Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 19 июля 2016 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Г. Филипповой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Е. Михайловой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Садоводческого некоммерческого товарищества "Новая Калиновка" (далее - СНТ "НК") (ИНН 6673222791, ОГРН 1106673014260),
к администрации городского округа Верхняя Пышма (далее - администрация ГО Верхняя Пышма) (ИНН 6606003882, ОГРН 1026600729066), Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Верхняя Пышма (далее - КУИ администрации ГО Верхняя Пышма) (ИНН 6606000120, ОГРН 1026600728219)
об оспаривании действий,
при участии в судебном заседании
от заявителя: представитель не явился,
от заинтересованных лиц:
от администрации - Е.В. Черемных, представитель по доверенности от 29.07.2015 N 5704-02,
от комитета - Е.В. Черемных, представитель по доверенности от 20.01.2014 N 57.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания надлежаще извещены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Садоводческое некоммерческое товарищество "Новая Калиновка" просит признать недействительным отказ Администрации городского округа Верхняя Пышма Свердловской области в предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка площадью 54 000 кв. м для размещения садоводческого товарищества, расположенный в городском округе Верхняя Пышма в границах земельного участка с кадастровым номером 66:36:3201001:899, примыкающий к поселку Красному с запада и садоводческому товариществу с востока. Испрашиваемый земельный участок представляет собой трапециевидный четырехугольник, с ориентировочными координатами поворотных точек: 1) 57.054302, 60.668456; 2) 57.056776, 60.668306; 3) 57.057056, 60.670752; 4) 57.054465, 60.673091; обязать Администрацию городского округа Верхняя Пышма Свердловской области предоставить в аренду на 49 лет земельный участок площадью 54 000 кв. м, для размещения садоводческого товарищества, расположенный в городском округе Верхняя Пышма в границах земельного участка с кадастровым номером 66:36:3201001:899, примыкающий к поселку Красному с запада и садоводческому товариществу с востока. Испрашиваемый земельный участок представляет собой трапециевидный четырехугольник, с ориентировочными координатами поворотных точек: 1) 57.054302, 60.668456; 2) 57.056776, 60.668306; 3) 57.057056, 60.670752; 4) 57.054465, 60.673091.
Заинтересованное лицо администрация городского округа Верхняя Пышма представило отзыв, в удовлетворении требований просит отказать.
Рассмотрев материалы дела, суд
СНТ "НК" 02.02.2016 обратилось к Главе Городского округа Верхняя Пышма с заявлением о представлении в аренду на 49 лет земельного участка площадью 54 000 кв. м, расположенного в Городском округе Верхняя Пышма, для размещения садоводческого товарищества.
Письмом заместителя председателя КУИ администрации ГО Верхняя Пышма от 17.02.2016 N 242 в предоставлении земельного участка отказано. В качестве основания отказа указано, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:36:3201001:899 не установлено разрешенное использование и земельный участок не отнесен к определенной категории земель, а это в соответствии со статьей 39.16. Земельного кодекса Российской Федерации дает право уполномоченному органу отказать в предоставлении земельного участка.
Не согласившись с отказом о предоставлении земельного участка СНТ "НК" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
На территории городского округа Верхняя Пышма решением Думы городского округа Верхняя Пышма N 16/1 от 20.02.2010 утвержден Генеральный план городского округа Верхняя Пышма, решением Думы городского округа Верхняя Пышма N 5/14 от 30.04.2009 утверждены Правила землепользования и застройки территории городского округа Верхняя Пышма.
Испрашиваемый истцом земельный участок расположен за чертой населенного пункта в зоне озеленения общего пользования, и зоне производственной и коммунально-складской согласно Генерального плана городского округа Верхняя Пышма, утвержденного решением Думы городского округа Верхняя Пышма 26.02.2010 N 16/1. Согласно карт градостроительного зонирования, утвержденных решением Думы городского округа Верхняя Пышма N 5/14 от 30.04.2009, часть земельного участка находится на землях лесного фонда, зоне П (зоне, предназначенной для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, комплексов и т.д.), зоне И - зоне линейных объектов магистральных инженерных сетей в границах защитных зон.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ) обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Эти органы ведут отдельно регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений (пункт 2 статьи 13).
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан (абзац 3 пункт 2 статьи 13 Федерального закона N 66-ФЗ).
