Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 07 августа 2017 года
Полный текст решения изготовлен 14 августа 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н. Присухиной, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.С. Кропачевой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сторинг" (ИНН 6658108332, ОГРН 1026602326761)
к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (ИНН 6670225804, ОГРН 1086670029313)
о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Селедкин М.А., представитель по доверенности N 04-17/ю от 26.06.2017, паспорт,
от заинтересованного лица - Шпортун А.В., представитель по доверенности N 12 от 27.02.2017, паспорт.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью "Сторинг" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о признании незаконными действий министерства, выразившихся во включении в градостроительный план земельного участка N RU66302000-05028 от 27.02.2017, следующих ограничений: место допустимого размещения зданий, строений, сооружений ("пятно застройки"), определено с отступом к центру земельного участка в размере 6 метров от границ земельного участка.
Оспаривая действия, заявитель указывает, что законодательством не предусмотрены данные ограничения.
Заинтересованное лицо с требованиями не согласно.
Рассмотрев материалы дела, суд
ООО "Сторинг" является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:41:0501065:62 по адресу: г. Екатеринбург, Чкаловский район, ул. Крестинского, 61. Право собственности на указанный земельный участок было приобретено 22 октября 2010 года на основании Решения собственников о разделе земельного участка от 01.03.2010.
31 января 2017 года ООО "Сторинг" обратилось в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области с Заявлением о подготовке, утверждении и выдаче градостроительного плана земельного участка. 28 февраля 2017 года был подготовлен градостроительный план земельного участка N RU66302000-05028 для проектирования и строительства многоэтажного жилого дома.
ГПЗУ N RU66302000-05028 от 27.02.2017 подготовлен с учетом "Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "Город Екатеринбург", утвержденных Решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.07 N 68/48 в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений по предоставлению земельного участка с целью строительства, т.е. на 22.10.2010, о чем сделана особая отметка в п. 2 оспариваемого ГПЗУ.
В соответствии с п. 2.2 ГПЗУ использование части земельного участка, в пределах 6-метрового отступа от границы, возможно только при согласовании этого использования с правообладателями смежных земельных участков.
Считая, что в состав ГПЗУ включены параметры, ограничивающие Заявителя, а именно обозначение на чертеже ГПЗУ минимальных отступов от границ земельного участка, не предусмотренных градостроительным регламентом в составе Правил землепользования и застройки и противоречащих требованиям ст. 52.3 Правил землепользования и застройки в редакции от 28.09.2010 N 61/28, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для удовлетворения требования заявителя о признании незаконным отказа заинтересованного лица необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого отказа в выдаче разрешения на строительство нормам действующего законодательства и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
В силу ч. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются, в частности, границы земельного участка, информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства (реконструкции) на указанном земельном участке (ч. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительный кодекс РФ отнес градостроительный план земельного участка к документации по планировке территории (ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план - это один из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 51, ст. 52, частями 2, 3 ст. 55 Кодекса градостроительный план земельного участка, на котором предполагается строительство (реконструкция) объекта капитального строительства, является необходимым документом при получении разрешения на строительство, реконструкцию.
В части 3 статьи 44 Кодекса содержится исчерпывающий перечень сведений, которые указываются в составе градостроительного плана земельного участка.
В частности, указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте. При этом в градостроительном плане земельного участка должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке; информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 44 Кодекса).
Приказом от 10.05.2011 N 207 Министерство регионального развития Российской Федерации утвердило форму градостроительного плана земельного участка.
На основании приведенных норм суд полагает, что градостроительный план земельного участка является документом, в котором содержатся сведения (сообщения, данные) о конкретном земельном участке, позволяющие идентифицировать этот земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства. Эти сведения необходимы для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка. Каких-либо прав и ограничений данный документ не устанавливает.
В соответствии с ч. 6 ст. 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ в предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включены минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения "пятна застройки".
