Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 09.06.2017 N Ф09-2722/17 ПО ДЕЛУ N А60-55995/2016

Требование: О признании незаконным бездействия уполномоченного органа, выразившегося в непринятии решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на исходный земельный участок, образовании участка путем раздела исходного участка, предоставлении вновь образованного участка в аренду.

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Отказ мотивирован изменением норм закона, предусматривающих иной порядок образования и предоставления участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2017 г. N Ф09-2722/17

Дело N А60-55995/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Полуяктова А.С., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.01.2017 по делу N А60-55995/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" - Ходалева Е.Д. (доверенность от 01.01.2017 N 84/2017).

Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - общество "МРСК Урала") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - Управление Росимущества, заявитель жалобы) о признании незаконным бездействия в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, выразившегося в отказе письмом от 19.08.2016 N АР-9688/07 в переоформлении указанного права на земельный участок с кадастровым номером 66:07:0000000:195, предоставлении в аренду сформированных из него земельных участков с кадастровыми номерами: 66:07:0000000:1337 площадью 1147 кв. м, 66:07:2101001:243 площадью 247,0 кв. м, 66:07:2901002:407 площадью 159,0 кв. м, 66:07:2701001:333 площадью 120,0 кв. м.
Решением суда от 20.01.2017 (судья Ванин П.Б.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2017 (судьи Зеленина Т.Л., Макаров Т.В., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росимущества просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение ими норм материального и процессуального права.
Согласно доводам заявителя жалобы, основанием для отказа в переоформлении в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками послужило изменение закона в части порядка образования и предоставления земельных участков. Управление Росимущества ссылается на то, что раздел земельного участка с кадастровым номером 66:07:0000000:195 может быть произведен только в соответствии со ст. 11.2, 11.3, 11.4, 11.10, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, обществом "МРСК Урала" обратилось к нему после внесения изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, между тем в нарушение положений ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации не были представлены необходимые документы (схема расположения земельных участков). По мнению заявителя жалобы, судами не приняты во внимание положения действующего Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающие необходимость предоставления заявления об утверждении схемы расположения земельных участков и самой схемы как основания для раздела земельного участка. Кроме того, как отметил заявитель, суд апелляционной инстанции руководствовался приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", который является недействующим. Управление Росимущества также не согласно с решением суда в части возложения обязанности принять решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования и о предоставлении земельных участков, поскольку оно не наделено полномочиями по принятию решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, для принятия которого он направляет документы в Росимущество, в связи с чем полагает решение суда неисполнимым.
В отзыве на кассационную жалобу общество "МРСК Урала" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке, предусмотренном ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что согласно свидетельству от 30.12.1999 N 11917 заявителю (ранее - открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Свердловэнерго") на праве бессрочного (постоянного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:07:0000000:195, площадью 0,17 га, расположенный по адресу: Свердловская область, Богдановичский район, с целевым использованием под ВЛ 35 кв. Полдневая - Черданцы.
Управлением Росимущества 14.02.2008 издан приказ N 302 об уточнении границ земельного участка с кадастровыми номером 66:07:0000000:195, о формировании из этого земельного участка земельных участков, занятых объектом недвижимого имущества ВЛ 35 Полдневая - Черданцы в составе ЭСК подстанции 35/10 кВ Полдневая.
Постановлениями Главы городского округа Богданович от 26.10.2012 N 2066, от 10.12.2012 N 2293, от 05.07.2012 N 1253, 1266, 1265 утверждены схемы расположения на кадастровом плане территории многоконтурных земельных участков площадью 1147 кв. м, 247 кв. м, 159 кв. м, 120 кв. м.
В 2012, 2013 годах обществом "МРСК Урала" проведены работы с целью формирования из земельного участка с кадастровыми номером 66:07:0000000:195 вновь образуемых земельных участков, на кадастровый учет были поставлены земельные участки с кадастровыми номерами 66:07:0000000:1337, 66:07:2101001:243, 66:072901002:407, 66:07:2701001:333 с указанием разрешенного использования - под ВЛ 35 кВ Полдневая - Черданцы.
Письмом от 17.02.2016 общество "МРСК" сообщило Управлению Росимущества, что согласно приказу от 14.02.2008 N 302 были проведены землеустроительные работы, по результатам которых из земельного участка с кадастровым номером 66:07:0000000:195 площадью 0,17 га образованы и поставлены на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами: 66:07:0000000:1337 площадью 1147 кв. м, 66:07:2101001:243 площадью 247,0 кв. м, 66:07:2901002:407 площадью 159,0 кв. м, 66:07:2701001:333 площадью 120,0 кв. м по адресу: Свердловская область, Богдановичский район.
