Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.06.2017 N 11АП-7052/2017 ПО ДЕЛУ N А65-631/2017

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2017 г. по делу N А65-631/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2017 года
В полном объеме постановление изготовлено 20 июня 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19.06.2017 в помещении суда апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и муниципального казенного учреждения "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.04.2017 по делу N А65-631/2017 (судья Хасанов А.Р.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Миновой Луизы Мансуровны (ИНН 165500028808, ОГРН 304166010400158), г. Казань, к муниципальному казенному учреждению "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань, и Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, г. Казань,
об оспаривании отказа,
в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом,

установил:

индивидуальный предприниматель Минова Луиза Мансуровна обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к муниципальному казенному учреждению "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Комитет потребительского рынка) и Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани (далее - Исполком) о признании недействительным (незаконным) отказа Комитета потребительского рынка в заключении с предпринимателем Миновой Л.М. договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке площадью 10 кв. м по ул. Академика Глушко, вблизи дома N 47/21, для целей, не связанных со строительством, а именно: для размещения объекта мелкорозничной сети по продаже цветов, сроком на 5 лет, и об обязании Исполкома принять решение о заключении с предпринимателем Миновой Л.М. сроком на 5 лет договора на размещение на указанном земельном участке объекта мелкорозничной сети по продаже цветов.
Решением от 12.04.2017 по делу N А65-631/2017 Арбитражный суд Республики Татарстан признал оспариваемый отказ недействительным и обязал Исполком устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Миновой Л.М. путем осуществления действий, направленных на заключение договора на размещение на указанном земельном участке нестационарного торгового объекта для целей, не связанных со строительством.
В апелляционной жалобе Исполком и Комитет потребительского рынка просили отменить указанное судебное решение и отказать предпринимателю Миновой Л.М. в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителей жалобы, указанное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Исполком и Комитет потребительского рынка представили дополнение к апелляционной жалобе.
Предприниматель Минова Л.М. в отзыве апелляционную жалобу отклонила, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании постановления Исполкома от 24.09.2010 N 8644 и договора аренды земельного участка от 24.12.2010 N 15215 Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома предоставил предпринимателю Миновой Л.М. в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:50:150303:62 площадью 10 кв. м по ул. Академика Глушко, вблизи дома N 47/21, для целей не связанных со строительством, а именно: для размещения объекта мелкорозничной сети по продаже цветов, без права возведения капитальных сооружений (объектов недвижимости), сроком на 5 лет - до 23.09.2015.
По истечении срока договора аренды предприниматель Минова Л.М. обратилась в Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома с заявлением от 29.09.2016 N 21-09 (16)/1, в котором просила разрешить ей использование земельного участка площадью 10 кв. м по ул. Академика Глушко, вблизи дома N 47/21, для целей не связанных со строительством, а именно: для размещения объекта мелкорозничной сети по продаже цветов, без права возведения капитальных сооружений (объектов недвижимости), без предоставления земельного участка и установления сервитутов, то есть в целях, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 39.33, частью 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В ответ на указанное заявление Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома направил предпринимателю Миновой Л.М. письмо от 21.10.2016 N 15871/КЗИО ИСХ, из содержания которого следует, что на территории Республики Татарстан порядок размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, регулируется Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.08.2016 N 533. В письме также сообщалось, что заключение от имени муниципального образования города Казани договоров на размещение нестационарных объектов относится к полномочиям Комитета потребительского рынка в соответствии с решением Казанской городской Думы от 03.08.2015 N 19-44.
Пунктом 3.1.23 Положения о муниципальном казенном учреждении "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 03.08.2015 N 19-44, предусмотрено, что Комитет потребительского рынка заключает от имени муниципального образования г. Казани договора на размещение нестационарных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в том числе сезонных, на территории г. Казани.
07.11.2016 предприниматель Минова Л.М. обратилась в Комитет потребительского рынка с заявлением N 07-11 (16)/2, в котором просила заключить с ней сроком на 5 лет договор на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке по ул. Академика Глушко, вблизи дома N 47/21, для целей не связанных со строительством, а именно: для размещения объекта мелкорозничной сети по продаже цветов, без права возведения капитальных сооружений (объектов недвижимости), без предоставления земельного участка и установления сервитутов.
Письмом от 23.11.2016 N 196/КПР Комитет потребительского рынка сообщил предпринимателю Миновой Л.М., что Исполкомом разрабатывается муниципальный порядок размещения нестационарных торговых объектов на муниципальных земельных участках, а также формируется схема размещения нестационарных торговых объектов; после принятия данного нормативного правового акта, а также в случае надлежащего исполнения арендных условий будет заключен соответствующий договор.
