Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Л.Паньковой,
судей Л.Ф.Виноградовой, В.В.Семенова
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кычевой С.В.
при участии:
от заявителя - Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края: не явились,
от заинтересованных лиц:
- ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю: Ширинкина И.В. - дов. от 26.03.2016,
- ТУ ФАУГИ в Пермском крае: Обухова Т.А. - дов. от 11.01.2016,
от третьих лиц:
- Государственного казенного учреждения Пермского края "Сивинское лесничество": не явились,
- ООО агропредприятие "Заря Путино": Киракосян А.С. - дов. от 04.02.2014,
- Управления Росреестра по Пермскому краю: Горкунова Л.М. - дов. от 16.12.2015,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя,
Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 20 октября 2015 года
по делу N А50-17137/2015,
принятое судьей Е.Н.Аликиной
по заявлению Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю; Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае,
третьи лица: Государственное казенное учреждение Пермского края "Сивинское лесничество" (ОГРН 1075933000703, ИНН 5933006049); общество с ограниченной ответственностью агропредприятие "Заря Путино" (ОГРН 1025902155399, ИНН 5933271520); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
о признании незаконной постановки на кадастровый учет,
установил:
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае с заявлением (с учетом уточнения требований, принятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 АПК РФ):
- - о признании незаконным постановки на кадастровый учет части земельного участка с кадастровым номером 59:16:0000000:106, входящего в состав общего участка с кадастровым номером 59:16:0000000:13 в качестве земель сельскохозяйственного назначения в части его наложения на земли лесного фонда;
- - об обязании ФБУ "Кадастровая палата" по Пермскому краю снять с кадастрового учета земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 59:16:0000000:13 в части его наложения на земли лесного фонда;
- - об обязании ТУ ФАУГИ в Пермском крае внести изменения в договор аренды, заключенный с ООО Агропредприятие "Заря Путино", исключив из площади земельного участка с кадастровым номером 59:16:0000000:13 земли лесного фонда.
Определением от 05.08.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Государственное казенное учреждение Пермского края "Сивинское лесничество" и общество с ограниченной ответственностью агропредприятие "Заря Путино".
Решением от 20.10.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края с решением суда не согласно по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение отменить и удовлетворить заявленные требования. В жалобе указало на неправильную оценку судом вопроса о наложении земель лесного фонда на арендуемый обществом Агропредприятие "Заря Путино" земельный участок сельхозназначения с кадастровым номером 59:16:0000000:13 площадью 119 834 106 кв. м. Судом не приняты все меры для установления обстоятельств по делу, в том числе по вопросу о наложении земельного участка 59:16:0000000:13 на участок лесного фонда с кадастровым номером 59:16:0000000:106.
Управление Росреестра по Пермскому краю считает решение суда законным и обоснованным, изложило свои возражения на апелляционную жалобу в отзыве. Земельный участок в кадастровым номером 59:16:0000000:13 поставлен на кадастровый учет 07.10.2003 как ранее учтенный на основании государственного акта на право бессрочного пользования землей от 08.02.1980, выданного совхозу "Уралец", и предоставленного для сельскохозяйственного использования. На момент проведения кадастрового учета лесного участка N 59:16:0000000:106 сведения о границах земельного участка N 59:16:0000000:13 не были установлены на местности, являлись ориентировочными и не могли препятствовать проведению кадастрового учета. Местонахождение и площадь лесного участка N 59:16:0000000:106 по настоящее время является ориентировочными, границы участка не установлены на местности, следовательно, отсутствуют однозначные сведения о наложении лесного участка на участок N 59:16:0000000:13. Заявителем не указано, в какой части оспаривается постановка на кадастровый учет земельного участка N 59:16:0000000:13, не указаны координаты данной части и не представлено надлежащих доказательств местоположения данной части. Довод об обязанности суда предпринять меры по сбору доказательств заявленных требований путем назначения экспертизы по собственной инициативе является необоснованным.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю, в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу указано на то, что земельный участок с кадастровым номером N 59:16:0000000:106 имеет статус "ранее учтенный" и в силу Закона аннулировать (снять с кадастрового учета) такой земельный участок с ГКУ не представляется возможным. Нарушений со стороны органа кадастрового учета при постановке земельного участка на кадастровый учет не имеется.
