Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 28 июня 2017 года
Полный текст решения изготовлен 05 июля 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.Н. Подгорновой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.М. Удинцевой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Народное предприятие ИСКРА" (ИНН 6633019426, ОГРН 1126633001373)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом городского округа Богданович (ИНН 6605003022, ОГРН 1026600707066)
о признании незаконными отказа в предоставлении в собственность земельного участка и уведомления о расторжении договора аренды.
В судебном заседании участвовали:
от заявителя: Т.М. Поденко, представитель, доверенность от 01.05.2017 г. N 13; А.В. Попков, представитель, доверенность от 01.05.2017 г. N 15; И.В. Кондратюк, представитель, доверенность от 01.05.2017 г. N 14.
от заинтересованного лица: М.В. Смольникова, представитель, доверенность от 07.04.2016 г. N 477.
Лицам, участвующим в деле, права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Заявитель уточнил требования, вернувшись к первоначальной формулировке их предмета. Уточнение судом принято.
Заявитель представил копию протокола от 06.06.2017 г.
Заинтересованное лицо через канцелярию суда представило отзыв.
Представленные документы приобщены судом к материалам дела.
Заявитель просит признать незаконным бездействие Комитета по управлению муниципальным имуществом городского округа Богданович, выразившееся в непредоставлении заявителю 44 земельных долей единого землепользования по договору купли-продажи с кадастровым номером 66:07:0000000:390, с местоположением: Свердловская область, Богдановичский район, северная часть кадастрового квартала 66:77:0000000, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования. Заявитель просит также обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом городского округа Богданович устранить незаконное бездействие путем заключения с ООО "НП "ИСКРА" немедленно, с момента вынесения решения суда, договора купли-продажи 44 земельных долей единого землепользования с кадастровым номером 66:07:0000000:390, с местоположением: Свердловская область, Богдановичский район, северная часть кадастрового квартала 66:77:0000000, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования.
Заявитель просит признать незаконным уведомление о расторжении договора аренды от 31.03.2017 г. N 564.
Заинтересованное лицо требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд
установил:
Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом городского округа Богданович и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Степановым О.Н. 30.11.2009 г. заключен договор аренды N 176, в соответствии с которым арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенный на территории Богдановичского района, Свердловской области, ранее находившийся в коллективно-долевой собственности колхоза "Искра", за счет невостребованных земельных долей, не используемых собственниками земельных долей в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельные доли, указанные в плане земельного участка (Приложение N 2), прилагаемом к договору и являющемся его неотъемлемой частью, общей площадью 1398500,0 кв. метров из земель, находящихся в государственной собственности. Разрешенное использование (назначение) участка - для сельскохозяйственного использования.
Срок аренды согласно п. 2.1 договора не определен.
03.01.2014 г. между главой крестьянского (фермерского) хозяйства Степановым О.Н. и заявителем (до переименования - ООО "Степанов") заключен договор уступки прав, в соответствии с которым к заявителю перешли права и обязанности арендатора по указанному выше договору аренды.
Переход прав и обязанностей по договору аренды к заявителю согласован с заинтересованным лицом.
13.10.2016 г. заинтересованное лицо опубликовало сведения о регистрации права муниципальной собственности на земельные участки за городским округом Богданович, в том числе на 44 земельные доли, площадь одной доли - 5,24 га единого землепользования с кадастровым номером 66:07:0000000:390, с местоположением: Свердловская область, Богдановичский район, северная часть кадастрового квартала 66:77:0000000, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования.
13.12.2016 г. ООО "Народное предприятие ИСКРА" обратилось к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении в собственность земельных долей без проведения торгов и о заключении договора купли-продажи.
Ответ заинтересованное лицо не представило, но направило в адрес заявителя уведомление о расторжении договора аренды от 31.03.2017 г. N 564.
Полагая, что заинтересованное лицо незаконно бездействует, не осуществляя действий по оформлению и направлению договора купли-продажи земельных долей, а также считая уведомление о расторжении договора аренды противоречащим нормам гражданского и земельного законодательства и нарушающим права заявителя на приобретение в собственность земельных долей, ООО "Народное предприятие ИСКРА" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных указанной статьей, а также ст. 13 и 14 названного Закона.
В течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных данным пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.
В случае, если никто из указанных в данном пункте лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей при условии ненарушения при этом требований к образуемым земельным участкам (п. 4 ст. 12 Федерального закона N 101-ФЗ).
В соответствии с положениями п. 1 ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
В п. 3 указанной статьи названы категории участников земельных отношений: собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, обладатели сервитута.
На основании ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 5.1 ст. 10 Федерального закона N 101-ФЗ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.
Таким образом, исключительным правом приобретения земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, обладают только сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство, использующие по назначению этот земельный участок, при этом пользование земельным участком должно осуществляться до возникновения права муниципальной собственности и публикации информации о возможности приобрести долю.
Как видно из материалов дела, ООО "НП ИСКРА", являясь хозяйствующим субъектом агропромышленного комплекса Свердловской области, на основании договора аренды земельного участка N 176 от 30.11.2009 г. и договора уступки прав от 03.01.2014 г. осуществляет фактическое владение и пользование земельным участком с кадастровым номером 66:07:0000000:390 в соответствии с его назначением - для сельскохозяйственного использования.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными заявителем справками, актами, путевыми листами, платежными поручениями об оплате арендных платежей, протоколом N 1 заседания комиссии по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории ГО Богданович и ГО Сухой Лог Свердловской области от 26.06.2017 г.
При таких обстоятельствах, поскольку именно заявитель обладает исключительным правом приобретения земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (иного заинтересованным лицом не доказано), и своевременно обратился с соответствующим заявлением в уполномоченный орган, бездействие заинтересованного лица является незаконным.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Согласно п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Одним из таких оснований согласно п. 1 является обращение с заявлением о предоставлении земельного участка лица, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
При этом в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Учитывая, что основания для принятия решения об отказе в предоставлении земельных долей отсутствуют, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Исходя из приведенных выше норм п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд считает необходимым возложить на заинтересованное лицо обязанности по осуществлению действий, предусмотренных пп. 1 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ (подготовке, подписанию и направлению заявителю проекта договора купли-продажи).
Поскольку заявитель не обосновал необходимость приведения настоящего решения к немедленному исполнению, суд с учетом приведенных выше норм п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ, необходимости подготовки и направления заявителю проекта договора купли-продажи разумным для осуществления возлагаемых на заинтересованное лицо обязанностей считает срок 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
По мнению суда, вне зависимости от квалификации оспариваемого заявителем уведомления о расторжении договора аренды от 31.03.2017 г. N 564 в качестве ненормативного правового акта либо в качестве направленного арендодателем в порядке п. 2 ст. 610 ГК РФ требования об отказе от договора аренды вопрос о законности данного уведомления подлежит рассмотрению судом по существу.
Поскольку трехмесячный срок, исчисляемый с момента получения заявителем настоящего уведомления, истекает ранее вступления настоящего решения в законную силу, существует реальная угроза нарушения прав заявителя указанным уведомлением.
Рассмотрев требование о признании данного уведомления незаконным, суд считает его подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с п. 2.1 договора аренды земельного участка N 176 от 30.11.2009 г. он заключен на неопределенный срок, при этом п. 2.4 содержит условие, соответствующее п. 2 ст. 610 ГК РФ, предусматривающее право каждой из сторон договора аренды в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за три месяца.
Согласно п. 3 ст. 610 ГК РФ законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В этих случаях, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается. Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.
В силу п. 3 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды N 176 от 30.11.2009 г., договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть заключен на срок, не превышающий сорок девять лет.
Таким образом, договор аренды, в котором не установлен срок его действия, следует признать заключенным на срок 49 лет.
При таких обстоятельствах правило, предусмотренное п. 2 ст. 610 ГК РФ, по мнению суда, неприменимо к рассматриваемым правоотношениям.
Согласно п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно ст. 619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор: пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями; существенно ухудшает имущество; более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату; не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.
Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 настоящего Кодекса.
В пунктах 8.2.1 - 8.2.9 договора аренды земельного участка N 176 от 30.11.2009 г. стороны предусмотрели случаи, при которых арендодатель имеет право на расторжение договора во внесудебном порядке.
Обстоятельств, свидетельствующих о существенном нарушении арендатором условий договора, служащих в соответствии со ст. 619 ГК РФ разделом 8 договора аренды основаниями для его досрочного расторжения, судом не установлено, в оспариваемом уведомлении сведений о наличии таких обстоятельств не содержится.
Суд оценивает оспариваемое уведомление, направленное после обращения заявителя с заявлением о предоставлении долей в используемом им земельном участке сельскохозяйственного назначения в собственность, как злоупотребление правом со стороны заинтересованного лица (ст. 10 ГК РФ).
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным бездействие Комитета по управлению муниципальным имуществом городского округа Богданович, выразившееся в непредоставлении заявителю 44 земельных долей единого землепользования с кадастровым номером 66:07:0000000:390, с местоположением: Свердловская область, Богдановичский район, северная часть кадастрового квартала 66:77:0000000, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом городского округа Богданович устранить нарушения прав заявителя путем подготовки и направления заявителю в течение 10 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу проекта договора купли-продажи 44 земельных долей единого землепользования с кадастровым номером 66:07:0000000:390, с местоположением: Свердловская область, Богдановичский район, северная часть кадастрового квартала 66:77:0000000, в трех экземплярах, подписанных со стороны Комитета по управлению муниципальным имуществом городского округа Богданович.
3. Признать незаконным уведомление о расторжении договора аренды от 31.03.2017 г. N 564.
4. Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом городского округа Богданович (ИНН 6605003022, ОГРН 1026600707066) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Народное предприятие ИСКРА" (ИНН 6633019426, ОГРН 1126633001373) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 6000 руб.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
6. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства), исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 05.07.2017 ПО ДЕЛУ N А60-17113/2017
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 5 июля 2017 г. по делу N А60-17113/2017
Резолютивная часть решения объявлена 28 июня 2017 года
Полный текст решения изготовлен 05 июля 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.Н. Подгорновой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.М. Удинцевой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Народное предприятие ИСКРА" (ИНН 6633019426, ОГРН 1126633001373)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом городского округа Богданович (ИНН 6605003022, ОГРН 1026600707066)
о признании незаконными отказа в предоставлении в собственность земельного участка и уведомления о расторжении договора аренды.
В судебном заседании участвовали:
от заявителя: Т.М. Поденко, представитель, доверенность от 01.05.2017 г. N 13; А.В. Попков, представитель, доверенность от 01.05.2017 г. N 15; И.В. Кондратюк, представитель, доверенность от 01.05.2017 г. N 14.
от заинтересованного лица: М.В. Смольникова, представитель, доверенность от 07.04.2016 г. N 477.
Лицам, участвующим в деле, права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Заявитель уточнил требования, вернувшись к первоначальной формулировке их предмета. Уточнение судом принято.
Заявитель представил копию протокола от 06.06.2017 г.
Заинтересованное лицо через канцелярию суда представило отзыв.
Представленные документы приобщены судом к материалам дела.
Заявитель просит признать незаконным бездействие Комитета по управлению муниципальным имуществом городского округа Богданович, выразившееся в непредоставлении заявителю 44 земельных долей единого землепользования по договору купли-продажи с кадастровым номером 66:07:0000000:390, с местоположением: Свердловская область, Богдановичский район, северная часть кадастрового квартала 66:77:0000000, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования. Заявитель просит также обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом городского округа Богданович устранить незаконное бездействие путем заключения с ООО "НП "ИСКРА" немедленно, с момента вынесения решения суда, договора купли-продажи 44 земельных долей единого землепользования с кадастровым номером 66:07:0000000:390, с местоположением: Свердловская область, Богдановичский район, северная часть кадастрового квартала 66:77:0000000, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования.
Заявитель просит признать незаконным уведомление о расторжении договора аренды от 31.03.2017 г. N 564.