С учетом положений статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемый отказ недействительным и обязал Исполком устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Миновой Л.М. путем осуществления действий, направленных на заключение договора на размещение на указанном земельном участке нестационарного торгового объекта для целей, не связанных со строительством.
Из содержания преамбулы постановления Исполкома от 24.09.2010 N 8644, на основании которого земельный участок был предоставлен предпринимателю Миновой Л.М. в аренду, следует, что оно принято в соответствии со статьями 22, 34 ЗК РФ и действовавшим в то время Положением о порядке предоставления находящихся на территории г. Казани земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Казанской городской Думы от 23.08.2006 N 49-11 (далее - Положение N 49-11).
Положением N 49-11 были определены процедуры предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам, порядок рассмотрения заявлений и принятия решений, в том числе, о предоставлении земельных участков для размещения объектов мелкорозничной сети, включая такие нестационарные объекты, представляющие собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижные сооружения, как павильоны, киоски, летние кафе, точки реализации бахчевых культур (пункты 1.1, 2.1).
Пунктом 2.2 Положения N 49-11 предусмотрено, что нестационарные непередвижные объекты мелкорозничной сети размещаются в соответствии со схемой размещения, которая должна содержать информацию о специализации каждого нестационарного непередвижного объекта мелкорозничной сети и площади земельного участка, занимаемого данным объектом и необходимого для его использования, в том числе при необходимости его благоустройства, с учетом площади земельного участка, необходимого для благоустройства.
Согласно пункту 2.4 Положения N 49-11 схема размещения подлежит опубликованию в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани или в газетах "Казанские Ведомости" и "Шахри Казан", а в соответствии с пунктом 2.5 этого Положения уполномоченный орган Исполкома осуществляет опубликование в официальных источниках сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в аренду с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров и местоположения, срока его аренды.
В пунктах 2.6 - 2.13 Положения N 49-11 изложен порядок рассмотрения заявлений о предоставлении земельного участка.
Пунктом 2.14 Положения N 49-11 установлено, что по истечении пятилетнего срока договора аренды земельного участка деятельность объекта мелкорозничной сети либо подлежит прекращению, либо арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды данного земельного участка, если иное не предусмотрено договором аренды земельного участка.
Во исполнение Положения N 49-11 постановлением руководителя Исполкома от 05.08.2011 N 4382 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани на 2011-2015 годы" (далее - Постановление N 4382) утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани.
В пункте 825 Постановления N 4382 значится нестационарный торговый объект с реестровым номером 1036 по адресу: ул. Академика Глушко, вблизи дома N 47/21, профиль по факту "Цветы", фактическая площадь 10,0 кв. м, то есть нестационарный торговый объект предпринимателя Миновой Л.М.
Согласно преамбуле Постановления N 4382 оно принято в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и решением Казанской городской Думы от 23.08.2006 N 49-11 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" в целях обеспечения доступности товаров для населения.
Решение Казанской городской Думы от 23.08.2006 N 49-11 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" признано утратившим силу решением Казанской городской Думы от 27.12.2012 N 10-19 в связи с утверждением нового Положения о порядке предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее - Положение N 10-19).
Положением N 10-19 (раздел II) был сохранен ранее действовавший порядок предоставления земельных участков для размещения объектов мелкорозничной сети.
Решением Казанской городской Думы от 18.12.2015 N 22-3 "О внесении изменения в Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" раздел II Положения N 10-19 признан утратившим силу.
Таким образом, с 18.12.2015 в городе Казани перестало существовать нормативно-правовое регулирование предоставления земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов, в том числе субъектам предпринимательства после истечения сроков действия договоров аренды, учитывающее новые положения ЗК РФ (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33, пункт 1 статьи 39.36 в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") об использовании земельных участков без их предоставления и положения статьи 10 "Особенности размещения нестационарных торговых объектов" Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о регулировании торговой деятельности).
Предприниматель Минова Л.М. обратилась в Комитет потребительского рынка с заявлением от 07.11.2016 N 07-11 (16)/2 о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта после введения указанных новых норм ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.33 ЗК РФ в редакции, действующей с 01.03.2015, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях: 1) проведения инженерных изысканий; 2) капитального или текущего ремонта линейного объекта; 3) строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения; 4) осуществления геологического изучения недр; 5) осуществления деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда; 6) размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом о регулировании торговой деятельности.