Представитель третьего лица, ООО агропредприятие "Заря Путино", доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены Семнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (арендодатель) и ООО "Агропредприятие "Заря Путино" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 03252 от 30.12.2014, согласно которому в аренду передан земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 59:16:0000000:13 площадью 119 834 106 кв. м, местоположение: Пермский край, Верещагинский район, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к договору (п. 1.1 договора). Границы участка закреплены в натуре и обозначены в кадастровом паспорте поворотными точками (п. 1.2 договора). Срок аренды установлен на 15 лет.
ООО "Агропредприятие Заря Путино" 06.04.2015 обратилось в Министерство сельского хозяйства Пермского края с заявлением, в котором указывало на то, что в состав арендуемого земельного участка с кадастровым номером 59:16:0000000:13 площадью 119 834 106 кв. м входит лесной участок площадью 3 028 000 кв. м, который не может быть использован в целях сельскохозяйственной деятельности.
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края указывает на то, что согласно материалам лесоустройства земельный участок площадью 3 028 000 кв. м с обозначенным местоположением входит в состав земель лесного фонда, расположен в Сивинском лесничестве Верещагинского сельского участкового лесничества (совхоз-техникум "Уралец"), кварталы 1-13. Данный лесной участок поставлен на кадастровый учет 10.04.2006 с кадастровым номером 59:16:0000000:106, отнесен к категории земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - в соответствии с Лесным кодексом РФ.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 59:16:0000000:106 зарегистрировано за Российской Федерацией (свидетельство о праве собственности от 10.04.2006 серии 59 БА N 179055). Участок учтен в Лесном реестре, покрыт лесными насаждениями, что подтверждается натурным обследованием, материалами лесоустройства, а также публичной кадастровой картой.
Из заключения ГКУ "Сивинское лесничество" от 14.05.2015 N 433 следует, что в границы земельного участка с кадастровым номером 59:16:0000000:13 входят земли лесного фонда площадью 3 028 га (условный номер 59-59-03/002/2006-151 объекта).
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, полагая, что из состава земельного участка с кадастровым номером 59:16:0000000:13 площадью 119 834 106 кв. м следует исключить ту его часть, которая занята землями лесного фонда, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее также Вводный закон к Лесному кодексу), а также частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О государственном кадастре недвижимости" (далее также Закона о кадастре недвижимости).
Вводным законом к Лесному кодексу предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 1 статьи 4.2).
План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным (пункт 2 статьи 4.2 Вводного закона к Лесному кодексу).
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 данного Кодекса.
Таким образом, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.
Следовательно, государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ.
Статья 92 Лесного кодекса предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом о кадастре недвижимости.
В силу части 6 статьи 39 Закона о кадастре недвижимости согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
Частью 6 статьи 47 Закона о кадастре недвижимости предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 09.08.2011 N 5900/201/11160555, земельный участок с кадастровым номером 59:16:0000000:106 поставлен на кадастровый учет 10.04.2006, местоположение: Пермский край, Верещагинский муниципальный район, Сивинское лесничество, Верещагинское сельское участковое лесничество (с-т "Уралец", кварталы 1-13). Участок относится к землям лесного фонда, имеет площадь 30 280 000 кв. м. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 29.12.2014, земельный участок с кадастровым номером 59:16:0000000:13 поставлен на кадастровый учет 03.02.1980 на основании государственного акта на право пользования землей N 238225 от 03.02.1980. Местоположение участка: Пермский край, Верещагинский район, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, площадь участка 119 834 106 кв. м, правообладатель Российская Федерация. Земельный участок размежеван, его границы и площадь уточнены. Указанный участок состоит из 12 частей, совокупная площадь которых соответствует площади земельного участка.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что доводы заявителя о наложении лесного участка с кадастровым номером 59:16:0000000:106 на земельный участок, имеющий кадастровый номер 59:16:0000000:13, не подтверждаются материалами межевого дела, кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером 59:16:0000000:13.
Следует отметить, что ссылка заявителя на вышеуказанные обстоятельства не освобождает его от представления надлежащих доказательств, подтверждающих данный факт, в порядке ст. 65 АПК РФ.
Кроме того, как правильно отмечено судом первой инстанции, лесные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью, расходы по их надлежащей постановке на государственный кадастровый учет (с проведением кадастровых работ по описанию площади и границ) несет государство за счет федерального бюджета.
