Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.08.2017 N 10АП-8769/2017 ПО ДЕЛУ N А41-27900/16

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 2017 г. по делу N А41-27900/16


Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Бархатова В.Ю., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Балкаровым А.З.,
при участии в заседании:
от истца Комитета лесного хозяйства Московской области - Игумнова В.С. - представитель по доверенности N 27ДОВ-271 от 26 апреля 2017 года,
от истца Территориального управления ФАУГИ в Московской области - представитель не явился, извещен,
от ответчиков:
от Администрации Красногорского муниципального района Московской области (ИНН: 5024002077, ОГРН: 1025002864710) - представитель не явился, извещен,
от Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ - представитель не явился, извещен,
от третьих лиц:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области - представитель не явился, извещен,
от ФГБУ "ФКП Росреестра по Московской области" - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 04 мая 2017 года по делу N А41-27900/16, принятое судьей Петропавловской Ю.С., по иску Комитета лесного хозяйства Московской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области к Администрации Красногорского муниципального района Московской области и Главному производственно-коммерческому управлению по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ об истребовании из незаконного владения части земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0020116:1339 и 50:11:0020116:1340, внесении соответствующих изменений в ЕГРН, с участием третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области и ФГБУ "ФКП Росреестра по Московской области",

установил:

Комитет лесного хозяйства Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области обратились в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации Красногорского муниципального района Московской области и Главному производственно-коммерческому управлению по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации, с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просили:
- истребовать из незаконного владения Администрации Красногорского муниципального района Московской области и Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ часть земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020116:1339, накладывающуюся на земли лесного фонда, расположенные в 50 квартале Рождественского участкового лесничества Истринского лесхоза Рождественского лесничества Дедовского лесотехнического участка (выдел 1 квартал 50) в следующих координатах


























- истребовать из незаконного владения Администрации Красногорского муниципального района Московской области и Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ часть земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020116:1340, накладывающуюся на земли лесного фонда, расположенные в 50 квартале Рождественского участкового лесничества Истринского лесхоза Рождественского лесничества Дедовского лесотехнического участка (выдел 1 квартал 50) в следующих координатах






























путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области и Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области".
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 мая 2017 года в удовлетворении иска Комитета лесного хозяйства Московской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представители истца Территориального управления ФАУГИ в Московской области, ответчиков Администрации Красногорского муниципального района Московской области, Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ, третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра по Московской области" в судебное заседание не явились, извещены.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей истца, ответчиков, третьих лиц, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предъявляя настоящие исковые требования Комитет лесного хозяйства Московской области и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области сослались на то, что при проведении сопряженного пространственного анализа данных о земельном участке с кадастровым номером 50:11:0020116:1339 и границ лесного фонда установлено, что указанный земельный участок на площади 1359,26 кв. м накладывается на земли лесного фонда 50 Рождественского участкового лесничества Истринского лесничества. При проведении сопряженного пространственного анализа данных о земельном участке с кадастровым номером 50:11:0020116:1340 и границ лесного фонда истцы установлено, что указанный земельный участок на площади 2455,24 кв. метра накладывается на земли лесного фонда в квартале 50 Рождественского участкового лесничества Истринского лесничества.
В связи с этим истцы обратились в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации). При этом, в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Следовательно, доказательствами, подтверждающими отнесение земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Данный вывод соответствует судебной практике, изложенной в постановлении Арбитражного суда Московского округа по делу N А41-21792/15.
Квартал 50 Рождественского участкового лесничества Истринского лесничества относится к категории земель - земли лесного фонда, целевое назначение лесов - защитные леса, категория защитных лесов - леса, расположенные в 1 и 2 поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, что подтверждается представленными в материалы дела планшетами лесоустройства N 9 и N 10 лесоустройства 1999 года Истринского лесхоза Рождественского лесничества Дедовского лесотехнического участка в масштабе 1:10000.
В рамках настоящего дела, по ходатайству истцов была проведена землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено ООО ПИП "ВИСХАГИ-Центр-Геоинформ".
Согласно заключению экспертов от 24 января 2017 года по результатам проведенной землеустроительной экспертизы установлено, что
- - земельный участок с кадастровым номером 50:11:0020116:1341 по сведениям государственного кадастра недвижимости расположен за границами земель Истринского лесхоза Рождественского лесничества Дедовского лесотехнического участка. Наложение земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020116:1341 и Истринского лесхоза Рождественского лесничества Дедовского лесотехнического участка отсутствует;
- - земельный участок с кадастровым номером 50:11:0020116:1340 по сведениям государственного кадастра частично имеет наложение с землями Истринского лесхоза Рождественского лесничества Дедовского лесотехнического участка (выдел 1 квартал 50). Площадь наложения земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020116:1340 и земель Истринского лесхозы Рождественского лесничества Дедовского лесотехнического участка составляет 1 361 кв. м






























- площадь наложения земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020116:1339 и земель Истринского лесхоза Рождественского лесничества Дедовского лесотехнического участка составляет 0,21 кв. м и 867 кв. м соответственно.


