Из указанных норм следует, что отражение в ГПЗУ минимальных отступов от границ земельного участка, определяющих "пятно застройки", не может быть следствием произвольного их установления Администрацией, поскольку они должны быть отражены в градостроительном регламенте в отношении территориальной зоны, в которой находиться земельный участок заявителя, которая устанавливается правилами землепользования и застройки.
На территории МО "город Екатеринбург" с 01.01.2008 г. введены в действие правила землепользования и застройки (утв. Решением ЕКГ N 68/48 от 13.11.2007 г.) (далее - "Правила землепользования и застройки").
Земельный участок Заявителя, согласно ГПЗУ и Правил землепользования и застройки, расположен в территориальной зоне Ж-5 "Зона многоэтажной жилой застройки (5 и более этажей)".
В отношении указанной территориальной зоны Ж-5 статьей 52.3 Правилами землепользования и застройки установлен градостроительный регламент только в части видов разрешенного использования (п. 1 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Применительно к настоящему спору изложенное означает, что, поскольку земельный участок Заявителя не относиться к земельным участкам, указанным в ч. 4, 6 ст. 36 ГрК РФ, постольку на него в полной мере, без исключений распространяется действие градостроительного регламента для территориальной зоны Ж-5.
В части параметров разрешенного использования (в т.ч. требование о минимальных отступах от границ земельного участка для определения "пятна застройки") градостроительный регламент в отношении территориальной зоны Ж-5 каких-либо ограничений не содержит.
Градостроительный регламент устанавливается Правилами землепользования и застройки и является нормой, содержащейся в нормативном правовом акте, утвержденным представительным органом местного самоуправления.
Обозначение на чертеже ГПЗУ минимальных отступов от границ земельного участка, не предусмотренных градостроительным регламентом в составе Правил землепользования и застройки противоречит требованиям ст. 52.3 Правил землепользования и застройки.
Следовательно, в нарушение п. 3 ч. 3 ст. 44 ГрК РФ оспариваемый чертеж ГПЗУ содержит не информацию о градостроительном регламенте зоны Ж-5, а произвольно внесенную Администрацией информацию о параметрах застройки, не предусмотренных градостроительным регламентом.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда, изложенной в постановлении от 2 июля 2013 г. N 1633/13 "По смыслу статей 41 - 46 Градостроительного кодекса градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом, градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок".
Таким образом, если минимальные отступы от границ земельного участка Заявителя не установлены градостроительным регламентом в отношении территориальной зоны Ж-5 в составе Правил землепользования и застройки, то обозначение места допустимого размещения зданий, строений, сооружений выполняется соответствующими условными обозначениями по всей площади земельного участка без исключения.
Довод заинтересованного лица о том, что п. 4.3 СП 4.13130.2013 предусмотрено, что минимальные противопожарные расстояния между жилыми и общественными зданиями, а также между жилыми общественными зданиями и вспомогательными зданиями и сооружениями производственного, складского и технического назначения составляют 6 метров, судом отклоняется, поскольку данный пункт устанавливает ограничения между зданиями и сооружениями в целях пожарной безопасности, тогда как градостроительный план земельного участка относится к документации по планировке территории (ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ). Кроме того заинтересованным лицом 6 метров установлены не между зданиями и сооружениями, а между зданием и границей участка, что также не соответствует требованиям указанного Свода Правил.