Таким образом, до проведения в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:16:0000000:106 работ по межеванию в соответствии с едиными требованиями (межеванием границ, согласованием со смежными землепользователями, уточнением площади земельного участка), с достоверностью определить совпадение границ и площади данного земельного участка с частью земельного участка с кадастровым номером 59:16:0000000:13 не представляется возможным.
Из представленных в материалы дела документов невозможно определить, какая часть земельного участка с кадастровым номером 59:16:0000000:13 занята землями лесного фонда.
Учитывая изложенное, а также то, что материалами кадастрового дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 59:16:0000000:13 поставлен на кадастровый учет в соответствии с требованиями законодательства, доказательств иного заявителем в нарушение требований ст. 65, 200 АПК РФ не представлено, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оснований для признания незаконными оспариваемых действий кадастровой палаты не имеется.
Кроме того, что порядок внесения изменений в договор предусмотрен ст. 450 ГК РФ, согласно п. 1 которой, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Вместе с тем, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края стороной договора аренды земельного участка, заключенного между ТУ ФАУГИ в Пермском крае и ООО агропредприятие "Заря Путино" 30.12.2014, как и заинтересованным лицом, не является, следовательно, не вправе обращаться с требованием о внесении изменений в данный договор.
Следует отметить, что заявителем ходатайства о назначении по делу экспертизы при рассмотрении дела в суде первой инстанции не заявлялось.
Оснований для назначения экспертизы по делу по инициативе суда в порядке ст. 82 АПК РФ апелляционным судом не усмотрено.
Суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК РФ и не могут являться основанием для отмены судебного акта.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые явились бы основанием для отмены судебного акта на основании ст. 270 АПК РФ, и на которые ссылается в апелляционной жалобе заявитель, апелляционным судом не установлено.
Учитывая изложенное, решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 20.10.2015 по делу N А50-17137/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Г.Л.ПАНЬКОВА
Судьи
Л.Ф.ВИНОГРАДОВА
В.В.СЕМЕНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.01.2016 N 17АП-17185/2015-ГК ПО ДЕЛУ N А50-17137/2015
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2016 г. N 17АП-17185/2015-ГК
Дело N А50-17137/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Л.Паньковой,
судей Л.Ф.Виноградовой, В.В.Семенова
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кычевой С.В.
при участии:
от заявителя - Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края: не явились,
от заинтересованных лиц:
- ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю: Ширинкина И.В. - дов. от 26.03.2016,
- ТУ ФАУГИ в Пермском крае: Обухова Т.А. - дов. от 11.01.2016,
от третьих лиц:
- Государственного казенного учреждения Пермского края "Сивинское лесничество": не явились,
- ООО агропредприятие "Заря Путино": Киракосян А.С. - дов. от 04.02.2014,
- Управления Росреестра по Пермскому краю: Горкунова Л.М. - дов. от 16.12.2015,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя,
Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 20 октября 2015 года
по делу N А50-17137/2015,
принятое судьей Е.Н.Аликиной
по заявлению Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю; Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае,
третьи лица: Государственное казенное учреждение Пермского края "Сивинское лесничество" (ОГРН 1075933000703, ИНН 5933006049); общество с ограниченной ответственностью агропредприятие "Заря Путино" (ОГРН 1025902155399, ИНН 5933271520); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
о признании незаконной постановки на кадастровый учет,
установил:
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае с заявлением (с учетом уточнения требований, принятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 АПК РФ):
- - о признании незаконным постановки на кадастровый учет части земельного участка с кадастровым номером 59:16:0000000:106, входящего в состав общего участка с кадастровым номером 59:16:0000000:13 в качестве земель сельскохозяйственного назначения в части его наложения на земли лесного фонда;
- - об обязании ФБУ "Кадастровая палата" по Пермскому краю снять с кадастрового учета земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 59:16:0000000:13 в части его наложения на земли лесного фонда;
- - об обязании ТУ ФАУГИ в Пермском крае внести изменения в договор аренды, заключенный с ООО Агропредприятие "Заря Путино", исключив из площади земельного участка с кадастровым номером 59:16:0000000:13 земли лесного фонда.
Определением от 05.08.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Государственное казенное учреждение Пермского края "Сивинское лесничество" и общество с ограниченной ответственностью агропредприятие "Заря Путино".