В силу части 4 статьи 13 Федерального закона N 66-ФЗ орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Согласно пункту 1 ст. 14 Федерального закона N 66-ФЗ предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Пунктом 3 ст. 14 Федерального закона N 66-ФЗ земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 ст. 14 Федерального закона N 66-ФЗ предусмотрено, что распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).
В силу приведенных норм земельные участки садоводческим и огородническим некоммерческим объединениям могут быть предоставлены зонирования территории. Вопросы, связанные с формированием, выбором и предоставлением земельного участка, рассматриваются органом местного самоуправления после поступления заявлений граждан, нуждающихся в предоставлении земель.
Списочное количество нуждающихся в предоставлении садовых земельных участков граждан является существенным критерием для определения площади земельного участка для его бесплатного предоставления, в том числе на праве аренды. При этом именно в зависимости от количества подлежащих образованию земельных участков определяется площадь земельных участков общего пользования, необходимая для размещения общей инфраструктуры товарищества (аналогичная правовая позиция содержится в определении Верховного Суда РФ N 309-ЭС14-5958 от 21.04.2015).
В администрации городского округа Верхняя Пышма утверждены списки граждан, нуждающихся в предоставлении земельных участков для садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства, указанные граждане не состоят в списке членов СНТ "НК".
Таким образом, испрашиваемый земельный участок в соответствии с видами использования спорного участка не может быть предоставлен под размещение садоводческих и дачных товариществ.
Кроме того, испрашиваемый земельный участок частично находится в собственности Российской Федерации, т.к. в него входят земли лесного фонда.
Администрация городского округа Верхняя Пышма не наделена полномочиями по распоряжению земельными участками лесного фонда.
Граждане, которые состоят в списках, утвержденных администрацией, не обращались в органы местного самоуправления по месту проживания с заявлениями о предоставлении им земельных участков, персональный состав членов некоммерческого дачного партнерства не сформирован, список членов не представлен, проект планировки дачного некоммерческого товарищества отсутствует, что исключает возможность администрации произвести расчет потребности в подобных участках.
Согласно п. 7 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Согласно пункту 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Зона озеленения общего пользования предназначена для размещения объектов общего пользования и соответственно в соответствии со ст. 85 ЗК РФ не может быть передана в пользование.
Согласно п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, орган местного самоуправления принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Кодекса.
В соответствии с п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Кодекса.
Как установлено судом, предлагаемый к формированию земельный участок расположен в трех территориальных зонах.
Согласно абзацу первому статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
2) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
3) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;
4) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;
5) границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В отношении земельного участка с кадастровым номером 66:36:3201001:899 не установлен разрешенный вид использования и земельный участок не отнесен к определенной категории, границы земельного участка подлежат уточнению, разрешенный вид использования земельного участка, испрашиваемый заявителем, не соответствует целям использования земельного участка, установленным документами территориального планирования, т.к. расположен на землях лесного фонда, зоне П (зоне, предназначенной для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, комплексов и т.д.), зоне И - зоне линейных объектов магистральных инженерных сетей в границах защитных зон. Кроме того, с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Истец не подтвердил наличие у него правовых оснований для предоставления земельного участка без проведения торгов.
Сам по себе факт регистрации садоводческого некоммерческого товарищества "Новая Калиновка" в качестве юридического лица не свидетельствует о безусловной обязанности органа местного самоуправления предоставить ему земельный участок для дачного строительства в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 66-ФЗ.
Ввиду отсутствия в деле доказательств личного обращения граждан для предоставления земельного участка, которые состоят на очереди в списке нуждающихся в предоставлении земельных участков в органе местного самоуправления, Администрация обоснованно отказала товариществу в предоставлении земельного участка в связи с несоответствием Генеральному плану городского округа и Правилам землепользования и застройки городского округа Верхняя, отсутствием установленного разрешенного использования земельного участка и не отнесение спорного участка к определенной категории земель.
С учетом изложенного, отказ администрации, выраженный письмом Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Верхняя Пышма N 242 от 17.02.2016, в предоставлении земельного участка соответствует требованиям Земельного, Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федеральному закону N 66-ФЗ, не нарушает права и законные интересы истца.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1. В удовлетворении заявленных садоводческим некоммерческим товариществом "Новая Калиновка" требований отказать.