При исследовании графической части экспертного заключения ООО "ПИП ВИСХАГИ-Центр-Геоинформ" от 24.01.2017 (т. 2 л.д. 47) судом установлено, что спорные участки используются Главным производственно-коммерческим управлением по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ, в связи с чем указанное лицо было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. В целях установления фактических обстоятельств суд обязал лиц, участвующих в деле провести повторный осмотр спорных земельных участков, представить акт осмотра в материалы дела. Как следует из представленного в материалы дела акта осмотра от 21.04.2017, на спорных участках располагается дорога с твердым покрытием, спорные участки относятся к территории филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации" Московский Загородный Клуб "Москоу Кантри Клаб".
При таких обстоятельствах суд, с согласия истцов, привлек Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ к участию в деле в качестве соответчика.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции указал на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0020116:1339 и 50:11:0020116:1340 используются указанным лицом на основании права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, что подтверждается государственным актом от 06 декабря 1979 года, актом осмотра земельных участков от 21 апреля 2017 года, договором аренды земельного участка от 20 апреля 2011 года N 03/11, заключенным между ответчиком и ТУ Росимущества в Московской области, и не оспаривается сторонами.
Однако данный вывод суда первой инстанции противоречит материалам дела.
Как следует из материалов дела, 06 декабря 1979 года Управлению по обслуживанию дипломатического корпуса МИД СССР, правопредшественнику Главного производственно-коммерческое управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ, Исполнительным комитетом Красногорского районного (городского) Совета народных депутатов выдан государственный акт о том, что за указанным землепользователем закрепляются в бессрочное и бесплатное пользование 110,85 гектаров земли в границах согласно плану землепользования. Земли предоставляются для комплекса зданий и сооружений (л.д. 125 - 128 т. 3).
Впоследствии Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ переоформило право бессрочного пользования вышеуказанным земельным участком на право аренды, сформировав земельный участок в установленном законом порядке с присвоением ему кадастрового номера 50:11:0020116:95.
20 апреля 2011 года между ТУ ФАУГИ в Московской области (Арендодатель) и ФГУП "Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации" (Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности N 03/11, соответствии с которым Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:11:0020116:95, общей площадью 110500 кв. м из земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Красногорский район, вблизи п. Нахабино, с разрешенным использованием - земли рекреационного назначения, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к договору и являющейся его неотъемлемой частью, сроком на 49 лет (л.д. 21 - 124 - т. 3).
Так, согласно уведомлениям об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 24 мая 2016 года N 50-01-287/4005/2016-1691, N 50-01-287/4005/2016-1692 на земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0020116:1339 и 50:11:0020116:1340, данные о зарегистрированных правах на указанные участки отсутствуют.
Таким образом, спорные земельные участки не являются предметом договора аренды земельного участка от 20 апреля 2011 года N 03/11, заключенного между ТУ ФАУГИ в Московской области и ФГУП "Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации".
Следовательно, судом первой инстанции сделан необоснованный вывод о законном использовании Главным производственно-коммерческим управлением по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ спорных земельных участков в отсутствии каких-либо доказательств.
Ответчиком не представлено каких-либо доказательств того, что они используют земельный участок в точном соответствии с государственным актом 1979 года.
Кроме того, не представлено доказательств того, что спорная площадь земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0020116:1339 и 50:11:0020116:1340 входит в границы отвода по документам 1979 года.
Напротив, материалами дела подтверждено, что Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ переоформило право бессрочного пользования земельным участком на право аренды, сформировав земельный участок в установленном законом порядке с присвоением ему кадастрового номера 50:11:0020116:95. Площадь земельного участка - 110500 кв. м фактически соответствует площади - 110,85 гектаров, указанной в государственном акте.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 3.3. Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;
- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;
- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона;
- органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Согласно уведомлениям от 24 мая 2016 года Управления Росреестра по Московской области данные о правах на земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0020116:1339 и 50:11:0020116:1340 отсутствуют.
В соответствии с актом осмотра земельных участков от 21 апреля 2017 года (л.д. 191 т. 4), составленным старшим участковым лесничим Рождественского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО Мособллес, установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0020116:1339 и 50:11:0020116:1340 расположены на территории МЗК МКК вдоль Ограждения и представлены дорогой с твердым покрытием.
Таким образом, истцами предъявлен иск к надлежащим ответчикам - Администрации Красногорского муниципального района Московской области и Главному производственно-коммерческому управлению по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ.
В соответствии со ст. ст. 301, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Поскольку Комитет лесного хозяйства Московской области фактически не владеет спорными земельными участками, то вопрос о праве собственности может быть решен только при рассмотрении виндикационного иска.
Следовательно, Комитетом и ТУ ФАУГИ в Московской области избран надлежащий способ защиты нарушенных прав.
В связи с этим, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а исковые требования - удовлетворению.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Администрации Красногорского муниципального района Московской области и Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ в пользу Комитета лесного хозяйства Московской области подлежат взысканию расходы, связанные с оплатой судебной экспертизы в размере 165 000 рублей в равных долях по 82 500 рублей.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 04 мая 2017 года по делу N А41-27900/16 отменить. Исковые требования Комитета лесного хозяйства Московской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - удовлетворить.
Истребовать из незаконного владения Администрации Красногорского муниципального района Московской области и Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ часть земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020116:1339, накладывающуюся на земли лесного фонда, расположенные в 50 квартале Рождественского участкового лесничества Истринского лесхоза Рождественского лесничества Дедовского лесотехнического участка (выдел 1 квартал 50) в следующих координатах


























Истребовать из незаконного владения Администрации Красногорского муниципального района Московской области и Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ часть земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020116:1340, накладывающуюся на земли лесного фонда, расположенные в 50 квартале Рождественского участкового лесничества Истринского лесхоза Рождественского лесничества Дедовского лесотехнического участка (выдел 1 квартал 50) в следующих координатах






























путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Взыскать с Администрации Красногорского муниципального района Московской области в пользу Комитета лесного хозяйства Московской области расходы, связанные с оплатой судебной экспертизы в размере 82 500 рублей.
Взыскать с Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ в пользу Комитета лесного хозяйства Московской области расходы, связанные с оплатой судебной экспертизы в размере 82 500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий
М.А.НЕМЧИНОВА

Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
С.А.КОНОВАЛОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)