Судебные решения, арбитраж
Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2016 года
Полный текст решения изготовлен 28 июля 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.Г. Италмасовой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.В. Бондарук, рассмотрел дело N А60-16260/2016 по иску гаражно-строительного кооператива N 139 "Прогресс-2" (ИНН 6606009242, ОГРН 1076606001944)
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (ИНН 6658091960, ОГРН 1036602638588)
при участии третьих лиц без самостоятельных требований: ГКУ СО "Управление автомобильных дорог", Правительство Свердловской области (ИНН 6658021579, ОГРН 1036602648444), Министерство финансов Свердловской области,
о взыскании 64 623 387 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца: О.И. Рункова, представитель по доверенности от 20.12.2015,
С.Ю. Тиунов, представитель по доверенности от 30.05.2016,
от ответчика: С.Н. Еремина, представитель по доверенности от 08.07.2015,
от третьих лиц: представитель Правительства Свердловской области А.А. Цветков по доверенности от 22.01.2016,
от Министерства финансов Свердловской области представитель не явился.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Истец обратился в Арбитражный суд с исковым заявлением, в котором просит:
- Признать действия Свердловской области по изъятию земельного участка с кадастровым номером 66:36:0108002:62 для государственных нужд - незаконными.
- Обязать ответчика возместить убытки (вред) ГСК N 139 "Прогресс-2", а), в размере:
- - 46 062 918 рублей, составляющих стоимость уничтоженных зданий индивидуальных гаражных боксов принадлежащих ГСК N 139 "Прогресс-2";
- - 11 175 906 рублей, составляющих рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:36:0108002:62 площадью 4642 кв. м. необходимого для эксплуатации автодороги и стоимость услуг по оформлению землеустроительных документов;
- - 1 460 693 рубля, составляющих стоимость уничтоженных подъездных путей и внутригаражных дорог, принадлежащих ГСК N 139 "Прогресс-2";
- - 532 000 рублей, составляющих стоимость оформления проектной и разрешительной документации необходимой для строительства зданий, составляющих комплекс недвижимого имущества ГСК;
- - упущенной выгоды, обусловленной невозможностью использования земельных участков с кадастровыми номерами 66:36:0108002:10 и 66:36:0108002:62 принадлежащих ГСК N 139 "Прогресс-2" по целевому назначению и разрешенному виду деятельности на дату вынесения судебного решения:
б), в натуре:
- - обязать ответчика осуществить необходимые землеустроительные и кадастровые работы с согласованием границ с ГСК N 139 "Прогресс-2", направленные на обособление и индивидуализацию земельного участка с кадастровым номером 66:36:0108002:62 площадью 4642 кв. м. и регистрации прав на него за Свердловской областью, в сроки установленные судом;
- - обязать ответчика обеспечить доступ ГСК N 139 "Прогресс-2" к оставшейся за ним части земельного участка площадью 4314 кв. м, с возможностью возведения подъездных путей.
25.04.2016 г. от истца поступило ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей. Ходатайство отклонено.
В предварительном судебном заседании Правительство Свердловской области представило отзыв.
По ходатайству истца к материалам дела приобщены кадастровые паспорта, письма, план-схема.
В настоящем судебном заседании представитель Министерства финансов Свердловской области представил отзыв на исковое заявление, в котором указывает, что Министерство не является участником спорных правоотношений, а также, что исковое заявление не содержит требований к Министерству финансов Свердловской области и считают привлечение Министерства в качестве третьего лица нецелесообразным.
Других заявлений и ходатайств не поступило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
От ответчика поступило ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва, от истца поступили возражения на отзыв. Указанные документы приобщены к материалам дела.
Истец поддерживает ходатайство об истребовании документов, а именно оригинала Экспертного заключения N 039-15/Э от 23.11.2015 г. находящегося в Верхнепышминском городском суде в материалах дела N 2-268Y201.
Ходатайство судом отклонено как не соответствующее требованиям ч. 4 ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, суд
Согласно Свидетельству на право постоянного пользования землей N 572 от 26.08.96 г., кадастровому паспорту земельного участка от 24.08.2013 г. N 66/301/13-385012 - земельный участок с кадастровым номером 66:36:0108002:10 площадью 8956 кв. м. принадлежит ГСК N 139 "Прогресс-2" (далее ГСК) на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно Инвентаризационно-технической карточки по состоянию на 16.04.2009 г. ГСК принадлежит комплекс индивидуальных гаражей с инвентарным номером 3129/01/17-00, состоящий из 6-ти строений (зданий), общей площадью 3817.4 кв. м, объемом 10425 куб. м, с годом постройки 1994 г.