Соответственно, суд полагает, что действия Администрации являются незаконными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительными (незаконными) действия Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, выразившиеся во включении в градостроительный план земельного участка N RU66302000-05028 от 27.02.2017, следующих ограничений: место допустимого размещения зданий, строений, сооружений ("пятно застройки"), определено с отступом к центру земельного участка в размере 6 метров от границ земельного участка.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ в пользу ООО "СТОРИНГ" 3000 (три тысячи) рублей, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
6. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 14.08.2017 ПО ДЕЛУ N А60-25987/2017
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 августа 2017 г. по делу N А60-25987/2017
Резолютивная часть решения объявлена 07 августа 2017 года
Полный текст решения изготовлен 14 августа 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н. Присухиной, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.С. Кропачевой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сторинг" (ИНН 6658108332, ОГРН 1026602326761)
к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (ИНН 6670225804, ОГРН 1086670029313)
о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Селедкин М.А., представитель по доверенности N 04-17/ю от 26.06.2017, паспорт,
от заинтересованного лица - Шпортун А.В., представитель по доверенности N 12 от 27.02.2017, паспорт.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью "Сторинг" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о признании незаконными действий министерства, выразившихся во включении в градостроительный план земельного участка N RU66302000-05028 от 27.02.2017, следующих ограничений: место допустимого размещения зданий, строений, сооружений ("пятно застройки"), определено с отступом к центру земельного участка в размере 6 метров от границ земельного участка.
Оспаривая действия, заявитель указывает, что законодательством не предусмотрены данные ограничения.
Заинтересованное лицо с требованиями не согласно.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
ООО "Сторинг" является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:41:0501065:62 по адресу: г. Екатеринбург, Чкаловский район, ул. Крестинского, 61. Право собственности на указанный земельный участок было приобретено 22 октября 2010 года на основании Решения собственников о разделе земельного участка от 01.03.2010.
31 января 2017 года ООО "Сторинг" обратилось в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области с Заявлением о подготовке, утверждении и выдаче градостроительного плана земельного участка. 28 февраля 2017 года был подготовлен градостроительный план земельного участка N RU66302000-05028 для проектирования и строительства многоэтажного жилого дома.
ГПЗУ N RU66302000-05028 от 27.02.2017 подготовлен с учетом "Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "Город Екатеринбург", утвержденных Решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.07 N 68/48 в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений по предоставлению земельного участка с целью строительства, т.е. на 22.10.2010, о чем сделана особая отметка в п. 2 оспариваемого ГПЗУ.
В соответствии с п. 2.2 ГПЗУ использование части земельного участка, в пределах 6-метрового отступа от границы, возможно только при согласовании этого использования с правообладателями смежных земельных участков.
Считая, что в состав ГПЗУ включены параметры, ограничивающие Заявителя, а именно обозначение на чертеже ГПЗУ минимальных отступов от границ земельного участка, не предусмотренных градостроительным регламентом в составе Правил землепользования и застройки и противоречащих требованиям ст. 52.3 Правил землепользования и застройки в редакции от 28.09.2010 N 61/28, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для удовлетворения требования заявителя о признании незаконным отказа заинтересованного лица необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого отказа в выдаче разрешения на строительство нормам действующего законодательства и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
В силу ч. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются, в частности, границы земельного участка, информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства (реконструкции) на указанном земельном участке (ч. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительный кодекс РФ отнес градостроительный план земельного участка к документации по планировке территории (ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план - это один из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 51, ст. 52, частями 2, 3 ст. 55 Кодекса градостроительный план земельного участка, на котором предполагается строительство (реконструкция) объекта капитального строительства, является необходимым документом при получении разрешения на строительство, реконструкцию.
В части 3 статьи 44 Кодекса содержится исчерпывающий перечень сведений, которые указываются в составе градостроительного плана земельного участка.
В частности, указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте. При этом в градостроительном плане земельного участка должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке; информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 44 Кодекса).
Приказом от 10.05.2011 N 207 Министерство регионального развития Российской Федерации утвердило форму градостроительного плана земельного участка.
На основании приведенных норм суд полагает, что градостроительный план земельного участка является документом, в котором содержатся сведения (сообщения, данные) о конкретном земельном участке, позволяющие идентифицировать этот земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства. Эти сведения необходимы для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка. Каких-либо прав и ограничений данный документ не устанавливает.
В соответствии с ч. 6 ст. 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ в предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включены минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения "пятна застройки".