2. Взыскать с садоводческого некоммерческого товарищества "Новая Калиновка" в федеральный бюджет государственную пошлину 3 000 рублей.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 19.07.2016 ПО ДЕЛУ N А60-15973/2016
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 19 июля 2016 г. по делу N А60-15973/2016
Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 19 июля 2016 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Г. Филипповой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Е. Михайловой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Садоводческого некоммерческого товарищества "Новая Калиновка" (далее - СНТ "НК") (ИНН 6673222791, ОГРН 1106673014260),
к администрации городского округа Верхняя Пышма (далее - администрация ГО Верхняя Пышма) (ИНН 6606003882, ОГРН 1026600729066), Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Верхняя Пышма (далее - КУИ администрации ГО Верхняя Пышма) (ИНН 6606000120, ОГРН 1026600728219)
об оспаривании действий,
при участии в судебном заседании
от заявителя: представитель не явился,
от заинтересованных лиц:
от администрации - Е.В. Черемных, представитель по доверенности от 29.07.2015 N 5704-02,
от комитета - Е.В. Черемных, представитель по доверенности от 20.01.2014 N 57.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания надлежаще извещены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Садоводческое некоммерческое товарищество "Новая Калиновка" просит признать недействительным отказ Администрации городского округа Верхняя Пышма Свердловской области в предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка площадью 54 000 кв. м для размещения садоводческого товарищества, расположенный в городском округе Верхняя Пышма в границах земельного участка с кадастровым номером 66:36:3201001:899, примыкающий к поселку Красному с запада и садоводческому товариществу с востока. Испрашиваемый земельный участок представляет собой трапециевидный четырехугольник, с ориентировочными координатами поворотных точек: 1) 57.054302, 60.668456; 2) 57.056776, 60.668306; 3) 57.057056, 60.670752; 4) 57.054465, 60.673091; обязать Администрацию городского округа Верхняя Пышма Свердловской области предоставить в аренду на 49 лет земельный участок площадью 54 000 кв. м, для размещения садоводческого товарищества, расположенный в городском округе Верхняя Пышма в границах земельного участка с кадастровым номером 66:36:3201001:899, примыкающий к поселку Красному с запада и садоводческому товариществу с востока. Испрашиваемый земельный участок представляет собой трапециевидный четырехугольник, с ориентировочными координатами поворотных точек: 1) 57.054302, 60.668456; 2) 57.056776, 60.668306; 3) 57.057056, 60.670752; 4) 57.054465, 60.673091.
Заинтересованное лицо администрация городского округа Верхняя Пышма представило отзыв, в удовлетворении требований просит отказать.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
СНТ "НК" 02.02.2016 обратилось к Главе Городского округа Верхняя Пышма с заявлением о представлении в аренду на 49 лет земельного участка площадью 54 000 кв. м, расположенного в Городском округе Верхняя Пышма, для размещения садоводческого товарищества.
Письмом заместителя председателя КУИ администрации ГО Верхняя Пышма от 17.02.2016 N 242 в предоставлении земельного участка отказано. В качестве основания отказа указано, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:36:3201001:899 не установлено разрешенное использование и земельный участок не отнесен к определенной категории земель, а это в соответствии со статьей 39.16. Земельного кодекса Российской Федерации дает право уполномоченному органу отказать в предоставлении земельного участка.
Не согласившись с отказом о предоставлении земельного участка СНТ "НК" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
На территории городского округа Верхняя Пышма решением Думы городского округа Верхняя Пышма N 16/1 от 20.02.2010 утвержден Генеральный план городского округа Верхняя Пышма, решением Думы городского округа Верхняя Пышма N 5/14 от 30.04.2009 утверждены Правила землепользования и застройки территории городского округа Верхняя Пышма.
Испрашиваемый истцом земельный участок расположен за чертой населенного пункта в зоне озеленения общего пользования, и зоне производственной и коммунально-складской согласно Генерального плана городского округа Верхняя Пышма, утвержденного решением Думы городского округа Верхняя Пышма 26.02.2010 N 16/1. Согласно карт градостроительного зонирования, утвержденных решением Думы городского округа Верхняя Пышма N 5/14 от 30.04.2009, часть земельного участка находится на землях лесного фонда, зоне П (зоне, предназначенной для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, комплексов и т.д.), зоне И - зоне линейных объектов магистральных инженерных сетей в границах защитных зон.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ) обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Эти органы ведут отдельно регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений (пункт 2 статьи 13).
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан (абзац 3 пункт 2 статьи 13 Федерального закона N 66-ФЗ).