Согласно Разрешению на ввод в эксплуатацию N 663601-45/2009 от 21.07.2009 г. ГСК являлся застройщиком комплекса индивидуальных гаражей, состоящим из 6-ти зданий. Согласно Кадастровому паспорту N 66/301/16-179765 от 15.03.2016 г. здание с к.н. 66:36:0000000:3414 расположено по адресу ГСК: проспект Успенский, 2 (ранее ул. Советская, 2), с 1994 г. годом завершения строительства.
Согласно, п. 3 Постановления главы администрации г. В. Пышма от 30.11.1995 N 1389 "О предоставлении земельного участка ГСК N 139 "Прогресс-2" - на ГСК возложена обязанность "вести строительство гаражей согласно проекта утвержденного..."
Истец указывает, что является собственником комплекса индивидуальных гаражей, состоящего из 6-ти зданий, с кадастровым номером 66:36:0000000:3414, литерами "Б", "В", "Д", "Ж" "Е", общей площадью 3817.4 кв. м. находящихся (в настоящее время) на 2-х земельных участках общей площадью 8956 кв. м. расположенных по адресу: Свердловская область, г. Верхняя Пышма, район ОАО "Автотранспорт", проспект Успенский, 2 (ул. Советская, 2) и принадлежащих ГСК на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В конце мая 2014 г. Свердловская область начала строительство автодороги на землях ГСК, которое привело к уничтожению (сносу) всех зданий гаражных боксов и полному уничтожению всей инфраструктуры ГСК (линии электропередачи, подъездных путей и внутригаражных дорог), что, в конечном итоге сделало, невозможным осуществление ГСК хозяйственной (экономической) деятельности по эксплуатации гаражей и стоянок для автотранспортных средств. При этом, ни земельный участок, ни здания на нем расположенные, - не были изъяты ответчиком в установленном Законом порядке.
Истец также указал, что незаконное строительство Свердловской областью автодороги привело к утрате части земель и к уничтожению всего комплекса индивидуальных гаражей, состоящего из 6-ти зданий; - принадлежащих ГСК.
Таким образом, ГСК N 139 обратился в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской о взыскании убытков и упущенной выгоды в размере 64 623 387 рублей, причиненных изъятием земельного участка, а также о возложении обязанности осуществить землеустроительные и кадастровые работы и обеспечить доступ к не изъятой части земельного участка с кадастровым номером 66:36:0108002:10.
В обосновании своих доводов истец представил расчеты из сведений, содержащихся в Экспертном заключении N 039-15/Э от 23.11.2015 г. изготовленном ООО "Грант оценка" и положенных в основу вступившего в законную силу решения Верхнепышминского городского суда от 03.12.2015 г. по делу N 2-2268/2015 по иску Свердловской области к Рунковой О.И. об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд.
Соответственно в экспертном заключении восстановительная стоимость исследуемого гаражного бокса N 135, строительным объемом 281.81 куб. м. (69.3 x 3.56), с учетом износа, составила 1 073 166 рублей.
Соответственно, цена 1 куб. м. = 1 073 166 : 281.81 = 3.808 куб. м / руб.
Общий объем 6-ти зданий принадлежащих ГСК составляет 10425 куб. м. цена равна: 3808 x 10425 = 39 115 698 400 рубля.
В экспертном заключении N 039-15/Э от 23.11.2015 г. размер общего накопительного износа составил 17.5%. При этом, восстановление зданий гаражных боксов по мнению истца, потребует новых материалов.
Соответственно, итоговая стоимость 6-ти зданий комплекса индивидуальных гаражей ГСК рассчитана, без учета износа:
39 115 698.4 + (39115698.4 x 17.5%) = 46 062 918 рублей.
Согласно Отчету N 026-15/3, изготовленного 10.06.2015 г. ООО "Грант оценка" на дату проведения оценки 19.11.2013 г., рыночная стоимость утраченного ГСК земельного участка с к.н. 66:36:0108002:62 площадью 4642 кв. м. составляет 11 933 000 рублей, из которых 757 094 рублей - стоимость подъездных путей и внутригаражных дорог.
Следовательно, 11 933000 - 757094 = 11 175 906 рублей, рыночная стоимость земельного участка с к.н. 66:36:0108002:62 необходимого для эксплуатации автодороги, включающая стоимость услуг по оформлению землеустроительных документов.
Согласно Отчету N 026-15/3 стоимость подъездных путей и внутригаражных дорог на части земельного участка ГСК площадью 4642 кв. м. составляет 757 094 рубля.
Соответственно, стоимость 1 кв. м. составляет: 757 094 : 4 642 = 163.09 рубля.
Таким образом, стоимость уничтоженных подъездных путей и внутригаражных дорог на всем земельном участке ГСК площадью 8956 кв. м. составляет: 163.09 x 8956 = 1 460 693 рубля.