Из указанных норм следует, что отражение в ГПЗУ минимальных отступов от границ земельного участка, определяющих "пятно застройки", не может быть следствием произвольного их установления Администрацией, поскольку они должны быть отражены в градостроительном регламенте в отношении территориальной зоны, в которой находиться земельный участок заявителя, которая устанавливается правилами землепользования и застройки.
На территории МО "город Екатеринбург" с 01.01.2008 г. введены в действие правила землепользования и застройки (утв. Решением ЕКГ N 68/48 от 13.11.2007 г.) (далее - "Правила землепользования и застройки").
Земельный участок Заявителя, согласно ГПЗУ и Правил землепользования и застройки, расположен в территориальной зоне Ж-5 "Зона многоэтажной жилой застройки (5 и более этажей)".
В отношении указанной территориальной зоны Ж-5 статьей 52.3 Правилами землепользования и застройки установлен градостроительный регламент только в части видов разрешенного использования (п. 1 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Применительно к настоящему спору изложенное означает, что, поскольку земельный участок Заявителя не относиться к земельным участкам, указанным в ч. 4, 6 ст. 36 ГрК РФ, постольку на него в полной мере, без исключений распространяется действие градостроительного регламента для территориальной зоны Ж-5.
В части параметров разрешенного использования (в т.ч. требование о минимальных отступах от границ земельного участка для определения "пятна застройки") градостроительный регламент в отношении территориальной зоны Ж-5 каких-либо ограничений не содержит.
Градостроительный регламент устанавливается Правилами землепользования и застройки и является нормой, содержащейся в нормативном правовом акте, утвержденным представительным органом местного самоуправления.
Обозначение на чертеже ГПЗУ минимальных отступов от границ земельного участка, не предусмотренных градостроительным регламентом в составе Правил землепользования и застройки противоречит требованиям ст. 52.3 Правил землепользования и застройки.
Следовательно, в нарушение п. 3 ч. 3 ст. 44 ГрК РФ оспариваемый чертеж ГПЗУ содержит не информацию о градостроительном регламенте зоны Ж-5, а произвольно внесенную Администрацией информацию о параметрах застройки, не предусмотренных градостроительным регламентом.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда, изложенной в постановлении от 2 июля 2013 г. N 1633/13 "По смыслу статей 41 - 46 Градостроительного кодекса градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом, градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок".
Таким образом, если минимальные отступы от границ земельного участка Заявителя не установлены градостроительным регламентом в отношении территориальной зоны Ж-5 в составе Правил землепользования и застройки, то обозначение места допустимого размещения зданий, строений, сооружений выполняется соответствующими условными обозначениями по всей площади земельного участка без исключения.
Довод заинтересованного лица о том, что п. 4.3 СП 4.13130.2013 предусмотрено, что минимальные противопожарные расстояния между жилыми и общественными зданиями, а также между жилыми общественными зданиями и вспомогательными зданиями и сооружениями производственного, складского и технического назначения составляют 6 метров, судом отклоняется, поскольку данный пункт устанавливает ограничения между зданиями и сооружениями в целях пожарной безопасности, тогда как градостроительный план земельного участка относится к документации по планировке территории (ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ). Кроме того заинтересованным лицом 6 метров установлены не между зданиями и сооружениями, а между зданием и границей участка, что также не соответствует требованиям указанного Свода Правил.
Соответственно, суд полагает, что действия Администрации являются незаконными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительными (незаконными) действия Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, выразившиеся во включении в градостроительный план земельного участка N RU66302000-05028 от 27.02.2017, следующих ограничений: место допустимого размещения зданий, строений, сооружений ("пятно застройки"), определено с отступом к центру земельного участка в размере 6 метров от границ земельного участка.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ в пользу ООО "СТОРИНГ" 3000 (три тысячи) рублей, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
6. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
Судья
Н.Н.ПРИСУХИНА
Н.Н.ПРИСУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)