Частью 2 статьи 6 Закона о регулировании торговой деятельности предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют, в частности, в соответствии с этим законом разработку и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.08.2016 N 533 установлен Порядок размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Однако согласно пункту 2.6 данного постановления установленный им порядок подлежит применению в соответствующем муниципальном образовании Республики Татарстан со дня вступления в законную силу муниципального нормативного правового акта об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов впервые после установления данного порядка.
Таким образом, Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.08.2016 N 533 в рассматриваемом случае не подлежит применению.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о регулировании торговой деятельности размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона о регулировании торговой деятельности порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 данной статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 10 Закона о регулировании торговой деятельности предусмотрено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Приказом Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан от 26.02.2011 N 34-ОД утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Республики Татарстан схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Полномочия Исполкома определены в статье 40 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением Представительного органа муниципального образования г. Казани от 17.12.2005 N 3-5). Абзацем 8 данной статьи Устава определено, что Исполком в сфере услуг связи, торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения разрабатывает и утверждает схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Правила N 772).
В соответствии с Правилами N 772 включение нестационарных торговых объектов в схему их размещения осуществляется органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия собственника имущества по согласованию и в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2); включение объектов в схему размещения осуществляется в целях: достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, повышения доступности товаров для населения (пункт 3).
Согласно пункту 8 Правил N 772 основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте.
В части 5 статьи 10 Закона о регулировании торговой деятельности указано, что схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с частью 6 статьи 10 Закона о регулировании торговой деятельности утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Постановлением Исполкома от 15.11.2012 N 8305 "О приостановлении действия Постановления Исполнительного комитета г. Казани от 05.08.2011 N 4382 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани на 2011-2015 годы" действие постановления Исполкома от 05.08.2011 N 4382 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани на 2011-2015 годы" было приостановлено.
Постановлением Исполкома от 10.12.2014 N 7039 "О признании утратившим силу Постановления Исполнительного комитета г. Казани от 15.11.2012 N 8305" действие постановления Исполкома от 05.08.2011 N 4382 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани на 2011-2015 годы" возобновлено.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылки Исполкома и Комитета потребительского рынка на апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 28.02.2017 по делу N 33а-3306/2017, в котором указано на отсутствие в настоящее время действующей схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29.01.2015 N 225-О указал, что осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер.
Кроме того, Конституционным Судом Российской Федерации указано, что положение части 6 статьи 10 Закона о регулировании торговой деятельности, предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, непринятие на муниципальном уровне нормативных правовых актов, регулирующих определенные федеральными законами правоотношения, не может лишать лицо в реализации его прав, предусмотренных действующим законодательством.
Аналогичный правовой подход изложен в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 09.12.2016 по делу N А65-1701/2016.
Нестационарный объект мелкорозничной торговой сети (киоск "Цветы") размещен на земельном участке площадью 10 кв. м по ул. Академика Глушко, вблизи дома N 47/21, предоставленном предпринимателю Миновой Л.М. в аренду на основании постановления Исполкома от 24.09.2010 N 8644, то есть до утверждения постановлением Исполкома от 05.08.2011 N 4382 схемы размещения нестационарных торговых объектов в г. Казани и, соответственно, до утверждения новой схемы размещения таких объектов на последующие годы.
В этой связи наличие или отсутствие нестационарного торгового объекта в схеме размещения не может служить препятствием для его дальнейшего размещения на указанном земельном участке в целях осуществления предпринимателем Миновой Л.М. предпринимательской деятельности.
Аналогичный правовой подход изложен в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 14.08.2014 по делу N А55-28848/2013.
Довод Исполкома и Комитета потребительского рынка о нарушении антимонопольного законодательства в случае заключения с предпринимателем Миновой Л.М. договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку в рассматриваемом случае заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без предоставления земельного участка и установления сервитутов основывается на нормах ЗК РФ и Закона о торговой деятельности, которые не предусматривают проведения торгов.
Утверждение постановлением Исполкома от 30.05.2017 N 2030 схемы размещения нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г. Казани, в которую не вошло место размещения нестационарного торгового объекта площадью 10 кв. м по ул. Академика Глушко, вблизи дома N 47/21, не является обстоятельством, свидетельствующим о незаконности и необоснованности решения суда первой инстанции.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.
Выводы, сделанные судом первой инстанции, согласуются с выводами, содержащимися в постановлениях Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 и Арбитражного суда Поволжского округа от 09.12.2016 по делу N А65-1701/2016, обстоятельства которого схожи с обстоятельствами настоящего дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Доводы, приведенные Исполкомом и Комитета потребительского рынка в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 апреля 2017 года по делу N А65-631/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН

Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.Г.ПОПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)