Согласно Отчету N 026-15/3 затраты по проектированию и получению разрешения на строительство, составляют 532 000 рублей.
Кроме того, истец указал, что строительство Свердловской областью автодороги с мая 2014 г. велось на всей площади земельных участков кадастровыми номерами 66:36:0108002:10 и 66:36:0108002:62, что сделало невозможным получение доходов, которые ГСК получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Следовательно, ГСК имел право и возможность получения доходов от использования, принадлежащих ему земель, занятых ответчиком под строительство автодороги.
Согласно Отчету N 026-15/3 ООО "Грант оценка" - чистый операционный доход (до налогообложения) земельного участка площадью 4642 кв. м. составляет 1 524 363 рубля в год. Соответственно, доход с 1 кв. м. составляет: 1 524 363 : 4 642 = 328.39 рублей. Следовательно, чистый доход с земельного участка 8956 кв. м. составляет в год: 328.39 x 8956 = 2 941 015 рублей.
Все доходы от предпринимательской деятельности ГСК обязано расходовать для собственных нужд, т.е. доход всегда равен расходу. Если прибыль равна нулю, - она не может быть объектом налогообложения. Таким образом:
2 941 015 : 12 = 245 085 рублей - чистый ежемесячный доход. С 01.06.2014 г. по 01.04.2016 г., т.е. 22 месяца, ГСК не имеет возможности пользоваться земельным участком, соответственно:
245 085 x 22 = 5 391 870 рублей - упущенная выгода ГСК за не использование земли по целевому назначению и разрешенному виду деятельности на 01.04.2016 г.
Таким образом, общая сумма убытков составляет: 46 062 918 + 11 175 906 + 1 460 693 + 532 000 + 5 391 870 = 64 623 387 рубля.
Судом установлено, что на основании постановлений главы администрации города Верхняя Пышма от 30.11.1995 N 1389 и от 22.07.1996 N 243 ГСК N 139 предоставлен земельный участок площадью 8956 кв. м. с кадастровым номером 66:36:0108002:10 в постоянное (бессрочное) пользование для строительства гаражных боксов и дальнейшей их эксплуатации по адресу: Свердловская область, г. Верхняя Пышма, район ОАО "Автотранспорт", ул. Советская, 2, о чем выдано свидетельство на право постоянного пользования землей от 26.08.1996 N 572.
Согласно пункта 13 статьи 56.10. Земельного кодекса Российской Федерации возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, подписанного организацией, указанной в пунктах 1 и 2 статьи 56.4 настоящего Кодекса, за счет средств указанной организации.
На основании статьи 56.8. Земельного кодекса Российской Федерации размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
Из материалов дела следует, что в целях размещения объекта регионального значения "Строительство автомобильной дороги с путепроводом по ул. Советской в г. Верхняя Пышма" Правительством Свердловской области издано распоряжение от 19.11.2013 N 1842-РП "Об изъятии для государственных нужд Свердловской области земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества, попадающих в зону строительства автомобильной дороги с путепроводом по ул. Советской в г. Верхняя Пышма" (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Свердловской области от 29.08.2014 N 1081-РП).
Как указал ответчик, указанное распоряжение вынесено в соответствии со статьями 239, 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1479-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Развитие транспортного комплекса Свердловской области" на 2011 - 2016 годы", приказом Министерства транспорта и связи Свердловской области от 12.02.2013 N 70 "Об утверждении проектной документации на строительство автомобильной дороги с путепроводом по ул. Советской в г. Верхняя Пышма", то есть на законных основаниях и органом, обладающим полномочиями по принятию решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Свердловской области.
Согласно названному распоряжению изъятию для государственных нужд Свердловской области подлежали часть спорного земельного участка, а именно земельный участок с кадастровым номером 66:36:0108002:62 площадью 4642 кв. м, а также расположенные на земельном участке 63 гаражные бокса, принадлежавшие на праве собственности физическим лицам.
Указанным распоряжением на Министерство возложено:
- - осуществить необходимые действия по государственной регистрации распоряжения в соответствующем органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- письменно уведомить собственников (пользователей) объектов недвижимости о предстоящем изъятии, а также о принятии указанного распоряжения и дате его государственной регистрации;
- - заключить с собственниками объектов недвижимого имущества в установленном законодательством порядке соглашения о выкупе этих объектов;
- - заключить с пользователем земельного участка соглашение о возмещении убытков, причиненных изъятием земельных участков для государственных нужд Свердловской области.
Государственному казенному учреждению "Управление автомобильных дорог" (далее - Управление) предписано:
- - оказать содействие Министерству в обеспечении выполнения указанных мероприятий;
- - осуществить расходы на выкуп объектов недвижимого имущества и возмещение убытков, причиненных изъятием земельного участка для государственных нужд Свердловской области, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Свердловской области от 09 декабря 2013 года N 125-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" по целевой статье 5621405 "Подготовка территории строительства", и доведенных лимитов бюджетных обязательств".
