Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.07.2017 N 12АП-5430/2017 ПО ДЕЛУ N А06-10115/2016

Разделы:
Земли особо охраняемых территорий и их объектов; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2017 г. по делу N А06-10115/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Храмовой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 21 марта 2017 года по делу N А06-10115/2016 (судья Шарипов Ю.Р.)
по заявлению Администрации муниципального образования "Началовский сельсовет" (ИНН 3009013730, ОГРН 1053001688035, адрес местонахождения: 416450, Астраханская область, Приволжский район, с. Началово, ул. Ленина, д. 41)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области (ИНН 3017060300, ОГРН 1093017001450, адрес местонахождения: 414024, г. Астрахань, ул. Б. Хмельницкого, д. 11, корп. 5)
о признании незаконным бездействия; обязании принять решение о передаче земельного участка,
третье лицо: индивидуального предпринимателя Бабаева Юрия Викторовича (г. Астрахань),
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
установил:

в Арбитражный суд Астраханской области обратилась Администрация муниципального образования "Началовский сельсовет" (далее - заявитель, Администрация) с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области (далее - ТУ Росимущества в Астраханской области) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 30:09:060103:6, площадью 39 000 кв. м, расположенного по адресу ориентира: Астраханская область, Приволжский район, в 1,5 км юго-восточнее от села Яманцуг, по левому берегу реки Болда на земельном участке из категории земель особо охраняемых территорий и объектов, с разрешенным использованием под базу отдыха из федеральной собственности в муниципальную собственность; обязании принять решение о передаче земельного участка с кадастровым номером 30:09:060103:6 площадью 39 000 кв. м, расположенного по адресу ориентира: Астраханская область, Приволжский район, в 1,5 км юго-восточнее от села Яманцуг, по левому берегу реки Болда на земельном участке из категории земель особо охраняемых территорий и объектов, с разрешенным использованием под базу отдыха из федеральной собственности в собственность Муниципального образования "Началовский сельсовет" и направить его Администрации Муниципального образования "Началовский сельсовет" в течение месяца с момента принятия решения.
Решением от 21 марта 2017 года Арбитражный суд Астраханской области признал незаконным бездействие ТУ Росимущества в Астраханской области, выразившееся в непринятии решения о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 30:09:060103:6, площадью 39 000 кв. м, расположенного по адресу ориентира: Астраханская область, Приволжский район, в 1,5 км юго-восточнее от села Яманцуг, по левому берегу реки Болда на земельном участке из категории земель особо охраняемых территорий и объектов, с разрешенным использованием под базу отдыха из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Суд также обязал ТУ Росимущества в Астраханской области в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о передаче земельного участка с кадастровым номером 30:09:060103:6 площадью 39 000 кв. м, расположенного по адресу ориентира: Астраханская область, Приволжский район, в 1,5 км юго-восточнее от села Яманцуг, по левому берегу реки Болда на земельном участке из категории земель особо охраняемых территорий и объектов, с разрешенным использованием под базу отдыха из федеральной собственности в собственность Муниципального образования "Началовский сельсовет" и направить его Администрации Муниципального образования "Началовский сельсовет".
ТУ Росимущества в Астраханской области не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Письменные отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представлены.
Участники процесса извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 03.06.2017, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 12.07.2016 Администрация МО "Началовский сельсовет" в соответствии со статьями 39.30, 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации, обратилась в ТУ Росимущества в Астраханской области с заявлением о передачи безвозмездно из федеральной в муниципальную собственность земельного участка, расположенного на территории поселения с кадастровым номером 30:09:060103:6, площадью 39 000 кв. м Астраханская область, Приволжский район, по р. Болда на земельном участке из категории земель особо охраняемых территорий и объектов.
Поскольку в установленный срок, предусмотренный пунктом 5 статьи 39.21 Земельного кодекса РФ, соответствующего решения по заявлению принято не было, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что нерассмотрение ТУ Росимуществом в установленный срок заявления Администрации о передаче спорного земельного участка из федеральной в муниципальную собственности, не соответствует императивным требованиям статьи 39.31 ЗК РФ.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации органов в собственность поселений, городских округов, утвердивших генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, правила землепользования и застройки, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
Случаи, в которых земельные участки не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, названы в подп. 1-13 пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены иные основания и (или) иной порядок их передачи в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации, передача земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном соответствующим федеральным законом.
Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации установлен статьей 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Основания для отказа в такой передаче установлены пунктом 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации: земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 данного Кодекса; в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать; имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 названного Кодекса; земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45 - 47 Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Таким образом, главой V.5 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации, определены виды земельных участков, передача которых не допускается, а также предусмотрены порядок передачи земельных участков и основания для отказа в такой передаче.
С учетом изложенного отношения по безвозмездной передаче земельных участков из федеральной собственности в собственность муниципальных образований прямо урегулированы положениями Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 30:09:060103:6, площадью 39 000 кв. м, расположенный по адресу: Астраханская область, Приволжский район, в 1,5 км юго-восточнее от села Яманцуг по левому берегу реки Болда, находится в собственности Российской Федерации.
Решением Совета МО "Началовский сельсовет" Приволжского района Астраханской области N 4 от 24.02.2012 года утвержден генеральный план МО "Началовский сельсовет". Решением Совета МО "Началовский сельсовет" Приволжского района Астраханской области N 3 от 18.03.2013 года утверждены Правила землепользования и застройки МО "Началовский сельсовет".
Согласно справке АМО "Приволжский район" Астраханской области от 09.03.2017 года N 1218, карты границ поселения и существующих населенных пунктов МО "Началовский сельсовет", данных из публичной кадастровой карты, спорный земельный участок находится в границах МО "Началовский сельсовет".
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ТУ Росимущества в Астраханской области в апелляционной жалобе указало на, что спорный земельный участок является участком из категории земель особо охраняемых территорий и объектов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон.
Письмом от 15.02.2017 года N 12-31/4331 (л.д. 75) Минприроды России сообщило, что земельный участок с кадастровым номером 30:09:060103:6, расположенный в Приволжском районе Астраханской области не находится в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения.
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Астраханской области также указывает, что Управление направило в единый институт развития в жилищной сфере уведомление о поступлении заявления Администрации, однако ответа не получило.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 39.30 ЗК РФ, земельные участки, в отношении которых межведомственным коллегиальным органом, образованным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства"), принято решение о целесообразности передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, в целях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", или о целесообразности совершения единым институтом развития в жилищной сфере юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства".
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 39.30 ЗК РФ, земельные участки, которые на дату поступления заявления о безвозмездной передаче земельного участка включены в перечень земельных участков, подготовленный органом государственной власти субъекта Российской Федерации и поступивший в единый институт развития в жилищной сфере, или в отношении которых в единый институт развития в жилищной сфере поступили ходатайства, предусмотренные статьей 11 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства", и (или) единым институтом развития в жилищной сфере осуществляется подготовка предложений в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства", если в отношении таких земельных участков не приняты решения, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства".
АО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" на запрос апелляционного суда представило ответ, согласно которому в отношении земельного участка с кадастровым номером 30:09:060103:6 не принималось решения о целесообразности передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, в целях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", или о целесообразности совершения единым институтом развития в жилищной сфере юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", а также данный земельный участок не включен органами государственной власти Астраханской области в перечни земельных участков, целесообразных к вовлечению в оборот; ходатайства, предусмотренные статьей 11 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" в АО "АИЖК" не поступали.
Иных оснований для отказа в передаче земельного участка в муниципальную собственность ТУ Росимущества в Астраханской области не приводит.
На основании изложенного и учитывая отсутствие предусмотренных законом оснований для отказа в передаче земельного участка в муниципальную собственность, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
При этом, как верно указал суд, нахождение на спорном земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего Бабаеву Ю.В., не может служить препятствием для передачи спорного земельного участка из федеральной в муниципальную собственность в соответствии с положениями пункта 7 статьи 39.31 ЗК РФ, поскольку передача земельного участка от одного публичного собственника к другому не нарушает прав граждан, объекты недвижимости которых расположены на таком участке, в том числе права на приватизацию.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба ТУ Росимущества в Астраханской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 21 марта 2017 года по делу N А06-10115/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)