, что спорные земельные участки образованы на землях категории - земли сельскохозяйственного назначения, а не на землях лесного фонда.
Ссылаясь на тот факт, что вывод о наложении границ сделан экспертом без учета того факта, что материалы лесоустройства и Приложение к решению Исполнительного комитета Томского районного Совета народных депутатов от 13.10.1991 N 1104 не содержат соответствующего действующему в спорный период законодательству описания границ участков лесного фонда, податели жалобы не учитывают, что администрация, являясь заявителем, не доказала, что в границы данного муниципального образования передавались лесные площади бывшего совхоза "Октябрь", имеющие иное местоположение, нежели спорные участки.
Вопреки доводам кассационных жалоб о необоснованности выводов судов, судебные инстанции руководствовались имеющимися в деле доказательствами, в том числе генеральным планом МО "Зоркальцевское сельское поселение" и данными публичной кадастровой карты, из которых усматривается, что спорные земельные участки действительно полностью либо частично покрыты лесом.
Таким образом, удовлетворение заявленных требований и исключение спорных земельных участков из состава государственного лесного реестра позволит их использовать без учета защитных функций лесов и осуществлять деятельность, не совместимую с целевым использованием и полезными функциями лесов, чем нарушится установленный статьей 1 ЛК РФ основной принцип лесного законодательства - обеспечение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного, у судов отсутствовали основания для признания недействительными сведений государственного лесного реестра о государственном учете в составе земель лесного фонда, расположенного Томская область, Тимирязевское лесничество, Темерчинское участковое лесничество, урочище "Рыбаловское", кварталы 48, 52, поверхности земли, определенной границами спорных земельных участков.
Судами правомерно указано, что требование администрации о признании недействительными результатов лесоустройства 2013 года фактически направлено на оспаривание нормативных актов - Приказа Рослесхоза от 18.12.2013 N 374 и Приказа департамента лесного хозяйства Томской области от 05.09.2014 N 87, и не может быть удовлетворено в рамках настоящего судебного разбирательства.
В отношении требования о признании границ лесных кварталов 48, 52 урочища "Рыбаловское" Темерчинского участкового лесничества Тимирязевского лесничества неустановленными, суды пришли к выводу о том, что фактически установлено пересечение границ спорных земельных участков с землями лесного фонда, ограниченными контурами лесотехнических выделов, 14 входящих в состав лесных кварталов 48 и 52 участков урочища "Рыбаловское", и данное требование не направлено на защиту прав и законных интересов заявителя.
Суд кассационной инстанции при оценке доводов кассационных жалоб пришел к выводу, что заявитель не подтвердил факт нарушения своих прав и законных интересов, не доказал, что отказ в удовлетворении заявленных требований повлек отрицательные правовые последствия. Факт нарушения прав физических лиц из материалов дела также не усматривается.
Таким образом, доводы кассационных жалоб не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Томской области от 24.11.2016 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2017 по делу N А67-8808/2015 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Т.А.ЗИНОВЬЕВА
Судьи
М.А.СЕВАСТЬЯНОВА
С.И.ШУЙСКАЯ
Т.А.ЗИНОВЬЕВА
Судьи
М.А.СЕВАСТЬЯНОВА
С.И.ШУЙСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)