Судом установлено, что с апреля 2014 года Министерством и Управлением проводились мероприятия по заключению соглашений о досрочном выкупе гаражных боксов, находящихся на земельном участке, подлежащем изъятию, и принадлежавших на праве собственности физическим лицам. Все гаражные боксы выкуплены по соглашению сторон или по решению суда.
18.05.2015 произведена государственная регистрация ограничения пользования земельным участком с кадастровым номером 66:36:0108002:10 в связи с изъятием земельного участка с кадастровым номером 66:36:0108002:62 площадью 4642 кв. м.
Материалами дела подтверждается, что уведомление об изъятии земельного участка для государственных нужд Свердловской области в адрес председателя ГСК N 139 Растегиной Т.А. о заключении соглашения об изъятии земельного участка и возмещении убытков первоначально направлено 23.07.2014. Однако ни согласия на выкуп, ни отказа от подписания соглашения со стороны ГСК N 139 не последовало.
25.05.2015 вновь направлен проект соглашения в адрес представителей ГСК N 139, который со стороны ГСК N 139 также подписан не был ввиду несогласия выкупной цены.
Далее Министерство обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о принудительном изъятии земельного участка с возмещением убытков.
Иск оставлен судом без рассмотрения для проведения досудебной процедуры изъятия земельного участка для государственных нужд Свердловской области.
Также из материалов дела следует, что Управлением 11.04.2016 направлен в адрес председателя ГСК N 139 Растегиной Т.А. проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд.
Размер возмещения за изымаемый земельный участок определен на основании отчета об оценке от 22.03.2016 N 93 и составляет 134 000 рублей. Указанный отчет подготовлен обществом с ограниченной ответственностью "Трансэнергоресурс" в рамках государственного контракта, заключенного между обществом и Управлением.
Указанный порядок возмещения регулируется нормами ст. 279 - 282 Гражданского кодекса, из содержания которых следует, что выкуп земельного участка осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления и при условии выплаты собственнику равноценного возмещения стоимости земельного участка, определяемого по соглашению с собственником, а при отсутствии соглашения - по решению суда.
По смыслу указанных норм, изъятие земельного участка является способом принудительного отчуждения имущества, по существу представляет собой сделку купли-продажи имущества по цене, определенной в порядке, установленном ст. 281 - 282 Гражданского кодекса.
Указанное означает, что изъятие земельного участка влечет прекращение права собственности собственника земельного участка, у которого данное имущество изымается, и возникновение данного права у публично-правового образования, в пользу которого производится изъятие для государственных (муниципальных) нужд.
Между тем, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что право собственности за ГСК N 139 на здания не зарегистрировано.
Сумма стоимости зданий гаражных боксов в 46 062 918 рублей документально не подтверждена.
Кроме того из материалов дела следует, что за физическими лицами зарегистрированы права собственности на нежилые помещения (гаражные боксы), расположенные в зданиях.
Расчет за изъятые указанные нежилые помещения с физическими лицами произведен в полном объеме по соглашениям, заключенным в добровольном порядке, члены ГСК N 139, чьи гаражные боксы находились на спорном земельном участке, произвели отчуждение своих объектов недвижимого имущества в добровольном порядке с получением выкупной цены.
Как указал истец, стоимость земельного участка определена в 11 175 906 рублей исходя из стоимости аренды земельного участка сроком на 49 лет.
В силу статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном главой V.
Стоимость подъездных путей определена в исковом заявлении в размере 1 460 693 рубля, в отчете об оценке - в размере 757 094 рубля. Однако в представленном отчете об оценке ООО "Трансэнергоресурс" не определена необходимость строительства новых подъездных путей.
Истцом определена стоимость проектирования и строительства новых объектов недвижимого имущества истцом в сумме 532 000 рублей.
Стоимость упущенной выгоды оценена истцом в размере 5 391 870 рублей. Указанный размер возмещения рассчитан как доход от использования земельного участка для размещения автостоянки с целью получения прибыли.
Между тем, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По правилу, установленному ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим ее субъектом или муниципальным образованием.
Землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 262, основанием для возмещения убытков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков является акт государственного органа исполни
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Положениями ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Однако, суд приходит к выводу, что истец не доказал факт причинения ему убытков в результате виновных действий ответчика, что является необходимым условием привлечения лица к деликтной ответственности, и соответственно недоказанность размера понесенных убытков.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований истца следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1. В удовлетворении исковых требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 28.07.2016 ПО ДЕЛУ N А60-16260/2016
Разделы:Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 июля 2016 г. по делу N А60-16260/2016
Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2016 года
Полный текст решения изготовлен 28 июля 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.Г. Италмасовой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.В. Бондарук, рассмотрел дело N А60-16260/2016 по иску гаражно-строительного кооператива N 139 "Прогресс-2" (ИНН 6606009242, ОГРН 1076606001944)
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (ИНН 6658091960, ОГРН 1036602638588)
при участии третьих лиц без самостоятельных требований: ГКУ СО "Управление автомобильных дорог", Правительство Свердловской области (ИНН 6658021579, ОГРН 1036602648444), Министерство финансов Свердловской области,
о взыскании 64 623 387 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца: О.И. Рункова, представитель по доверенности от 20.12.2015,
С.Ю. Тиунов, представитель по доверенности от 30.05.2016,
от ответчика: С.Н. Еремина, представитель по доверенности от 08.07.2015,
от третьих лиц: представитель Правительства Свердловской области А.А. Цветков по доверенности от 22.01.2016,
от Министерства финансов Свердловской области представитель не явился.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Истец обратился в Арбитражный суд с исковым заявлением, в котором просит:
- Признать действия Свердловской области по изъятию земельного участка с кадастровым номером 66:36:0108002:62 для государственных нужд - незаконными.
- Обязать ответчика возместить убытки (вред) ГСК N 139 "Прогресс-2", а), в размере:
- - 46 062 918 рублей, составляющих стоимость уничтоженных зданий индивидуальных гаражных боксов принадлежащих ГСК N 139 "Прогресс-2";
- - 11 175 906 рублей, составляющих рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:36:0108002:62 площадью 4642 кв. м. необходимого для эксплуатации автодороги и стоимость услуг по оформлению землеустроительных документов;
- - 1 460 693 рубля, составляющих стоимость уничтоженных подъездных путей и внутригаражных дорог, принадлежащих ГСК N 139 "Прогресс-2";
- - 532 000 рублей, составляющих стоимость оформления проектной и разрешительной документации необходимой для строительства зданий, составляющих комплекс недвижимого имущества ГСК;
- - упущенной выгоды, обусловленной невозможностью использования земельных участков с кадастровыми номерами 66:36:0108002:10 и 66:36:0108002:62 принадлежащих ГСК N 139 "Прогресс-2" по целевому назначению и разрешенному виду деятельности на дату вынесения судебного решения:
б), в натуре:
- - обязать ответчика осуществить необходимые землеустроительные и кадастровые работы с согласованием границ с ГСК N 139 "Прогресс-2", направленные на обособление и индивидуализацию земельного участка с кадастровым номером 66:36:0108002:62 площадью 4642 кв. м. и регистрации прав на него за Свердловской областью, в сроки установленные судом;
- - обязать ответчика обеспечить доступ ГСК N 139 "Прогресс-2" к оставшейся за ним части земельного участка площадью 4314 кв. м, с возможностью возведения подъездных путей.
25.04.2016 г. от истца поступило ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей. Ходатайство отклонено.
В предварительном судебном заседании Правительство Свердловской области представило отзыв.
По ходатайству истца к материалам дела приобщены кадастровые паспорта, письма, план-схема.
В настоящем судебном заседании представитель Министерства финансов Свердловской области представил отзыв на исковое заявление, в котором указывает, что Министерство не является участником спорных правоотношений, а также, что исковое заявление не содержит требований к Министерству финансов Свердловской области и считают привлечение Министерства в качестве третьего лица нецелесообразным.
Других заявлений и ходатайств не поступило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
От ответчика поступило ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва, от истца поступили возражения на отзыв. Указанные документы приобщены к материалам дела.
Истец поддерживает ходатайство об истребовании документов, а именно оригинала Экспертного заключения N 039-15/Э от 23.11.2015 г. находящегося в Верхнепышминском городском суде в материалах дела N 2-268Y201.
Ходатайство судом отклонено как не соответствующее требованиям ч. 4 ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Согласно Свидетельству на право постоянного пользования землей N 572 от 26.08.96 г., кадастровому паспорту земельного участка от 24.08.2013 г. N 66/301/13-385012 - земельный участок с кадастровым номером 66:36:0108002:10 площадью 8956 кв. м. принадлежит ГСК N 139 "Прогресс-2" (далее ГСК) на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно Инвентаризационно-технической карточки по состоянию на 16.04.2009 г. ГСК принадлежит комплекс индивидуальных гаражей с инвентарным номером 3129/01/17-00, состоящий из 6-ти строений (зданий), общей площадью 3817.4 кв. м, объемом 10425 куб. м, с годом постройки 1994 г.