Заинтересованное лицо требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд
установил:
Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом городского округа Богданович и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Степановым О.Н. 30.11.2009 г. заключен договор аренды N 176, в соответствии с которым арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенный на территории Богдановичского района, Свердловской области, ранее находившийся в коллективно-долевой собственности колхоза "Искра", за счет невостребованных земельных долей, не используемых собственниками земельных долей в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельные доли, указанные в плане земельного участка (Приложение N 2), прилагаемом к договору и являющемся его неотъемлемой частью, общей площадью 1398500,0 кв. метров из земель, находящихся в государственной собственности. Разрешенное использование (назначение) участка - для сельскохозяйственного использования.
Срок аренды согласно п. 2.1 договора не определен.
03.01.2014 г. между главой крестьянского (фермерского) хозяйства Степановым О.Н. и заявителем (до переименования - ООО "Степанов") заключен договор уступки прав, в соответствии с которым к заявителю перешли права и обязанности арендатора по указанному выше договору аренды.
Переход прав и обязанностей по договору аренды к заявителю согласован с заинтересованным лицом.
13.10.2016 г. заинтересованное лицо опубликовало сведения о регистрации права муниципальной собственности на земельные участки за городским округом Богданович, в том числе на 44 земельные доли, площадь одной доли - 5,24 га единого землепользования с кадастровым номером 66:07:0000000:390, с местоположением: Свердловская область, Богдановичский район, северная часть кадастрового квартала 66:77:0000000, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования.
13.12.2016 г. ООО "Народное предприятие ИСКРА" обратилось к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении в собственность земельных долей без проведения торгов и о заключении договора купли-продажи.
Ответ заинтересованное лицо не представило, но направило в адрес заявителя уведомление о расторжении договора аренды от 31.03.2017 г. N 564.
Полагая, что заинтересованное лицо незаконно бездействует, не осуществляя действий по оформлению и направлению договора купли-продажи земельных долей, а также считая уведомление о расторжении договора аренды противоречащим нормам гражданского и земельного законодательства и нарушающим права заявителя на приобретение в собственность земельных долей, ООО "Народное предприятие ИСКРА" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных указанной статьей, а также ст. 13 и 14 названного Закона.
В течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных данным пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.
В случае, если никто из указанных в данном пункте лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей при условии ненарушения при этом требований к образуемым земельным участкам (п. 4 ст. 12 Федерального закона N 101-ФЗ).
В соответствии с положениями п. 1 ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
В п. 3 указанной статьи названы категории участников земельных отношений: собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, обладатели сервитута.
На основании ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 5.1 ст. 10 Федерального закона N 101-ФЗ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.
Таким образом, исключительным правом приобретения земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, обладают только сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство, использующие по назначению этот земельный участок, при этом пользование земельным участком должно осуществляться до возникновения права муниципальной собственности и публикации информации о возможности приобрести долю.
Как видно из материалов дела, ООО "НП ИСКРА", являясь хозяйствующим субъектом агропромышленного комплекса Свердловской области, на основании договора аренды земельного участка N 176 от 30.11.2009 г. и договора уступки прав от 03.01.2014 г. осуществляет фактическое владение и пользование земельным участком с кадастровым номером 66:07:0000000:390 в соответствии с его назначением - для сельскохозяйственного использования.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными заявителем справками, актами, путевыми листами, платежными поручениями об оплате арендных платежей, протоколом N 1 заседания комиссии по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории ГО Богданович и ГО Сухой Лог Свердловской области от 26.06.2017 г.
При таких обстоятельствах, поскольку именно заявитель обладает исключительным правом приобретения земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (иного заинтересованным лицом не доказано), и своевременно обратился с соответствующим заявлением в уполномоченный орган, бездействие заинтересованного лица является незаконным.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Согласно п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Одним из таких оснований согласно п. 1 является обращение с заявлением о предоставлении земельного участка лица, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
При этом в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Учитывая, что основания для принятия решения об отказе в предоставлении земельных долей отсутствуют, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Исходя из приведенных выше норм п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд считает необходимым возложить на заинтересованное лицо обязанности по осуществлению действий, предусмотренных пп. 1 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ (подготовке, подписанию и направлению заявителю проекта договора купли-продажи).