Решением от 20.10.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края с решением суда не согласно по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение отменить и удовлетворить заявленные требования. В жалобе указало на неправильную оценку судом вопроса о наложении земель лесного фонда на арендуемый обществом Агропредприятие "Заря Путино" земельный участок сельхозназначения с кадастровым номером 59:16:0000000:13 площадью 119 834 106 кв. м. Судом не приняты все меры для установления обстоятельств по делу, в том числе по вопросу о наложении земельного участка 59:16:0000000:13 на участок лесного фонда с кадастровым номером 59:16:0000000:106.
Управление Росреестра по Пермскому краю считает решение суда законным и обоснованным, изложило свои возражения на апелляционную жалобу в отзыве. Земельный участок в кадастровым номером 59:16:0000000:13 поставлен на кадастровый учет 07.10.2003 как ранее учтенный на основании государственного акта на право бессрочного пользования землей от 08.02.1980, выданного совхозу "Уралец", и предоставленного для сельскохозяйственного использования. На момент проведения кадастрового учета лесного участка N 59:16:0000000:106 сведения о границах земельного участка N 59:16:0000000:13 не были установлены на местности, являлись ориентировочными и не могли препятствовать проведению кадастрового учета. Местонахождение и площадь лесного участка N 59:16:0000000:106 по настоящее время является ориентировочными, границы участка не установлены на местности, следовательно, отсутствуют однозначные сведения о наложении лесного участка на участок N 59:16:0000000:13. Заявителем не указано, в какой части оспаривается постановка на кадастровый учет земельного участка N 59:16:0000000:13, не указаны координаты данной части и не представлено надлежащих доказательств местоположения данной части. Довод об обязанности суда предпринять меры по сбору доказательств заявленных требований путем назначения экспертизы по собственной инициативе является необоснованным.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю, в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу указано на то, что земельный участок с кадастровым номером N 59:16:0000000:106 имеет статус "ранее учтенный" и в силу Закона аннулировать (снять с кадастрового учета) такой земельный участок с ГКУ не представляется возможным. Нарушений со стороны органа кадастрового учета при постановке земельного участка на кадастровый учет не имеется.
Представитель третьего лица, ООО агропредприятие "Заря Путино", доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены Семнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (арендодатель) и ООО "Агропредприятие "Заря Путино" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 03252 от 30.12.2014, согласно которому в аренду передан земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 59:16:0000000:13 площадью 119 834 106 кв. м, местоположение: Пермский край, Верещагинский район, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к договору (п. 1.1 договора). Границы участка закреплены в натуре и обозначены в кадастровом паспорте поворотными точками (п. 1.2 договора). Срок аренды установлен на 15 лет.
ООО "Агропредприятие Заря Путино" 06.04.2015 обратилось в Министерство сельского хозяйства Пермского края с заявлением, в котором указывало на то, что в состав арендуемого земельного участка с кадастровым номером 59:16:0000000:13 площадью 119 834 106 кв. м входит лесной участок площадью 3 028 000 кв. м, который не может быть использован в целях сельскохозяйственной деятельности.
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края указывает на то, что согласно материалам лесоустройства земельный участок площадью 3 028 000 кв. м с обозначенным местоположением входит в состав земель лесного фонда, расположен в Сивинском лесничестве Верещагинского сельского участкового лесничества (совхоз-техникум "Уралец"), кварталы 1-13. Данный лесной участок поставлен на кадастровый учет 10.04.2006 с кадастровым номером 59:16:0000000:106, отнесен к категории земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - в соответствии с Лесным кодексом РФ.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 59:16:0000000:106 зарегистрировано за Российской Федерацией (свидетельство о праве собственности от 10.04.2006 серии 59 БА N 179055). Участок учтен в Лесном реестре, покрыт лесными насаждениями, что подтверждается натурным обследованием, материалами лесоустройства, а также публичной кадастровой картой.
Из заключения ГКУ "Сивинское лесничество" от 14.05.2015 N 433 следует, что в границы земельного участка с кадастровым номером 59:16:0000000:13 входят земли лесного фонда площадью 3 028 га (условный номер 59-59-03/002/2006-151 объекта).