Согласно Разрешению на ввод в эксплуатацию N 663601-45/2009 от 21.07.2009 г. ГСК являлся застройщиком комплекса индивидуальных гаражей, состоящим из 6-ти зданий. Согласно Кадастровому паспорту N 66/301/16-179765 от 15.03.2016 г. здание с к.н. 66:36:0000000:3414 расположено по адресу ГСК: проспект Успенский, 2 (ранее ул. Советская, 2), с 1994 г. годом завершения строительства.
Согласно, п. 3 Постановления главы администрации г. В. Пышма от 30.11.1995 N 1389 "О предоставлении земельного участка ГСК N 139 "Прогресс-2" - на ГСК возложена обязанность "вести строительство гаражей согласно проекта утвержденного..."
Истец указывает, что является собственником комплекса индивидуальных гаражей, состоящего из 6-ти зданий, с кадастровым номером 66:36:0000000:3414, литерами "Б", "В", "Д", "Ж" "Е", общей площадью 3817.4 кв. м. находящихся (в настоящее время) на 2-х земельных участках общей площадью 8956 кв. м. расположенных по адресу: Свердловская область, г. Верхняя Пышма, район ОАО "Автотранспорт", проспект Успенский, 2 (ул. Советская, 2) и принадлежащих ГСК на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В конце мая 2014 г. Свердловская область начала строительство автодороги на землях ГСК, которое привело к уничтожению (сносу) всех зданий гаражных боксов и полному уничтожению всей инфраструктуры ГСК (линии электропередачи, подъездных путей и внутригаражных дорог), что, в конечном итоге сделало, невозможным осуществление ГСК хозяйственной (экономической) деятельности по эксплуатации гаражей и стоянок для автотранспортных средств. При этом, ни земельный участок, ни здания на нем расположенные, - не были изъяты ответчиком в установленном Законом порядке.
Истец также указал, что незаконное строительство Свердловской областью автодороги привело к утрате части земель и к уничтожению всего комплекса индивидуальных гаражей, состоящего из 6-ти зданий; - принадлежащих ГСК.
Таким образом, ГСК N 139 обратился в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской о взыскании убытков и упущенной выгоды в размере 64 623 387 рублей, причиненных изъятием земельного участка, а также о возложении обязанности осуществить землеустроительные и кадастровые работы и обеспечить доступ к не изъятой части земельного участка с кадастровым номером 66:36:0108002:10.
В обосновании своих доводов истец представил расчеты из сведений, содержащихся в Экспертном заключении N 039-15/Э от 23.11.2015 г. изготовленном ООО "Грант оценка" и положенных в основу вступившего в законную силу решения Верхнепышминского городского суда от 03.12.2015 г. по делу N 2-2268/2015 по иску Свердловской области к Рунковой О.И. об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд.
Соответственно в экспертном заключении восстановительная стоимость исследуемого гаражного бокса N 135, строительным объемом 281.81 куб. м. (69.3 x 3.56), с учетом износа, составила 1 073 166 рублей.
Соответственно, цена 1 куб. м. = 1 073 166 : 281.81 = 3.808 куб. м / руб.
Общий объем 6-ти зданий принадлежащих ГСК составляет 10425 куб. м. цена равна: 3808 x 10425 = 39 115 698 400 рубля.
В экспертном заключении N 039-15/Э от 23.11.2015 г. размер общего накопительного износа составил 17.5%. При этом, восстановление зданий гаражных боксов по мнению истца, потребует новых материалов.
Соответственно, итоговая стоимость 6-ти зданий комплекса индивидуальных гаражей ГСК рассчитана, без учета износа:
39 115 698.4 + (39115698.4 x 17.5%) = 46 062 918 рублей.
Согласно Отчету N 026-15/3, изготовленного 10.06.2015 г. ООО "Грант оценка" на дату проведения оценки 19.11.2013 г., рыночная стоимость утраченного ГСК земельного участка с к.н. 66:36:0108002:62 площадью 4642 кв. м. составляет 11 933 000 рублей, из которых 757 094 рублей - стоимость подъездных путей и внутригаражных дорог.
Следовательно, 11 933000 - 757094 = 11 175 906 рублей, рыночная стоимость земельного участка с к.н. 66:36:0108002:62 необходимого для эксплуатации автодороги, включающая стоимость услуг по оформлению землеустроительных документов.
Согласно Отчету N 026-15/3 стоимость подъездных путей и внутригаражных дорог на части земельного участка ГСК площадью 4642 кв. м. составляет 757 094 рубля.
Соответственно, стоимость 1 кв. м. составляет: 757 094 : 4 642 = 163.09 рубля.
Таким образом, стоимость уничтоженных подъездных путей и внутригаражных дорог на всем земельном участке ГСК площадью 8956 кв. м. составляет: 163.09 x 8956 = 1 460 693 рубля.
