Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 01.08.2017 N 33А-16669/2017 ПО ДЕЛУ N 2А-511/2017

Требование: Об оспаривании ненормативного акта и положений правовых актов, приведенных в обоснование отказа в согласовании раздела участка, признании выдела в натуре долей из земельного участка не противоречащим законодательству.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Оспаривая отказ в согласовании раздела земельного участка в связи с несоблюдением требований градостроительного регламента, административный истец ссылается на неправильное толкование и применение норм земельного и градостроительного законодательства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 августа 2017 г. N 33а-16669/2017


Судья: Воробьева И.А.

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Стаховой Т.М.
судей Головкиной Л.А., Ивановой Ю.В.
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-511/2017 по апелляционной жалобе П. на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 11 апреля 2017 года, принятое по административному иску П. к Комитету по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения представителя административного ответчика Л., Судебная коллегия
установила:

П. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комитету по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее - КГА Санкт-Петербурга), в котором просила:
1) признать незаконными положения нормативно-правовых актов, приведенные в обоснование позиции КГА Санкт-Петербурга в ответе от 06 июня 2016 года N 221-5-26532/16, а именно содержащие указание на размер (площадь) земельных участков, не подлежащими применению в случае выдела долей земельного участка категории земель "земли населенных пунктов", находящегося в общей долевой собственности граждан и застроенного дачными или индивидуальными жилыми домами в соответствии с разрешенным использованием;
2) признать решение КГА Санкт-Петербурга, изложенное в ответе от 06 июня 2016 года N 221-5-26532/16, незаконным и необоснованным;
3) признать выдел в натуре 3/5 долей из земельного участка площадью <...> квадратных метров, расположенного в жилой зоне Т1Ж2-2, в зоне регулируемой застройки ЗРЗ 2-1 Санкт-Петербурга и находящегося в общей долевой собственности, не противоречащим земельному, градостроительному законодательству Российской Федерации и законодательству Санкт-Петербурга.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 11 апреля 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В суд апелляционной инстанции П. не явились, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель КГА Санкт-Петербурга возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность выводов суда первой инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя административного ответчика, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
По сообщению Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга земельный участок, расположенный в Санкт-Петербурге по адресу: <адрес>, составляет <...> кв. м, относится к категории земель - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования - для дачного строительства. Земельный участок расположен в границах территории, ограниченной полосой отвода железной дороги, северо-западной административной границей муниципального образования поселок Комарово, береговой линией Щучьего озера, береговой линией Щучьего ручья, ул. Валиева, Саперной ул., в Курортном районе, на которую разработан план планировки, утвержденный Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07 декабря 2010 года N 1670.
На земельный участок распространяются следующие ограничения (обременения) в использовании:
- - зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности;
- - охранная зона газораспределительной сети;
- - охранная зона сетей связи и сооружений связи.
На земельном участке расположен жилой дом, собственником <...> долей жилого дома является <...>; П. принадлежит <...> долей указанного жилого дома.
В административном иске П. указала, что ей на праве собственности принадлежит 3/5 долей земельного участка, оставшиеся доли (2/5) принадлежат <...>, между собственниками земельного участка сложились конфликтные отношения, что препятствует им пользоваться своим имуществом по собственному волеизъявлению.
П. обратилась в КГА Санкт-Петербурга с просьбой разрешить раздел земельного участка путем выдела земельного участка соразмерно ее доле в праве общей долевой собственности.
В письме N 221-5-26532/16 от 06 июня 2016 года и.о. председателя КГА Санкт-Петербурга сообщил, что на основании положений Закона Санкт-Петербурга от 04 февраля 2009 года N 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга", Закона Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон о внесении изменений в закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга", П. отказано в согласовании раздела земельного участка площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в общей долевой собственности административного истца П. и <...>
В обоснование отказа и.о. председателя КГА Санкт-Петербурга ссылался на то, что в результате раздела земельного участка на два, площадь одного из образуемых земельных участков составит 813 кв. м, что ниже минимального размера земельного участка 1 200 кв. м, установленного подпунктом 1 пункта 6 статьи 19 Закона Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" для земельных участков, имеющих вид разрешенного использования "для дачного строительства".
Оспаривая вышеуказанный отказ в согласовании раздела земельного участка, П. указала на неправильное толкование и применение КГА Санкт-Петербурга норм земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
Разрешая возникший спор суд, ссылаясь на положения статей 11.5, 11.2, 11.9 Земельного кодекса РФ, а также на статьи 8, 36 Градостроительного кодекса РФ, нормы Закона Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга", отказал в удовлетворении административного иска, указав, что в связи с несоответствием предельного размера образуемых самостоятельных земельных участков перечисленным требованиям законодательства (площадь одного из земельных участков будет менее 1 200 кв. м), раздел земельного участка площадью <...> кв. м невозможен.
Выводы суда являются верными.
Частью 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ определено, что земли, входящие в состав земель Российской Федерации (в том числе и земли населенных пунктов) используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков), - ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ.
Частью 3 названной статьи Земельного кодекса РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм
В соответствии с ч. 4 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
- виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
- их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков включают в себя предельную (минимальную и (или) максимальную) площадь земельных участков.
В соответствии с ч. 2 ст. 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 11.2 и ч. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ целевым назначением и разрешенным использованием земельных участков, образуемых путем раздела, признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами. При этом образованные земельные участки не должны нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно Закона Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (действовавших на дату обращения административного истца в КГА Санкт-Петербурга) земельный участок площадью <...> кв. м, принадлежащий в долях П. и <...>, расположен в территориальной зоне, предназначенной для размещения индивидуальных (одноквартирных) отдельно стоящих жилых домов с участками не менее 1200 квадратных метров, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры (кодовое обозначение зоны - Т1Ж2-2).
Более того, в соответствии с Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденными Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 524, вступившим в действие с 30 июня 2016 года и действующими в настоящее время, земельный участок также находится в территориальной зоне Т1Ж2-2.
Согласно Закону Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года N 820-7 "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон" земельный участок расположен в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ 2-1.
Градостроительным регламентом установлена минимальная площадь (размер) земельного участка для размещения индивидуального жилого дома - 1200 кв. м.
Абзацами 2 и 7 ст. 42 Земельного кодекса РФ на собственников земельных участков и лиц, не являющиеся собственниками земельных участков, возложена обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов.
Следовательно, предложенный заявителем способ раздела земельного участка площадью <...> кв. м, не соответствует выше приведенным нормам земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации, в связи с не соблюдением требований градостроительного регламента о минимальном размере каждого из образованных земельных участков, поскольку площадь одного земельного участка может соответствовать требованиям закона - 1200 кв. м, но площадь второго земельного участка будет меньше минимального размера.
В связи с этим разъяснения законодательства и вывод о невозможности раздела земельного участка, изложенные и.о. председателя КГА Санкт-Петербурга в письме N 221-5-26532/16 от 06 июня 2016 года, являются законными и обоснованными.
Довод апелляционной жалобы о том, что режимы использования земельных участков не применяются к правоотношениям, возникшим до вступления в силу Закона Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" противоречит пункту 1.7 главы 1 Приложения N 2 к указанному Закону (в ранее действующей редакции). Согласно приведенной норме права режимы использования земель не применяются к правоотношениям по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, возникшим на основании разрешений на строительство, выданных до вступления их в силу, а также на основании утвержденной документации по планировке территории только в том случае, если это не противоречит режимам использования земель, установленным данным Законом Санкт-Петербурга.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, и постановил решение, отвечающее нормам материального права и требованиям гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь п. 1 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
определила:

Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербург от 11 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)