Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.10.2016 N 04АП-5008/2016 ПО ДЕЛУ N А19-8158/2016

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2016 г. по делу N А19-8158/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 октября 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 августа 2016 года по делу N А19-8158/2016 (суд первой инстанции - Пенюшов Е.С.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Глобус" (ИНН 3810316576, ОГРН 1103850018898, место нахождения: 664014, Иркутская область, г. Братск, ж.р. Гидростроитель, ул. Заводская, 3А, кв. 96, далее - истец, ООО "Глобус") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Иркутской области (ИНН 3808174613, ОГРН 1083808003564, место нахождения: 664007, г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 47, далее - ответчик, министерство), Министерству лесного комплекса Иркутской области (ИНН 3808170859, ОГРН 1073808028194, место нахождения: 664003, г. Иркутск, ул. Горького, 31) о признании незаконным решения министерства N 51-35-6718/6 от 12.05.2016 об отказе в организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 38:06:111302:4709, площадью 64 000 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, восточнее п. Усть-Балей для строительства и эксплуатации производственной базы, об обязании министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем решения вопроса об организации процедуры проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 38:06:111302:4709, площадью 64 000 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, восточнее п. Усть-Балей для строительства и эксплуатации производственной базы, в течение 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ИНН 3808065036, ОГРН 1033801004357, место нахождения: 664025, г. Иркутск, ул. Российская, 17, далее - ТУФАУГИ в Иркутской области).
ООО "Глобус" заявило об отказе от требований к Министерству лесного комплекса.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 8 августа 2016 года по делу N А19-8158/2016 принят отказ от заявленных требований к Министерству лесного комплекса Иркутской области, производство по делу в указанной части прекращено.
В оставшейся части заявленные требования удовлетворены.
Министерство имущественных отношений обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
По мнению заявителя жалобы, ответчиком доказано отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, согласно информации полученной в порядке межведомственного взаимодействия от агентства лесного хозяйства Иркутской области (служебная записка агентства лесного хозяйства Иркутской области от 10.05.2016 N 91-37-4285/16), в соответствии с каталогом координат, спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда Иркутского лесничества, Гороховского участкового лесничества, Гороховской дачи, квартал 172, соответствующие доказательства представлены в материалы дела. Кроме того, в подтверждение нахождения спорного земельного участка в границах участка лесного фонда заинтересованным лицом в материалы настоящего дела представлены выписка из государственного лесного реестра в отношении участка лесного фонда площадью 23 041,36 га, Иркутского лесничества, Гороховского участкового лесничества, Гороховская дача, квартал 172, таксационное описание и планшет N 69.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с доводами жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 08.09.2016. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, распоряжением главы Усть-Балейского муниципального образования N 33 от 14.10.2015 утверждена схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории с видом разрешенного использования "под строительство и эксплуатацию производственной базы", категория "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи", расположенного на землях Усть-Балейского муниципального образования в территориальной зоне "предприятия и сооружения производственных объектов IV - V классов опасности".
Впоследствии спорный земельный участок с отнесением к указанной категории земли и виду разрешенного использования поставлен на государственный кадастровый учет под номером 38:06:111302:4709.
Общество 26.04.2016 обратилось в министерство с заявлением о проведении аукциона на право аренды для строительства и эксплуатации производственной базы в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:06:111302:4709.
Письмом N 51-35-6718/6 от 12.05.2016 министерства обществу отказано в проведении аукциона в связи с нахождением испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и отсутствием у министерства полномочий по распоряжению данным участком (л.д. 32-33).
Расценив данное письмо, как отказ в проведении аукциона в отношении испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 38:06:111302:4709, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Процедура подачи и рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с проведением торгов регламентирована статьей 39.11. - 39.13. Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Из правил пункта 1 статьи 39.11. ЗК РФ следует, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.11. ЗК РФ проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
- Подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов;
2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;
3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.
В случае, если на момент поступления в уполномоченный орган заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении рассмотрения поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет такое решение заявителю.
- Рассмотрение поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка либо до принятия решения об отказе в утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка;
4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка;
5) осуществление на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образование которого осуществляется на основании схемы расположения земельного участка, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;
7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
8) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
9) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
В обоснование факта нахождения испрашиваемого земельного участка в границах участка лесного фонда заинтересованными лицами в материалы настоящего дела представлены выписка из государственного лесного реестра в отношении участка лесного фонда площадью 23 041,36 га, Иркутского лесничества, Гороховского участкового лесничества, Гороховская дача, квартал 172, таксационное описание и планшет N 69.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в отношении спорного земельного участка распоряжением главы Усть-Балейского муниципального образования N 33 от 14.10.2015 утверждена схема его расположения на кадастровом плане территории с видом разрешенного использования "под строительство и эксплуатацию производственной базы", категория "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи", расположенного на землях Усть-Балейского муниципального образования в территориальной зоне "предприятия и сооружения производственных объектов IV - V классов опасности", земельный участок с отнесением к указанной категории земли и виду разрешенного использования поставлен на государственный кадастровый учет под номером 38:06:111302:4709.
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон), исходя из статей 5, 7 которого сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Согласно части 2 статьи 1 Закона государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе, федеральным государственным информационным ресурсом.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно статье 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Из предоставленной в материалы настоящего дела выписки из государственного кадастра недвижимости в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 38:06:111302:4709 следует, что он отнесен к категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи".
Вопреки утверждению заявителя жалобы, допустимых доказательств перевода земельного участка с кадастровым номером 38:06:111302:4709 из категории земель промышленности в земли лесного фонда в нарушение требования части 5 статьи 200 АПК РФ министерством в материалы настоящего дела не предоставлено.
Также в материалах дела отсутствуют доказательства снятия спорного земельного участка с государственного кадастрового учета в связи с его преобразованием, в результате которого он вошел в состав земельного участка лесного фонда.
Как следует из положений статей 87 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться земельным участком другой категории.
При таких обстоятельствах, в отсутствие в материалах настоящего дела надлежащих доказательств отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, оспариваемый отказ министерства в проведении аукциона, нарушающий права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не может быть признан соответствующим требованиям указанных норм материального права, а именно статьям 39.11., 87, 101 ЗК РФ, Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 августа 2016 года по делу N А19-8158/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ

Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Е.О.НИКИФОРЮК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)