Согласно Отчету N 026-15/3 затраты по проектированию и получению разрешения на строительство, составляют 532 000 рублей.
Кроме того, истец указал, что строительство Свердловской областью автодороги с мая 2014 г. велось на всей площади земельных участков кадастровыми номерами 66:36:0108002:10 и 66:36:0108002:62, что сделало невозможным получение доходов, которые ГСК получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Следовательно, ГСК имел право и возможность получения доходов от использования, принадлежащих ему земель, занятых ответчиком под строительство автодороги.
Согласно Отчету N 026-15/3 ООО "Грант оценка" - чистый операционный доход (до налогообложения) земельного участка площадью 4642 кв. м. составляет 1 524 363 рубля в год. Соответственно, доход с 1 кв. м. составляет: 1 524 363 : 4 642 = 328.39 рублей. Следовательно, чистый доход с земельного участка 8956 кв. м. составляет в год: 328.39 x 8956 = 2 941 015 рублей.
Все доходы от предпринимательской деятельности ГСК обязано расходовать для собственных нужд, т.е. доход всегда равен расходу. Если прибыль равна нулю, - она не может быть объектом налогообложения. Таким образом:
2 941 015 : 12 = 245 085 рублей - чистый ежемесячный доход. С 01.06.2014 г. по 01.04.2016 г., т.е. 22 месяца, ГСК не имеет возможности пользоваться земельным участком, соответственно:
245 085 x 22 = 5 391 870 рублей - упущенная выгода ГСК за не использование земли по целевому назначению и разрешенному виду деятельности на 01.04.2016 г.
Таким образом, общая сумма убытков составляет: 46 062 918 + 11 175 906 + 1 460 693 + 532 000 + 5 391 870 = 64 623 387 рубля.
Судом установлено, что на основании постановлений главы администрации города Верхняя Пышма от 30.11.1995 N 1389 и от 22.07.1996 N 243 ГСК N 139 предоставлен земельный участок площадью 8956 кв. м. с кадастровым номером 66:36:0108002:10 в постоянное (бессрочное) пользование для строительства гаражных боксов и дальнейшей их эксплуатации по адресу: Свердловская область, г. Верхняя Пышма, район ОАО "Автотранспорт", ул. Советская, 2, о чем выдано свидетельство на право постоянного пользования землей от 26.08.1996 N 572.
Согласно пункта 13 статьи 56.10. Земельного кодекса Российской Федерации возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, подписанного организацией, указанной в пунктах 1 и 2 статьи 56.4 настоящего Кодекса, за счет средств указанной организации.
На основании статьи 56.8. Земельного кодекса Российской Федерации размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
Из материалов дела следует, что в целях размещения объекта регионального значения "Строительство автомобильной дороги с путепроводом по ул. Советской в г. Верхняя Пышма" Правительством Свердловской области издано распоряжение от 19.11.2013 N 1842-РП "Об изъятии для государственных нужд Свердловской области земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества, попадающих в зону строительства автомобильной дороги с путепроводом по ул. Советской в г. Верхняя Пышма" (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Свердловской области от 29.08.2014 N 1081-РП).
Как указал ответчик, указанное распоряжение вынесено в соответствии со статьями 239, 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1479-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Развитие транспортного комплекса Свердловской области" на 2011 - 2016 годы", приказом Министерства транспорта и связи Свердловской области от 12.02.2013 N 70 "Об утверждении проектной документации на строительство автомобильной дороги с путепроводом по ул. Советской в г. Верхняя Пышма", то есть на законных основаниях и органом, обладающим полномочиями по принятию решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Свердловской области.
Согласно названному распоряжению изъятию для государственных нужд Свердловской области подлежали часть спорного земельного участка, а именно земельный участок с кадастровым номером 66:36:0108002:62 площадью 4642 кв. м, а также расположенные на земельном участке 63 гаражные бокса, принадлежавшие на праве собственности физическим лицам.
Указанным распоряжением на Министерство возложено:
- - осуществить необходимые действия по государственной регистрации распоряжения в соответствующем органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- письменно уведомить собственников (пользователей) объектов недвижимости о предстоящем изъятии, а также о принятии указанного распоряжения и дате его государственной регистрации;
- - заключить с собственниками объектов недвижимого имущества в установленном законодательством порядке соглашения о выкупе этих объектов;
- - заключить с пользователем земельного участка соглашение о возмещении убытков, причиненных изъятием земельных участков для государственных нужд Свердловской области.
Государственному казенному учреждению "Управление автомобильных дорог" (далее - Управление) предписано:
- - оказать содействие Министерству в обеспечении выполнения указанных мероприятий;
- - осуществить расходы на выкуп объектов недвижимого имущества и возмещение убытков, причиненных изъятием земельного участка для государственных нужд Свердловской области, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Свердловской области от 09 декабря 2013 года N 125-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" по целевой статье 5621405 "Подготовка территории строительства", и доведенных лимитов бюджетных обязательств".
