Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.09.2017 N 10АП-5787/2017 ПО ДЕЛУ N А41-82502/16

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2017 г. по делу N А41-82502/16


Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2017 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания Дорохиным Д.С.,
при участии в заседании:
- от заявителя, ООО "СЕМЕЙНЫЙ ДОМ": не явились, извещены;
- от заинтересованного лица, Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Семейный дом" на решение Арбитражного суда Московской области от 06 марта 2017 года по делу N А41-82502/16, принятое судьей Новиковой Е.М., по заявлению ООО "Семейный дом" об обжаловании действий Управления Росреестра по Московской области,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Семейный дом" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области (далее - заинтересованное лицо) со следующими требованиями:
- - признать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области от 15.09.2016 N 50/021/010/2016-3185 об отказе в государственной регистрации права собственности ООО "Семейный дом" на объект недвижимого имущества - жилой дом, с кадастровым N 50:28:0050212:83, назначение: жилое, 2-этажный, общая площадь 114,5 кв. м, адрес: Московская область, г. Домодедово, с. Домодедово, незаконным полностью;
- - обязать Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области зарегистрировать право собственности ООО "Семейный дом" на объект недвижимого имущества - жилой дом, с кадастровым N 50:28:0050212:83, назначение: жилое, 2-этажный, общая площадь 114,5 кв. м, адрес: Московская область, г. Домодедово, с. Домодедово.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 марта 2017 года по делу N А41-82502/16 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Семейный дом" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно исковому заявлению, 02.08.2016 ООО "Семейный дом" обратилось в Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением N 50-50/021-50/021/010/2016-3185 о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - жилой дом, с кадастровым N 50:28:0050212:83, назначение: жилое, 2-этажный, общая площадь 114,5 кв. м, адрес: Московская область, г. Домодедово, с. Домодедово, построенный на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0050212:53, общей площадью 408 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, местоположение: Московская область, Домодедовский район, с. Домодедово, принадлежащем на праве собственности заявителю, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.09.2014 сделана запись регистрации N 50-50-28/041/2014-853.
16.08.2016 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области вынесено уведомление N 50/021/010/2016-3185 о приостановлении государственной регистрации права собственности заявителя на объект в связи с отсутствием документа, необходимого для государственной регистрации прав, а именно: разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотренного статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
15.09.2016 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области вынесено решение N 50/021/010/2016-3185 об отказе в государственной регистрации права собственности заявителя на объект.
Посчитав отказ в осуществлении государственной регистрации права собственности незаконным, ООО "Семейный дом" обратилось в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции с учетом положений ст. ст. 198, 200, 201 АПК РФ, правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона о регистрации регистрирующий орган проводит правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов.
В силу статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный статьей 17 указанного Закона, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Закона о регистрации).
Основания отказа в государственной регистрации исчерпывающим образом перечислены в статье 20 Закона о регистрации.
Как указано в пункте 1 статьи 20 данного Закона, в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе (абзац 13).
Общий порядок государственной регистрации прав на вновь созданные объекты недвижимости предусмотрен статьей 25 Закона о регистрации, которая предусматривает, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до 1 марта 2018 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
Между тем принятие данного Закона направлено на оказание помощи гражданам и снижение административных барьеров при обращении последних в регистрирующий орган.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, указанная норма права, предусматривающая упрощенный порядок регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства, адресована только гражданам и не подлежит применению в отношении юридических лиц.
В соответствии с нормами статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (пункт 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Частью 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 этой статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
Пунктом 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень случаев, когда выдача разрешения на строительство не требуется.
В указанном перечне отсутствует случай строительства жилого дома.
Напротив, частью 9 статьи 51 Градостроительного кодекса установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 этой статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
Согласно пункту 19 статьи 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи.
Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.
Таким образом, Градостроительный кодекс предусматривает необходимость получения разрешения на строительство для осуществления строительства объекта ИЖС, что отклоняет доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что разрешение на строительство не должно исследоваться при принятии решения о регистрации права собственности на созданный объект.
Доказательств того, что заявитель в установленном законом порядке получил необходимые документы для строительства в материалы дела в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на положения Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" подлежит отклонению в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона о регистрации правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Как указано в пункте 1 статьи 20 Закона о регистрации, в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе (абзац 13).
Общий порядок государственной регистрации прав на вновь созданные объекты недвижимости предусмотрен статьей 25 Закона о регистрации, которая предусматривает, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Строительство жилого дома, заявленного к государственной регистрации, было осуществлено в 2016 году.
Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до 01.03.2018 не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
Между тем данные положения Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ не освобождали общество от получения разрешения на строительства для возведения объекта ИЖС.
По сути, в отсутствие такого документа имеются основания для вывода о самовольном строительстве обществам объекта.
Также в отсутствие такого документа с учетом доказательств, имеющихся в материалах настоящего дела, нельзя убедиться в безопасности возведенного обществом жилого дома для жизни и здоровья граждан - жильцов такого дома.
При том, что, по утверждению общества, оно осуществило строительство такого жилого дома и инициировало государственную регистрацию права собственности на этот дом в целях его последующей продажи физическим лицам.
В данном случае общество не получало разрешение на строительство жилого дома, заявленного к государственной регистрации.
При таких обстоятельствах, у управления не имелось правовых оснований для государственной регистрации права собственности общества на жилой дом.
Таким образом, оспариваемый отказ управления, мотивированный отсутствием разрешения на строительство, является законным, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 06.03.2017 года по делу N А41-82502/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
Н.В.МАРЧЕНКОВА

Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
П.А.ИЕВЛЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)