Поскольку заявитель не обосновал необходимость приведения настоящего решения к немедленному исполнению, суд с учетом приведенных выше норм п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ, необходимости подготовки и направления заявителю проекта договора купли-продажи разумным для осуществления возлагаемых на заинтересованное лицо обязанностей считает срок 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
По мнению суда, вне зависимости от квалификации оспариваемого заявителем уведомления о расторжении договора аренды от 31.03.2017 г. N 564 в качестве ненормативного правового акта либо в качестве направленного арендодателем в порядке п. 2 ст. 610 ГК РФ требования об отказе от договора аренды вопрос о законности данного уведомления подлежит рассмотрению судом по существу.
Поскольку трехмесячный срок, исчисляемый с момента получения заявителем настоящего уведомления, истекает ранее вступления настоящего решения в законную силу, существует реальная угроза нарушения прав заявителя указанным уведомлением.
Рассмотрев требование о признании данного уведомления незаконным, суд считает его подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с п. 2.1 договора аренды земельного участка N 176 от 30.11.2009 г. он заключен на неопределенный срок, при этом п. 2.4 содержит условие, соответствующее п. 2 ст. 610 ГК РФ, предусматривающее право каждой из сторон договора аренды в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за три месяца.
Согласно п. 3 ст. 610 ГК РФ законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В этих случаях, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается. Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.
В силу п. 3 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды N 176 от 30.11.2009 г., договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть заключен на срок, не превышающий сорок девять лет.
Таким образом, договор аренды, в котором не установлен срок его действия, следует признать заключенным на срок 49 лет.
При таких обстоятельствах правило, предусмотренное п. 2 ст. 610 ГК РФ, по мнению суда, неприменимо к рассматриваемым правоотношениям.
Согласно п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно ст. 619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор: пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями; существенно ухудшает имущество; более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату; не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.
Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 настоящего Кодекса.
В пунктах 8.2.1 - 8.2.9 договора аренды земельного участка N 176 от 30.11.2009 г. стороны предусмотрели случаи, при которых арендодатель имеет право на расторжение договора во внесудебном порядке.
Обстоятельств, свидетельствующих о существенном нарушении арендатором условий договора, служащих в соответствии со ст. 619 ГК РФ разделом 8 договора аренды основаниями для его досрочного расторжения, судом не установлено, в оспариваемом уведомлении сведений о наличии таких обстоятельств не содержится.
Суд оценивает оспариваемое уведомление, направленное после обращения заявителя с заявлением о предоставлении долей в используемом им земельном участке сельскохозяйственного назначения в собственность, как злоупотребление правом со стороны заинтересованного лица (ст. 10 ГК РФ).
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным бездействие Комитета по управлению муниципальным имуществом городского округа Богданович, выразившееся в непредоставлении заявителю 44 земельных долей единого землепользования с кадастровым номером 66:07:0000000:390, с местоположением: Свердловская область, Богдановичский район, северная часть кадастрового квартала 66:77:0000000, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом городского округа Богданович устранить нарушения прав заявителя путем подготовки и направления заявителю в течение 10 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу проекта договора купли-продажи 44 земельных долей единого землепользования с кадастровым номером 66:07:0000000:390, с местоположением: Свердловская область, Богдановичский район, северная часть кадастрового квартала 66:77:0000000, в трех экземплярах, подписанных со стороны Комитета по управлению муниципальным имуществом городского округа Богданович.
3. Признать незаконным уведомление о расторжении договора аренды от 31.03.2017 г. N 564.
4. Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом городского округа Богданович (ИНН 6605003022, ОГРН 1026600707066) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Народное предприятие ИСКРА" (ИНН 6633019426, ОГРН 1126633001373) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 6000 руб.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
6. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства), исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
Судья
Г.Н.ПОДГОРНОВА
Г.Н.ПОДГОРНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)