Судом установлено, что с апреля 2014 года Министерством и Управлением проводились мероприятия по заключению соглашений о досрочном выкупе гаражных боксов, находящихся на земельном участке, подлежащем изъятию, и принадлежавших на праве собственности физическим лицам. Все гаражные боксы выкуплены по соглашению сторон или по решению суда.
18.05.2015 произведена государственная регистрация ограничения пользования земельным участком с кадастровым номером 66:36:0108002:10 в связи с изъятием земельного участка с кадастровым номером 66:36:0108002:62 площадью 4642 кв. м.
Материалами дела подтверждается, что уведомление об изъятии земельного участка для государственных нужд Свердловской области в адрес председателя ГСК N 139 Растегиной Т.А. о заключении соглашения об изъятии земельного участка и возмещении убытков первоначально направлено 23.07.2014. Однако ни согласия на выкуп, ни отказа от подписания соглашения со стороны ГСК N 139 не последовало.
25.05.2015 вновь направлен проект соглашения в адрес представителей ГСК N 139, который со стороны ГСК N 139 также подписан не был ввиду несогласия выкупной цены.
Далее Министерство обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о принудительном изъятии земельного участка с возмещением убытков.
Иск оставлен судом без рассмотрения для проведения досудебной процедуры изъятия земельного участка для государственных нужд Свердловской области.
Также из материалов дела следует, что Управлением 11.04.2016 направлен в адрес председателя ГСК N 139 Растегиной Т.А. проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд.
Размер возмещения за изымаемый земельный участок определен на основании отчета об оценке от 22.03.2016 N 93 и составляет 134 000 рублей. Указанный отчет подготовлен обществом с ограниченной ответственностью "Трансэнергоресурс" в рамках государственного контракта, заключенного между обществом и Управлением.
Указанный порядок возмещения регулируется нормами ст. 279 - 282 Гражданского кодекса, из содержания которых следует, что выкуп земельного участка осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления и при условии выплаты собственнику равноценного возмещения стоимости земельного участка, определяемого по соглашению с собственником, а при отсутствии соглашения - по решению суда.
По смыслу указанных норм, изъятие земельного участка является способом принудительного отчуждения имущества, по существу представляет собой сделку купли-продажи имущества по цене, определенной в порядке, установленном ст. 281 - 282 Гражданского кодекса.
Указанное означает, что изъятие земельного участка влечет прекращение права собственности собственника земельного участка, у которого данное имущество изымается, и возникновение данного права у публично-правового образования, в пользу которого производится изъятие для государственных (муниципальных) нужд.
Между тем, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что право собственности за ГСК N 139 на здания не зарегистрировано.
Сумма стоимости зданий гаражных боксов в 46 062 918 рублей документально не подтверждена.
Кроме того из материалов дела следует, что за физическими лицами зарегистрированы права собственности на нежилые помещения (гаражные боксы), расположенные в зданиях.
Расчет за изъятые указанные нежилые помещения с физическими лицами произведен в полном объеме по соглашениям, заключенным в добровольном порядке, члены ГСК N 139, чьи гаражные боксы находились на спорном земельном участке, произвели отчуждение своих объектов недвижимого имущества в добровольном порядке с получением выкупной цены.
Как указал истец, стоимость земельного участка определена в 11 175 906 рублей исходя из стоимости аренды земельного участка сроком на 49 лет.
В силу статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном главой V.
Стоимость подъездных путей определена в исковом заявлении в размере 1 460 693 рубля, в отчете об оценке - в размере 757 094 рубля. Однако в представленном отчете об оценке ООО "Трансэнергоресурс" не определена необходимость строительства новых подъездных путей.
Истцом определена стоимость проектирования и строительства новых объектов недвижимого имущества истцом в сумме 532 000 рублей.
Стоимость упущенной выгоды оценена истцом в размере 5 391 870 рублей. Указанный размер возмещения рассчитан как доход от использования земельного участка для размещения автостоянки с целью получения прибыли.
Между тем, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По правилу, установленному ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим ее субъектом или муниципальным образованием.
Землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 262, основанием для возмещения убытков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков является акт государственного органа исполни
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Положениями ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Однако, суд приходит к выводу, что истец не доказал факт причинения ему убытков в результате виновных действий ответчика, что является необходимым условием привлечения лица к деликтной ответственности, и соответственно недоказанность размера понесенных убытков.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований истца следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении исковых требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Е.Г.ИТАЛМАСОВА
Е.Г.ИТАЛМАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)