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, полагая, что из состава земельного участка с кадастровым номером 59:16:0000000:13 площадью 119 834 106 кв. м следует исключить ту его часть, которая занята землями лесного фонда, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее также Вводный закон к Лесному кодексу), а также частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О государственном кадастре недвижимости" (далее также Закона о кадастре недвижимости).
Вводным законом к Лесному кодексу предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 1 статьи 4.2).
План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным (пункт 2 статьи 4.2 Вводного закона к Лесному кодексу).
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 данного Кодекса.
Таким образом, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.
Следовательно, государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ.
Статья 92 Лесного кодекса предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом о кадастре недвижимости.
В силу части 6 статьи 39 Закона о кадастре недвижимости согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
Частью 6 статьи 47 Закона о кадастре недвижимости предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 09.08.2011 N 5900/201/11160555, земельный участок с кадастровым номером 59:16:0000000:106 поставлен на кадастровый учет 10.04.2006, местоположение: Пермский край, Верещагинский муниципальный район, Сивинское лесничество, Верещагинское сельское участковое лесничество (с-т "Уралец", кварталы 1-13). Участок относится к землям лесного фонда, имеет площадь 30 280 000 кв. м. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 29.12.2014, земельный участок с кадастровым номером 59:16:0000000:13 поставлен на кадастровый учет 03.02.1980 на основании государственного акта на право пользования землей N 238225 от 03.02.1980. Местоположение участка: Пермский край, Верещагинский район, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, площадь участка 119 834 106 кв. м, правообладатель Российская Федерация. Земельный участок размежеван, его границы и площадь уточнены. Указанный участок состоит из 12 частей, совокупная площадь которых соответствует площади земельного участка.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что доводы заявителя о наложении лесного участка с кадастровым номером 59:16:0000000:106 на земельный участок, имеющий кадастровый номер 59:16:0000000:13, не подтверждаются материалами межевого дела, кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером 59:16:0000000:13.
Следует отметить, что ссылка заявителя на вышеуказанные обстоятельства не освобождает его от представления надлежащих доказательств, подтверждающих данный факт, в порядке ст. 65 АПК РФ.
Кроме того, как правильно отмечено судом первой инстанции, лесные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью, расходы по их надлежащей постановке на государственный кадастровый учет (с проведением кадастровых работ по описанию площади и границ) несет государство за счет федерального бюджета.
Таким образом, до проведения в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:16:0000000:106 работ по межеванию в соответствии с едиными требованиями (межеванием границ, согласованием со смежными землепользователями, уточнением площади земельного участка), с достоверностью определить совпадение границ и площади данного земельного участка с частью земельного участка с кадастровым номером 59:16:0000000:13 не представляется возможным.
Из представленных в материалы дела документов невозможно определить, какая часть земельного участка с кадастровым номером 59:16:0000000:13 занята землями лесного фонда.
Учитывая изложенное, а также то, что материалами кадастрового дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 59:16:0000000:13 поставлен на кадастровый учет в соответствии с требованиями законодательства, доказательств иного заявителем в нарушение требований ст. 65, 200 АПК РФ не представлено, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оснований для признания незаконными оспариваемых действий кадастровой палаты не имеется.
Кроме того, что порядок внесения изменений в договор предусмотрен ст. 450 ГК РФ, согласно п. 1 которой, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Вместе с тем, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края стороной договора аренды земельного участка, заключенного между ТУ ФАУГИ в Пермском крае и ООО агропредприятие "Заря Путино" 30.12.2014, как и заинтересованным лицом, не является, следовательно, не вправе обращаться с требованием о внесении изменений в данный договор.
Следует отметить, что заявителем ходатайства о назначении по делу экспертизы при рассмотрении дела в суде первой инстанции не заявлялось.
Оснований для назначения экспертизы по делу по инициативе суда в порядке ст. 82 АПК РФ апелляционным судом не усмотрено.
Суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК РФ и не могут являться основанием для отмены судебного акта.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые явились бы основанием для отмены судебного акта на основании ст. 270 АПК РФ, и на которые ссылается в апелляционной жалобе заявитель, апелляционным судом не установлено.
Учитывая изложенное, решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 20.10.2015 по делу N А50-17137/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Г.Л.ПАНЬКОВА
Судьи
Л.Ф.ВИНОГРАДОВА
В.В.СЕМЕНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)