Общество "МРСК" 19.07.2016 обратилось к Управлению с письмом N СЭ/ВЭС/01-03/3492, в котором просило внести изменения в приказ от 14.02.2008 N 302, прекратить право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 66:07:0000000:195 площадью 0,17 га, сформировать из него новые земельные участки и предоставить их в аренду заявителю.
В ответ на обращение от 19.07.2016 ответчик в письме от 19.08.2016 N АР-9688/07 сообщил, что внесение изменений в приказ об образовании земельных участков 2008 года не представляется возможным по причине того, что с 01.03.2015 внесены существенные изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, предусматривающие иной порядок образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества "МРСК" в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия Управления Росимущества, выраженного в отказе в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшем их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
На основании п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 3 Вводного закона на юридические лица, за исключением указанных в п. 2 ст. 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенных норм, суды правомерно указали на наличие у общества "МРСК Урала" обязанности по переоформлению принадлежащего ему права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 66:07:0000000:195 площадью 0,17 га, поскольку обладателем этого права общество быть не может.
Из разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащегося в п. 1 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" следует, что рассматривая споры, связанные с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно п. 2 ст. 3 Вводного закона лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе до 01 июля 2012 года по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных "Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
Как установлено судами, отказывая в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования заинтересованное лицо затребовало от общества "МРСК" схемы расположения образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Поскольку требования о необходимости предоставления схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, введены Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ и вступили в силу с 01.03.2015, решение о формировании испрашиваемых земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 66:07:0000000:195 было принято Управлением Росимущества 14.02.2008, указанные земельные участки были сформированы и поставлены на кадастровый учет в установленном порядке в 2012, 2013 году, суды, с учетом положений ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к верному выводу, что в рассматриваемом случае оснований для отказа заявителю в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на эти участки у Управления Росимущества не имелось, в связи с чем признали оспариваемый отказ противоречащим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя и обязали Управление Росимущества в порядке ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принять решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 66:07:0000000:195, образовании и предоставлении обществу "МРСК Урала" в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 66:07:0000000:1337, 66:07:2101001:243, 66:07:2901002:407, 66:07:2701001:333.
Доводы Управления Росимущества о необходимости повторного формирования земельных участков в соответствии с требованиями ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом изложенного, правомерно признаны судом апелляционной инстанции необоснованными. Процедура образования земельных участков для целей переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на исходный земельный участок начата, межевание и кадастровый учет произведены в период действия Земельного кодекса Российской Федерации в прежней редакции в предусмотренном соответствующими нормами порядке.
Довод заявителя жалобы об отсутствии у него полномочий по принятию решений о предварительном согласовании земельных участков и неисполнимости в связи с этим решения суда, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку, оснований для непринятия которой у суда кассационной инстанции не имеется. Суд верно признал обоснованным возложение на Управление Росимущества обязанности по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования общества "МРСК" на спорный земельный участок, исходя из того, что в силу ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 данного Кодекса; от имени Российской Федерации полномочия правообладателя федерального имущества вправе осуществлять соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации, в данном случае, Управление Росимущества; в силу п. 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, п. п. 4, 4.1.1. Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, Управление Росимущества является органом, через который Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свои полномочия на территории Свердловской области.
Кроме того порядок осуществления действий по предоставлению государственной услуги при предоставлении находящихся в федеральной собственности земельных участков для целей, не связанных со строительством, предусмотрен Административным регламентом, утвержденным приказом Министерством экономического развития России от 03.10.2013 N 572.





































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)