В силу части 4 статьи 13 Федерального закона N 66-ФЗ орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Согласно пункту 1 ст. 14 Федерального закона N 66-ФЗ предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Пунктом 3 ст. 14 Федерального закона N 66-ФЗ земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 ст. 14 Федерального закона N 66-ФЗ предусмотрено, что распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).
В силу приведенных норм земельные участки садоводческим и огородническим некоммерческим объединениям могут быть предоставлены зонирования территории. Вопросы, связанные с формированием, выбором и предоставлением земельного участка, рассматриваются органом местного самоуправления после поступления заявлений граждан, нуждающихся в предоставлении земель.
Списочное количество нуждающихся в предоставлении садовых земельных участков граждан является существенным критерием для определения площади земельного участка для его бесплатного предоставления, в том числе на праве аренды. При этом именно в зависимости от количества подлежащих образованию земельных участков определяется площадь земельных участков общего пользования, необходимая для размещения общей инфраструктуры товарищества (аналогичная правовая позиция содержится в определении Верховного Суда РФ N 309-ЭС14-5958 от 21.04.2015).
В администрации городского округа Верхняя Пышма утверждены списки граждан, нуждающихся в предоставлении земельных участков для садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства, указанные граждане не состоят в списке членов СНТ "НК".
Таким образом, испрашиваемый земельный участок в соответствии с видами использования спорного участка не может быть предоставлен под размещение садоводческих и дачных товариществ.
Кроме того, испрашиваемый земельный участок частично находится в собственности Российской Федерации, т.к. в него входят земли лесного фонда.
Администрация городского округа Верхняя Пышма не наделена полномочиями по распоряжению земельными участками лесного фонда.
Граждане, которые состоят в списках, утвержденных администрацией, не обращались в органы местного самоуправления по месту проживания с заявлениями о предоставлении им земельных участков, персональный состав членов некоммерческого дачного партнерства не сформирован, список членов не представлен, проект планировки дачного некоммерческого товарищества отсутствует, что исключает возможность администрации произвести расчет потребности в подобных участках.
Согласно п. 7 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Согласно пункту 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Зона озеленения общего пользования предназначена для размещения объектов общего пользования и соответственно в соответствии со ст. 85 ЗК РФ не может быть передана в пользование.
Согласно п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, орган местного самоуправления принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Кодекса.
В соответствии с п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Кодекса.
Как установлено судом, предлагаемый к формированию земельный участок расположен в трех территориальных зонах.
Согласно абзацу первому статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
2) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
3) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;
4) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;
5) границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В отношении земельного участка с кадастровым номером 66:36:3201001:899 не установлен разрешенный вид использования и земельный участок не отнесен к определенной категории, границы земельного участка подлежат уточнению, разрешенный вид использования земельного участка, испрашиваемый заявителем, не соответствует целям использования земельного участка, установленным документами территориального планирования, т.к. расположен на землях лесного фонда, зоне П (зоне, предназначенной для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, комплексов и т.д.), зоне И - зоне линейных объектов магистральных инженерных сетей в границах защитных зон. Кроме того, с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Истец не подтвердил наличие у него правовых оснований для предоставления земельного участка без проведения торгов.
Сам по себе факт регистрации садоводческого некоммерческого товарищества "Новая Калиновка" в качестве юридического лица не свидетельствует о безусловной обязанности органа местного самоуправления предоставить ему земельный участок для дачного строительства в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 66-ФЗ.
Ввиду отсутствия в деле доказательств личного обращения граждан для предоставления земельного участка, которые состоят на очереди в списке нуждающихся в предоставлении земельных участков в органе местного самоуправления, Администрация обоснованно отказала товариществу в предоставлении земельного участка в связи с несоответствием Генеральному плану городского округа и Правилам землепользования и застройки городского округа Верхняя, отсутствием установленного разрешенного использования земельного участка и не отнесение спорного участка к определенной категории земель.
С учетом изложенного, отказ администрации, выраженный письмом Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Верхняя Пышма N 242 от 17.02.2016, в предоставлении земельного участка соответствует требованиям Земельного, Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федеральному закону N 66-ФЗ, не нарушает права и законные интересы истца.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявленных садоводческим некоммерческим товариществом "Новая Калиновка" требований отказать.
2. Взыскать с садоводческого некоммерческого товарищества "Новая Калиновка" в федеральный бюджет государственную пошлину 3 000 рублей.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Н.Г.ФИЛИППОВА
Н.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)